Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:31, дипломная работа
Задачи исследования:
1)проанализировать психолого-педагогическую литературу по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора.
2)изучить опыт работы воспитателей по воспитанию гуманных чувств у дошкольников.
3)апробировать систему работы по воспитанию гуманных чувств у младших дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………..7
1.1. Психолого-педагогические исследования по воспитанию гуманных чувств у дошкольников…………………………………………………………..7
1.2. Произведения народного фольклора как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников……………………………………………...13
1.3. Опыт работы воспитателей в воспитании гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………21
Глава 2. Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………….26
2.1. Диагностика воспитанности гуманных чувств у дошкольников…...26
2.2. Апробация системы работы по воспитанию гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………34
2.3. Сравнительный анализ воспитанности гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………43
Заключение……....………………………………………………………………48
Список литературы……………………………………………………………...50
Приложения……………………………………………………………………...53
Хозяйка: Дети, а давайте вместе попробуем укачать Ванечку!
Дети поют ему колыбельную. Моника укачивает его на руках: - не плачь, Ванечка!
Хозяйка: Анжелина, погладь Ванечку по голове ласково.
Анжелина: А можно я его покачаю?
Хозяйка: Возьми его потихоньку у Моники и покачай. Кто хочет пожалеть Ванечку? Давайте тихонько ему напевать колыбельную. Вот какие молодцы! Ласковые колыбельные песни, которые вы пели Ванечке, помогли ему успокоиться и заснуть. Пусть Спит Ванечка, а я вас приглашаю пить чай!
Протокол №5. Занятие на тему: «В гостях у бабушки Алёны».
Воспитатель: Дети, вы любите свою бабушку?
Дети: Да!
Воспитатель: Как зовут вшу бабушку? (ответы детей).
Где живёт бабушка?
Соня М.: У меня дома живёт.
Настя Р.: Моя бабушка далеко живёт, на море.
Воспитатель: Я хочу пригласить вас к бабушке Алёне. Она живёт в деревне. На чём можно поехать?
Андрей А.: На машине!
Воспитатель: Правильно. А я предлагаю поехать на лошадке. Запряжем лошадку и поехали: (Читаю стишок про лошадку)
Бабушка: Здравствуйте детки, здравствуйте маленькие!
Воспитатель вместе с детьми приветствуют бабушку стихами.
Бабушка: Спасибо на добром слове, ребятки. А давайте вместе распряжем лошадку, пусть она отдохнёт. Костя, напои лошадку водицей.
Костя М.: А я не умею.
Бабушка: Маша, дай травки лошадке.
Даша, Андрей, Моника: а можно и мы, мы тоже хотим.
Бабушка: Хорошо, детки, и вы дайте. Погладьте лошадку, кто хочет.
Дети гладят лошадку дают её травы и напиться.
Бабушка: А еще у меня живут разные птицы и я за ними ухаживаю.
Андрей А.: А можно мы на них посмотрим?
Бабушка: Вот паровозик за вами приехал. Пора возвращаться в детский сад. Жду вас ещё в гости, и тогда познакомлю вас с моими птицами.
Протокол №6. Занятие на тему: «С гуся вода а с Ванечки худоба».
Воспитатель: Дети, вы любите купаться?
Костя М.: Я не люблю, потому что голову мылят.
Даниэлла П.: А я люблю! И не боюсь.
Настя Р.: Я люблю в море купаться!
Соня М.: А я не хочу.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем купать куклу Ванечку, и сделаем это так, чтобы ему понравилось, и он не плакал.
Костя М.: Я буду мыть ему голову!
Моют Ванечку в корытце и повторяют потешку «Водичка, водичка».
Воспитатель: Маша, помоги Косте, подержи Ванечке голову. А ты, Анжелина, поливай водичкой.
Настя Р: Можно я буду его вытирать?
Воспитатель: Да, Настя, осторожно вытирай Ванечку, а Моника его покачает. Мы все вместе споём ему колыбельную.
Поём уже знакомые колыбельные.
Приложение №8
Протокол №7 ответов детей по сюжетным картинкам с нравственным содержанием .
1.А. Андрей – на вопрос: «кого тебе жалко на этой картинке?»,отвечал развёрнуто и эмоционально, кому именно и почему он сочувствует. Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.
2.Г. Моника –заинтересованно отнеслась к сюжетам картинок. Несмотря на то, что часто отвлекалась, всё же дала положительные ответы, демонстрирующие присутствие гуманных чувств, которые на констатирующем этапе не показала. Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.
3.Р. Настя –Очень внимательно и долго рассматривала предложенные картинки, сочувствовала героям, задавала вопросы. Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.
4.П. Даниэлла - ребенок больше рассуждал о себе, нежели о происходящем на картинках, проявляя сочувствие, когда воспитатель привлекал её внимание.
Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.
5.П. Алёна –переживала и сочувствовала персонажам картинок, но была немногословна, коротко отвечая на вопросы воспитателя, и впадала в задумчивость. Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.
6.К. Даша – особо не высказывалась, на наводящие вопросы воспитателя отвечала кратко. Гуманные чувства демонстрировала очень выборочно, некоторым героям не сочувствуя вовсе.Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.
7.В. Анжелина – эмоциональная девочка, быстро увлеклась и быстро потеряла интерес. При повторном просмотре картинок, с помощью воспитателя и наводящих вопросов проявила участие, продемонстрировав сочувствие к происходящему. Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.
8.А. Маша –с трудом удавалось сконцентрировать внимание на задании, но каких-либо эмоциональных проявлений не последовало.
Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Низкий уровень.
9.М. Соня –ей всех было жалко, о чем она и поведала воспитателю. Бурных эмоций ребенок не демонстрировал.
Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.
10.М. Костя – увлёкся сюжетом, задавал вопросы, проявлял участие к происходящему на картинках, сочувствовал попавшим в беду героям, но часто отвлекался не по теме задания. Его немного утомляло проявлять сочувствие.
Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.
Протокол №8 выявления сочувствия у детей в ходе игры – инсценирования по стихам Агнии Барто «Игрушки».
1.А. Андрей – с готовностью включился в инсценировку стихотворения «Уронили мишку на пол». демонстрируя действенное проявление гуманных чувств и отношений через жесты, мимику и позы.
Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.
2.Г. Моника – приняла живое участие в инсценировке, повторяя за воспитателем слова стихотворения, бурно жестикулируя. Действенно проявляла гуманное отношение к несчастному герою стихотворения,.
Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.
3.Р. Настя – в игре-инсценировании с удовольствием приняла участие, жалела героя стихотворения посредством жестов и прикосновений.Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.
4.П. Даниэлла – с удовольствием декламировала предложенные стихотворения. С помощью педагога и наводящих вопросов прониклась сочувствием и продемонстрировала гуманные отношения.
Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.
5.П. Алёна – с готовностью продемонстрировала сочувствие героям стихотворений, спасла их, обогрела и приласкала.
Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.
6.К. Даша – с удовольствием откликнулась на предложение принять участие в игре-инсценировании, повторяла слова стихотворения за воспитателем, про этом всячески высказывала своё неодобрение к случившемуся с попавшими в беду игрушками. Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.
7.В. Анжелина –Вяло проявляла сочувствие персонажам.
Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Низкий уровень.
8.А. Маша – приняла участие немного пассивно, но увлекшись отбросила стеснение и показала хороший результат. Играя, раскрыла в себе наличие гуманных чувств. Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.
9.М. Соня –с удовольствием декламировала стихотворение, наглядно проявляя при этом чувство жалости.
Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.
10.М. Костя – с удовольствием включился в игру, декламировал стихи, разглядывал пострадавшие игрушки, пытаясь найти следы перенесённых ими испытаний. Подводя итог, заявил, что все игрушки хорошие, их надо жалеть и не бросать.
Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.
Приложение № 10
Протокол №9 ответов родителей в данных проблемных ситуациях на предмет проявления отзывчивости у детей в семье.
1 ситуация – один
из членов семьи говорит, что
очень устал и хочет отдохнуть.
2 ситуация – кто-нибудь из взрослых приносит апельсин (шоколадку или др.), отдает его ребенку в присутствии других членов семьи и говорит например: «Апельсин только один, всем не хватит» ;
3 ситуация – ребенок играет, один из членов семьи просит его помочь сделать уборку.
1.А. Андрей – 1ситуация: в этом случае ребенок притихает на 1 -2 минуты, и снова принимается шумно играть, иногда задавая вопрос взрослому «ну, ты уже отдохнул?»
