Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:56, курсовая работа
Задачи исследования.
- проанализировать существующие педагогические подходы к применению технологии по работе с бумагой;
- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость процесса технологии по работе с бумагой в обучении учащихся.
Апплика́ция - от латинского applicatio, что означает прикладывание, присоединение. Аппликация - вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из различных материалов на материал-основу (фон). Как правило материалом - основой служат: картон, плотная бумага, дерево. Для материала могут служить: бумага, ткань, кожа, мех, цветные нити, пуговицы, бусины, ракушки, крупы, семена, камень, листья, спички, соломка и т.д..
- предметная (изготавливаются из вырезанных геометрических фигур, а также листьев, фруктов, овощей, цветов, грибов, насекомых и т.д.);
- орнаментальная (применяется для оформления альбомов, стенгазет, пригласительных билетов, поздравительных открыток, костюмов, декораций и т.д.);
- сюжетная (их также называют тематическими, включают в себя несколько разных фигур, которые часто изображаются в динамике, т.е. в движении. Этот вид изделия используется для иллюстрирования литературных произведений – сказок, басен, стихотворений);
- шрифтовая (обычно изображение в орнаментальной аппликации сопровождается надписями, т.е. шрифтом. Красивыми цветными буквами оформляют заголовки, лозунги, плакаты, открытки и т.д.).
Существует огромное количество разновидностей бумаги, но из них выделяют девять основных классов, которые мы и перечислим.
Бумага, предназначенная для печати, - самый известный сорт. Ее используют для изготовления различной издательской или изобразительной продукции, применяя при этом самые разнообразные методы. В свою очередь бумага, предназначенная для печати, подразделяется на газетную, типографскую, офсетную, для глубокой печати, иллюстрационную, картографическую, обложечную, этикеточную и др.
Декоративная бумага - это бумага с гладкой окрашенной поверхностью или с поверхностью, обработанной крепировочными способами. Ее поверхность может напоминать своим видом бархат, полотно или кожу; реже похожа на мрамор. К декоративной разновидности бумаги относятся аэрографная, бархатная, крепированная, мраморная и другие типы. Их используют в основном для изготовления декоративных книжных переплетов или же при оформлении журналов.
Бумага для письма, чертежная, для машинописи и рисования - это может быть или писчая цветная, или тетрадная бумага. Также к этому классу относят почтовую, машинописную бумагу, ротаторные, копировальные и чертежные разновидности бумажной продукции, ватман, кальку на бумажной основе, прозрачную бумагу для черчения или рисования и т. д.
Электротехническая бумага - это кабельная, телефонная, полупроводящая бумажная продукция, а также электроизоляционная и микалентная бумага.
Упаковочная и оберточная бумага - используется при упаковывании продукции на автоматах, т. е. это может быть упаковочная бумага для изделий из сахара, чайной продукции, различных фруктов и овощей. Сюда же можно отнести и жиронепроницаемые упаковки, которые чаще всего применяются для продуктов питания. В оберточную бумагу заворачивают стеклянные изделия, а также вещи из текстиля. К этому классу бумаги можно отнести мешочную бумажную продукцию, упаковки для спичек. Еще одной разновидностью оберточной бумаги выступает светонепроницаемая, которая используется в основном для хранения кино- или фотоматериалов.
Светочувствительная бумага - это разновидность бумаги, используемая при фотографических работах. К ней относятся диспозитивная светочувствительная бумага и бумажная диспозитивная калька.
Бумага для папирос и сигарет - это курительная и мундштучная бумага, которая, в свою очередь, подразделяется на папиросные и сигаретные разновидности.
Промышленно-
Бумага-основа - это специальная бумажная продукция, используемая в производстве в качестве основы для многих разновидностей бумаги или бумажных изделий. Для этого бумагу-основу подвергают различной обработке, используют множество пропиток и покрытий. В результате получают копировальную бумагу, фотобумагу, кальку, мелованную бумагу и т. д.
Бумага разных видов, помимо своей основной области использования, широко применяется и для изготовления различных поделок, т. к. легко изменяет форму. Листы бумаги можно загибать, сворачивать, резать, склеивать, сочетать с другими материалами.
Бумага разных видов обладает рядом общих свойств, которые необходимо учитывать при изготовлении поделок. Прежде всего следует помнить, что материал состоит из волокон, расположенных в определенном направлении, которое закладывается в процессе производства. Она легко сгибается вдоль волокон, а при сгибании поперек волокон оказывает сопротивление и образует неровности.
Есть несколько способов определить направление расположения волокон бумаги:
1) путем свертывания бумаги в трубочку и разрывания - этот способ помогает легко установить, как именно располагаются волокна в бумаге. Бумага легче свертывается вдоль волокон, чем поперек. При разрывании листа вдоль волокон получается почти прямая линия, в то время как при поперечном разрыве получается кривой или зигзагообразный край;
2) путем растягивания или увлажнения бумажного листа растягивая край бумажного листа пальцами, как обычно растягивают гофрированную бумагу, можно заметить, что при растяжении края поперек волокон образуются глубокие сборки, а при растяжении вдоль - слегка волнистые;
3)
путем легкого загибания - при
сгибании листа бумаги в двух
направлениях также можно
Основной материал для выполнения аппликаций - это цветная бумага. Надо учитывать, что в одних наборах цвета бывают яркие, сочные, насыщенные, в других - тусклые, мрачные, грязных оттенков. Поэтому понравившуюся цветную бумагу приобретают обычно возможно большего числа оттенков.
Для аппликации используют также небольшие цветные кусочки от обложек старых журналов и тетрадей, фрагменты плакатов. Красивыми получаются аппликации из бархатной бумаги, но при работе с этим материалом надо учитывать, что его трудно склеивать в несколько слоев. Если в некоторых случаях приходится пользоваться копировальной бумагой, то лучше брать старую, использованную, которая оставляет слабый след и меньше пачкает другие элементы аппликации. Всю разметку и копирование нужно производить на обратной стороне цветной бумаги.
Отличными качествами обладает тонкий глянцевый картон, который легко сгибается, вырезается и клеится.
6) Техника безопасности при работе с ножницами(см.Приложение 1):
- храните ножницы в определенном месте (чехле, коробочке);
- не держите ножницы острыми концами вверх, не наклоняйтесь к ним низко;
- передавайте ножницы кольцами к человеку;
- не оставляйте ножницы раскрытыми на парте.
7) Техника безопасности при работе с клеем(см.Приложение1):
- клей – опасное химическое вещество. При работе с ним необходимо соблюдать осторожность;
- работая с клеем, пользуйтесь кисточкой;
- при попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой. При необходимости обратитесь к врачу;
-
по окончании тщательно вымойте руки с
мылом.
IV Закрепление нового материала (13 мин):
V Подведение итогов (4 мин):
1) Поощрение учащихся за ответы
2) Выдача д/з: принести цветную бумагу, ножницы, клей, картон, карандаши
3)
Уборка рабочих мест
Урок
№2
Тема: Аппликация из бумаги. Мозаика.
Класс: 7 Часы: 2(п)
Цель урока: научить учащихся новой технике аппликации - мозаика
Задачи урока:
Вид урока: комбинированный
Метод урока: - наглядно – демонстрационный; - репродуктивный (инструктаж, практическая работа); - метод учета и контроля (контроль со стороны учителя); - самоконтроль; - индуктивный.
МТО урока: плакаты, фото, оригинальные работы
Объект труда: цветная бумага, картон, клей, ножницы, карандаши
Межпредметная
связь: Рус.яз. – новые термины; ИЗО -
эскиз
Ход урока:
I Организационный момент (3 мин.):
- Приветствие.
- Проверка отсутствующих.
- Проверка готовности
к уроку.
II Постановка цели урока:
Чтобы достичь
цели урока необходимо систематизировать
знания учащихся по данной теме. Для
достижения цели урока были поставлены
три задачи: обучения, развития и
воспитания.
III Объяснение нового материала (6 мин):
Мозаика - один из видов аппликации из бумаги. Как монументальное искусство мозаика известна давно. Изображение, орнамент составляются из отдельных кусочков мрамора, эмали, цветных камней, стекла. Каждый народ находил свой, наиболее приемлемый и доступный материал.
В
детском творчестве в качестве исходного
материала можно использовать семена
деревьев, цветов, овощей, шелуху семечек,
подкрашенные опилки и т. п., в том
числе и бумагу. Начинают выполнять
мозаику с нанесения контурных линий
рисунка на основу. Линии должны быть тонкими,
еле заметными. Затем подготавливают бумагу,
разрезая ее на мелкие кусочки, каждый
цвет отдельно. Для мозаики используют
глянцевую, бархатную и другие виды бумаги.
После предварительной подготовки смазывают
небольшую часть рисунка клеем. Наколов
на ножку циркуля или другой острый предмет
бумагу нужного цвета, накладывают ее
на основу. Между частями оставляют небольшие
просветы.
IV Вводный инструктаж (3 мин):
Техника безопасности при работе с ножницами:
- храните ножницы в определенном месте (чехле, коробочке);
Информация о работе Обучение технике аппликации на уроках технологии