Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 00:24, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой имеют характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе, в общеобразовательной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – интенсивный поиск педагогических моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе.
Введение………………………………………………………....…………...стр. 3
Глава 1.Теоретические основы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……..….……………………………….…………….стр.6
1.1. Сущность понятия «универсальные учебные действия»………….....стр.6
1.2.Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………..…………………………стр. 17 1.3.Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………….……………………..…………………………стр.29
Выводы по первой главе…………………….………………….…………стр.37
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий….стр. 39 2.1. Диагностика уровней сформированности коммуникативных УУД у младших школьников……………………….…..…………………..….стр.39 2.2. Методы и приемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………………………….……...…………………….......стр.48
Выводы по второй главе………..…………………..…………………….стр.63 Заключение…………………………………..………………..…………....стр.65 Список литературы.…………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….
Глава 1.Теоретические основы
формирования коммуникативных УУД у младших
школьников……..….……………………………….…
1.1. Сущность понятия «
1.2.Характеристика коммуникативных
универсальных учебных действий…………………………………………..…………
Выводы по первой главе…………………….………………….…………стр.
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по формированию у младших школьников
коммуникативных универсальных учебных
действий….стр. 39 2.1. Диагностика уровней
сформированности коммуникативных УУД
у младших школьников……………………….…..…………………
Выводы по второй главе………..…………………..…………………….
Введение
Актуальность исследования. В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой имеют характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе, в общеобразовательной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – интенсивный поиск педагогических моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе.
Среди многообразных педагогических моделей в настоящее время получила распространение личностно-ориентированная модель образования в школе, обладающая наибольшим развивающим потенциалом, то есть, ориентированная на создание гуманного социума. Гуманный социум способен обеспечить гармонию отношений личности и общества, преодолеть кризисные и конфликтные явления, обеспечить развитие способностей человека, осуществить приобщение к истинно человеческим видам деятельности, важнейшим из которых является коммуникация (Ш. А. Амонашвили).
Это обостряет научный интерес к коммуникативной сущности образования как основополагающей идее при разработке моделей образовательного процесса, адекватных социальному заказу общества и потребностям личности.
Младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приёмы в учебно-воспитательном процессе начальной школы и система занятий, на которых будут сформированы необходимые универсальные учебные действия.
Концепция развития универсальных
учебных действий разработана на
основе системно-деятельностного
В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Коммуникативные «универсальные учебные действия» обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В связи с данной проблемой актуальна тема выпускной квалификационной работы: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников».
Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.
Предметом являются особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель: изучить методы и приемы обучения, способствующие формированию коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста.
Гипотезой нашего исследования является положение о том, что уровень сформированности коммуникативных УУД у младших школьников зависит от правильно организованной и систематической работы.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. выявить сущность
2. дать характеристику коммуникативных УУД младших школьников;
3. выявить особенности формирования коммуникативных УУД;
4. провести диагностику уровней сформированности коммуникативных УУД у младших школьников;
5. Выявить эффективные методы и приемы формирования коммуникативных навыков у младших школьников. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- анализ передового
- эксперимент;
- математическая и статистическая обработка результатов исследования;
База исследования - гимназия №14 г. Волгограда Краснооктябрьского района 4 «В» класс (22 человека).
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что материалы исследования можно использовать в практике работы учителей начальной школы.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. 1.1. Сущность понятия «универсальные учебные действия» . За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО) происходят перемены в образовательном процессе в школе. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик (Асмолов, 2011; 27).
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Таким образом, овладение умением учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Рассмотрим подробнее, каковы функции УУД. В большинстве источников указываются следующие функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей
учащегося самостоятельно
- создание условий для
гармоничного развития
- обеспечение целостности
общекультурного, личностного
- обеспечение преемственности
всех ступеней
- основа организации и
регуляции любой деятельности
учащегося независимо от ее
специально-предметного
- обеспечивают этапы усвоения
учебного содержания и
- личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);
- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
- познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы);
- коммуникативные (учёт позиции
собеседника либо партнера по деятельности;
действия, направленные на кооперацию,
сотрудничество; коммуникативно-речевые
действия, служащие средством передачи
информации другим людям и становления
рефлексии) (Асмолов, 2008; 29). В федеральном
государственном образовательном стандарте
и примерной основной образовательной
программе общего образования универсальные
учебные действия сформулированы на достаточно
обобщенном языке. Представим элементы
конкретного состава этих действий:
Умение сравнивать состоит из следующих действий:
– выделение признаков, по которым сравниваются объекты;
– выделение признаков сходства;
– выделение признаков различия;
– выделение главного и второстепенного в изучаемом объекте.
– выделение существенных признаков объекта.
Умение анализировать состоит из следующих действий:
– разделение объекта на части;
– расположение частей в определенной последовательности;
– характеристика части объекта.
Умение делать выводы состоит из следующих действий:
– нахождение главного в изучаемом явлении или объекте;
– установление главной причины явления;
– краткое оформление высказывания, связывающего причину и следствие.
Умение схематизировать включает действия:
– разделения объекта на части;
– расположения частей в определенной последовательности;
– определение связей между частями;
– оформления графического изображения. Регулятивные универсальные учебные действия. В их основе лежит рефлексия. Это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и сознания другого человека. Но чтобы рефлексия стала эффективным средством формирования других универсальных действий, следует рефлексивные умения выделить в качестве специфического компонента регулятивных действий. Выделяются следующие аспекты рефлексии: личностный (понимание человеком своего внутреннего мира, своего состояния и деятельности); интеллектуальный (выделение, анализ, соотношение с предметной ситуацией собственных действий, прогнозирование развития ситуации); коммуникативный (определение межличностного восприятия и осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению); кооперативный («выход» субъекта во внешнюю позицию по отношению к деятельности, согласование позиций и совместных действий участников коллективной деятельности). В начальной школе формируются такие способы организации и осмысления своей деятельности:
– адекватное восприятие себя;
– постановка цели деятельности;
– определение результата деятельности;
– соотношение результата с целью деятельности;
– выявление наличия ошибок в собственных действиях;
– описание прожитой ситуации
[balaxta.ru/biblioteka/gor_1.