Обучение аппликации детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 23:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть методику обучения аппликации в старшей группе

Содержание

Введение.
1. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы.
2. Развитие личности ребенка средствами аппликации.
3. Аппликация как вид изобразительной деятельности в старшей группе учреждения дошкольного образования.
3.1. Виды занятий по аппликации в старшей группе.
3.2. Приемы выполнения аппликации из бумаги в старшей группе.
3.3. Раздел «Аппликация» в программе дошкольного образования «Пралеска».
4. Методы и приемы обучения аппликации в старшей группе.
4.1. Анализ детских работ.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

готовая контрольная.doc

— 389.50 Кб (Скачать файл)

 Классификация формы листовой  пластины исходит из уподобления  ее с другими предметами. Так,  встречаются линейные, ланцетные,  эллиптические, яйцевидные, ромбические,  сердцевидные и другие формы.  При их вырезании путем сгибания  заготовки пополам следует учитывать особенности строения исходной фигуры, соотношение ее величины и формы. Квадратная бумага необходима для изображения сердцевидных листьев (сирень, водокрас). Длинные полоски нужны при вырезании линейных форм, например листьев нарцисса, амариллиса, ириса. Яйцевидные листья получают из прямоугольной заготовки, у которой отношение ширины к длине не имеет резкого различия (например 6X4 см).

  Многие листья имеют вертикальную протяженность. Поэтому заготовку при вырезании складывают пополам по вертикали. Только почковидные листья (герань, лесная фиалка) создают из прямоугольной заготовки путем складывания ее пополам по горизонтали.

Особенности выбора заготовок зависит  от формы и протяженности листьев. Сама форма заготовки должна помогать детям более правильно передавать в вырезках особенности конфигурации листьев. Подобная вырезка уже в силу зеркального соответствия половинок производит эстетическое впечатление, вызывает у ребенка доверие и заинтересованность показанным приемом.

Повторяя одно и то же изображение по сгибу, необходимо последовательно усложнять очертания фигур. Поэтому сначала надо обучать вырезанию простых листьев (тополь, сирень, яблоня), а затем переходить к передаче расчлененных и изрезанных или составных композиций (рябина, кислица, земляника, клен). Закреплению приемов складывания и вырезания однородных листьев способствуют задания, связанные с необходимостью изображения нескольких повторяющихся частей (ветка тополя, осенний букет из листьев, гирлянда). Особенно интересна узорная форма выполнения аппликации. В соответствии с конфигурацией украшения и особенностями украшаемой поверхности (квадратная, круглая, прямоугольная и т. д.) требуется изготовить разное количество элементов и отобрать для узора наиболее удачные из них, представленные в различных комбинациях. Красочно смотрятся аппликации, выполненные из осенних листьев разной окраски.

 В орнаментальных и предметных  композициях возможно сопоставление  листьев по форме и окраске.  Так, в старшей группе детям  предлагают выполнить предметную композицию из листьев тополя и осины, передавая очертания формы и сочетание цветов (желтого с красным) [ 2].

Наличие цветной бумаги, ее тоновые  различия дают возможность детям  передавать в аппликациях образы таких распространенных в природе растений, как тюльпаны, колокольчики, ирисы, лилии. Каждый из этих видов, в свою очередь, характеризуется цветовым многообразием. Поэтому при выполнении аппликаций детям необходимо представлять возможность выбирать цвет бумаги, комбинировать ее в разных вариантах, повышая декоративность, индивидуальность, выразительность силуэтов.

 Большая группа цветков с  разным количеством лепестков  построена по принципу осевой, или центрально-лучевой, симметрии,  когда лепестки равномерно повторяются  от середины по окружности. Такой венчик может иметь три, четыре, пять, шесть и более лепестков.

В зависимости от количества этих лепестков цветы примерно объединены в разные группы, основанные на складывании  заготовки квадрата в определенной последовательности. Так, во вторую группу включены четырехлепестковые цветки, в третью — восьмилепестковые формы (так условно можно изобразить ромашки, маргаритки и др.). Четвертую группу образуют трехлепестники, пятую — цветки с шестью лепестками и последнюю, шестую группу составляют пятилепестковые цветки.

 Все эти цветки вырезают  из квадратной заготовки, в  которую хорошо вписываются формы  с равномерно распределенными  от середины к краям частями. 

  Четырехлепестники вырезают после сгибания квадрата пополам три раза: вдоль, затем поперек, а потом по диагонали. Так можно вырезать жасмин, сердечник луговой, гортензию, чистотел, цветки редиса и др.

Овладение приемами сгибания заготовки  для вырезания симметричных форм цветов и листьев позволяет от занятия к занятию совершенствовать результаты деятельности детей, упражнять их в более правильной передаче основных свойств и признаков предметов. Дети начинают планировать свою работу, сознательно отбирать необходимый материал по цвету, форме, величине, использовать более рациональные приемы вырезания, исходя из особенностей растений.

  Приемы симметричного вырезания широко применяются при создании аппликаций, отражающих мир насекомых (бабочки, стрекозы), образы сказочных персонажей, героев мультипликационных фильмов. Многие из них имеют симметричное строение, и поэтому при вырезании из заготовки бумагу складывают пополам по вертикали или горизонтали.

При отборе фигур для аппликации воспитатель должен учитывать особенности  их конфигурации и постепенно усложнять  задания для детей. Так, в соответствии с программными требованиями в старшей группе детского сада обучение приемам симметричного вырезания по сгибу осуществляется сначала на простом материале. Дети учатся вырезать вазы, елочки, простые по форме листья, цветы. Затем в задание включается изображение бабочек, Петрушки, Винни-Пуха, Снегурочки. Перед детьми ставится задача: передать строение, порядок и форму основных частей, сделать дополнительные наклейки (глаза, уши, детали одежды, декоративные элементы).

Значительную трудность для  дошкольников представляет изображение человека. Чтобы облегчить детям решение этой задачи, надо задания усложнять постепенно. Сначала давать задания, которые требуют передачи обобщенных признаков человеческой фигуры: Снеговик, Матрешка, Петрушка. Отвлечение от некоторых деталей и частей направляет внимание ребенка на более правильную передачу строения туловища, определение пропорционального соответствия отдельных элементов. Затем на этой основе можно выполнять аппликации сказочных персонажей: Снегурочки, Василисы Прекрасной и др. В их строении еще следует сохранять некоторые признаки обобщения. Например, не выделяют ноги. Они как бы скрыты длинной шубой Снегурочки или сарафаном Василисы Прекрасной[ 4].

В ходе выполнения сказочных аппликаций воспитатель учит детей сгибать заготовку для передачи сначала общего строения фигуры (выделяется голова, руки, расширяющийся книзу длинный подол шубы или плать). Отдельно надо вырезать детали лица, одежды, украшения, используя разный цвет бумаги . По такому же принципу вырезают и другие фигуры. В этих аппликациях изображение человека должно быть достаточно реалистичным. Только детали одежды, головной убор, обувь передают черты сказочности, с которыми дети знакомятся при рассматривании иллюстраций к сказкам.

Изображение реалистических черт человека проследим на примере фигур мальчика и девочки. Их можно выполнить двумя способами. В первом случае вырезают общий контур фигуры из светло-розовой бумаги после ее деления вдоль пополам. На глаз определяют пропорциональное взаимодействие частей. Затем отдельно вырезают и наклеивают детали одежды, части лица, волосы, головной убор, обувь в определенном порядке. Здесь возможны разные варианты оформления аппликаций. Симметричные детали (платья, футболки, рубашки, куртки, шорты, брюки, юбки) выполняют также приемом складывания заготовки пополам. Воспитатель следит за тем, чтобы дети соизмеряли их величину с формой каждой части фигуры, использовали разные цвета. А контуры одинаковых предметов (обувь, гольфы, носки) вырезают, складывая бумагу в два слоя, и затем наклеивают на основную часть.

Детям легче изобразить фигуру человека из отдельных частей. При этом они  должны научиться соизмерять их форму, величину, правильно располагать  по отношению друг к другу, комбинировать  приемы вырезания. Так, детали костюма, его некоторые украшения вырезают приемом симметрии, а руки, ноги, обувь получают парным вырезанием их силуэтов из сложенной вдвое бумаги. Чтобы при наклеивании правильно передать направленность этих частей (в разные стороны), бумагу складывают цветной стороной внутрь.

Умение изображать фигуру человека помогает детям более оригинально  выполнять аппликации тематического  содержания, сопоставлять фигуры по величине, придавать им разные позы: «Дети  веселятся вокруг новогодней елки», «Малыши лепят снежную бабу», «Дети гуляют на лугу, ловят бабочек, собирают растения» [ 11]. Чтобы передать динамику фигур, дошкольники должны научиться трансформировать их, придавать им разные позы, а значит, более гибко, творчески использовать знакомые приемы изображения.

Силуэтное вырезание 

Наиболее сложным для дошкольников приемом создания аппликаций является прием вырезания на глаз предметов  асимметричного строения с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.) со сложными очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую.

 Специфика вырезания на глаз  заключается в том, что изображение  из бумаги или других материалов  производится беспрерывным слитным  движением ножниц по мысленно  создаваемому силуэту предмета. Поэтому этот прием, и получил  название силуэтного вырезания.

 Искусство силуэта имеет  древние корни. Еще первобытный  человек обратил внимание на  тени, которые появлялись и двигались  при свете костра, в лунную  ночь или в жаркий, солнечный  полдень. Не случайно наскальные  рисунки первобытных людей так напоминают тени — силуэты.

Методика обучения детей дошкольного  возраста силуэтному вырезанию в  аппликации подробно разработана И. Л. Гусаровой. Автор рекомендует  строить обучение на основе тщательного  анализа строения фигур, выделения  взаимосвязи их частей, а также с помощью показа приемов изображения во взаимодействии с точными словесными описаниями каждого совершаемого движения ножницами. При выполнении задания детям предлагается повторить прием за воспитателем, варьируя в аппликации величину и количество фигур (работы типа «Аквариум», «Утка с утятами», «Зайчиха с зайчатами», «Лиса с лисятами» и т. д.). Такой процесс позволяет упражнять и совершенствовать движения рук в ходе создания силуэта, отбирать для наклеивания наиболее удачные вырезки [ 6].

 Умение вырезать силуэты  предметов дает возможность шестилетним  детям отображать в аппликации  разнообразное содержание предметного  и сюжетно-тематического характера,  что повышает и активизирует  их творческий потенциал, направляет  развитие комбинаторных способностей. Условия того или иного задания требуют от ребенка умения видоизменить форму, перевести фигуру из статического положения в динамическое, установить взаимосвязь между образами и предметами, рационально использовать пространство фона и цвет для передачи черт выразительности всей композиции.

В период обучения силуэтному вырезанию  следует целенаправленно и последовательно  сообщать детям знания об изображаемых предметах и явлениях, формировать  культуру зрительного восприятия, систематически развивать технические навыки вырезания, координированные движения рук. Это обеспечивает свободное владение ножницами при передаче прямых и криволинейных очертаний, осуществляя незаметный переход слитным движением от прямого среза к кривому и обратно.

 Процесс овладения вырезанием на глаз представляет для детей определенные трудности. У малышей должна быть в достаточно высокой степени развита острота зрительного чувства и ручная умелость, что помогает достичь точности, выразительности контура, а следовательно, и показать красоту, четкость силуэта. Формирование этих умений длится довольно долго и является результатом предшествующей работы, направленной на обследование предмета, выделение и запоминание его характерных особенностей, установление взаимосвязи частей по форме, величине, пространственному расположению на бумаге, что также требует развитого глазомера.

В старшем дошкольном возрасте восприятие носит более осмысленный характер, что позволяет ребенку выделять из окружающего мира предмет и  его очертания. При этом слово помогает осуществить анализ каждой формы и каждого движения, совершаемого руками в процессе вырезания. К обучению детей силуэтному вырезанию воспитатель должен подходить продуманно. Необходимо обеспечить постепенное усложнение заданий за счет варьирования силуэтных очертаний и перехода от изображения простых по конфигурации форм к более сложным. Это положение можно проследить на примере обучения дошкольников вырезанию силуэтов посуды с асимметричным расположением частей (ручки, носики-сливы), а также рыб, птиц, зверей. При их отборе следует учитывать простоту очертаний, возможность использования декоративных элементов. Различные формы посуды вырезают плавным переходом от тулова к изображению носика-слива, с одной стороны, и ручки — с другой (молочник, кофейник, чайник). Первоначально надо определять расположение и пропорциональное соотношение частей по форме, величине, сочетать при вырезании прямолинейные и криволинейные срезы, соответствующие силуэты[ 8].

Научившись изображать посуду простой  формы (бокалы, чашки с ручками), дети могут вырезать более сложные силуэты (чайник, куманец, кофейник). Их наклеивают на цветной фон и декоративно оформляют росписями краской или аппликацией. Так устанавливают взаимосвязь занятий по аппликации и декоративному рисованию, разделив содержание работы равномерно на два занятия. На одном из них (по аппликации) дети учатся вырезать силуэты посуды, а на другом — украшать ее узорами. Для этого воспитатель может использовать народную художественную керамику. Интересна посуда Гжели,Украины, республик Прибалтики, Средней Азии, Кавказа, Белоруссии. Воспитатель отбирает простые и традиционные формы изделий с яркими орнаментами[ 1].

При вырезании силуэтов посуды и  других предметов асимметричной  формы важно научить ребенка  определенной последовательности изображения. Сначала надо выбрать форму заготовки, чтобы предмет и его части полностью вписались в пространство бумаги по ширине и высоте. Затем следует определить расположение и отметить части. Это создает зрительные опоры для более правильной передачи силуэта.

 Такое построение изображения  предмета в аппликации учит  ребенка правильно использовать  материал, действовать ножницами  в определенном «порядке в  соответствии со сложившимся  образом, последовательно переходя  от среза обобщенной формы к более дробному отображению специфических деталей. Тем самым нарушается традиция моментности передачи силуэта. Но это нарушение оправдывается повышением качества детских вырезок за счет более осмысленного отражения общих и конкретных признаков предмета.

Информация о работе Обучение аппликации детей старшего дошкольного возраста