Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: на основе изучения особенностей познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, способствующий развитию познавательных интересов у данной категории детей.
Объект - процесс развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - комплекс дидактических игр как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогический
феномен в современной литературе............................................................7
1.1. Характеристика и изучение познавательного интереса в психолого – педагогической литературе………………………………………………………7
1.2. Специфика познавательных интересов в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………..….14
1.3.Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов…………………………………………………………………………21

Глава 2. Экспериментальное изучение познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития…………..30
2.1. Организация и методики исследования…………………………………..30
2.2. Результаты исследования констатирующего эксперимента……………38

Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития………………………………………………………...47
3.1. Организация и принципы коррекционно – педагогической………….47
3.2. Содержание коррекционно - педагогической работы…………………49
3.3. Результаты контрольного эксперимента………………………………......51

Заключение…………………………………………………………………….57

Библиография………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Бурыкина.docx

— 198.73 Кб (Скачать файл)

       Цель экскурсии: Закрепление знаний  детей об изменениях в природе зимой. Закрепление знаний  детей о зимних забавах.

       В результате проведенного наблюдения нами были получены следующие данные, представленные на Гистограмме 3.

Гистограмма 3

 

      Анализ результатов исследования  показал значительные различия в развитии познавательной активности у детей до коррекционной работы и после нее.

      Высокий уровень познавательной активности наблюдается у 10% испытуемых, что не наблюдалось на этапе констатирующего эксперимента.  Никита Н., который до коррекционной работы находился на среднем уровне развития познавательной активности, после нее перешел на высокий уровень. Это проявлялось в следующем: многие вопросы были направлены на выявление причинно – следственных связей и закономерностей. Например: «Почему солнце зимой не видно, а летом видно?». Встречались цепочки из 3  вопросов. Например, «А как лёд делают? А почему дети катаются по льду и не проваливаются? А весной могут провалиться?» также наблюдались вопросы на выявление качественных характеристик. Например, «Почему зимой так холодно?». Никита Н. проявлял активное стремление в обсуждение вопроса, стремился к взаимодействию с взрослым.

        Средний  уровень развития познавательной  активности наблюдается у 60 %  детей, что на 14% выше, чем до коррекционной  работы. Ваня В. и  Захар Р., которые  на этапе констатирующего эксперимента  находились на низком уровне, проявляли очень низкую познавательную  активность, после проведенной  коррекционной  работы стали более активными  и заинтересованными, задавали вопросы, направленные на  выяснение качественных  характеристик предметов. Например: Ваня В.: «Почему зимой небо  серое?». В речи дошкольников  встречаются цепочки вопросов  из одного – двух вопросов. Например: Захар Р. «А чем питается  белка зимой? А ей не холодно  зимой?»

       Количество  детей с низким уровнем составило 40%, однако их количество сократилось  на 24%. Эти дети по-прежнему отличаются  низкой самостоятельностью при  решении вопросов, количество вопросов  в среднем 1 – 3. Некоторые дошкольники  были не заинтересованы в получении  ответа на поставленный вопрос. К ответу на него относились  равнодушно. Стремления к взаимодействию  с взрослым после получения  ответа наблюдалось только у  одного ребенка. Получив ответ  на вопрос: «Как называется эта  птичка? (показывая на воробья), Ксюша  Ш. спрашивает: «А какие еще птички  есть?»

       Таким  образом, анализируя полученные  данные по результатам констатирующего  и контрольного экспериментов, можно  говорить о том, что уровень  развития познавательной активности  у дошкольников экспериментальной  группы после проведения коррекционно-педагогической  работы повысился. Об этом свидетельствует большее количество задаваемых вопросов, содержание вопросов в основном направлено на выявление причинно – следственных связей, в речи детей встречаются цепочки из 2 – 3 вопросов, ярче выражена потребность в воспитательно – познавательном взаимодействии.

 

 

Выводы:

По окончанию реализации  целенаправленно  разработанной коррекционно – педагогической работы дети экспериментальной группы показали результаты выше, чем при первичном исследовании.

Изменение количественных показателей: большее количество детей оказалось на среднем уровне, низкий уровень выявлен  был меньше.

Изменения качественных показателей:

- дети стали задавать  большее количество вопросов, содержание  вопросов в основном направлено  на выявление причинно – следственных  связей, в речи встречаются цепочки  из 2 – 3 вопросов. Познавательная самостоятельность  достаточная, дети вступают в  активное обсуждение вопроса. Ярче  выражена потребность в воспитательно–познавательном взаимодействии;

- направленность интересов  значительно шире, дети интересуются  разными видами деятельности: игровой, трудовой, творческой, учебной. Предпочтение  отдают как игровой, так и учебной  деятельности.

       Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной коррекционно – педагогической работы по развитию познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития при реализации образовательной области «Познание», направленной на «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Проблема формирования устойчивого познавательного интереса приобретает особую актуальность применительно к дошкольникам с задержанным психическим развитием. 

       В психолого – педагогической литературе имеются многочисленные данные,  подчеркивающие роль устойчивого познавательного интереса при подготовке ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в дошкольный период, так как  воспитание у ребенка  внутренней потребности в знаниях является важным моментом при подготовке его  к школе.

