Нравственное воспитание младших школьников средствами народного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель - определение специфики и путей оптимизации воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства. Задачи:
1. Проанализировать виды и содержание средств народного искусства;
2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми для осуществления нравственного воспитания путем использования средств народного искусства.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства
1.1 Народное искусство в системе эстетического познания мира
1.2 Специфика работы с детьми по осуществлению эстетического воспитания с использованием средств народного искусства
Глава 2. Диагностика воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гульназ Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.docx

— 62.40 Кб (Скачать файл)

К концу обучения в VI классе школьники должны получить знания, необходимые для самостоятельной оценки произведений искусства – их содержания, изобразительно-выразительных средств, образности, самобытности и т.д. Однако цель будет по-настоящему достигнута лишь в том случае, если у детей появится стремление к постоянному общению с изобразительным искусством, к дальнейшему его изучению.

На ряду со всем сказанным, можно говорить о роли искусства как межпредметной связи. Таким образом, использование изобразительного искусства в тех или иных формах на уроках истории, литературы, природоведения, географии формирует такие виды мышления, как образное, логическое, научное и творческое, без которого невозможна никакая самостоятельная деятельность.

Изобразительное искусство помогает развитию ассоциативной памяти. Так, увидев исторические картины В.Г. Шварца, В.М. и А.М. Васнецовых, В.И. Сурикова, А.П. Рябушкина, П.Д. Корина, А.П. Бубнова, дети вспомнят связанные с ними рассказы учителя или текст учебника. Эти картины могут вспомниться при упоминании какого-либо исторического события и в свою очередь вызовут в памяти ряд ассоциаций, деталей и подробностей, которые, казалось, были забыты навсегда.

При этом важно, чтобы зрительные ассоциации носили эмоциональный характер. Поэтому следует вызывать у детей с помощью произведений искусства сильные переживания, активно влиять на их чувства. Эмоциональная память совместно с ассоциативной может закрепить и тот материал, ради которого была сделана установка на восприятие посредством картины, рисунка, скульптуры.

Изобразительное искусство может активно способствовать творческому мышлению учащихся в процессе изучения многих разделов истории древнего мира и средних веков, нового и новейшего времени, глубокому осознанию детьми сложных процессов развития человеческого общества.

Тем не менее, существует проблема: отсутствие профессионально достаточного времени на преподавание предмета, неквалифицированные педагоги, пренебрежении к искусствам как занятиям несерьезным, развлекательно-необязательным даже в тех первых семи классах, где он значится в сетке часов.

Цель данной работы направлена на устранение этой проблемы, стимуляции учителей развивать, прежде всего, себя в данном направлении, а как следствие – своих учеников. Каждый учитель должен сформировать у себя определённый уровень знаний (теоретических и практических), умений и навыков работы в сфере использования искусства. К современному учителю предъявляются высокие требования, и одно из этих требований, по-моему мнению, должно быть следующее: дать ребёнку полную картину о народном искусстве, его историческом развитии, восприятии его как неотъемлемого элемента повседневной жизни и развитие интереса, любви, чуткости к произведениям искусства, желание творить самому.

 

 

Список литературы

 

  1. Алёхин, А.Д. Изобразительное искусство / Алёхин А.Д. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.
  2. Алёхин, А.Д. О языке изобразительного искусства / Алёхин А.Д. – М., 1973. – 220 с.
  3. Вербицкий, А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / Вербицкий А.А. – М., 1999. – 176 с.
  4. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В.И. Волынкин. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 441 с. — (Сердце отдаю детям).
  5. Выготский, Л.С. Психология искусства / под ред. М.Г.Ярошевского. – М., 1987. – 344 с.
  6. Гессен, С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / Гессен С.И. – М., 1995. – 448 с.
  7. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / Загвязинский В.И. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
  8. Ильин Г.Л. Философия и история образования: Психолого-педагогический аспект / Ильин Г.Л. – М., 1999. – 247 с.
  9. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество / Кан-Калик В.А., Никандров Д.Н. – М.: Педагогика, 1990. – С. 138.
  10. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: в 22-х т. / Коменский Я.А – М., 1982.
  11. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе / отв. ред. Б.М. Неменский. – М., 1992. – 123 с.
  12. Луначарский, А.В. О воспитании и образовании / Луначарский А.В. – М., 1976. – 357с.
  13. Мастера искусства об искусстве / под ред. А.А. Федорова-Давыдова, Г.А. Недошивина: в 7-ми т. – М., 1965-1970.
  14. Медушевский В.В. Может быть, вернемся к истокам? / Медушевский В.В. – М.: Высшее образование. – 1988. – 79 с.
  15. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье / Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н – М., 1995. – 142 с.
  16. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе / Мухина В. С.. - кн. для учителя.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Просвещение, 1990.— 175 с.— (Б-ка учителя нач. классов).
  17. Народные художественные промыслы РСФСР: учеб. пособие для худ. уч-щ. / под. ред. В.Г.Смолицкого. – М.: Высшая школа, 1982. – 216 с.
  18. Неменский Б.М. Культура – Искусство – Образование: Цикл бесед / Неменский Б.М. – М., 1993. – 56 с.
  19. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстет. воспитания / Неменский Б.М. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 287 с.
  20. Неменский Б.М. Познание искусством / Неменский Б.М. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 305 с.
  21. Неменский Б.М. Роль искусств в системе общего образования / Неменский Б.М. – М, 1999. – 231 с.
  22. Образовательные программы по эстетическому воспитанию детей / составитель А.В. Егорова. – М.: ВЦХТ, 2000. – 148 с.
  23. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / Подласый И.П. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 574 с.: ил.
  24. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: (эстет. воспитание учащихся во внеклас. работе): книга для учителя: из опыта работы / Прасолова Е.Л. – М.: Просвещение, 1987. – 240 с.
  25. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство / Рондели Л.Д. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.
  26. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: учеб. Пособие / Рылова Л.Б.. – Ижевск: изд-во Удм. ун-та, 1992. – 310 с.
  27. Сластенин В.А. Перестройка педагогического образования в СССР: Перспективы: Вопросы образования / Сластенин В.А., – 1990. – № 2. – 213 с.
  28. Ушинский К.Д. Собр. соч. / Ушинский К.Д. – М.-Л., 1948-1952. – Т. 2. – 573 с.
  29. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителей / Шпикалова Т.Я.. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с.
  30. Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты / Челышева Т.В.. – М.: АПКиПРО, 2001. – 128 с.

 

2



 


Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников средствами народного искусства