Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:36, реферат
Целью данной работы является изучение особенности экологической культуры и определение наиболее эффективных условий ее воспитания у детей дошкольного возраста.
Введение с.3
1. Теория экологического вос
1.1. Современное экологическое образование с.6
1.2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологическприроде с.9
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде с.12
1.4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе с.17
2. Экспериментальное исследование процесса воспитания экологической культуры у дошкольников
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний у дошкольников (методика и результаты констатирующего эксперимента) с.21
2.2. Методика совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у дошкольников (организация и содержание формирующего эксперимента) с.28
2.3. Анализ результатов исследования с.33
Выводы с.38 Библиография Приложение с.42
Во взаимодействии с
Глава 2. Экпериментальное
исследование процесса воспитания экологической
культуры у детей старшего дошкольного
возраста
2.1 Выявление уровня
В предыдущей главе были
Для осуществления
Приступая к констатирующему эксперименту, следует отметить, что экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.
Экологические знания – это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом – соответствующее отношение к окружающему миру.
Констатирующий эксперимент
За экспериментальную и
Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.
Целью констатирующего
Для констатирующего
Детей я тестировала
Задание 1
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисицы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению
Ребёнку предлагается взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учётом места проживания.
Потом предлагается взять
Затем берётся третья карта и из оставшихся фигурок ребёнок выбирает насекомых и размещает их на карте.
Если на столе остались какие-
После того как ребёнок
- Как называется животное (птица, насекомое)?
- Что ты можешь рассказать о нём?
- Твоё отношение к ним.
Задание 2
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонёк); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Называю ребёнку пять комнатных растений, предлагаю показать их.
- Какие условия необходимы для
жизни, роста и развития
- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
- Покажи, как правильно это надо делать (на примере одного растения).
- Для чего нужны людям
- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем предлагаю из
А) сначала деревья, потом
Б) лиственные и хвойные
В) ягоды и грибы (земляника, подберёзовик, клубника, лисичка);
Г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Задание 3
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование. Три баночки (песком, с камнями, с водой).
Предлагаю ребёнку определить содержимое баночки. После того как он назовёт объекты неживой природы, предлагаю ответить на следующие вопросы.
- Какие свойства песка ты
- Где и для чего человек использует песок?
- Какие свойства камней ты знаешь?
- Где и для чего человек использует камни?
- Какие свойства воды ты знаешь?
- Где и для чего человек использует воду?
Задание 4
Цель. Определить уровень знания времён года.
Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Спрашиваю у ребёнка, какое
время года ему нравится
Предлагаю нарисовать картинку,
где будет изображено это
Предлагаю назвать время года, которое наступит после его любимого времени года, потом, что последует за ним и т.д.
Затем предлагаю ответить на вопрос «Когда это бывает?»:
- Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
- С деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края.
- На деревьях распускаются
Задание 5
Цель. Определить уровень отношения к миру природы.
Предлагаю детям ответить на следующие вопросы.
- Как ты помогаешь взрослым
ухаживать за домашними
- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?
- Что ты вместе с взрослыми
можешь сделать, чтобы на
- Как ты можешь помочь зимующим
птицам?
(дети сами «участники» этой ситуации)
«Представь себе, что мама дала
тебе деньги на мороженое
и предупредила: магазин вот-вот
закроется, поэтому поторопись…
Конечно, взрослому человеку
Часть детей не смогла
Анализ полученных данных
Специально созданные ситуации для выявления у детей
практических навыков бережного отношения к объектам природы
Животных уголка природы на короткое время оставляла без еды, загрязнила их воду невредными добавками, ставила в живой уголок горшок с цветком с сухой землёй. Каждому ребёнку индивидуально предлагала поухаживать за обитателями уголка природы.
Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста