Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:16, курсовая работа
целью нашей работы является определение эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения в начальных классах.
Для этого были определены следующие задачи:
• изучить различные публикации ведущих учёных и методистов по теме;
• проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме;
• определить основные проблемы использования здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе;
• дать характеристику составляющим здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в начальной школе;
• определить роль здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе;
• составить план проведения эксперимента;
• выделить основные этапы эксперимента;
• провести сравнительный эксперимент;
• провести анализ результатов эксперимента.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблемы использования здоровьесберегающих технологий
при обучении немецкому языку в начальной школе…………………………...6
§1. Использование здоровьесберегающих технологий при обучении немецкому языку в начальной школе
§2. Приемы реализации здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе
§3. Возможности реализации здоровьесберегающих технологий на
уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе...
Выводы по главе 1……………………………………………………………….28
Глава 2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе……………………………………………………………………………..30
§1. Планирование эксперимента…………………………………………..........30
§2. Организация эксперимента, описание эксперимента……………………..34
§3. Анализ результатов эксперимента…………………………………….........41
Выводы по главе 2…………………………………………………………….....43
Заключение……………………………………………………………………...44
Список литературы……………………………………………………………46
Приложения
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Эта проблема многогранна и требует усилий многих специалистов. Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует использовать такие технологии обучения, которые позволят сохранить и укрепить здоровье учащихся. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости.
Основной причиной нарушения здоровья учеников является специфика урока. Урок иностранного языка отличается большой эмоциональной, умственной и психологической напряженностью. Вовлечение учащихся в новый для них вид деятельности – общение на иностранном языке – требует больших усилий и со стороны учителя. Именно с уроком иностранного языка связано чрезмерное умственное напряжение, последствиями которого являются быстрая утомляемость, плохое настроение, потеря интереса к изучению предмета, трата большего количества энергии, зрительное напряжение и другое. Для того чтобы не допустить данных ситуаций, нужно использовать в процессе обучения здоровьесберегающие технологии.
Итак, здоровьесберегающие
технологии (ЗТО) можно рассматривать
и как технологическую основу
здоровьесберегающей педагогики –
одну из самых перспективных
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии – это технологии позволяющие педагогу добиться наибольшей эффективности обучения в данном случае учеников начальных классов с наименьшим причинением вреда их психическому и физическому здоровью.
Здоровые дети – это благополуч
Также важно отметить, что существует не мало проблем, связанных с внедрением в практику обучения немецкому языку в начальной школе здоровьесберегающих технологий. Это такие проблемы как:
По причине существования данных проблем реализация здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе находится на довольно низком уровне развития. Решение этих проблем – это введение в практику обучения немецкому языку различных разработок по данной теме, в которых описываются различные приемы и средства реализации данных технологий. В следующем параграфе мы и попробуем это сделать.
§2. Средства реализации здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе
Еще Артур Шопенгауэр говорил: - «здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливей больного короля» [26].
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья школьников является приоритетным направлением государственной политики в сфере образования. (Приложение 2)
К большому сожалению, в
Основной причиной нарушения здоровья детей является специфика урока иностранного языка. Именно с уроком иностранного языка связано чрезмерное умственное напряжение, вследствие чего происходит быстрая утомляемость, плохое настроение, потеря интереса к изучению иностранного языка, потеря большого количества энергии. Поведение младших школьников характеризует импульсивность, неусидчивость, быстрая утомляемость, неумение управлять собой.
Важным фактором, влияющим на здоровье учащихся начальной школы, является организация пространства в кабинете. Маслыко Е.А. предъявляет следующие требования к оборудованию кабинета иностранного языка: « При оформлении кабинета или языковой лаборатории учитываются эстетические, гигиенические, экономические требования, а также требования научной организации труда учителей и учащихся».[11, с.276]
В кабинете (языковой лаборатории) хранятся печатные, экранные и звуковые учебно-наглядные пособия. Очень важно соблюдать требования, предъявляемые к их хранению. (Приложение 3)
Особое внимание в кабинете иностранного языка следует уделить оборудованию рабочего места учащегося. Оно должно быть таким, чтобы учащемуся было удобно выполнять задания учителя, чтобы он мог, используя соответствующее оборудование, подготовить себя к речевым высказываниям на иностранном языке, оформлять монологическую и диалогическую речь; научиться чтению и письму. Часто в кабинете иностранного языка находится мебель, размеры которой не соответствуют физическим и физиологическим особенностям младших школьников. Не оборудованы места для проведения физкультминуток; выполнения творческих заданий, игр, групповой парной работы, использования музыки и песен на уроках иностранного языка. Не создается, в силу финансово-экономических причин, благополучная предметно-пространственная среда, приближенная к домашним условиям. Вместе с тем правильное оформление рабочего места поможет учащимся интенсифицировать их учебную деятельность, подготовиться к работе, увеличить время активной работы над языком, сэкономить время учителя.
По мнению Маслыко Е.А. рабочее место должно иметь постоянное оформление и оформление, обеспечивающее конкретный урок. (Приложение 4)
Исследованием проблем
использования
Н.И. Костромина и М.Э. Костромина попытались создать на уроке иностранного языка условия, позволяющие отодвинуть усталость и избежать переутомления учащихся. (Приложение5)
Данный опыт является довольно ценным и возможным в применении для учителя иностранного языка. Его использование позволит добиться укрепления и сохранения здоровья младших школьников в процессе изучения ими иностранного языка.
По мнению И.В. Абрамовой, учитель должен находить такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность и предотвратили бы быстрое наступление утомляемости обучаемых. Эти проблемы могут помочь решить игры. Она предлагает два основных вида игр:
Разумное применение
игр на уроках иностранного
языка и сочетание их с
Ещё одним примером использования здоровьесберегающих технологий при обучении немецкому языку является опыт Златогорской Р.Л. Для того чтобы достичь высокой эффективности урока, следует предусмотреть виды работ, снимающие усталость. К ним она относит, в частности, короткие разрядки. Р.Л. Златогорская предложила несколько видов различных разрядок. (Приложение 7)
Также Р.Л. Златогорская
Таким образом, исходя из
Специфика предмета иностранный язык требует от технологии обучения специфических технологических операций: ознакомление, тренировка, применение. Доминирующие принципы призваны раскрыть качественные характеристики здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку. К ним относятся:
Реализации
Общие:
Частные:
При обучении произношению использование:
При формировании лексических и грамматических навыков:
При формировании иноязычных речевых умений в аудировании, говорении, чтении и письме целесообразно использовать анкетирование, игры, ролевые игры, инсценирование, драматизацию, пальчиковые игры, маски, костюмы.
Стоит остановиться на каждом из приемов в отдельности.
Смена видов деятельности – это такой прием реализации здоровьесберегающих технологий, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.
Физкультминутки - это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки, они благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки. Основными видами упражнений для физкультминуток являются: разгибание туловища, подтягивание, дыхательные упражнений сидя и стоя, ходьба, наклоны и повороты туловища, движения кистями рук.
Считалки – это небольшие стихотворные тексты
с четкой рифмо-ритмической структурой.
В наши дни дети применяют считалки при распределении ролей и установлении
очередности в игре, чтобы всем было весело
и никому не обидно. Особенности считалки
– это строгая ритмичность, обилие рифм,
особое внимание, уделяемое не смыслу
произносимых слов, а результатам, получаемым
при счете.
Считалки – это не только интересный и
веселый жанр, детский фольклор, это еще
и прекрасный материал для эстетического,
психологического, физического и умственного
развития ребенка, и для снятия эмоциональной
напряженности.
Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Использование рифмовок и стихов на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся, творческую деятельность и высокий уровень владения лексико-грамматическим материалом, поддерживает у детей интерес к изучению иностранного языка. Рифмовки повышают настроение на уроках, объединяют и организуют детей своим ритмом. Они, оживляя урок, помогают многим ребятам преодолеть психическое напряжение, то есть справиться с утомляемостью, так свойственной многим ученикам начальной школы.
Песни – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, один из приёмов эффективного обучения, который способствует созданию на уроке естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает к активному участию в учебном процессе, вносящий в процесс изучения языка элемент праздничности, не традиционности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения.