Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:11, курсовая работа
Цель исследования: определить значение семьи в формировании личности ребенка.
Задачи исследования:
1)изучить современные подходы отечественных ученых к проблеме воспитания и социализации ребенка в семье;
2)определить роль, значение семьи в становлении личности ребенка;
3)установить основные проблемы, с которыми сталкивается семья в современном обществе;
4)определить преобладающие методы воспитания;
5)выявить проблемы воспитания;
6)определить тон взаимоотношений детей и родителей;
7)выработать методические рекомендации для педагогов и родителей.
Введение. 3
Глава 1: Семья в зеркале современных наук. 7
Понятия «семья» и основные функции семьи в жизнедеятельности человека. 7
Структура и динамика семьи как ее специфические характеристики. 13
Типология современной семьи. 15
Воспитательные возможности семьи. 19
Глава 2: Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с
жизнью семьи. 23
Как влияют на ребенка изменения в составе семьи. 23
Влияние личностных черт родителей и их взаимных эмоциональных связей на поведение ребенка. 24
Влияние на воспитание ребенка внутрисемейных отношений. 25
Влияние отношений родителей к ребенку на формирование его личности. 28
Функции социального педагога при работе с семьей. 31
Глава 3: Практическая часть. 35
Изучение особенностей воспитания детей в семьях. 35
Социально-педагогический автопортрет детства. 41
Методические рекомендации. 44
Заключение. 46
Литература. 48
Приложение. 50
ПЛАН
Стр.
Введение.
Глава 1: Семья в зеркале современных
наук.
Глава 2: Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с
жизнью семьи.
Глава 3: Практическая часть.
Заключение.
Литература.
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ.
Семья возникла на ранних стадиях человеческого общества. Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимые для безболезненной адоптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.
В современных условиях семья оказалась в критическом положении. Курс, взятый на демократизацию общества и переход к рыночным отношениям отозвался в различных системах нашего государства и общества – политическом, национальном, экономическом, законодательном, нравственном. Происходящие изменения еще не столько желательны и разительны, сколько непредсказуемы и разрушительны. Спад экономики, финансовые катаклизмы, крушение национальных взаимоотношений, рассвет коррупции и преступности, падение престижа России на международной арене – все это крупномасштабное отображение случившихся потрясений. Истинным же эпицентром национальной российской драмы является человеческая судьба, жизнедеятельность семьи.
Российская семья сегодня
В переломный момент истории нашей страны, в условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций – воспитательную.
Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитании детей. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развитие, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребенка. Это связано с тем, что семья является для ребенка группой соотношения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения.
Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами.
Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей, миграции семей, в том числе за пределы государства; ухудшающимся состоянием здоровья населения; изменением традиционных ролей семьи, особенно женщин; ростом количества неполных семей. Фактом сегодняшней жизни стало насилие в семье. Оказалась в прошлом разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительных отдых детей. Дети, лишенные возможности творческого развития, пополняют отряды бомжей, правонарушителей, оказываются в плену алкогольных и никотиновых пристрастий.
В связи с проблемами современной семьи ее изучение должно осуществляться в нескольких аспектах (№4):
Демографический аспект – освещает семью как институт производства населения – ее структуру, статистические показатели рождаемости, брачности, разводимости, смертности. Способна ли семья в нынешнем ее состоянии обеспечить воспроизводство населения?
В медицинском аспекте семья рассматривается как институт воспроизводства и сохранения здоровья членов общества, которые им необходима для полноценного образа жизни. Основной вопрос: способна ли семья обеспечить такое качество здоровья членов, которые позволило бы им в полной мере реализовать себя на всех этапах жизненного цикла?
Экономический аспект - сводится к описанию материальных и жизненных положений семей тех или иных категорий. Каково реальное положение различных семей? Какими должны быть меры социально-экономической помощи нуждающимся и кто должен их осуществлять?
Законодательный аспект - призван дать оценку существующей правовой базы, обеспечивающий защиту граждан и конкретных категорий семей. Центральный вопрос: имеет ли законодательство в области социальной защиты действенную силу? Какие категории семей защищены лишь формально?
Психологический аспект - посвящен структуре отношений современной семье. Характер семейного взаимодействия и оценка жизненной ситуации – взаимосвязанные явления. Обладает ли семья внутренними ресурсами позволяющими ей преодолеть тяготы жизни?
Педагогический аспект – предлагает изучение семьи прежде всего как общественного института, обеспечивающего воспитания, развития, образования и социализацию подрастающего поколения. Имеет ли современная семья потенциал, позволяющий воспитать желательную и перспективную личность для общества.
В свете вышеизложенного в нашей работе мы попытались систематизировать имеющиеся научные данные об основных характеристиках семьи. Изучить специфику и воспитательные возможности семьи в современных условиях, проанализировать влияние взаимоотношений между членами семьи на развитие личности ребенка.
Исследованиями в данной области занимаются И. Дементьева, руководитель лаборатории семейного воспитания института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области; А. Иванцова, доцент Московского государственного лингвистического университета; Л. Никитина, ученый секретарь Института педагогики социальной работы РАО; И. Клемантович, декан факультета педагогики и психологии Московского государственного открытого педагогического университета; М.И. Буянов, психотерапевт, профессор; И. Медведева, сопредседатель Фонда социально-психологического здоровья семьи и ребенка; Т. Лодкина, преподаватель Вологодского государственного педагогического института и другие.
В соответствии с заявленной проблемой нами было проведено педагогическое исследование.
Объект исследования: современная семья.
Предмет исследования: влияние семьи на процессы социализации и воспитания ребенка.
Цель исследования: определить значение семьи в формировании личности ребенка.
Задачи исследования:
1)изучить современные подходы отечественных ученых к проблеме воспитания и социализации ребенка в семье;
2)определить роль, значение семьи
в становлении личности
3)установить основные
4)определить преобладающие
5)выявить проблемы воспитания;
6)определить тон
7)выработать методические
База исследования: средняя общеобразовательная школа № 266 ЗАТО Снежногорск.
Методы исследования:
2)анкетирование родителей;
3)тестирование родителей;
4)опрос старшеклассников;
5)составление методических рекомендаций
Научно-теоретическая значимость педагогического исследования заключается в обобщении научных педагогических материалов по проблеме воспитания ребенка в семье.
Практическая значимость заключается в том, что полученные данные будут доведены до сведения администрации и педагогов СОШ № 266 ЗАТО Снежногорск на педагогическом совете.
Структура нашей курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы из 42 источников, приложением.
В 1 главе «Семья в зеркале современных наук» даны основные понятия, характеристики, специфика и воспитательные возможности современной семьи.
Во 2 главе «Отклонения в развитии личности ребенка, связанные с жизнью семьи» представлена характеристика факторов, которые могут приводить к нарушениям в поведении детей и к отрицательным явлениям формирования их личности.
В 3 главе «Практическая часть» проведено педагогическое исследование по проблеме воспитания ребенка в семье.
ГЛАВА 1: СЕМЬЯ В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННЫХ НАУК.
Семью, ее происхождение, сущность изучают многие науки: социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. В литературе можно найти разные определения семьи. Любое определение семьи, с точки зрения какой-либо отдельной науки, будет неполным.
По мнению психолога Соловьева Н. Я.: ”Семья- ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство“(№35).
По определению социолога Андрущенко В. П.: ”Семья-это социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью“(№31).
Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием. Да и другие признаки не так уж четки: сколько времени нужно проживать совместно- одну неделю или несколько лет; какую часть от личного бюджета каждого члена семьи включает весь семейный бюджет и так далее. И это притом, что такие признаки, казалось бы, наиболее объективны, фиксируемы.
Информация о работе Значение семьи в формировании личности ребенка