2 ситуация: съедает всё угощенье, забыв предложить другим из присутствующих попробовать.
3 ситуация: с готовностью
окликается на просьбу
2.Г. Моника – 1ситуация: в этой ситуации ребенок привычно включает телевизор и тихонечко смотрит мультики, сделав громкость на минимум.
2 ситуация: Отламывает малюсенький кусочек шоколадки и протягивает маме.
3 ситуация: неохотно начинает помогать, быстро теряет интерес, но вновь возвращается к незавершенному.
3.Р. Настя – 1ситуация: ложится рядом и отдыхает вместе со взрослым.
2 ситуация: откладывает угощенье – яблоко, и заявляет, что съест его потом.
3 ситуация: с радостью включается в уборку вместе со взрослым, пытается не отставать ни в чем, не теряя интерес. Эта девочка всегда с готовностью откликается на просьбы помочь.
4.П. Даниэлла– 1ситуация: убегает в свою комнату и играет в ней как обычно, иногда заглядывает в комнату взрослого, чтобы проверить что он там делает.
2 ситуация: съедает всё сама.
3 ситуация: не отказывается
помочь, крутится всё время рядом,
всячески стараясь
5.П.Алёна– 1ситуация:ведёт себя очень тихо, не шумит, не бегает. Ей скучно и она садится рисовать.
2 ситуация: поделилась данной шоколадкой со всеми присутствующими членами семьи.
3 ситуация: отложив игру,
убирает игрушки. Старается
6.К. Даша– 1ситуация: ведет себя как всегда шумно, несмотря на просьбу взрослого. Старается привлечь к себе внимание.
2 ситуация: то, что апельсин
последний её не смущает,
3 ситуация: моментально бросает играть, оставив всё как есть, и с энтузиазмом принимается помогать маме подметать, мыть пол, и другие взрослые дела. Энтузиазм долго её не покидает, она устаёт и начинает капризничать.
7.В. Анжелина– 1ситуация: садится рисовать, некоторое время сидит тихо, потом начинаются бурные игры, но вспомнив, что мама спит становится тише.
2 ситуация: получив «последнее»
яблоко, принимается его есть. Её
просят угостить родных. Угощает
только маму. На вопрос, а почему
не угощает остальных,
3 ситуация: с трудом отрывается от игры, принимается помогать, но быстро теряет интерес и начинает играть с предметами для уборки.
8.А. Маша– 1ситуация: уходит в другую комнату и просит дедешку поиграть с ней. При этом предупреждает его, что мама спит.
2 ситуация: угощает взрослого, который ей дал «последнее» лакомство.
3 ситуация: отказывается помогать маме делать уборку, сославшись на то, что она занята (играет). Но потом всё-таки подходит и присутствует рядом.
9.М. Соня– 1ситуация: оставив в покое уставшего родственника, присоединяется к другим членам семьи, которые не устали.
2 ситуация: Взяла угощение, есть его не стала, но и никому не предложила.
3 ситуация: очень любит
совместную деятельность с
10.М. Костя – 1ситуация: садится смотреть телевизор, дав возможность отдохнуть, хоть и не долго, уставшему.
2 ситуация: угощает, всех.
3 ситуация: убирать не
любит даже собственные
Приложение №11
Таблица № 2 результатов выявления гуманных чувств у дошкольников.
№ п/с |
Имена детей |
1 диагностика |
2 диагностика |
3 диагностика | ||||||
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
В |
С |
Н | ||
1 |
Ачарьян Андрей |
+ |
+ |
+ |
||||||
2 |
Геворгян Моника |
+ |
+ |
+ |
||||||
3 |
Ряховская Настя |
+ |
+ |
+ |
||||||
4 |
Папикян Даниэлла |
+ |
+ |
+ |
||||||
5 |
Провоторова Алёна |
+ |
+ |
+ |
||||||
6 |
Кирсанова Даша |
+ |
+ |
+ |
||||||
7 |
Восканян Анжелина |
+ |
+ |
+ |
||||||
8 |
Абрамян Маша |
+ |
+ |
+ |
||||||
9 |
Меленчук Соня |
+ |
+ |
+ |
||||||
10 |
Медведев Костя |
+ |
+ |
+ |