Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:32, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, целью данной дипломной работы является изучение особенностей адаптации учащихся 1 классов к учебной деятельности и выявление методов и приемов ее оптимизации.
Задачи:
изучить состояние здоровья и особенности физического и психического развития детей, поступающих в первый класс,
разработать программуздоровьесберегающего сопровождения обучения на уроке в 1 классе
изучить влияние здоровьесберегающих условий обучения на уроке на состояние здоровья и особенности физического и психического развития первоклассников.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Основные подходы к изучению адаптации 5
1.1. Понятие адаптации, дезадаптации, школьной дезадаптации 5
1.2. Уровни адаптации к школе 12
1.3 Психофизиологические особенности организма детей 7-8 лет 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности 26
2.2. Организация и этапы исследования 32
2.3. Эмпирические показатели школьной адаптации у детей младшего школьного возраста 41
2.4. Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников 48
2.5. Динамика показателей школьной адаптации в результате коррекционной работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
2. Игра "Слепец и поводырь". Ход игры: "Как важно в жизни доверять людям! Как часто этого не достает, и как много порой мы от этого теряем. Пожалуйста, все встаньте, закройте глаза и походите по комнате в разные стороны в течение нескольких минут. Так, хорошо. Теперь произвольно разбейтесь на пары. Один из вас закройте глаза, и другой водит его по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновения с другими парами, дает соответствующие пояснения по поводу их передвижения и т.п. Итак, один с открытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Пожалуйста, начали. Хорошо, а теперь поменяйтесь ролями. Каждый должен пройти школу "доверия". Пожалуйста, начали. Хорошо, а теперь сядьте в круг, подумайте и скажите, кто чувствовал себя уверенно, надежно, у кого было желание полностью довериться партнеру? Пусть каждый оценит своего партнера, поднимая руку с нужным количеством пальцев, - оцениваем по пятибалльной системе. Ведомый подымает столько пальцев, сколько он считает нужным дать своему поводырю. Пожалуйста, продумайте вашу оценку, а ведущий оценит лучших поводырей.
3. "Хоровод". Ход игры: Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
Занятие 8. Цель: Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми. Время: 40 минут.
1. Игра "Я не такой, как все, и все мы разные". Ход игры: Детям предлагается в течение пяти минут с помощью цветных карандашей нарисовать, что такое радость. Подчеркивается, что рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания участники, в том числе ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Дети обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. Ведущий просит ребят обратить внимание на различие в понимании и представлении понимания понятия "радости". Делается вывод о том, что каждый человек - особенный, неповторимый. Поэтому каждый человек незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.
2. Игра "Мой портрет в лучах солнца". Ход игры: ведущий просит ответить на вопрос: "Почему я заслуживаю уважение?" - следующим образом: нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, что бы было как можно больше лучей. После выполнения задания участники по очереди, показывая свои рисунки, рассказывают о своих достоинствах.
3. "Хоровод". Ход игры: Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
Ш этап. Закрепляющий (2 занятия).
Занятие 9. Цель: Осознание проблем в отношениях с людьми, активизация самосознания. Время: 40 минут
1. Игра "Продолжить". Ход игры: "Детям предлагается список предложений, которые надо закончить с точки зрения того, какие, по их мнению, их видят окружающие:
Мне хорошо, когда...
Мне грустно, когда.. .
Я сержусь, когда.. .
Я боюсь, когда.. .
Я чувствую себя смелым, когда.. .
Затем по кругу дети зачитывают свои предложения, и ведется обсуждение, исходя из ответов, в каких ситуациях дети чаще чувствуют себя хорошо, им грустно и т.д.
2. Игра "Благодарность без слов". Ход игры: участники разбиваются на пары по желанию. Пары выходят в центр круга, сначала один, а потом другой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем пары делятся впечатлениями, о том:
3. "Хоровод". Ход игры: Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.
Занятие 10. Цель: осознание мотивов межличностных отношений, завершение группы. Время: 40 минут
1. Завершение группы.
Каждый участник рассказывает, что ему дала работа в группе, что нового он узнал о себе и о других.
2. Заключительное слово ведущего.
Ведущий говорит о том, что эти занятия показали, что у всех нас много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, неповторимым, и то, что для всего нас общее. Потому мы нужны друг другу, каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, что другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить. До свидания. Спасибо за работу.
С целью проверки эффективности коррекционной работы, направленной на повышение уровня школьной адаптации у учащихся экспериментальных классов, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику повышения уровня адаптации в классах.
Задачи контрольного эксперимента:
Учащиеся 1 "А" класса составили контрольную группу (КГ), учащиеся
1 "Б" класса - экспериментальную группу (ЭГ).
После проведения коррекционно-развивающих занятий необходимо оценить изменения уровня адаптации и адаптации у испытуемых, участвующих в эксперименте. С этой целью испытуемым КГ и ЭГ были предложены те же тесты по выявлению уровня адаптации и адаптации. Достоверность различий показателей этих тестов в КГ и ЭГ определялась посредством параметрического статистического Т-критерия Стьюдента. Необходимо рассмотреть оценку показателей наличия значимых различий результатов тестирования уровня адаптации и в КГ и ЭГ (таблицы № 10 и 11). В приложениях показаны графики линий "до" и "после" коррекции, на которых мы наглядно наблюдаем повышение уровня школьной адаптации.
Таблица 10
Эксперименты проводятся "до" и "после" коррекционного воздействия. t-критерий Стьюдента |
Наблюдаемое t |
Критическое t0,95 |
Достовер -ность различий | |
"ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ТЕЙЛОРА" 1 "Б" |
3,45 |
2,16 |
1,29 |
дост. |
"ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ФИЛЛИПСА" (общий результат по тесту) 1 "Б" |
3,93 |
2,16 |
1,77 |
дост. |
МЕТОДИКА А.И.БАРКАН ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПО ТЕСТУ "ШКОЛА" 1 "Б" |
3,85 |
2,16 |
1,69 |
дост. |
МЕТОДИКА Н.Г.ЛУСКАНОВОЙИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПО ТЕСТУ "ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ" 1 "Б" |
3,97 |
2,16 |
1,81 |
дост. |
Эксперименты проводятся "до" и "после" коррекционного воздействия метод хи-квадрат |
Наблюдаемое |
Критическое |
Достовер-ность различий. | |
МЕТОДИКА КОВАЛЕВОЙ ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ 1 "Б" |
27,83 |
27,7 |
0,14 |
дост. |
Рассматривая результаты исследования предварительного и итогового тестирования в ЭГ (таблица 10), можно сделать вывод, что во всех без исключения случаях различия показателей статистически значимы.
Таблица 11
Результаты методик повторной диагностики 1"А" класса
Эксперименты проводятся "до" и "после" коррекционного воздействия. t-критерий Стьюдента |
Наблюдаемое t |
Критическое t0,95 |
Достоверность различий | |
"ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ТЕЙЛОРА" 1 "А" |
1,95 |
2,06 |
-0,11 |
не дост. |
"ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ФИЛЛИПСА" (общий результат по тесту) 1 "А" |
1,98 |
2,06 |
-0,08 |
не дост. |
МЕТОДИКА А.И.БАРКАН ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПО ТЕСТУ "ШКОЛА" 1 "А" |
1,8 |
2,06 |
-0,26 |
не дост. |
МЕТОДИКА Н.Г.ЛУСКАНОВОЙИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПО ТЕСТУ "ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ" 1 "А" |
1,7 |
2,06 |
-0,36 |
не дост. |
Как показывают результаты сравнительного анализа предварительного и итогового тестирования уровня адаптации и адаптации у испытуемых в КГ, различия всех полученных показателей статистически независимы (таблица 11). Учащиеся КГ и ЭГ, действительно являются представителями двух генеральных совокупностей, отличающихся по уровню адаптации и адаптации.
Результаты предварительного и итогового тестирования показывают, что уровень адаптации и адаптации у испытуемых ЭГ изменился после проведения коррекционно-развивающих занятий. Тревожность снизилась, адаптация повысилась. Эти улучшения во всех тестах являются статически значимыми. У испытуемых КГ уровень адаптации и адаптации не изменился. Об этом свидетельствует отсутствие значимых различий полученных показателей.
Согласно результатам исследования предварительного и итогового тестирования динамика развития адаптации и адаптации в КГ не изменилась.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что изменения в показателях предварительного и итогового тестирования в КГ являются статистически незначимыми, а, следовательно, уровень адаптации остался прежним.В ЭГ во всех, без исключения тестах, произошло изменение показателей по адаптации в сторону повышения. Эти улучшения во всех тестах являются статистически значимыми. Безусловно, сказывается роль коррекционно-развивающей работы.
Уровень адаптации у испытуемых в ЭГ после проведения коррекционно-развивающих занятий изменился, т.е. в целом наблюдается комплексная взаимосвязь между личностной, ситуативной тревожностью и адаптацией. Это объясняется тем, что проведенная коррекционно-развивающая программа привела к повышению уровня школьной адаптации.
Таким образом, наша третья рабочая гипотеза о том, что уровень адаптации изменяется после проведения коррекционно-развивающих занятий, получила эмпирическое подтверждение, действительно произошли значимые позитивные сдвиги, как в показателях личностной адаптации, так и в показателях ситуативной адаптации и школьной адаптации у детей ЭГ, а у детей КГ эти показатели остались на прежнем уровне.
Проведенный анализ педагогической и психологической литературы показал, что основными причинами низкого уровня школьной адаптации могут быть:
Все задачи, которые были поставлены в исследовании выполнены. На этапе констатирующего эксперимента были выявлены показатели уровня личностной и школьной адаптации у детей младшего школьного возраста. Установлена связь между тревожностью и адаптацией по коэффициенту корреляции Пирсона.
Формирующий эксперимент, в задачи которого входило проведение коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение адаптации у детей младшего школьного возраста, был проведен в два этапа: работы с педагогическим коллективом МОУСОШ № 68 и групповая коррекционно-развивающая работа с детьми 1 классов, которая проводилась в условиях, специально смоделированных коллективных занятий, что также входило в задачи данного этапа экспериментальной работы.
Контрольный эксперимент позволил проследить динамику снижения адаптации и повышении адаптации у детей младшего школьного возраста экспериментальной группы. На данном этапе подтвердилась эффективность коррекционно-развивающей программы, т.е. коррекционно-развивающая работа способствовала повышению уровня школьной адаптации у учащихся 1 классов. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью Т-критерия Стьюдента, F-критерия Фишера, Хи-квадрат критерия. Эти значения дают возможность говорить об эффективности коррекционно-развивающей работы. Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать вывод о том, что, все гипотезы получили экспериментальное подтверждение.
Информация о работе Методы диагностики адаптации детей к учебной деятельности