Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 18:19, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение возможности реализации краеведческого принципа на уроках школьной биологии.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, учебные программы с целью выявления теоретических основ введения регионального компонента в содержание школьного курса биологии.
2. Рассмотреть теоретические основы школьного краеведения.
3. Дать ретроспективный анализ внедрения краеведческого принципа в школьное образование и показать роль в воспитании учащихся.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Реализация краеведческого принципа в школьном
образовании …………………………………………..
1.1 Содержание, формы, методы школьного краеведения …………….
1.2 Ретроспективный анализ внедрения краеведческого принципа в
школьное образование………………………………………………..
1.3. Роль краеведения в воспитании учащихся ………………………
Выводы по главе 1……………………………………………………………..30
Глава 2. Использование краеведческого материала в процессе обучения биологии…………………………………………………………………………31
2.1. Использование краеведческого материала на уроках ботаники
2.2. Использование краеведческого материала на уроках зоологии …
2.3. Использование краеведческого материала на уроках общей биологии
Выводы по главе 2……………………………………………………………...45
Заключение ……………………………………………………………………..46
Список использованной литературы ……………………………………….48
По анатомии, физиологии и гигиене человека юннаты изучают: «Тайны человеческого мозга» (о сне и гипнозе, инстинктах и разуме, роли торможения в жизни животных и человека и др.), «Борьба за здоровье и жизнь человека» (о переливании крови, оживлении организма, операциях на сердце, иммунитете, тканевой терапии, возвращенном зрении, пересадке органов и т. п.), «Из истории науки о человеке» (о знаменитых русских физиологах И. М. Сеченове, И. П. Павлове и др.).
На занятиях по ряду тем в кружке юных физиологов проводят экспериментальные работы, например: подсчет лейкоцитов и эритроцитов в 1мм3 крови; определение процента гемоглобина в крови; определение кровяного давления у человека; определение групп крови у человека; постановка опытов с сосудистыми рефлексами; оказание первой помощи. Так же проводят длительные эксперименты по изучению действия различных витаминов на животных и выработке у них условных рефлексов.
По общей биологии в кружке особенно важны и интересны учащимся юношеского возраста темы мировоззренческого характера, воспитывающие отношение к науке, природе, обществу. В связи с этим занятия проводят по темам: «Путешествие в далекое прошлое Земли и человека» (об изменчивости облика нашей планеты, о жизни древнего человека), «Великие ученые-натуралисты» (о научном поиске), «Химия живой клетки» (новейшие исследования химизма клетки и ее компонентов), «Загадки раздражимости» (о клеточных и молекулярных механизмах), «Законы Менделя» (опыты по скрещиванию рас мухи дрозофилы, опыты по скрещиванию лабораторных мышей, морских свинок и других мелких животных при наличии в школе соответствующего помещения), «Цепи питания в природе» (очерки из экологии растений и животных, результаты исследований биоценозов членами кружка), «Бионика и ее будущее» (сущность бионики и направления ее развития), «Исследования Мирового океана», «Космическая биология», «Геогигиена».
Большинство этих тем охватывает не только теоретический материал, но и включает опыты, проведенные учащимися в уголке живой природы или дома: например, изменение стрелолиста при выращивании под водой в аквариуме и на суше; влияние света на окраску традесканции; опыты Клебса; прививки; изменение пигментации рыб (карасей, гольянов) при различных светофильтрах; изменение окраски куколок бабочки-крапивницы или траурницы под влиянием пониженных температур; опыты Дарвина с дождевыми червями; явление регенерации у дождевых червей; превращение аксолотля в амблистому; опыты по скрещиванию мелких животных. Обязательны работы с микроскопом, просмотр кинофильмов [сборник]
Результатом работы кружка служит итоговая конференция, которая включает в себя доклады, выступления. Кроме того, проводится общественно полезная работа - Неделя сада, День птиц, озеленение школы, участие в благоустройстве города пропагандой научных знаний среди населения, проведением массовых мероприятий в школе.
После работы по одной общей теме продолжительностью не более 1 - 1,5 месяца по ботанике и зоологии, 2 и более месяцев по анатомии, физиологии и гигиене человека и общей биологии учащиеся переходят к работе по другой общей теме.
При такой организации юннаты, работая каждый самостоятельно, в то же время участвуют в разрешении вопросов по общей теме, что сообщает всей работе кружка известную систематичность, законченность, плановость. Такая деятельность объединяет и воспитывает юннатов в духе коллективизма. Для развития общественных навыков предусматривается связь работы кружка с работой кружков юннатов других школ: организация взаимных посещений, бесед с обменом опытом, устройство совместных вечеров, проведение выставок, экспедиций, походов и кампаний [сборник].
Помимо работы кружков сотрудники станции проводят классные часы на тему «Экология и человек», т.к. дети должны знать о состоянии окружающей среды, знать и беречь то, что нас окружает.
Глава 2. Использование краеведческого материала в процессе обучения биологии
2.1. Использование краеведческого материала на уроках ботаники
Федеральный компонент базисного учебного плана не предполагает изучение в начальной школе самостоятельного курса биологии. Сведения о живой природе включены в обязательный минимум содержания курса «Окружающий мир». В 5 классе основной школы предусмотрено обязательное преподавание предмета «Природоведение», на изучение которого отводится 70 часов в год (2 ч. в неделю). На ступени начального общего образования в курсе «Окружающий мир» у учащихся формируются первоначальные представления о живой природе: особенностях живых объектов; разнообразии и строении растений (деревья, кустарники, травы, дикорастущие и культурные растения своего края) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); грибах; природных сообществах родного края; строении и основных функциях организма человека; личной гигиене, безопасном поведении, правилах поведения в природе. Нам не нужно здесь писать по началб\ьным классам. У вас уроки ботаники, о них и говорите Курс включает сведения о методах изучения природы (наблюдения, опыты, измерения); разнообразии живых организмов своей местности и причинах его сокращения; факторах здорового образа жизни; экологических проблемах своей местности и путях их решения. Особое внимание в содержании курса уделяется знакомству учащихся с примерами приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания; формированию элементарных умений по уходу за комнатными растениями и домашними животными, оказанию первой помощи при несложных травмах, узнаванию, описанию и сравнению биологических объектов, работе с учебной и справочной литературой.
В систематическом курсе биологии, который изучается с 6 класса, знания и умения, полученные учащимися на пропедевтическом этапе, получают дальнейшее развитие: конкретизируются, расширяются и углубляются знания о методах биологии; признаках живых организмов, системе, многообразии и эволюции живой природы; взаимосвязях организмов и окружающей среды; человеке и его здоровье. Учащиеся приобретают умения, связанные с проведением простых биологических исследований (наблюдение, проведение опытов, изучение процессов, распознавание, определение принадлежности, анализ и оценка) и формированием информационной культуры (проводить самостоятельный поиск биологической информации).
Нами предлагается следующее включение краеведческого содержания в учебный процесс (5-6 класс) (см. табл. 1)
Таблица 1
«Природа и человек, человек и природа» (5 класс)
№ |
Глава тематического плана |
Тема регионального компонента |
Количество часов |
1 |
Введение |
Природа и человек, человек и природа. Экология и здоровье человека в Курганской области. Осознание человеком своего места в природе, его взаимоотношения с ней. Красота форм и красок в природе: эстетическое отношение к ней человека. Фенология, краеведение, экология, охрана природы. Рекомендуемая экскурсия: «Природа и человек, человек и природа». (Если учитель находит нужным провести настоящую экскурсию на природу, то на введение отводится один час, а второй - на экскурсию). Рекомендуется ведение ФЕНОЛОГИЧЕСКОГО КАЛЕНДАРЯ. Фенология как система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки. Фенологические явления в жизни растений и животных в нашей области. Народные приметы и прогнозы различных явлений природы (долгосрочные и краткосрочные) и оптимальной хозяйственной деятельности. Календари отлета и прилета птиц в Курганской области. Зарисовки сезонных явлений природы. Лабораторный практикум: Проведение натуралистических наблюдений за растениями, животными в природе Курганской области. Ведение дневника фенологических наблюдений. |
2 |
2 |
Жизнь растений и животных зимой |
Особенности жизни растений и животных зимой в типичных
биогеоценозах Курганской области: хвойный,
лиственный, смешанный лес, луг, водоем. Диапауза у насекомых. Зимующие птицы нашей области. Рекомендуемые экскурсии: 1. Зимние явления в жизни растений и животных в области. 2. Птицы, зимующие в городе, селе. Лабораторные практикумы: 1. Заготовка корма для зимующих птиц. 2. Изготовление кормушек, птичьих столовых (участие в операциях «Синица», «Кормушка» и т.д.). 3. Наблюдение за активностью животных (птиц, белок и т.д.) в зимнее время. |
2 |
3 |
Кто в городе живет? |
Видовое многообразие растений и животных в Курганской области. О насекомых - наших друзьях и врагах, целителях недугов. Использование насекомых в хозяйстве (получение лаков, красок, переработка свиного навоза т.д.). Насекомые - предсказатели погоды и урожая. Мифы и сказки о насекомых. Рекомендуемые темы экскурсий: 1. Тайны мира насекомых. 2. Жизнь зимнего леса. Лабораторные практикумы:
|
1 |
4 |
Экосистемы весной |
Весенние явления в лесу. Первоцветы в Курганской области. Ранние грибы нашего региона, их роль в природе. Весеннее развитие растений в различных природных условиях. Жизнь животных весной. Рекомендуемые темы экскурсий: 1. Жизнь растений и животных весной у нас в области. 2. Пора первоцветов. 3. За грибами. Лабораторный практикум: Составление фенологического календаря по весенним явлениям в природе. |
1 |
5 |
Природа, которая кормит, лечит и одевает |
Взаимосвязанные группы живых организмов, населяющих однородные участки городских (сельских) территорий Курганской области. Влияние температуры, света, влажности и других абиотических факторов на жизненную активность живых организмов. Дикорастущие съедобные растения. Лекарственные растения и животные Курганской области. Растения как материал для получения волокна, красок, лаков. Ядовитые растения и животные на территории Курганской области. Охраняемые растения и животные Курганской области. Рекомендуемые темы экскурсий: 1. Охраняемые и редкие насекомые в Курганской области. 2. Редкие птицы Курганской области. 3. Жизнь городского газона. Лабораторный практикум: 1. Приспособления живых организмов к жизни в условиях города. |
2 |
Таблица 2
«Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (6 класс)
№ |
Глава тематического плана |
Тема регионального компонента |
Количество часов |
1 |
Общее знакомство с растениями |
Экскурсия: «Мир растений вокруг нас. Охраняемые растения в Курганской области». |
1 |
2 |
Клеточное строение растений |
Цветение и опыление растений. Первоцветы Курганской области, пропаганда их сохранения |
0,5 |
3 |
Основные отделы царства Растений |
Отдел папоротникообразные, общая характеристика, значение и охрана. Растения Красной книги Курганской области. Лабораторная работа:
|
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5 |
4 |
Царство Грибы. Лишайники |
Многообразие и значение шляпочных грибов. Лабораторная работа:
|
0,5
0,5 |
5 |
Природные сообщества |
Многообразие природных сообществ. Природные сообщества Курганской области (лес). |
0,5 |
В связи с принятием нового образовательного стандарта возникла проблема, связанная с сокращением числа часов на изучение биологии в VI классе. Из учебной программы убрано содержание о многообразии видов и природных сообществ, их значении и охране. Соответственно уменьшилось количество практических работ и экскурсий, которые бы обеспечили усиление прикладной направленности содержания биологического образования.
Поэтому предполагается разработка содержания и тематическое планирование образовательного модуля «Краеведение» (биологическое и ландшафтное разнообразие природы области) VI класс, который поможет изучению краеведческого материала и выполнению лабораторных и практических работ по биологии краеведческой направленности. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Кто разрабатывал эту программу, где она внедрялась?
На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в 6 классе – 1 час учебного предмета «География» и 1 час учебного предмета «Биология». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» и для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов. Такой модуль биологического краеведения, разработанный специалистами Курганского института повышения квалификации на 2007-2008 учебный год представлен в таблице 3.
Таблица 3
Модуль «Биологическое краеведение»
№ п/п |
Тематика уроков |
Количество уроков |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК | ||
1 |
Тема 1. Распространение живых организмов на территории Курганской области. |
2 |
2 |
Урок 1 Растения и животные, территории проживания. |
1 |
3 |
Урок 2 Представители растений и животных природной зоны территории проживания |
1 |
4 |
Тема 2 Красная книга и лекарственные растения Курганской области и территории проживания. |
2 |
5 |
Урок 3 Живые организмы, занесенные в Красную книгу Курганской области и обитающие на территории проживания |
1 |
6 |
Урок 4 Лекарственные растения Курганской области, произрастающие на территории проживания |
1 |
7 |
Тема 3 Особо охраняемые природные территории Курганской области. |
2 |
8 |
Урок 5 Особо охраняемые природные объекты, расположенные на территории проживания |
1 |
9 |
Урок 6 Памятники природы и заказники Курганской области и территории проживания. Меры, предпринимаемы населением для их охраны. |
1 |
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК | ||
Практическая работа № 1 «Методы полевых исследований (ботанические исследования)» |
1 | |
Практическая работа № 2 «Описание и определение растений, произрастающих на территории проживания» |
1 | |
Практическая работа № 3 «Методы полевых исследований (зоологические исследования)» |
1 | |
Практическая работа № 4 «Описание и определение животных, обитающих на территории проживания» |
1 | |
Практическая работа № 5-6 «Описание памятников природы Курганской области (экскурсия)» |
2 | |
Практическая работа № 7 «Влияние городской среды на растения» |
1 | |
Практическая работа № 8 «Влияние сельскохозяйственной деятельности человека на природные сообщества» |
1 | |
Практическая работа № 9-10 Экологические проблемы области (города, района) |
2 | |
Итоговое занятие в форме дидактической игры или экскурсии в краеведческий музей. |
1 | |
ИТОГО |
17 |
Информация о работе Краеведческий принцип и его реализация в биологии