Цель экскурсии: Закрепление
знаний детей об изменениях в природе
зимой. Закрепление знаний детей о
зимних забавах.
В результате
проведенного наблюдения нами были получены
следующие данные, представленные на Гистограмме
3.
Гистограмма 3
Анализ результатов
исследования показал значительные
различия в развитии познавательной активности
у детей до коррекционной работы и после
нее.
Высокий уровень
познавательной активности наблюдается
у 10% испытуемых, что не наблюдалось на
этапе констатирующего эксперимента.
Никита Н., который до коррекционной работы
находился на среднем уровне развития
познавательной активности, после нее
перешел на высокий уровень. Это проявлялось
в следующем: многие вопросы были направлены
на выявление причинно – следственных
связей и закономерностей. Например: «Почему
солнце зимой не видно, а летом видно?».
Встречались цепочки из 3 вопросов.
Например, «А как лёд делают? А почему дети
катаются по льду и не проваливаются? А
весной могут провалиться?» также наблюдались
вопросы на выявление качественных характеристик.
Например, «Почему зимой так холодно?».
Никита Н. проявлял активное стремление
в обсуждение вопроса, стремился к взаимодействию
с взрослым.
Средний
уровень развития познавательной
активности наблюдается у 60 %
детей, что на 14% выше, чем до коррекционной
работы. Ваня В. и Захар Р., которые
на этапе констатирующего эксперимента
находились на низком уровне,
проявляли очень низкую познавательную
активность, после проведенной коррекционной
работы стали более активными
и заинтересованными, задавали вопросы,
направленные на выяснение качественных
характеристик предметов. Например:
Ваня В.: «Почему зимой небо
серое?». В речи дошкольников
встречаются цепочки вопросов
из одного – двух вопросов.
Например: Захар Р. «А чем питается
белка зимой? А ей не холодно
зимой?»
Количество
детей с низким уровнем составило
40%, однако их количество сократилось
на 24%. Эти дети по-прежнему отличаются
низкой самостоятельностью при
решении вопросов, количество вопросов
в среднем 1 – 3. Некоторые дошкольники
были не заинтересованы в получении
ответа на поставленный вопрос.
К ответу на него относились
равнодушно. Стремления к взаимодействию
с взрослым после получения
ответа наблюдалось только у
одного ребенка. Получив ответ
на вопрос: «Как называется эта
птичка? (показывая на воробья), Ксюша
Ш. спрашивает: «А какие еще птички
есть?»
Таким
образом, анализируя полученные
данные по результатам констатирующего
и контрольного экспериментов, можно
говорить о том, что уровень
развития познавательной активности
у дошкольников экспериментальной
группы после проведения коррекционно-педагогической
работы повысился. Об этом свидетельствует
большее количество задаваемых вопросов,
содержание вопросов в основном направлено
на выявление причинно – следственных
связей, в речи детей встречаются цепочки
из 2 – 3 вопросов, ярче выражена потребность
в воспитательно – познавательном взаимодействии.
Выводы:
По окончанию реализации
целенаправленно разработанной коррекционно
– педагогической работы дети экспериментальной
группы показали результаты выше, чем
при первичном исследовании.
Изменение количественных показателей:
большее количество детей оказалось на
среднем уровне, низкий уровень выявлен
был меньше.
Изменения качественных показателей:
- дети стали задавать
большее количество вопросов, содержание
вопросов в основном направлено
на выявление причинно – следственных
связей, в речи встречаются цепочки
из 2 – 3 вопросов. Познавательная самостоятельность
достаточная, дети вступают в
активное обсуждение вопроса. Ярче
выражена потребность в воспитательно–познавательном
взаимодействии;
- направленность интересов
значительно шире, дети интересуются
разными видами деятельности: игровой,
трудовой, творческой, учебной. Предпочтение
отдают как игровой, так и учебной
деятельности.
Полученные
результаты свидетельствуют об эффективности
проведенной коррекционно – педагогической
работы по развитию познавательных интересов
у старших дошкольников с задержкой психического
развития при реализации образовательной
области «Познание», направленной на «Формирование
целостной картины мира, расширение кругозора
детей».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема
формирования устойчивого познавательного
интереса приобретает особую актуальность
применительно к дошкольникам с задержанным
психическим развитием.
В психолого
– педагогической литературе имеются
многочисленные данные, подчеркивающие
роль устойчивого познавательного интереса
при подготовке ребенка к школьному обучению.
Он является основой всей воспитательной
работы с детьми в дошкольный период, так
как воспитание у ребенка внутренней
потребности в знаниях является важным
моментом при подготовке его к школе.
Выявленные
нами особенности сформированности познавательных
интересов, характеризующиеся недостаточным
уровнем сформированности познавательной
активности, низкой любознательностью,
узкой направленностью интересов позволили
судить о необходимости проведения специальной
коррекционно – педагогической работы
в данном направлении.
С целью
развития познавательных интересов нами
был подобран комплекс дидактических
игр, направленный на повышение познавательной
активности, любознательности и расширению
направленности интересов, который использовался
в процессе реализации образовательной
области, направленной на «Формирование
целостной картины мира, расширение кругозора
детей».
Результаты
контрольного исследования
свидетельствуют о позитивных сдвигах
в развитии познавательных интересов
старших дошкольников с задержкой психического
развития, что говорит об эффективности
проведенной коррекционно – педагогической
работы с применением дидактических игр.
Таким образом,
представленные в ходе исследования задачи
решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Дидактическая игра может быть использована
как средство развития познавательных
интересов старших дошкольников с задержкой
психического развития. Поставленные
в ходе исследования задачи решены, гипотеза
нашла свое подтверждение.
Библиография
1. Алябьева Е.А. Итоговые
дни по лексическим темам: Планирование
и конспекты: Кн. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2007. –
208 с.
2. Алябьева Е.А. Итоговые
дни по лексическим темам: Планирование
и конспекты: Кн. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2007. –
224 с.
3. Алябьева Е.А. Итоговые
дни по лексическим темам: Планирование
и конспекты: Кн. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2007. –
208 с.
4. Ананьев, Б.Г. Познавательные
потребности и интересы / Б.Г. Ананьев /
Уч. зап. ЛГУ, № 265; вып. 16, Психология.
– Л., 1959. – 120 с.
4. Артемова Л.В.
Окружающий мир в дидактических играх
дошкольников: Кн. для воспитателей дет.
сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
– 96 с.: ил.
5. Арушанова А.
Г. Игра, ее значение в
развитии речи //Дошкольное воспитание.
– 1986. - №3 – с. 4.
6. Баранова Э.А. Диагностика
познавательного интереса у младших школьников
и дошкольников. – СПб.: Речь. 2005. – 128 с.
7. Бондаренко А. Дидактические
игры в детском саду. – М.: «Просвещение»,
1991. – 160с.
8. Борякова Н.Ю. Ступеньки
развития. Ранняя диагностика и коррекция
задержки психического развития у детей.
Учебно – методическое пособие. – М.: «Гном
– Пресс», 2000. – 64 с.
9. Бочкарева Л.
О проблемах дидактической
игры // Дошкольное воспитание.
– 1987. - №7 – с. 45.
10. Васильева А.И. Совершенствование
обучения в детском саду. – Мн.: Нар. Асвета,
1980. – 95 с.
11. Воспитателю о работе с семьей.
Пособие для воспитателей дет.сада./ Л.В.Загик,
Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред.
Н.Ф.Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
– 192 с.: ил.
12. Выготский, Л.С. Мышление
и речь / Л.С. Выготский. – Собр. соч.:
В 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – т. 4. – 432 с.
13. Ганошенко Н.И., Юркевич
В.С. О развитии познавательной потребности
у дошкольников // Новые исследования в
психологии. М., 1983. №1. с. 47 – 52.
14. Годовикова Д.Б. Как измерить
«детскую любознательность» // Семья и
школа.1985.№ 10. с.34 – 36.
15. Голубева А.Н. Психологические
особенности проявления настойчивости
у детей дошкольного возраста: Канд. дис.
– М., 1985.
16. Гризик Т.И. Познаю мир: Метод.
Рекомендации для воспитателей, работающих
по программе «Радуга». –М.: Просвещение.2000.
– 160 с.
17. Диагностика и коррекция
задержки психического развития у детей:
Пособие для учителей и специалистов коррекционно
– развивающего обучения / Под ред. С.Г.
Шевченко. – 2 – е изд., испр. И доп. – М.:
АРКТИ, 2004. – 224 с.
18. Дидактические игры и упражнения
по сенсорному воспитанию дошкольников./Под
ред. Л.А. Венгенр. – М., Малыш,1994.-110 с. С
ил.
19. Дрязгунова В.А. Дидактические
игры для ознакомления дошкольников с
растениями: Пособия для воспитателей
дет. Сада. – М: Просвещение, 1981. – 80 с.,
ил.
20. Игра дошкольника/
Л.А. Абромян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова
и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.:
Просвящение,1989. -268 с.: ил.
21. Ильин Е.П. Психология:
Учебник для средних учебных заведений.-СПб:
Питер. 2004.-560 с.: ил.
22. Интеллектуальное
развитие и воспитание дошкольников: учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Л.Г.Нисканен,
О.А.Шаграева, Е.В.Родина и др.; Под ред.
Л.Г.Нисконен. – М.: Издательский центр
«Академия», 2002.-208 с.
23. Карпова Е.В. Дидактические
игры в начальный период обучения. Популярное
пособие для родителей и педагогов. Художники
М.В.Дунин, В.Н. Куров. Ярославль: «Академия
развития», 1997. – 270 с., ил.
24. Катаева А.А., Стребелева Е.А.
Дидактические игры и упражнения в
обучении дошкольников с отклонениями
в развитии: пособие для учителя - М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2001 – 224с.: ил.
25. Козлова С. А., Куликова
Т. А. Дошкольная педагогика
– М.:«Академия», 1998. – 433 с.
26. Комратова Н.Г. Грибова
Л.Ф.. Мир. В котором.я живу. Методическое
пособие по ознакомлению детей с окружающим
миром. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с.
27. Краткий
психологический словарь / Сост. Л.А.Корпенко;
Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.
– М.Политизда, 1985.- 431 с.)
28. Куликова Т.О. Воспитание
у дошкольников познавательных интересов//
Дошкольное воспитание . - 1976. - № 10. - с.
38 – 42.
29. Куликова Т.О. Воспитание
познавательных интересов и любознательности
// Воспитателю о работе с семьей / Под ред.
Н.Ф. Виноградовой. М., 1989. 175 с.
30. Леонтьев, А.Н. Потребности,
мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология
эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса,
Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: Изд – во МГУ,1984.
– с. 162-171.
31. Лифанова Т.М. Дидактические
игры на уроках естествознания:
Методические рекомендации. – М.: издательство
ГНОМ и Д. 2001. – 32 с.
32. Маркова Л.С. Построение
коррекционной среды для дошкольников
с задержкой психического развития: Методическое
пособие. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 160 с.
33. Менджерицкая Д.В. Воспитателю
о детской игре: Пособие для
воспитателей дет.сада/Под ред. Т.А.Марковой.
– М.: Просвещение, 1982.- 128 с., ил.
34. Михайленко Н. Я. К вопросу
о строении игр с правилами // Дошкольное
воспитание. – 1998. - №1 – с.26.
35. Морозова Н.Г. Учителю
о познавательном интересе / Н.Г. Морозова.
– М., 1976. – 46 с.
36. Никитин Б.П. Развивающие
игры. М.. 1994. 192 с.
37. Николаева Л. Теория
игр с правилами // Дошкольное воспитание.
– 1996 – №9 – с. 40
38. Новоторцева Н.
Развитие речи детей – Ярославль: «Академия»,
1996. - 240с.
39. Организация развивающей
среды как средства формирования познавательной
активности дошкольников : учебно-методическое
пособие / Е. А. Лобанова.
— Балашов : Изд-во «Николаев», 2005. — 60с.
40. Перова М.Н. Дидактические
игры и упражнения по математике
для работы с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста: Пособие для учителя.
2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Учебная
1996. – 144 с.: ил.