Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 01:35, курсовая работа
Цель исследования: выявить проблему социализации детей с последующей ее коррекцией.
В ходе исследования мы должны будем решить следующие задачи:
Сделать теоретический анализ проблемы;
Провести диагностическое исследование;
Разработать рекомендации для воспитателей и родителей;
разработать методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
Введение.…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические основы социализации ребенка………………… 7
1.1. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка мире…………………………………………………………………………………….…..7
1.2. Теоретические основы исследования……………………………………………13
1.3. Общение со сверстниками как фактор социального личностного развития детей………………………………………………………………………...…………….16
1.4.Проблемы социализации детей………. ………………………………………....23
1.5.Технические факторы, неблагоприятно влияющие на социальное развитие дошкольника……………………………………………………………………………..26
1.6. Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений………………………………………………………………………………..33
1.7. Социальное воспитание ребёнка в ДОУ...……………………………………….37
1.8. Игры в социально-личностном развитии дошкольников………………………40
Глава 2. Опытно-практическая работа.……………………………………………...…46
2.1. Диагностика уровня развития социальной компетентности дошкольников……………………………………………………………………………46
2.2.Формирование социальной компетентности ……………………………………53
2.3. Контрольная диагностика уровня социализации детей………………………...59
Заключение…………………………………………………………………………….....61
Библиография………………………………
Можно обижать маленьких?
Ночь – часть суток или время года?
Облака бегут или плывут?
Помогаешь родителям?
Радуешься новым игрушкам?
Собака – друг человека?
Ты часто задаешь вопросы взрослым?
Учиться всегда пригодится?
Фломастерами что делают?
Хорошо ли ты отдохнул летом?
Цапля где живет?
Часто ты читаешь книги с взрослыми?
Шарами что можно украсить?
Щенки чьи дети?
Этажей сколько в твоем доме?
Юла – это игрушка?
Яблоки какого бывают цвета?
И ЭТО ХОРОШО, И ЭТО ПЛОХО
Воспитатель предлагает детям посмотреть на ручку с двумя колпачками. «Этот колпачок белый – он будет означать хорошо, этот колпачок черный – он будет означать плохо. Если ручка повернута белым колпачком кверху, нужно говорить – «хорошо», если черным – «плохо».
Выбирается тема, в которой дети способны выделить хорошее и плохое (время года, животные, бытовые приборы и т.д.). Например: тема «Лес». Ручка повернута белым колпачком вверх (лес – это хорошо, потому, что он очищает воздух). Передаем ручку Ане, поворачивая ее черным колпачком вверх. Аня должна объяснить, почему лес – это плохо. Например: «Лес – это плохо, потому что в нем можно заблудиться» и так далее.
«ДРУЗЬЯ»
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: учить детей доброжелательно относиться к детям и взрослым; развивать чувство уверенности в самом себе; развивать эмоциональную отзывчивость; учить общаться друг с другом.
МАТЕРИАЛ: фотографии друзей (животных, взрослых).
ХОД ЗАНЯТИЯ: Воспитатель начинает беседу с детьми.
Воспитатель: «Ребята, у вас сегодня хорошее настроение? (Дети отвечают). Да, я вижу по вашим глазам, что настроение у вас улучшилось. А вы знаете, почему? Потому, что у вас здесь есть друзья, и вы им очень рады. Вы чувствуете, что вы здесь не одни. А скажите, как вы понимаете, что такое друзья? (Отвечают дети). Как вы думаете, лучше иметь много друзей или одного? (Ответы детей). А кто может быть еще другом? (Ответы детей). Какими должны быть друзья? (Хорошими, добрыми, веселыми и т.д.). А если ваш друг будет плакать или будет в плохом настроении, что вы будете делать? (Обнимите, пожалеете, погладите). Правильно, друг всегда придет на помощь».
Воспитатель предлагает поиграть в игру.
Воспитатель: «Назовите по имени своих друзей». Дети выбирают тех, кого считают своими друзьями, называют их по имени, гладят по голове, жмут руку. И так, по кругу, проходят все играющие дети. Каждый ребенок выбирает своего друга и делает то же самое.
«ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛЬЦЕ»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: учить детей любить себя, свое тело. Помочь понять, что от слов хороших или плохих зависит здоровье, настроение. Помочь ближе познакомиться друг с другом, создать обстановку эмоционального комфорта.
МАТЕРИАЛ: корзинка с зеркалами, камешки желтого цвета (на каждого ребенка), костюм сказочницы; магнитофон, кукла «Чубчик»; большой мяч, карта звездного неба.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель (в костюме Сказочницы): «Знаю, что вы любите сказки. Сегодня я расскажу вам новую сказку (снимает ткань с карты звездного неба). Однажды все планеты и звезды собрались на космический совет. Они думали, что на Земле дети и их родители поссорились и решили помочь людям (они всегда были в плохом настроении и никогда не улыбались). Солнце сказало: «Давайте превратим главные силы в волшебных мальчиков и девочек и отправим на Землю». Звезды одобрительно замигали и растаяли в небе (закрывается карта).
Кукла «Чубчик»: «Здравствуйте, дети! Меня зовут «Чубчик». Я хочу с вами познакомиться. (знакомство). Давайте поиграем! Проводится психологическая игра «Ласковушка».
Дети с воспитателем бросают мяч друг другу, называя ласковым именем того, кому кидают мяч.
«Чубчик»: «Я принес волшебные зеркала (раздает детям), посмотрите в них, и вы увидите себя. Вы и есть самое дорогое, что есть на свете. Давайте выучим волшебные слова, которые вы будете говорить перед зеркалом:
Свет мой, зеркальце, скажи,
Правды путь мне укажи:
Кто на свете всех дороже,
Всех милее и пригоже?
Вижу, в зеркальце ответ:
«Пред тобою меркнет свет!
Каждый встречный и прохожий –
Для себя он всех дороже».
Любит пап и мам,
Но дороже всех – я сам!
«Чубчик» прощается с детьми.
Воспитатель: «Чубчик» оставил нам «живые» камешки (раздает). Если хотите увидеть «Чубчика», возьмите в руки камешек, сожмите его, представьте приближение «Чубчика», и он вновь придет к нам в гости.
«УТРЕННИЙ ТРЕНИНГ»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: воспитывать в детях потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним; эмоционально обогатить детей теплотой и поэзией; воспитывать добрые отношения.
МАТЕРИАЛ: картинка или веселая игрушка с движущимися руками, ногами, головой; веселый нарисованный радиоприемник.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель сообщает, что по радио передают веселую зарядку: «Давайте потренируем руки и туловище». Читает стихотворение А.Костецкого и вместе с детьми дополняет чтение жестами и движениями:
«Встать, как только солнце встанет, (руки тянут вверх),
И тихонечко к окошку руку луч к тебе протянет, (руки тянутся вперед),
Ты подставь скорей ладошку (подставляем ладошки солнышку),
Пусть тебя увидит мама и умытым, и обутым, (проводят ладонями по лицу,
Все прибрав, иди к ней прямо и скажи ей: «С добрым утром, мама!» (дети
А потом с улыбкой, с песней выйди к травам, людям, птицам
разводят руки в стороны),
И веселым, интересным день твой должен получиться (улыбаются друг другу).
Затем воспитатель предлагает поиграть в пальчиковую игру «Пальчики здороваются». На счет «раз, два, три, четыре, пять» поочередно соединяются пальцы обеих рук – большой с большим, указательный с указательным и так далее. Затем все вместе дети, шагая, произносят четверостишие: «Каждый день по утрам делаем зарядку. Мы сначала будем хлопать, а затем мы будем топать. А сейчас мы повернемся и все вместе улыбнемся».
Дети улыбаются и расходятся в игровые залы.
2.3 Контрольная диагностика уровня социализации детей
В заключительном третьем этапе мы провели среди испытуемых беседу, в ходе которой выявили окончательный уровень социализации дошкольников. На данном этапе опытно-практической работы мы решили определить самооценку дошкольников, исходя из того, что успешность социализации во многом зависит от самосознания, самооценки ребенка.
Беседа проводилась индивидуально с каждым испытуемым. Состояла она из трех основных вопросов. Перед беседой с испытуемым проводилась предварительная работа, цель которой познакомить ребенка с лестницей состоящей из трех ступенек, каждая из которых – это место где стоит сам ребенок.
Результаты беседы показали следующее.
100% испытуемых
поставили себя на первую
На какую ступень поставит тебя мама? 83% детей без сомнения указали на первую ступень. 17% отметили вторую ступень для детей с удовлетворительным поведением. На вопрос «Куда тебя поставит твой друг?» мнения у детей тоже разделились. 66,5% испытуемых детей не долго думая отметили первую ступень лестницы. И только 33,5% ребят указали на вторую (диаграммы опытно-практической работы третьего этапа смотри в приложении).
Необходимо отметить, что отвечая на вопросы, никто из испытуемых ребят не указал на третью ступень, которая предназначалась для плохих, не дисциплинированных детей.
Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: у испытуемых детей довольно высокая самооценка. Это положительно скажется на дальнейшей их социализации. Так как ребенок уверен в себе, своих силах, он без оглядки двигается вперед, познает все новое, открывает неизвестное, свободно чувствует себя не только среди сверстников, но и в кругу взрослых людей.
Заключение
Перед проведением исследования перед нами возникла проблема: влияет ли социоигровая педагогика на эффективность общения и самосознания дошкольника?
Теперь с уверенностью можно сказать: социоигровая педагогика положительно влияет не только на эффективность в общении, но и на повышение самооценки дошкольника.
Игра раскрепощает даже самого замкнутого ребенка и активизирует его общение со сверстниками. А в ходе общения обогащается его познавательная сфера развития. Отсюда следует, что если активизировать общение ребенка через игровую деятельность, то повысится его самооценка и активизируется познавательная деятельность.
Наша гипотеза полностью подтвердилась.
На основе изученного материала и с использованием выводов проведенного исследования мы составили практические советы – рекомендации для родителей, воспитателей и всех, кто связан с воспитанием детей.
Кроме этого нами разработано методическое пособие «Давайте жить дружно: развитие у детей коммуникативных способностей» для воспитателей и методистов ДОУ.
На наш взгляд, мы исследовали только малую часть из всей литературы, которая написана на тему социального воспитания. Эта тема настолько волнует педагогов и психологов, что они не останавливаются на достигнутом. И в свет выходят все новые и новые пособия, разработки, методики и программы в том числе.
Библиография
1. Абраменкова, В.В. Социальная
психология детства в
2. Арушанова, А.Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы/ А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 1998.№6. – С. 86-89.
Информация о работе Диагностика уровня развития социальной компетентности дошкольников