Диагностика уровня развития социальной компетентности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить проблему социализации детей с последующей ее коррекцией.
В ходе исследования мы должны будем решить следующие задачи:
Сделать теоретический анализ проблемы;
Провести диагностическое исследование;
Разработать рекомендации для воспитателей и родителей;
разработать методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.

Содержание

Введение.…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические основы социализации ребенка………………… 7
1.1. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка мире…………………………………………………………………………………….…..7
1.2. Теоретические основы исследования……………………………………………13
1.3. Общение со сверстниками как фактор социального личностного развития детей………………………………………………………………………...…………….16
1.4.Проблемы социализации детей………. ………………………………………....23
1.5.Технические факторы, неблагоприятно влияющие на социальное развитие дошкольника……………………………………………………………………………..26
1.6. Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений………………………………………………………………………………..33
1.7. Социальное воспитание ребёнка в ДОУ...……………………………………….37
1.8. Игры в социально-личностном развитии дошкольников………………………40
Глава 2. Опытно-практическая работа.……………………………………………...…46
2.1. Диагностика уровня развития социальной компетентности дошкольников……………………………………………………………………………46
2.2.Формирование социальной компетентности ……………………………………53
2.3. Контрольная диагностика уровня социализации детей………………………...59
Заключение…………………………………………………………………………….....61
Библиография………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа - Социоигровая педагогика в воспитании дошкольников.docx

— 291.37 Кб (Скачать файл)

 

 

                                      

                                                Оглавление                                                            стр.

Введение.…………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Психолого-педагогические основы социализации ребенка………………… 7

   1.1. Социальная  психология детства в контексте  развития отношений ребенка мире…………………………………………………………………………………….…..7

   1.2. Теоретические  основы исследования……………………………………………13

   1.3. Общение  со сверстниками как фактор  социального личностного развития  детей………………………………………………………………………...…………….16

   1.4.Проблемы  социализации детей………. ………………………………………....23

   1.5.Технические факторы, неблагоприятно  влияющие на социальное развитие  дошкольника……………………………………………………………………………..26

   1.6. Психолого-педагогические  принципы воспитания межличностных  отношений………………………………………………………………………………..33

   1.7. Социальное воспитание  ребёнка в ДОУ...……………………………………….37

   1.8. Игры  в социально-личностном развитии  дошкольников………………………40

Глава 2. Опытно-практическая работа.……………………………………………...…46                                                                      

   2.1.  Диагностика  уровня  развития социальной компетентности  дошкольников……………………………………………………………………………46

   2.2.Формирование  социальной компетентности ……………………………………53

   2.3. Контрольная диагностика уровня социализации детей………………………...59

Заключение…………………………………………………………………………….....61

Библиография…………………………………………………………………………….63

Приложения………………………………………………………………………………65

Приложение 1…..………………………………………………………………………66

Приложение 2…………………………………………………………………………….67                                      

 

Введение

 

Сегодня социальное воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитие человека как субъекта деятельности. Основным содержанием воспитания, таким образом, становится обеспечение процесса социализации и саморазвитие на основе технологий и средств педагогической поддержки.

Социальное воспитание подрастающего поколения – задача всего общества, а не только того или иного образовательного ведомства.

Об эффективности воспитания в последнее время вообще перестали говорить, как будто в этом деле важен сам процесс, а результат не имеет значения.

В свое время известный врач Н.И. Пирогов отмечал: «Или согласовать нравственно религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества. Или переменить направление общества. Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе  неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдержать неровный бой».

Читая эти слова мы поймали себя на мысли: а ведь не так уж и плохо прекраснодушие, когда мы формируем основные направления воспитания в словах, образах и понятиях, не сообразующих с реальной деятельностью.

Мы выявили актуальность социального воспитания путем оценки настоящего воспитания и развития подрастающего поколения. У дошкольников в процессе социальной адаптации возникают проблемы социализации. А также проявляется социальная изоляция.

Таким образом, разрабатывая методику исследования, мы определили   объектной областью  социальную педагогику детства. Следовательно, объектом мы выделили социальное развитие дошкольника. Общение, как одно из средств социального развития детей является предметом нашего исследования.

Изучив научно-методическую литературу, мы увидели следующие проблемы: как влияет социоигровая педагогика на эффективность общения и самосознания дошкольника?

Определив, таким образом, проблему, мы высказали следующую гипотезу: если активизировать общение ребенка через игровую деятельность, то повысится его самооценка, поднимется уровень интеллектуальных возможностей ребенка.

Цель  исследования:  выявить проблему социализации детей с последующей ее коррекцией.

В ходе исследования мы должны будем решить следующие задачи:

  1. Сделать теоретический анализ проблемы;
  2. Провести диагностическое исследование;
  3. Разработать рекомендации для воспитателей и родителей;
  4. разработать методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.

Данная выпускная квалификационная работа содержит две структурные части: теоретическую часть и практическую.

Теоретическая часть содержит одну главу, в которой раскрываются такие  вопросы, как социальная психология детства, социальное воспитание дошкольников, социализация дошкольников. В том числе прослеживаются проблемы социализации дошкольников, выделяются технические факторы, неблагоприятно влияющие на социальное развитие детей. Общение является важным фактором в социальном становлении личности ребенка. Поэтому оно также имеет место в теоретической части.

Проблема социализации ребенка дает о себе знать. И нашей задачей является подобрать эффективные методы  в работе с детьми и обеспечить благополучное становление социальной личности дошкольника.

Опытно-практическая работа содержит в себе три этапа: вводный, основной и заключительный. Вводный этап включает в себя диагностику общего уровня развития социализации дошкольников. Целью данного этапа является выявление детей с индивидуальным отклонением в социальном развитии. Объединение проблемных детей в подгруппу. Задача второго этапа опытно-практической работы: разработка методических материалов, проведение занятий, игр, направленных на коррекцию проблемных дошкольников. Далее в заключительном этапе проводится контрольная диагностика, результатом которой является устранение индивидуальных отклонений в социальном развитии детей.

Продуктом опытно-практической работы является составление практического пособия для воспитателей и методистов ДОУ.

При написании выпускной квалификационной работы мы осуществили теоретический анализ использованной литературы.  В теоретическом анализе литературы  исследовали социализацию дошкольников и ее проблемы, а так же игры, повышающие общение ребенка со сверстниками. Изучали и анализировали научные труды российских и зарубежных ученых-исследователей, педагогов-психологов о сущности социального воспитания.

В ходе исследования мы применили методы беседы, анкетирования и наблюдения с целью выявления уровня социализации дошкольников, их взглядов на ближайшее окружение.

При написании теоретических исследований, мы проанализировали много разнообразной литературы. В большей части это были журналы «Дошкольное воспитание» и «Вопросы психологии». Очень примечателен журнал «Вопросы психологии». Одна из статей «Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развитие» полностью посвящена социальной психологии детства, его функциональным особенностям. В ней ярко нарисована картина детства на разных возрастных этапах. Другая статья выше названного журнала, «Проблема социальной изоляции детей» раскрывает такие важные понятия, как «социальная изоляция», «отчуждение», «застенчивость».

Не менее интересны журналы «Дошкольное воспитание». Например, в статьях «Родник. Программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста», «Программа социального развития»  были напечатаны и проанализированы разнообразные социальные программы. В том числе в статье «О социализации дошкольников» много внимания уделяется особенностям социализации дошкольников.

Также мы обратили внимание на статью «Социальное воспитание детей – фактор стабилизации общества», которая была напечатана в журнале «Педагогика» за 1998 год. В ней четко прослеживается актуальность и современные подходы в социальном воспитании и развитии детей.

Немаловажное значение имеет один из трудов немецкого психолога Клауса Фопеля « Как научить детей сотрудничать?». В нем представлен ряд практических материалов не только для работников ДОУ, но и родителей, лиц, занимающихся воспитанием детей.

                

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Психолого-педагогические основы  социализации ребенка

 

 

1.1 Социальная психология детства  в контексте развития отношений  ребенка в мире

 

Демократизация детской жизни, юридические свободы, зафиксированные в международных, государственных и других документах, - и ограничение (особенно в больших городах) пространства детской жизнедеятельности, фактическое лишение неотъемлемого права ребенка на игру, прежде всего, на традиционную для всех культур – игру со сверстниками.

Ценность детей и брака, формирование родительских установок и особой эмоциональной связи с ребенком, жизни семьи «ради детей» - и резкое снижение рождаемости, осознанное безбрачие: «ценность детей становится самостоятельным фактором, мотивирующим ограничение рождаемости – таков парадокс нашего времени».

Мы абсолютно согласны с В.В. Давыдовым, который подчеркивал, что для психологии «необходимо определить объективно возникающие общественные задачи, оказывающие влияния на общее психологическое развитие детей, а это в свою очередь предполагает изучение социально-психологических особенностей современной системы «ребенок-общество», разработку проблем истории детства» [16; 4]. 

Социальная психология детства рассматривает современное детство как результат социогенеза взаимоотношений детей и взрослых; ее предметом и выступают отношения, опосредствованные совместной деятельностью ребенка с миром, другими людьми (взрослыми и сверстниками), а также закономерности порождения этих отношений, их функционирование в конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Такое понимание предмета социальной психологии детства выдвигает на передний план рассмотрение и анализ взаимосвязей системообразующих категорий и понятий: «отношение», «совместная деятельность», «детская субкультура», «социогенез», «социальная ситуация развития», детская картина мира и прочее, важнейшим из которых является понятие «отношение». Категория «отношение», безусловно, представляет собой наиболее отвечающую задачам и наиболее приемлемую для разработки нового предмета – целостную в системном плане и индивидуализированную категорию, вбирающую в себя как социальное качество связей личности с другими людьми, так и субъективные предпочтения и установки по поводу явлений, событий, ценностей мира. Важнейшей формой существования отношений является психологическое пространство, т.е. протяженность, структурность, места их осуществления.

Другой важнейшей формой антологии отношений является время. Отношения, переживаемые ребенком, рассматриваются нами в трех временных формах: прошлого, настоящего и будущего. Таким образом, отношения в детстве представляют собой многовременную, иерархическую систему связей ребенка с миром, развивающуюся во времени и пространстве. Разработан ряд важнейших методологических принципов в феноменологии детских отношений:

  • Принцип смены социальных позиций в совместной деятельности, воплощенных  в методиках коллективисткой идентификации в группе дошкольников, младших школьников, подростков;
  • Принцип строения детской картины мира, реализованный в методе визуальной социальной психологии;

В центре внимания социальной психологии детства находятся социальные группы, в которые включен ребенок или с которыми он себя отождествляет. Это прежде всего семья и дошкольная группа а также детские игровые сообщества и своеобразные «виртуальные группы», которые ребенок подбирает сам в соответствии со своим желанием, возникающим у него в тех или иных жизненных обстоятельствах, макросоциальные группы (региона, населенного пункта, страны), с которыми ребенок себя идентифицирует. Системообразующим основанием для исследования генезиса отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям и к себе самому является совместная деятельность, которая представляет собой центральный момент всего исследования и опосредствующий фактор нарождения и развития системы отношений ребенка.

В социальной психологии детства социогенетическое исследование отношений ребенка осуществляется в двух направлениях: это изучения эволюции, во-первых, семейных отношений как иерархических связей, во-вторых, отношений равных партнеров в детском сообществе.

На основе регламентируемых взрослыми форм деятельности возникла детская группа – сообщество сверстников, объединенных совместной деятельностью и сопереживанием общих ценностей. Игра как нерегламентированная взрослыми совместная деятельность становится способом преодоления того разрыва межпоколенной связи взрослых и детей, который образовался в обществе на определенном этапе социогенеза в силу выделения и обособления мира детства и мира взрослости. Через игру дети в опосредованной форме включается в жизнь взрослых, удовлетворяя и собственную потребность в причастности к происходящему, что  является не просто моделированием смыслового поля взрослой деятельности, а свободным обращением с его содержанием.

Процесс автоматизации от мира взрослых в детских сообществах повлек за собой формирование собственного мира «для себя» - особого смыслового пространства ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляющих в той или иной конкретно исторической социальной ситуации развития, т.е. относительно независимой от взрослых детской субкультуры.

Информация о работе Диагностика уровня развития социальной компетентности дошкольников