Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе у детей дошкольного возраста 11
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей дошкольного возраста в природе 3
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62
В основу содержания программы Н.Н.Кондратьевой «Мы» положены представления о живом организме: знания о целостности и системных свойствах живого, о приспособлении живых существ к среде обитания, о существовании организма в условиях экосистемы. Цель программы формирование экологической воспитанности, которая проявляется в доброжелательном отношении ребенка к живым существам, эмоциональной отзывчивости на их состояние, интересе к природным объектам, желании и умении заботиться о живом, создавать необходимые условия для жизни растений и животных. Автор придерживается мнения, что знания лежат в основе экологического сознания, которое, в свою очередь, помогает ребенку осмыслить роль человека в природе, понять, что он часть природы.
Программы Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и С.Н. Николаевой «Юный эколог» раскрывают основное содержание экологической культуры детей. Дошкольников знакомят с многообразием растений и животных. Объекты неживой природы рассматриваются авторами как сами по себе, так и как компоненты среды жизни живых организмов. Ознакомление с экосистемами (луг, поле, лес, водоем) способствует формированию у детей представлений о взаимосвязях, существующих в природе.
Программы Т.В. Шпотовой «Цвет природы», «Времена года» призваны познакомить дошкольников с миром живой природы, вызвать чувство восхищения его красотой и гармоничностью, сформировать навыки создания творческих работ, отражающих отношение ребенка к природным объектам и явлениям. По мнению автора, чувство восхищения природным миром - путь к формированию личности с природоориентированным мировоззрением.
Программа «Паутинка» Ж.Л. Васякиной
направлена на развитие у ребенка
мышления на основе формирования социально-экологического
идеала - образа совершенства экологической
среды и социально-
Выводы по 1 главе
В связи с поставленной целью, в первой главе исследования рассмотрена сложившаяся экологическая обстановка в мире, которая ставит перед человечеством важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встал вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений.
У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счёт экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооружёнными помимо знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребёнка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.
Поэтому мы, взрослые, должны
следить, чтобы ребенок с раннего
возраста сочувственно, гуманно относился
к любой форме жизни, чтобы
дети привыкали и приучались заботиться
обо всём, что видят вокруг себя,
беречь не только свою красивую игрушку,
но и всё, что их окружает – в
природе всё красивое и интересное.
Природа помогает нам жить и радует
нас, поэтому в детях необходимо
воспитывать экологическую
Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных учённых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания.
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня
сформированности
В предыдущей главе были рассмотрены теории воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста. Для проверки эффективности разработанного комплекса был проведён педагогический эксперимент.
Приступая
к констатирующему
Экологические
знания – это, прежде всего, знания
о взаимосвязи между растениями
и животными и средой их обитания;
между людьми, животными и растениями,
а также способами
Констатирующий эксперимент проводился на базе ДОУ Д/С № 1637 г. Москвы.
Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.
Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Экологическая воспитанность
является результатом присвоения дошкольниками
ценностей экологической
Изучение своеобразия
экологического воспитания детей как
ценностного отношения к
Ценностное отношение
к природе предполагает понимание
ребенком ее ценности и значения для
человека, наличие интереса к природным
объектам и деятельности с ними,
осознание необходимости
1. Выявление
особенностей ценностного
Задание 1.1 Изучение особенностей понимания детьми ценности природных объектов. Ребенку задаются вопросы:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми
существами тебе нравится
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди
прожить без животных и
Задание 1.2. Выявление наличие у дошкольников интереса к природным объектам и деятельности с ними. Выяснялось, есть ли у ребенка дома животные и растения, и затем предлагалось решить ситуацию:
«Что бы ты хотел получить в подарок на день рождения - живое существо или игрушку? Почему?»
Задание 1.3. Изучение представления
детей о правилах и нормах отношения
к природе и понимание
Задание 1.4. Определить, каково вербальное отношение ребенка к живому объекту в ситуации выбора. Дошкольнику предлагалась ситуация, в которой герой делает выбор между помощью живому существу и более приятным для себя делом. Затем задаются вопросы:
«Хорошо ли поступил герой?», «Как бы ты поступил на его месте?», «Какие добрые дела ты делал для животных и растений?».
Через некоторое время
создается аналогичная
Задание 1.5. Выявление представлений детей о живом и влияние этих представлений на развитие ценностного отношения детей к природе.
При выполнении упомянутых заданий фиксировалось:
2. Изучение
особенностей проявления
Задание 2.1. Выявление характера отношения детей к животным и растениям: его активность, избирательность, устойчивость, осознанность - в естественных условиях. Используется наблюдение за отношением детей к природным объектам в группе и на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий в парк.
Задание 2.2. Изучение характера
отношения детей к животным и
растениям в специально созданных
условиях. Использовалось наблюдение
за отношением детей к живым существам
в комнате природы. Созданные
условия заключались в том, что
некоторые из живых существ нуждались
в помощи (нужно было полить растения,
удалить с них пыль, покормить
морскую свинку и попугаев, убрать
их клетки и т.п.) и для этого
были приготовлены необходимые средства;
в комнате размещаются
Если ребенок самостоятельно не замечал необходимость помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов и выясняется:
- как себя чувствует живой объект,
- как ребенок это узнал,
- как ему можно помочь,
- хотел бы ребенок помочь растению или животному.
Задание 2.3. Изучение особенностей практической деятельности детей в природе - осуществление ухода за растениями (полив, рыхление, удаление пыли).
При выполнении детьми данных заданий фиксируется:
А) эмоциональные и речевые реакции по отношению к объектам природы; позитивные и негативные проявления отношения к живым существам,
Б) интерес к животным и растениям и деятельности с ними,
В) инициатива в стремлении
самостоятельно помочь нуждающимся
в помощи животным и растениям; отношение
ребенка к предложению
Г) осознает ли ребенок направленность ухода на создание условий для жизни живого; использует ли он представления о растениях и животных как живых существах при определении их состояния и выборе способа оказания им помощи,
Д) качество полученного ребенком результата ухода,
Е) совпадает ли вербальное и реальное отношение детей к природе.
Результаты выполнения данных
заданий позволяют получить картину
своеобразия и уровневых
Оценить уровень экологической воспитанности возможно на основе наличия у детей:
2. Экологических представлений о животных и растениях как живых существах, сложившихся в природе связях, ценности объектов природы вытекающих из этого нормах отношения к ним,
3. Практических умений, позволяющих ребенку осуществить уход за животными и растениями и проявить гуманное отношение к ним в деятельности.
По итогам выполнения эксперимента
старшие дошкольники были распределены
по уровням экологической
Дети, отнесенные ко 2 уровню (в среднем 40%), отличаются положительным отношением к природе избирательной направленности, распространяющимся на отдельные привлекательные живые объекты. Характерно расхождение вербального и реального поведения в природе. В уходе за живыми объектами дети увлекаются процессом, не нацелены на результат, поскольку не осознают до конца его направленности.
Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста