Влияние игровой аддикции на социализацию младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель - изучить влияние игровой аддикции на социализацию детей младшего школьного возраста.
Задачами работы являются:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме
2. Изучить особенности младшего школьного возраста и специфику социализации на данном возрастном этапе

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗАРСТА…………….5
1.1. Характеристика младшего школьного возраста………………….5
1.2. Особенности социализации в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………..8
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………
2. ФЕНОМЕН ИГРОВОЙ АДДИКЦИИ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………
2.1. Феномен игровой аддикции…………………………………………...
2.2.Факторы, влияющие на формирование игровой аддикции…………
2.3. Теоретическое исследование игровой аддикции у детей младшего школьного возраста………………………………………………………….
2.4. Теоретическое исследование влияния зависимости от компьютерных игр на социализацию детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 46.43 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра психологии образования

 

 

 

 

Влияние игровой  аддикции на социализацию младших школьников

 

Курсовая работа

 

 

 

 Исполнитель:

                                                                    Селезенева Алёна Андреевна

                                                      Студент 201 группы

         Специальность «Педагогика и 

                                          психология»

                                                                   _______________________

                                                                 подпись

                                                                                  Научный руководитель:            

                                                                               Рыбакова Елена Николаевна,

                                                                                  кандидат психологических

                                                 наук, доцент

                                                                          _______________________

                                                                        подпись

 

Екатеринбург 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1.ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗАРСТА…………….5

1.1. Характеристика младшего школьного возраста………………….5

1.2. Особенности социализации в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………..8

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………

2. ФЕНОМЕН ИГРОВОЙ АДДИКЦИИ  И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗЛИЧНЫЕ  СФЕРЫ ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………

2.1. Феномен игровой аддикции…………………………………………...

2.2.Факторы, влияющие на формирование игровой аддикции…………

2.3. Теоретическое исследование игровой аддикции у детей младшего школьного возраста………………………………………………………….

2.4. Теоретическое исследование влияния зависимости от компьютерных игр на социализацию детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕИЕ…………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Научно-технический прогресс XX – XXI века, в частности бурное развитие информационно-компьютерных технологий, привело к тому, что персональный компьютер на данный момент способен решить широкий спектр задач и объединяет в себе множество возможностей, поэтому он  стал неотъемлемым атрибутом повседневности современного человека. Более того, современного ребенка, структуру досуга которого существенно изменила компьютеризация.

Именно компьютерные игры стали обязательным элементом досуговой деятельности многих детей и подростков, что не может не иметь за собой определенных последствий. В том числе и явление игровой аддикции, которая негативно влияет на становление личности ребенка.

В 1989 году термин «аддикция» был впервые использован применительно  к взаимодействию человека с компьютером  М. Шоттоном.(9) Дальнейшими изучениями данного явления занялись в 90-х годах (В. Бреннер, М. Гриффитс, Р. Дэвис, Л. Н. Юрьева и другие).

 На данный момент очевидно, что большинство работ (И. Голдберг, К. Янг, А. Е. Войскунский и другие) посвящены проблеме Интернет-аддикции, в то время как проблеме игровой компьютерной аддикции внимания уделено меньше, чем того требует сложившаяся ситуация.

Необходимо отметить также  и то, что с течением времени  возрастные границы детей с игровой аддикцией снижаются. Среди игровых аддиктов достаточно большое количество детей младшего школьного возраста.(ссылка), однако именно эта возрастная группа чаще остается вне внимания исследователей.

Специфика взаимодействия детей  и подростков с компьютеров отражена в исследованиях М. Коула, С. Пейперта, Ш. Текла, А. В. Беляева, С. Л. Новоселовой и других. Однако существование психологической зависимости от компьютерных игр и использования интернета все еще вызывает сомнения у некоторых специалистов. Поэтому на данный момент присутствует необходимость исследования данного феномена.

Объектом работы выступает  социализация младших школьников.

Предметом является влияние, оказываемое игровой аддикцией на социализацию детей младшего школьного возраста.

Исследуя данную проблему, мы ставим перед собой цель изучить  влияние игровой аддикции на социализацию детей младшего школьного возраста.

Задачами работы являются:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме
  2. Изучить особенности младшего школьного возраста и специфику социализации на данном возрастном этапе
  3. Обобщить теоретические представления о феномен игровой аддикции, накопленные в области отечественной и зарубежной психологии
  4. Рассмотреть влияние компьютерной зависимости на становление личности ребенка

Методологическая  основа исследования, методы исследования?

Работа состоит из двух глав теоретического характера, заключения, списка используемой литературы.

Перспективы мы видим в  дальнейшем исследовании влияния игровой  аддикции на различные сферы жизни  детей и подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Характеристика младшего  школьного возраста

 

В настоящее время младший школьный возраст (англ. Midchilhood – среднее детство) принято определять, как возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в I-III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В других странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (например, во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11 –летний возраст). Как особый период детства младший школьный возраст выделился сравнительно недавно, когда в экономически развитых странах основная масса детей стала обучаться в неполной или полной средней школе. (БПС 1)Таким образом, можно сказать, что возрастные границы определяются именно обучением ребенка в начальной школе.

