Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе у детей дошкольного возраста 11
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей дошкольного возраста в природе 3
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62

Вложенные файлы: 1 файл

ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu_-_diplom_ispravlennyy.docx

— 181.04 Кб (Скачать файл)

В основу содержания программы  Н.Н.Кондратьевой «Мы» положены представления  о живом организме: знания о целостности  и системных свойствах живого, о приспособлении живых существ  к среде обитания, о существовании  организма в условиях экосистемы. Цель программы формирование экологической  воспитанности, которая проявляется  в доброжелательном отношении ребенка  к живым существам, эмоциональной  отзывчивости на их состояние, интересе к природным объектам, желании  и умении заботиться о живом, создавать  необходимые условия для жизни  растений и животных. Автор придерживается мнения, что знания лежат в основе экологического сознания, которое, в  свою очередь, помогает ребенку осмыслить  роль человека в природе, понять, что  он часть природы.

Программы Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и С.Н. Николаевой «Юный эколог» раскрывают основное содержание экологической культуры детей. Дошкольников знакомят с многообразием растений и животных. Объекты неживой природы рассматриваются авторами как сами по себе, так и как компоненты среды жизни живых организмов. Ознакомление с экосистемами (луг, поле, лес, водоем) способствует формированию у детей представлений о взаимосвязях, существующих в природе.

Программы Т.В. Шпотовой «Цвет  природы», «Времена года» призваны познакомить дошкольников с миром  живой природы, вызвать чувство  восхищения его красотой и гармоничностью, сформировать навыки создания творческих работ, отражающих отношение ребенка  к природным объектам и явлениям. По мнению автора, чувство восхищения природным миром - путь к формированию личности с природоориентированным мировоззрением.

Программа «Паутинка» Ж.Л. Васякиной  направлена на развитие у ребенка  мышления на основе формирования социально-экологического идеала - образа совершенства экологической  среды и социально-экологических  отношений и разумного отношения  к миру и к себе как жителю планеты Земля. Цель достигается через решение комплекса задач: формирование осознания экологической ценности природы в ее единстве с человеком; формирование знаний о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растении; идентификация «себя» с представителями живой природы; воспитание чувства сопереживания ко всему живому, которое в дальнейшем трансформируется в сочувствие, а затем в содействие.

 

 

Выводы по 1 главе

 

В связи с поставленной целью, в первой главе исследования рассмотрена сложившаяся экологическая обстановка в мире, которая ставит перед человечеством важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро  встал вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений.

У нынешнего поколения  эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно  за счёт экологического воспитания подрастающего  поколения, которое должно проводиться  высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооружёнными помимо знаний, рядом эффективных  методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребёнка, развивать все  компоненты экологической культуры как качества личности в части  общей культуры человека.

Поэтому мы, взрослые, должны следить, чтобы ребенок с раннего  возраста сочувственно, гуманно относился  к любой форме жизни, чтобы  дети привыкали и приучались заботиться обо всём, что видят вокруг себя, беречь не только свою красивую игрушку, но и всё, что их окружает – в  природе всё красивое и интересное. Природа помогает нам жить и радует нас, поэтому в детях необходимо воспитывать экологическую культуру, умение вести себя в природе –  в окружающей среде, учить осознавать себя частичкой природы.

Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах  известных учённых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и  методы, а также  содержание экологического воспитания.

 

 

 

 

 

Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного  возраста экологической культуры

 

2.1. Выявление уровня  сформированности экологических  знаний у детей дошкольного  возраста

 

В предыдущей главе были рассмотрены теории воспитания экологической культуры у детей  дошкольного возраста. Для проверки эффективности разработанного комплекса  был проведён педагогический эксперимент.

Приступая к констатирующему эксперименту, следует отметить, что экологическая  культура имеет отчётливые внешние  проявления, а именно: ценностное отношение  к природе, к себе и к другим людям как части природы, к  вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе  базируется на элементарных знаниях, которые  и обозначают мотивы поступков и  поведение дошкольников.

Экологические знания – это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования  природных ресурсов. Обязательным компонентом  процесса формирования экологической  культуры являются знания и умения, а конечным результатом – соответствующее  отношение к окружающему миру.

Констатирующий  эксперимент проводился на базе ДОУ Д/С  № 1637 г. Москвы.

Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.

Целью констатирующего  эксперимента было выявление показателей  воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного  возраста.

Экологическая воспитанность  является результатом присвоения дошкольниками  ценностей экологической культуры в ходе экологического образования  и выражающееся в гуманно-ценностном отношении к природе как качественном преобразовании освоенных ребенком экологических представлений, умений осуществления деятельности в природе и накопленного эмоционального опыта отношения к живым существам.

Изучение своеобразия  экологического воспитания детей как  ценностного отношения к природе  и определение ее уровневых проявлений как единство содержания и формы  проявления включает когнитивно-эмоциональный  и поведенческий компоненты.

Ценностное отношение  к природе предполагает понимание  ребенком ее ценности и значения для  человека, наличие интереса к природным  объектам и деятельности с ними, осознание необходимости соблюдения правил и норм гуманного взаимодействия с животными и растениями.

1. Выявление  особенностей ценностного отношения  к природе в суждениях детей определяет цели следующих заданий.

Задание 1.1 Изучение особенностей понимания детьми ценности природных  объектов. Ребенку задаются вопросы:

- Любишь ли  ты животных и растения?

- С какими живыми  существами тебе нравится встречаться,  с какими не нравится? Почему?

- Зачем нужны  животные и растения?

- Могут ли люди  прожить без животных и растений?

Задание 1.2. Выявление наличие  у дошкольников интереса к природным  объектам и деятельности с ними. Выяснялось, есть ли у ребенка дома животные и растения, и затем предлагалось решить ситуацию:

 «Что бы  ты хотел получить в подарок  на день рождения - живое существо  или игрушку? Почему?»

Задание 1.3. Изучение представления  детей о правилах и нормах отношения  к природе и понимание значимости их соблюдения при взаимодействии с  животными и растениями. Дошкольнику  предлагалось ответить на вопрос: «Как нужно относиться к животным и растениям? Почему?», а затем оценить изображенные на картинках позитивные и негативные поступки детей в природе, и мотивировать свою оценку.

Задание 1.4. Определить, каково вербальное отношение ребенка к  живому объекту в ситуации выбора. Дошкольнику предлагалась ситуация, в которой герой делает выбор  между помощью живому существу и  более приятным для себя делом. Затем  задаются вопросы:

«Хорошо ли поступил герой?», «Как бы ты поступил на его  месте?», «Какие добрые дела ты делал  для животных и растений?».

Через некоторое время  создается аналогичная практическая ситуация, в которой дошкольнику  нужно было сделать реальный выбор  между игрой и помощью живому.

Задание 1.5. Выявление представлений  детей о живом и влияние  этих представлений на развитие ценностного  отношения детей к природе.

При выполнении упомянутых заданий фиксировалось:

    1. какие ценности природных объектов выделяются детьми, осознается ли ими самоценность живых существ,
    2.   изменяется ли отношение детей к объектам природы в зависимости от их внешней привлекательности,
    3.   является ли деятельность в природе и с ее объектами интересной для детей,
    4. каковые мотивы бережного и заботливого отношения к природе,
    5. опираются ли дошкольники на представления о животных и растениях как живых существах при раскрытии содержания правил о норм отношения к ним,
    6.   меняется ли аргументация оценки поступков в природе при предъявлении дошкольнику задания в нейтральной и личностной формах.

2. Изучение  особенностей проявления ценностного  отношения к природе и ее объектам в поведении детей, а именно:

Задание 2.1. Выявление характера  отношения детей к животным и  растениям: его активность, избирательность, устойчивость, осознанность - в естественных условиях. Используется наблюдение за отношением детей к природным объектам в группе и на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий в парк.

Задание 2.2. Изучение характера  отношения детей к животным и  растениям в специально созданных  условиях. Использовалось наблюдение за отношением детей к живым существам  в комнате природы. Созданные  условия заключались в том, что  некоторые из живых существ нуждались  в помощи (нужно было полить растения, удалить с них пыль, покормить  морскую свинку и попугаев, убрать их клетки и т.п.) и для этого  были приготовлены необходимые средства; в комнате размещаются материалы  для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и т.п. ), что позволяет создать для  детей ситуацию выбора.

Если ребенок самостоятельно не замечал необходимость помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов и выясняется:

- как себя чувствует  живой объект,

- как ребенок это узнал,

- как ему можно помочь,

- хотел бы ребенок помочь  растению или животному.

Задание 2.3. Изучение особенностей практической деятельности детей в  природе - осуществление ухода за растениями (полив, рыхление, удаление пыли).

При выполнении детьми данных заданий фиксируется:

А) эмоциональные и речевые  реакции по отношению к объектам природы; позитивные и негативные проявления отношения к живым существам,

Б) интерес к животным и растениям и деятельности с  ними,

В) инициатива в стремлении самостоятельно помочь нуждающимся  в помощи животным и растениям; отношение  ребенка к предложению взрослого  оказать помощь живому,

Г) осознает ли ребенок направленность ухода на создание условий для  жизни живого; использует ли он представления о растениях и животных как живых существах при определении их состояния и выборе способа оказания им помощи,

Д) качество полученного  ребенком результата ухода,

Е) совпадает ли вербальное и реальное отношение детей к природе.

Результаты выполнения данных заданий позволяют получить картину  своеобразия и уровневых проявлений экологической воспитанности детей  старшего дошкольного возраста.

Оценить уровень экологической  воспитанности возможно на основе наличия  у детей:

  1. Проявлений гуманного отношения к животным и растениям; доброжелательности и интереса к ним, стремления осуществить позитивное взаимодействие с живыми существами, оберегать живое и заботиться о нем.

2. Экологических представлений о животных и растениях как живых существах, сложившихся в природе связях, ценности объектов природы вытекающих из этого нормах отношения к ним,

3. Практических умений, позволяющих ребенку осуществить уход за животными и растениями и проявить гуманное отношение к ним в деятельности.

По итогам выполнения эксперимента старшие дошкольники были распределены по уровням экологической воспитанности. Для детей 1 уровня (в среднем 50%) характерно отсутствие интереса и выраженной положительной направленности отношения к природным объектам. Дети действуют в природе неосознанно, подражательно, присоединяются к неправильным поступкам других, соблюдают правила поведения только в условиях внешнего контроля. Представления о живом поверхностны, практические умения не сформированы.

Дети, отнесенные ко 2 уровню (в среднем 40%), отличаются положительным отношением к природе избирательной направленности, распространяющимся на отдельные привлекательные живые объекты. Характерно расхождение вербального и реального поведения в природе. В уходе за живыми объектами дети увлекаются процессом, не нацелены на результат, поскольку не осознают до конца его направленности.

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста