Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе у детей дошкольного возраста 11
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей дошкольного возраста в природе 3
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62
Музыкальная
деятельность содействовала проявлению
чувств словами звуков (шум воды,
шелест листья, вой ветра). В танцах
дети отображали движения животных, растений,
объектов неживой природы. Художественное
перевоплощение в образ из мира природы
давало возможности ребёнку
В дошкольном
учреждении есть хорошо оснащённый зал,
где проводились физкультурные
и эколого-оздоровительные
Для выполнения заданий формирующего эксперимента я сделала в группе экотеатр. Это дидактическое пособие, которое помогает развить экологическое мировоззрение и театральные способности детей. Он даёт возможность в игровой форме активизировать творческий потенциал детей. Детям очень нравится заниматься в этом театре.
Я уверена,
что проблему воспитания природолюбителей
можно и нужно решать с помощью
родителей. Я приглашала родителей
на занятия и праздники
В формирующем эксперименте я показала методику совершенствования реализации цели исследования, обозначила использованные средства работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и её содержание.
После завершения формирующего эксперимента, чтобы убедиться в эффективности использованных методик, был проведён контрольный эксперимент, по той же диагностической методике.
С целью отображения динамики сформированности экологических знаний у детей экспериментальной группы можно построить столбиковую диаграмму:
Сравнительный
анализ показал, что у детей экспериментальной
группы в ходе эксперимента значительно
повысился уровень
Анализ результатов экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанной методики совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная группа заметно улучшила свои результаты. Высокий уровень развития – до 40%, также возросли показатели среднего уровня до 60%. Низкого уровня развития не стало вообще – 0%.
В процессе работы в экспериментальной группе были замечены такие изменения:
- дети
заметно расширили свои
- у
них возрос интерес к объектам
и явлениям природно-
- появилось
желание соблюдать нормы и
правила поведения в
И, вообще, дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями.
Исходя
из анализа опытно-
- давать
детям систематические
- формировать
у детей систему элементарных
знаний о предметах и явлениях
природы, т.е. изучать сами
- развивать
моральные чувства,
- давать
экологические знания в
Следовательно, можно сделать выводы о правильности выдвинутой гипотезы и построении экспериментальной работы по воспитанию у детей экологической культуры.
Выводы по 2 главе
Проведение эксперимента
позволило выявить своеобразие
экологической воспитанности
1.В целом, дошкольникам
свойственно положительное
2.Отношение детей к
природе можно
3.Дети судят о ценности
природных объектов по степени
их внешней привлекательности,
возможности организации с
4.Для дошкольников характерна
нормативность отношения к
Характер отношения
Исходя из вышеизложенного,
можно сделать следующие
Заключение
У детей старшего дошкольного возраста возможно формирование экологической культуры. Экологическая культура дошкольника является результатом освоения им в ходе экологического воспитания доступного содержания ценностей экологической культуры и выражается в гуманно-ценностном отношении к природе.
Первым педагогическим условием для эффективного формирования экологической культуры детей является программа, включающая доступное для детей содержание экологической культуры и направленная на взаимосвязанное развитие всех компонентов, составляющих структуру экологической воспитанности. Программа включает доступные для детей экологические представления, умения разнообразных видов деятельности в природе, опыт гуманного отношения к ней; и его построения в программе с учетом динамики развития компонентов экологической воспитанности детей и связей между ними.
Первоначально дети осваивают
эмоционально привлекательное содержание:
знания о конкретных животных и растениях
как живых существах, ценности живого;
умения видов деятельности в природе,
позволяющих накапливать
На первом этапе осуществляется первоначальное накопление детьми эмоционально-ценностного гуманного опыта отношения к природе при активной обучающей роли взрослого. Достижение цели этапа обеспечивалось следующими педагогическими условиями:
1. Освоением содержания экологической программы, спецификой которого является конкретность знаний об особенностях животных и растений как живых существ, способах взаимодействия с ними и самоценности живого.
2. Преобладанием в образовательном процессе обучения, обеспечивающего единство освоения дошкольниками экологических знаний, умений взаимодействия с природой и положительных эмоциональных переживаний,
3. Демонстрацией педагогом гуманно-ценностного отношения к природе и ее объектам, эмоциональное «заражение» им детей,
4. Созданием в образовательной среде условий для эмоционально-насыщенного общения детей с животными и растениями, развития интереса к ним, накопления первоначального гуманно-ценностного опыта отношения к природе.
В результате работы обеспечивается
становление эмоционально-
На следующем этапе работа направлена на обогащение эмоционально-ценностного гуманного опыта взаимодействия детей с природными объектами. Педагогическими условиями достижения цели этапа являются:
В итоге работы на данном
этапе обеспечивалось формирование
базовых, содержательно-деятельных основ
экологической воспитанности
Применение данной последовательности работы обеспечивает постепенное нарастание экологической культуры дошкольника, что выражается в появлении все большей осознанности поведения, связанной с познанием разносторонней сущности живого, самостоятельности и свободы в различных видах экологической деятельности, усилении гуманистических позиций, возрастании активности, инициативности, ответственности при взаимодействии с живыми существами.
Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста