Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 10:44, дипломная работа
Актуальность исследования. Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений [5].
Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, как один из важнейших социальных институтов должно помогать учащимся адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчать выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня компетентности.
Из всех проработанных нами курсов мы выбрали тот, который нам показался более приемлем и оптимально подходящим для реализации его в школах нашей Республики. Опираясь на него, мы разработали курс «Основы предпринимательства» для школ г.Костомукша (см. Приложение 2). Программа по курсу «Основы предпринимательства» составлена на основе программы курса «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников», реализуемой в Шолоховской гимназии станицы Вешенская Ростовской области (автор Софина Е.П.). Мы адаптировали данную программу к школам Республики Карелия, а также внесли изменения в тематический план.
Цель курса «Основы предпринимательства» - помочь учащимся овладеть знаниями основ экономики и предпринимательской деятельности, сформировать у них навыки ведения домашнего хозяйства, научить применять имеющиеся у них знания при организации малого бизнеса.
Задачи курса:
Основными положениями, определяющими содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями, являются принципы обучения и воспитания.
В курсе «Основы предпринимательства» разработана система принципов, которая включает в себя: принцип взаимосвязи обучения и воспитания; принцип гуманности; принцип научности содержания; связи обучения с практикой; принцип доступности; систематичности и последовательности усвоения знаний. А также: принцип наглядности; принцип воспитания в коллективе и через коллектив и ряд других принципов.
Рассмотрим использование принципов в курсе «Основы предпринимательства»:
Этот принцип направлен на развитие гуманности в человеке, воспитание в нем общечеловеческих ценностей. К примеру, в курсе «Основы предпринимательства» данный принцип применяется при выявлении предпринимательских способностей учащихся, при обсуждении данной информации и подведении результатов, во время презентаций выполненных проектов, когда учащиеся выслушивают мнения друг друга и уважительно относятся друг к другу.
Этот принцип применяется практически во всех разделах данного курса. Он заключается в доведении до учащихся научных сведений и фактов. К примеру, при изучении отличительных характеристик малого бизнеса, SWOT-анализа, жизненного цикла товара и т.д.
Весь материал, который дается старшеклассникам, должен легко усваиваться, быть понятным для всех учащихся. Этот принцип применяется на каждом занятии, избегаются сложные термины, используется литературу, в которой материал прост для изучения.
Темы, изучаемые в курсе, имеют определенный прядок, определенную систему изучения. Так, к примеру, формы отчетности бизнеса в налоговых органах изучаются только после того, как изучены и закреплены виды предприятий.
Этот принцип является одним из основных принципов. Любое обучение должно быть связано с воспитанием, чтобы получился наиболее эффективный процесс. В данном курсе посредством обучения в учащихся воспитывается ряд качеств, например, трудолюбие, усидчивость, гуманность, целеустремленность и др.
Данный принцип основан на том, что учащиеся, получив теоретические знания, используют их на практике, применяя к своему проекту.
На занятиях для лучшего усвоения материала учащимися применяются различные наглядные пособия – таблицы, схемы, рисунки. Так, при изучении SWOT-анализа используется таблица, при изучении рекламы предприятия представляются конкретные примеры рекламы.
Применяя этот принцип, учащиеся начинают уважительно относиться друг к другу, уважать мнения других. К примеру, при проведении опросов и анкетирования среди окружающих людей учащиеся вместе составляют вопросы, анкеты, а затем проводят исследования, помогая друг другу.
Данный принцип используется во всем курсе, при изучении каждого раздела. Принцип заключается в том, что учащимся преподносятся те сведения, которые необходимы сейчас, в настоящее время.
Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания старшеклассников, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу, творчество. Данный принцип позволяет реализовать разные модели сотрудничества, где учитель и ученик выполняют различные роли – «субъект-объект», «объект-субъект», «субъект-субъект». В курсе «Основы предпринимательства» учащимся представляется инициатива при выборе идеи для проекта, дана самостоятельность при поиске и обработке информации, при проведении некоторых мероприятий (маркетинговых исследований, обработке их результатов, проведении презентации проектов и т.д.). Учитель исполняет роль консультанта.
Активность школьников должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний. В данном курсе этот принцип применяется, например, при изучении рекламных акций, когда учащимся дается задание найти информацию о существующих видах акций и т.д.
Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Так, в курсе «Основы предпринимательства» ученикам, которые не очень хорошо справляются с заданиями, ленятся, даются достаточно ответственные задания, поручения, как при изучении теории, так и при выполнении практических работ.
В курсе «Основы предпринимательства» используются следующие группы методов.
Методы передачи знаний:
Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе:
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников:
Методы контроля эффективности педагогического процесса:
В результате изучения дисциплины учащиеся должны:
иметь представление:
знать:
уметь:
Содержание курса
Программа данного курса рассчитана на учащихся 10 классов средних школ (34 часа) в рамках профильного социально-экономического курса. Рабочая программа представлена в Приложении 2.
Курс «Основы предпринимательства» включает в себя 10 часов теоретического материала, 24 часа практических занятий, из которых 10 посвящено проектной деятельности.
Программа включает темы, изучение которых позволит учащимся ознакомиться с фундаментальными экономическими концепциями, основами теории фирмы, спецификой предпринимательской деятельности и её местом в современной российской экономической реальности.
Курс «Основы предпринимательства» рассчитан на школьников, не изучавших ранее предмет «Экономика», но интересующихся им. В связи с этим первые занятия курса предполагают вводные темы, знакомящие учащихся с базовыми вопросами экономической теории.
В рамках курса предлагаются не только теоретические, но и практические занятия, а также самостоятельная работа учащихся.
Изучение каждой темы предполагает рассказ учителя, возможно, работу с учебником по теоретическим вопросам, обозначенным в программе курса.
После изучения всех теоретических тем курса, класс делится на группы по 3-4 человека и учащимся предлагается выполнить проект в группах. Это разработка бизнес-плана. Учащиеся самостоятельно определяются с темой, выполняют пошаговую разработку и презентацию бизнес-плана инвестиционного проекта.
Пример использования метода проектов на занятиях
В данном курсе проектное обучение предусмотрено в ходе разработки бизнес-плана – учащиеся делятся на группы и разрабатывают бизнес-план своей идеи. Работа проходит в группах по 3-4 человека, на каждую группу преподаватель раздает задание.
Пример: Разработать бизнес-план туристической услуги.
Постановка целей, задач проекта.
Учащиеся формулируют цели и задачи данного проекта.
Пример:
Тема: Туристические услуги Карелии
Цель: разработать туристическое агентство, предоставляемое услуги экскурсий и отдыха в Карелии.
Задачи: разработать конкурентоспособное туристическое агентство, готовое к реализации.
Исследование и анализ, дизайн спецификация
Подбор всевозможных вариантов туристических услуг.
Пример:
Составить полный список возможных услуг, предоставляемых агентством. Выбрать наилучшие варианты.
Генерация идей
Учащиеся предлагают несколько вариантов туристических агентств.
Информация о работе Методика обучения курсу «Основы предпринимательства»