  По мнению Л.С. Выготского  школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом (2), называемым кризисом 7 лет, в ходе которого происходят значительные изменения в личности ребенка,  так происходит дифференциация внутренней и внешней ее сторон. Проявляется это в потере детской непосредственности, в поступки вносится интеллектуальный момент, он вклинивается  между переживанием и непосредственным поступком. Также в ходе кризиса у ребенка формируется осознание своего социального «Я» и завершается таким новообразованием как сформированная внутренняя позиция школьника.(5)

Д.Б. Эльконин  говорит  о том, что поступление в школу коренным образом изменяет положение ребенка в обществе. Дети начинают новую, общественную по своему содержанию и по своей функции, деятельность - деятельность учения, которая становится ведущей в данном возрасте. (3) Однако, употребляя термин «ведущий вид деятельности», не стоит забывать, что ведущая не значит единственная, другие виды деятельности после их появления имеют место быть, находятся во взаимодействии, конкуренции между собой. В том числе игра не исчезает из жизни младшего школьника, она претерпевает существенные изменения в сравнении с игрой у дошкольника. Так Л.С. Выготский отмечал, что в любой игре есть воображаемая ситуация, которая у дошкольников задается различными внешними атрибутами, у младших школьников нет необходимости в них. Воображаемая ситуация реализуется через правила.

 Их позиция в жизни, все отношения со сверстниками и взрослыми, в семье и вне ее определяются теперь тем, как они выполняют свои первые, новые и важные общественно значимые обязанности.(3)

Ребенок в данном возрасте устанавливает разнообразные социальные связи. Очень значимой личностью  становится учитель, отношения со сверстниками также меняются, теперь они совместно  усваивают знания. Ж. Пиаже утверждал, что «такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой. Только благодаря разделению точек зрения равных ребёнку лиц – сначала других детей, а позднее, по мере взросления ребёнка, и взрослых, подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, логический и нравственный реализм».

З. Фрейд  в рамках психоаналитической теории выделял стадии психосексуального  развития, где младшему школьному  возрасту соответствует латентный  период (скрытый). Данный период характеризуется  тем, что энергия либидо (психическая  энергия, лежащая в основе основных влечений человека) дремлет и внимание направлено на развитие интересов и  навыков контакта со сверстниками. (реан)

Э. Эриксон разработал теорию психосоциального развития, где он  акцентирует внимание на роли социальных взаимодействий в формировании личности. В частности на стадии трудолюбия и чувства неполноценности, возрастные границы которой 6-12 лет чувство  «Я» обогащается за счет роста  компетентности ребенка в различных  областях, которая развивается в  школе, дома и среди сверстников. Все большее значение приобретает  сравнение себя со сверстниками, однако в таких случаях сильный вред может нанести негативное оценивание себя по сравнению с другими. (крайг)

На психическую жизнь ребенка, оказывает влияние второй физиологический криз, приходящийся на возраст  7 лет, во время которого происходит интенсивное биологическое развитие организма, а именно происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. После 7 лет биологическое развитие идет равномерно. Таким образом, изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка происходит одновременно с перестройкой всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.

Однако, установлено, что  физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников.(4)

Необходимо также указать, что не только физиологические изменения  определяют важнейшие изменения  в развитии психики, но и учебная  деятельность, которая становится ведущей  в младшем школьном возрасте. Интенсивно преобразуются познавательные процессы, которые приобретают опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. У ребенка развивается способность управлять мышлением, вниманием, памятью, он овладевает своими психическими процессами. Таким образом, происходит опроизволивание психических процессов.

Обращаясь вновь к Ж.Пиаже, в частности к его когнитивной  теории, можно увидеть, что младший школьный возраст совпадает со стадией конкретных операций, границы которой 5/7 -12 лет. Мышление на данном этапе постепенно превращается в логическое, становится обратимым, более гибким и сложным. Дети в этом возрасте способны устанавливать причинно-следственные связи, а также делать логические умозаключения. Согласно Пиаже, дети приобретают эту более сложную и тонкую форму мышления в процессе активного исследования физической среды, задавая себе вопросы и в основном находя на них ответы.(6)

Обращаясь к вопросу о  внимании, следует отметить, что на данном этапе у детей очень слабая произвольность внимания и более развито непроизвольное внимание. Также внимание в этом возрасте характеризуется сравнительно небольшой устойчивостью.

Такие психические процессы, как память и восприятие в младшем  школьном возрасте становятся значительно  более управляемыми. Д. Б. Эльконин по этому поводу говорил: «Память становится мыслящей, а восприятие – думающим». Однако, такой вид памяти как образная память, которая является ведущей, наряду с эмоциональной в данном возрасте, плохо поддается управлению и то, что ребенок отчетливо помнит яркое и неординарное не является показателем хорошей памяти. Таковым показателем может считаться память на слова, а для детей младшего школьного возраста характерно механическое запечатление словесной информации. (7)

Обращаясь к воображению  младшего школьника, можно увидеть  такую тенденцию его развития – переход к более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации. (8)

Обобщив все сказанное  выше, можно сказать, что младший  школьный возраст – это возраст  кардинальных изменений и интенсивного развития. Учебная деятельность, которая теперь является ведущей, предъявляет высокие требования к произвольному поведению. Главным новообразованием данного возрастного этапа является произвольность.

Информация о работе Влияние игровой аддикции на социализацию младших школьников