       Выявленные нами особенности сформированности познавательных интересов, характеризующиеся недостаточным уровнем сформированности познавательной активности, низкой любознательностью, узкой направленностью интересов позволили судить о необходимости проведения специальной коррекционно – педагогической работы в данном направлении.

       С целью развития познавательных интересов нами был подобран комплекс дидактических игр, направленный на повышение познавательной активности, любознательности и расширению направленности интересов, который использовался в процессе реализации образовательной области, направленной на «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей». 

       Результаты  контрольного  исследования   свидетельствуют  о позитивных сдвигах в развитии познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития, что говорит об эффективности проведенной коррекционно – педагогической работы с применением дидактических игр.

      Таким образом, представленные в ходе исследования задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение. Дидактическая игра может быть использована как средство развития познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития. Поставленные в ходе исследования задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1.   Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.

2.   Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224 с.

3.   Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.

4.    Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев / Уч. зап. ЛГУ, № 265; вып. 16, Психология.  – Л., 1959. – 120 с.

4.     Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.: ил.

5.     Арушанова А. Г.   Игра,  ее  значение  в  развитии   речи  //Дошкольное воспитание. – 1986. - №3 – с. 4.

6.  Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь. 2005. – 128 с.

7.  Бондаренко А.  Дидактические игры в детском саду. –  М.: «Просвещение», 1991. – 160с.

8.    Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно – методическое пособие. – М.: «Гном – Пресс», 2000. – 64 с.

9.    Бочкарева  Л.    О  проблемах  дидактической   игры    //   Дошкольное воспитание. – 1987. - №7 – с. 45.

10.   Васильева А.И. Совершенствование обучения в детском саду. – Мн.: Нар. Асвета, 1980. – 95 с.

11. Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателей дет.сада./ Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.: ил.

12.   Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.  – Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – т. 4. – 432 с.

13.  Ганошенко Н.И., Юркевич В.С. О развитии познавательной потребности у дошкольников // Новые исследования в психологии. М., 1983. №1. с. 47 – 52.

14.  Годовикова Д.Б. Как измерить «детскую любознательность» // Семья и школа.1985.№ 10. с.34 – 36.

15.   Голубева А.Н. Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста: Канд. дис. – М., 1985. 

16. Гризик Т.И. Познаю мир: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». –М.: Просвещение.2000. – 160 с.

17.  Диагностика   и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно – развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. – 2 – е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 224 с.

18. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников./Под ред. Л.А. Венгенр. – М., Малыш,1994.-110 с. С ил.

19.   Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособия для воспитателей дет. Сада. – М: Просвещение, 1981. – 80 с., ил. 

20.   Игра дошкольника/ Л.А. Абромян, Т.В. Антонова, Л.В.   Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.:           Просвящение,1989. -268 с.: ил.

21.   Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений.-СПб: Питер. 2004.-560 с.: ил.

22.   Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Л.Г.Нисканен, О.А.Шаграева, Е.В.Родина и др.; Под ред. Л.Г.Нисконен. – М.: Издательский центр  «Академия», 2002.-208 с.

23. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. Художники М.В.Дунин, В.Н. Куров. Ярославль: «Академия развития», 1997. – 270 с., ил.

24. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и  упражнения в обучении дошкольников с  отклонениями в развитии: пособие для учителя - М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2001 – 224с.: ил.

25. Козлова  С.  А.,  Куликова  Т.  А.   Дошкольная   педагогика – М.:«Академия», 1998. – 433 с.

26.  Комратова Н.Г. Грибова Л.Ф.. Мир. В котором.я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с.

27.  Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Корпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.Политизда, 1985.- 431 с.)

28.  Куликова Т.О. Воспитание у дошкольников познавательных интересов// Дошкольное воспитание . - 1976. - № 10. - с. 38 – 42.

29. Куликова Т.О. Воспитание познавательных интересов и любознательности // Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М., 1989. 175 с.

30. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология  эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: Изд – во МГУ,1984. – с. 162-171.

31. Лифанова Т.М. Дидактические игры   на уроках естествознания: Методические рекомендации. – М.: издательство ГНОМ и Д. 2001. – 32 с.

32.  Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 160 с.

33. Менджерицкая Д.В.  Воспитателю о  детской  игре:   Пособие для воспитателей дет.сада/Под ред. Т.А.Марковой. –  М.: Просвещение, 1982.- 128 с., ил.

34. Михайленко Н. Я.  К вопросу о строении игр с  правилами //  Дошкольное воспитание. – 1998. - №1 –  с.26.

35.  Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М., 1976. – 46 с.

 

36.  Никитин Б.П. Развивающие игры. М.. 1994. 192 с.

37.   Николаева Л.  Теория игр с правилами // Дошкольное воспитание. – 1996 – №9 – с. 40

38.   Новоторцева Н.  Развитие речи детей – Ярославль:  «Академия»,  1996. - 240с.

39. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников : учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова.  — Балашов : Изд-во «Николаев», 2005. — 60с.

40. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по    математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя.   2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Учебная 1996. – 144 с.: ил.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития