Значение семьи в формировании личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить значение семьи в формировании личности ребенка.
Задачи исследования:
1)изучить современные подходы отечественных ученых к проблеме воспитания и социализации ребенка в семье;
2)определить роль, значение семьи в становлении личности ребенка;
3)установить основные проблемы, с которыми сталкивается семья в современном обществе;
4)определить преобладающие методы воспитания;
5)выявить проблемы воспитания;
6)определить тон взаимоотношений детей и родителей;
7)выработать методические рекомендации для педагогов и родителей.

Содержание

Введение. 3

Глава 1: Семья в зеркале современных наук. 7
Понятия «семья» и основные функции семьи в жизнедеятельности человека. 7
Структура и динамика семьи как ее специфические характеристики. 13
Типология современной семьи. 15
Воспитательные возможности семьи. 19

Глава 2: Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с
жизнью семьи. 23
Как влияют на ребенка изменения в составе семьи. 23
Влияние личностных черт родителей и их взаимных эмоциональных связей на поведение ребенка. 24
Влияние на воспитание ребенка внутрисемейных отношений. 25
Влияние отношений родителей к ребенку на формирование его личности. 28
Функции социального педагога при работе с семьей. 31

Глава 3: Практическая часть. 35
Изучение особенностей воспитания детей в семьях. 35
Социально-педагогический автопортрет детства. 41
Методические рекомендации. 44

Заключение. 46

Литература. 48

Приложение. 50

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМЬЯ В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННЫХ НАУК.doc

— 325.60 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

                                                                 

Стр.

 

Введение.                                                                                                              3                                                                                 

 

Глава 1: Семья в зеркале современных  наук.                                                    7   

    1. Понятия «семья» и основные функции семьи в        жизнедеятельности человека.                                                        7
    2. Структура и динамика семьи как ее специфические характеристики.                                                                             13
    3. Типология современной семьи.                                                   15
    4. Воспитательные возможности семьи.                                         19

 

Глава 2: Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с 

жизнью семьи.                                                                                      23

    1. Как влияют на ребенка изменения в составе семьи.                 23
    2. Влияние личностных черт родителей и их взаимных эмоциональных связей на поведение ребенка.                          24
    3. Влияние на воспитание ребенка внутрисемейных     отношений.                                                                                    25
    4. Влияние отношений родителей к ребенку на         формирование его личности.                                                       28
    5. Функции социального педагога при работе с семьей.              31

 

Глава 3: Практическая  часть.                                                                            35

    1. Изучение особенностей воспитания детей в семьях.               35
    2. Социально-педагогический автопортрет детства.                    41
    3. Методические рекомендации.                                                     44

 

Заключение.                                                                                                          46

 

Литература.                                                                                                           48

 

Приложение.                                                                                                         50

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Семья возникла на ранних стадиях  человеческого общества. Роль семьи  в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимые для безболезненной адоптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.

В современных условиях семья оказалась  в критическом положении. Курс, взятый на демократизацию общества и переход  к рыночным отношениям отозвался  в различных системах нашего государства  и общества – политическом, национальном, экономическом, законодательном, нравственном. Происходящие изменения еще не столько желательны и разительны, сколько непредсказуемы и разрушительны. Спад экономики, финансовые катаклизмы, крушение национальных взаимоотношений, рассвет коррупции и преступности, падение престижа России на международной арене – все это крупномасштабное отображение случившихся потрясений. Истинным же эпицентром национальной российской драмы является человеческая судьба, жизнедеятельность семьи.

Российская семья сегодня переживает сложную ситуацию, переход от одних общеэкономических отношений к качественно противоположным вызываемые естественную, в подобном случае растерянность людей, озабоченных поиском своего места в новой обстановке.

В переломный момент истории нашей  страны, в условиях экономической  и бытовой неустроенности, психологических стрессов, все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций – воспитательную.

Современное состояние семьи в  России можно охарактеризовать как  кризисное. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитании детей. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развитие, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребенка. Это связано с тем, что семья является для ребенка группой соотношения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения.

Современная семья сталкивается с  весьма сложными проблемами.

Это обусловлено увеличением числа  малообеспеченных семей, миграции семей, в том числе за пределы государства; ухудшающимся состоянием здоровья населения; изменением традиционных ролей семьи, особенно женщин; ростом количества неполных семей. Фактом сегодняшней жизни стало насилие в семье. Оказалась в прошлом разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительных отдых детей. Дети, лишенные возможности творческого развития, пополняют отряды бомжей, правонарушителей, оказываются в плену алкогольных и никотиновых пристрастий.

В связи с проблемами современной семьи ее изучение должно осуществляться в нескольких аспектах (№4):

Демографический аспект – освещает семью как институт производства населения – ее структуру, статистические показатели рождаемости, брачности, разводимости, смертности. Способна ли семья в нынешнем ее состоянии обеспечить воспроизводство населения?

В медицинском аспекте  семья рассматривается как институт воспроизводства и сохранения здоровья членов общества, которые им необходима для полноценного образа жизни. Основной вопрос: способна ли семья обеспечить такое качество здоровья членов, которые позволило бы им в полной мере реализовать себя на всех этапах жизненного цикла?

Экономический аспект - сводится к описанию материальных и жизненных положений семей тех или иных категорий. Каково реальное положение различных семей? Какими должны быть меры социально-экономической помощи нуждающимся и кто должен их осуществлять?

Законодательный аспект - призван дать оценку существующей правовой базы, обеспечивающий защиту граждан и конкретных категорий семей. Центральный вопрос: имеет ли законодательство в области социальной защиты действенную силу? Какие категории семей защищены лишь формально?

Психологический аспект - посвящен структуре отношений современной семье. Характер семейного взаимодействия и оценка жизненной ситуации – взаимосвязанные явления. Обладает ли семья внутренними ресурсами позволяющими ей преодолеть тяготы жизни?

Педагогический аспект – предлагает изучение семьи прежде всего как общественного института, обеспечивающего воспитания, развития, образования и социализацию подрастающего поколения. Имеет ли современная семья потенциал, позволяющий воспитать желательную и перспективную личность для общества.

В свете вышеизложенного в нашей  работе мы попытались систематизировать  имеющиеся научные данные об основных характеристиках семьи. Изучить специфику и воспитательные возможности семьи в современных условиях, проанализировать влияние взаимоотношений между членами семьи на развитие личности ребенка.

Исследованиями в данной области  занимаются И. Дементьева, руководитель лаборатории семейного воспитания института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области; А. Иванцова, доцент Московского государственного лингвистического университета; Л. Никитина, ученый секретарь Института педагогики социальной работы РАО; И. Клемантович, декан факультета педагогики и психологии Московского государственного открытого педагогического университета; М.И. Буянов,  психотерапевт, профессор; И. Медведева, сопредседатель Фонда социально-психологического здоровья семьи и ребенка; Т. Лодкина, преподаватель Вологодского государственного педагогического института и другие.

В соответствии с заявленной проблемой  нами было проведено педагогическое исследование.

       Объект исследования: современная  семья.

Предмет исследования: влияние семьи на процессы социализации  и воспитания ребенка.

Цель исследования: определить значение семьи в формировании личности ребенка.

Задачи исследования:

1)изучить современные подходы  отечественных ученых к проблеме воспитания и социализации ребенка в семье;

2)определить роль, значение семьи  в становлении личности ребенка;

3)установить основные проблемы, с которыми сталкивается семья  в современном обществе;

4)определить преобладающие методы  воспитания;

5)выявить проблемы воспитания;

6)определить тон взаимоотношений  детей и родителей;

7)выработать методические рекомендации  для педагогов и родителей. 

База исследования: средняя общеобразовательная школа № 266 ЗАТО Снежногорск.

Методы исследования:                                                                                            1)изучение и анализ научно-педагогической литературы по проблеме;

2)анкетирование родителей;

3)тестирование родителей;

4)опрос старшеклассников;

5)составление методических рекомендаций

       Научно-теоретическая  значимость педагогического исследования заключается в обобщении научных педагогических материалов по проблеме воспитания ребенка в семье.

Практическая значимость заключается в том, что полученные данные будут доведены до сведения администрации и педагогов СОШ № 266 ЗАТО Снежногорск на педагогическом совете.

 

Структура нашей курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы из 42 источников, приложением.

В 1 главе «Семья в зеркале современных наук» даны основные понятия, характеристики, специфика и воспитательные возможности современной семьи.

Во 2 главе «Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с жизнью семьи» представлена характеристика факторов, которые могут приводить к нарушениям в поведении детей и к отрицательным явлениям формирования их личности.

В 3 главе «Практическая часть» проведено педагогическое исследование по проблеме воспитания ребенка в  семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА  1: СЕМЬЯ  В  ЗЕРКАЛЕ  СОВРЕМЕННЫХ  НАУК.

 

    1. : Понятие «семья» и основные функции семьи в жизнедеятельности человека.

   

Семью, ее происхождение, сущность изучают  многие науки: социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. В литературе можно найти разные определения семьи. Любое определение семьи, с точки зрения какой-либо отдельной науки, будет неполным.

По мнению психолога Соловьева  Н. Я.: ”Семья- ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма  организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство“(№35).

По определению социолога Андрущенко В. П.: ”Семья-это социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью“(№31). 

В учебнике Галагузовой М. А. ”Социальная  педагогика“ дано следующее определение: “Семья - социальный институт, характеризующейся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальное отношение, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания”(№9).

В своей курсовой работе мы будем  опираться именно на это определение, так как, на наш взгляд оно наиболее полно определяет основное предназначение семьи.

По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию. Её основные признаки:

а) брачные или кровнородственные  связи между всеми ее членами;

б) совместное проживание в одном  помещении;

в) общий семейный бюджет.

Юридическая сторона, юридическое  оформление здесь не выступает непременным  условием. Да и другие признаки не так  уж четки: сколько времени нужно  проживать совместно- одну неделю или  несколько лет; какую часть от личного бюджета каждого члена семьи включает весь семейный бюджет и так далее. И это притом, что такие признаки, казалось бы, наиболее объективны, фиксируемы.

Информация о работе Значение семьи в формировании личности ребенка