Коррекция профессиональных деструкций у педагогов СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Профессиональная деформация личности является сложным и многогранным процессом. Несмотря на достаточно большое количество научных работ, посвященных данной проблематике, очевидной является ее недостаточная разработанность, поэтому требуется более глубокое ее изучение с целью обеспечения необходимой своевременной коррекции негативных личностных новообразований.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога СПО, в частности вопросы, касающиеся коррекции профессиональной деструкции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Понятие профессиональной деструкции. Факторы, влияющие на образование профессиональной деструкции педагогов.
1.2. Требования профессии к личности педагога.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Методы и методики исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ.
2.3.Выводы

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕСТРУКЦИИ У ПЕДАГОГОВ СПО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ.docx

— 199.52 Кб (Скачать файл)

Профессиональная деструкция – это разрушение, изменение или  деформация сложившейся структуры  личности в процессе профессионального  труда.

Деструкция имеет свои проявления:

- отрицательное самоотношение;

- негативное отношение к обучающимся;

- негативное отношение к педагогической деятельности;

- снижение работоспособности;

- потеря интереса к своей работе (рутина и бесполезная трудовая повинность);

- проблемы в личной жизни.

А.К.Марковой одной из тенденций  профессиональных деструкций выделено появление деформаций личности (в частности, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции).

Профессиональные деформации, наиболее изученный вид профессиональных деструкций, по мнению многих авторов Э.Ф.Зеер, Э.Э.Сыманюк, Р.М.Грановская, С.П. Безносов, Л.М.Митина), проявляется, в первую очередь, в профессиональной среде типа «человек-человек». Работники сферы образования являются наиболее уязвимой категорией. Мы согласны с мнением Л.М.Митиной отметившей, что «профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека и деятеля»4.

Профессиональные деструкции, согласно определению Э.Ф. Зеера, это  «это изменения сложившейся структуры  деятельности и личности, негативно  сказывающиеся на продуктивности труда  и взаимодействии с другими участниками  этого процесса»5.

Возникновение и развитие профессиональных деструкций снижает  продуктивность выполнения деятельности, негативно влияет на мотивацию и  профессиональную позицию. Психологическими детерминантами развития профессионально  обусловленных деструкций являются конфликты профессионального самоопределения, кризисы профессионального становления, профессиональная дезадаптация, а также  стереотипы мышления и деятельности, социальные стереотипы поведения, отдельные  формы психологической защиты: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, идентификация.

Э.Ф. Зеер выделяет три группы факторов, порождающих профессиональную деструкцию:

  • объективные, то есть факторы, «связанные с социально-профессиональной средой, социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой»;
  • субъективные, «обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений»;
  • объективно-субъективные, «порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей»6.

 

 

1.2.Требования профессии  к личности педагога.

 

«Образ педагога» обсуждался во все времена, эта тема стала  еще более актуальной сегодня, когда  в России набирает обороты реформа  образовательной системы. Государство  и общество предъявляют школе  большие требования. Грядут серьезные  изменения. И в первую очередь  должен меняться педагог. Современному образованию нужен новый педагог, глубоко владеющий предметными  и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь учащимся найти  свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. И в связи с этим каждый педагог сегодня должен серьезно осознать необходимость самосовершенствования. А самым первым и самым трудным  шагом на этом пути является самопознание, умение и желание взглянуть на себя со стороны 7.

Общественные науки так  определяют понятие «личность»: Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом  сознательной деятельности,  обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Стержневым образованием личности является самооценка, которая  строится на оценках индивида другими  людьми и оценке, которую дает себе сам человек.

Личность:

  • отличается самостоятельностью в поступках;
  • способна нести ответственность и решать проблемы;
  • контролирует поведение, обладает силой воли;
  • способна изменяться с течением времени.

Это определение как нельзя лучше подходит для того, чтобы  охарактеризовать личность педагога.

Так какие же качества личности являются профессионально значимыми  для педагогической деятельности? Для  ответа на этот вопрос требуется тщательный анализ функций, которые задаются обществом  и которые отражают внутреннюю структуру  самой педагогической деятельности. Ответ на этот вопрос ищет область  дидаскологии, которая называется профессиографией педагогического труда.

Профессиография - это описание и классификация существующих профессий  по определенным критериям: педагогическим, психологическим, медицинским, экономическим, технологическим.

Традиционно особое внимание профессиография уделяет психофизиологическим характеристикам, которые требуют определенные профессии от индивидуальных особенностей  личности. Эти требования фиксируются в профессиограммах (или психограммах).

Изначально изучение личности педагога велось: в области анатомо-физиологических  характеристик, в области интеллекта, рецепторов, моторики, в научной  организации труда, подготовки и  повышения квалификации 8.

Исследования соматической, двигательной, интеллектуальной сфер дали обширный материал существующих требований к педагогической деятельности, о типичных профессиональных заболеваниях педагогов. Начало исследованиям положили высказывания Н. К. Крупской об учителе:

«В нашей темной стране учитель должен быть носителем просвещения  вообще. Он не должен говорить « моя  хата с краю». С темнотой и невежеством  он должен бороться активно». Учитель  должен знать и любить свой предмет, увлечь и заинтересовать своим предметом, нравственно отобрать главные факты  для своего предмета, систематизировать  их» 9.

Важнейшим качеством педагога Крупская считала творческий подход к образовательному процессу. Недопустимы  фальшь и неискренность, необходимо единство слова и поступка учителя: «Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем  чуждый, презираемый ими человек».

Чрезвычайно важные наблюдения о профессиональных качествах личности учителя были получены Т. К. Маркарьяном. Им выделены следующие качества: способность  не только понимать, но и чувствовать, предчувствовать мысли и поступки детей. А это возможно, если в процессе совместной деятельности учитель как  бы трансформируется в детство, тогда  учитель, отрешившись от психики, артистически быстро входит в мир и как бы становится ребенком. Умение предугадывать  и предупреждать детские поступки есть преддверие искусства жить детьми.

Тогда же были выдвинуты  и обоснованные требования к идеальному типу учителя (Левитов Н. Д., Прозоров Г. С., Кустов Р. В.):

  • определение предрасположенности к педагогической деятельности (задатки);
  • умение понимать запросы детей и сообразовывать профессиональные силы педагога с их потребностями;
  • известная мягкость в подходе к детям, ровное и спокойное обращение с ними;
  • настойчивость и твердость в требованиях, уверенность в своих силах, бодрый и жизнерадостный тонус педагога;
  • умение возбудить и удовлетворить интерес детей к работе, труду;
  • знание предмета, умение преподавать;
  • умение устанавливать хорошие взаимоотношения, справедливость;
  • умение создавать и поддерживать дисциплину, умение привлекать внешним видом, обладать многосторонними интересами;

любить дело с детьми, находить путь к детям и коллективу 10.

Верный выбор профессии обеспечивает большие возможности для самореализации педагога. Поэтому так важны личностные характеристики преподавателя, которые определяют его умение работать и, безусловно, способствуют развитию педагогического мастерства: знание предмета, владение материалом, интеллект выше среднего, умение любить и стремление понять людей, умение излагать свои мысли, обладание хорошим здоровьем (умственным и физическим), умение любить учащихся, любознательность, социальная и эмоциональная зрелость, вера в ценность и значимость обучения, воспитания и развития детей, любовь к общению с людьми.

Педагогами считают людей, которые имеют определенную подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, иными  словами, вопросами воспитания, образования  и обучения. Остановимся на слове "профессионально". Именно педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально, а практически все остальные люди занимаются данной деятельностью непрофессионально. Проблема педагога, его роли в обществе – считается одной из самых главных в современном обществе. От результатов труда педагогов-воспитателей сегодня зависит общество завтра.

Не смотря на это трудно представить себе другую деятельность, такую же разнообразную и требовательную к качествам и возможностям исполнителя. Требования к педагогу определяются значительной важностью и исключительной оригинальностью педагогической деятельности. Главным образом, нужно иметь в виду, что педагогика лишь частично считается наукой, в остальном считается искусством. Вследствие этого, первым требованием к профессиональному педагогу – это наличие педагогических способностей. Имена одаренных педагогов известны всем, а вот о бездарных педагогах не говорят. А если о них и говорят, то как о недобросовестных, неумелых и тому подобное. На этот случай длительное время доминировало мнение, которое достаточно точно формулируют слова известной песни: "Когда страна прикажет быть героем - у нас героем становится любой". Чарльз Дарвин, когда вспоминал свои студенческие годы, говорил о плохом специалисте в своей области, что лекции "невероятно вялы", и он этим выражением дает достаточно емкую, но краткую характеристику его педагогической бездарности. Это высказывание Чарльза Дарвина изображает также, какой огромный вред может причинить бездарный педагог. К сожалению, до сих пор в педагогических вузах при наборе студентов не проводят диагностику их педагогической одаренности, а берут всех, кто выдерживает общеобразовательный конкурс. Поэтому в школы и другие учебно-воспитательные учреждения попадало много людей заведомо профессионально ущербных, что негативно, а иногда, просто губительно, воздействует на их учениках и воспитанниках 11.

Вторая характерная черта  педагогической деятельности – это  многофакторность воспитательного  процесса. Воспитательный процесс затрагивает  семью, школу, внешкольные учреждения, при всех формальных и неформальных контактах воспитанника с остальными людьми, обращение его к литературе, искусству, средствам массовой информации. Успех в воспитании каждого определенного  индивида зависит от воздействия  разных факторов и ситуаций. Но это  не принижает роли профессионального  педагога. Он выступает главным координатором, комментатором, оппонентом, своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. А данные функции педагог может  осуществить, только если быть разносторонне  образованным человеком. Педагога нельзя переучить, и, правильно было бы сказать, что никакие знания для него не будут лишними, ненужными. Банально сопоставлять педагога с аккумулятором, но аккумулятор надо периодически подзаряжать. Поэтому педагогу нужно иметь  в распоряжении время для самосовершенствования, постоянного повышения своей  квалификации.

Третья особенность процесса воспитания – это его длительность. Процесс воспитания возможно и идет с различной скоростью, но существенно  ускорять его нельзя. Так как для  того, чтоб лишь узнать человека, надо, как говорится в народной пословице "пуд соли с ним съесть". Невозможно быстро воспитать чуткого, трудолюбивого  человека. Особенно медленно идет процесс  перевоспитания. Нет таких быстродействующих  методов, которые могли бы позволить  эгоисту быстро переделаться в альтруиста, а лентяю - в труженика. А это, в  своей степени, делает итоги воспитания незаметными, скрытыми. Часто педагог  прикладывает много усилий, но длительное время не замечает положительных изменений. Удачно работать в таких обстоятельствах может лишь терпеливый оптимист. Терпение и оптимизм – это основные профессиональные качества педагога. Возможно, поэтому педагоги нашей страны могут длительное время успешно работать в ситуациях перманентной бедности. Эти же качества определяют и основное педагогическое табу: педагогической ущербности, а в пределе - непригодности. Раздраженность - это ржавчина педагогической квалификации, и если эта ржавчина стала частью личности, второй натурой, необходимо экстренно менять профессию.

Четвертая специфическая  черта воспитательного процесса - концентризм в содержании воспитательной работы. Это значит, что в процессе воспитания к одним и тем же качествам личности доводится неоднократно возвращаться. Но это нельзя назвать  просто повторением, так как каждое возвращение - это контакт с повзрослевшим  воспитанником, то есть это контакт, но уже с другим человеком. Всем знакомое выражение древних "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку" можно  перефразировать для нас так: "Нельзя дважды поговорить с одним  и тем же человеком". Данная особенность  говорит еще о том, что никакое  развитие невозможно считать законченным.

Информация о работе Коррекция профессиональных деструкций у педагогов СПО