Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных систематических наук, решающую актуальную проблему современности – изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Это связано прежде всего с негативными экологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли: парниковый эффект, кислотные дожди, истощение «озонового слоя», обезлесивание, опустынивание, угрожающее загрязнение окружающей среды различными токсинами, обеднение и деградация природных экосистем и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Оли Гарелик..doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

    Чтобы развивалась  понимание не только чужой  речи, но и языка самого ребенка,  ему нужно предложить придумать загадки-описания.

-    Теперь ты  придумай загадку, - говорит мама  дочке в магазине. - Сходи к  прилавку, посмотри, что там есть, и загадай что-нибудь. Только не  то, что я загадывала. Я же попробую  отгадать.

     Родители  могут очень часто играть с детьми в словесные игры и в описательные загадки - они не требуют особых условий и дополнительного материала. В пути, на прогулке и в прочих ситуациях взрослые предлагают ребенку поиграть - это своего рода приятное общение. Содержание игр может быть самым различным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья. Летом на лугу - цветы, насекомые, в доме - комнатные растения, овощи и фрукты.

    С детьми 3-4-ех  лет игры целесообразно совмещать  с движением. Гуляя осенью в  лесу или в парке, взрослый  показывает ребенку опавший лист  и просит найти такой же, затем  предлагает ему указать дерево, с которого упали эти листья, назвать его. Когда ребенок будет различать три-четыре дерева, с ним можно поиграть.

    Помните, что  ребенок будет активен и получит  удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых  ему сведеньях. В этом случае  у него будет развиваться быстрота  реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний.

    Дошкольников, конечно, заинтересуют занятия  и игры с природным содержанием.  Гуляя по лесу, дети с удовольствием  соберут шишки, желуди, семена  клена, репейник. Все это - материал  для поделок. С помощью фигурок с ребенком можно разыграть знакомые сказки. Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера.

 

     Проведение  исследования началось с выявления  объема знаний детей. Задания и вопросы диагностики опирались на требования программы к данной возрастной группе. Дошкольное учреждение работает по программе «Пролеска».

    Проведя диагностику,  выявилось, что многие дети  имеют низкий уровень природоведческих  знаний. В связи с этим была запланирована работа по расширению и обогащению знаний детей. Она заключалась в проведении в повседневной жизни различных дидактических игр. После осуществления намеченной работы была проведена повторная диагностика, которая показала, что уровень знаний детей значительно вырос.

    Т.о. исследование  показало, что дидактические игры  способствуют обогащению знаний  детей о природе. В связи  с этим были даны рекомендации  родителям по использованию дидактических  игр в повседневной жизни дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     Первоначальные  ростки творчества могут появиться  в различной деятельности детей,  если для этого созданы необходимые  условия. От воспитания зависит  успешное развитие таких качеств,  которые в будущем обеспечат  участие ребенка в творческом труде.

     Н.К. Крупская  в речи на третьей конференции  по дошкольному воспитанию (1926 г.) поставила вопрос о том, что  уже в дошкольном возрасте  надо формировать такие способности,  которые требуются для подготовки  «умелых работников» во всех  областях труда. «...Если мы понаблюдаем, как развивается та или другая способность, то мы видим, что решающим является сплошь и рядом какое-нибудь переживание раннего детства» . Н.К. Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать детское творчество.

     Психологические  и педагогические исследования, а также практика наших детских  садов доказывают, что начало  развития творческих способностей  детей падает на дошкольный  возраст, когда меняется характер  их деятельности по сравнению  с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, - везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка».

     Погружая  детей в их любимую деятельность  – игру, педагог создает благоприятный  фон для восприятия «природного»  содействия. В свою очередь усвоение  знаний о природе при помощи  игры, вызывающей переживания, не  может не оказывать влияния на формирования у них бережного и внимательного отношения к объектам животного и растительного мира.

     В экологическом  воспитании дошкольников используются  различные виды дидактических  игр: игры – путешествия, игры  – беседы, игры – предположения… В зависимости от использования материала широко применяются предметные игры, где материалом служат натуральные растения, словесные и настольно – печатные. Большой интерес у малышей вызывают разнообразные игры с предметами, игры – путешествия, когда дети «отправляются» в далекие страны. У старших дошкольников игры-предположения, игры-загадки. Активно и с интересом включаются дети в словесные игры.

    Но воспитательное  воздействие дидактические игры  могут оказать лишь тогда, когда  их ход будет направлять взрослый. Многочисленные исследования показывают, что при педагогическом целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, упрочнению его интересов, развитию речи.

     Гипотеза, содержащая предположение о том,  что дидактические игры занимают важное место в экологическом воспитании детей, проверялась с детьми средней группе №328. Для первоначального выявления знаний была проведена диагностика, исходя из которой намечалась последующая работа. Она включала в себя проведение различных дидактических игр. Исследование показало, что дети с желанием участвуют в предложенной игре. Правильное объяснение правил способствует тому, что малыш быстро «включается» в игру. Игра, проведенная эмоционально, запоминающее оказывает большое воздействие на детей. Зачастую, они просят воспитателя повторить ее еще раз или же они сами в свободное время пытаются ее организовать.

    Т.о. проведя  исследование, было доказано, что:

    1.  Дидактические  игры способствуют расширению  и обогащению знаний детей  о природе, подтверждением чего служит контрольная диагностика. Кроме   этого    проведение   дидактических   игр    служит   средством   для формирования   различных   качеств   личности   ребенка.   Дети   становятся активными,   дисциплинированными,   более  сдержанными   в   проявлении эмоций, учатся общаться со сверстниками, уступать.

    2.  Для   эффективности   дидактических   игр   необходимо   прямое   или косвенное руководство игр  воспитателем.

Следовательно, гипотеза о том, что с помощью дидактических игр можно сформировать знания детей о природе, на основе чего будет строиться правильное отношение ко всему живому, полностью подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Варидова В.С. «Экологическое воспитание дошкольников» Мозырь: «Белый ветер», 2002 г.
  2. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» Москва: «Просвещение», 1980 г.
  3. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» Москва: «Просвещение», 1981 г.
  4. «Игра дошкольника» О.А. Анищенко, Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая, Мозырь: «Белый ветер», 1998 г.
  5. «Как знакомить дошкольников с природой» Москва: «Просвещение», 1983 г.
  6. Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения» Ярославль: «Академия развития», 1997 г.
  7. Логинова В.И., Саморукова «Дошкольная педагогика» Москва: «Просвещение» 1988 г.
  8. Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе» Москва: «Новая школа», 1993 г.
  9. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» Москва: «Новая школа», 1999 г.
  10. Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования детей» Москва: «Новая школа», 2002 г.
  11. «Пралеска»: Программа воспитания и обучения детей в саду» Минск, 1998 г.
  12. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» Москва: «Просвещение», 1982 г.
  13. Удальцова Е.И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» Минск: «Народная асвета», 1976 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников