Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1)проанализировать психолого-педагогическую литературу по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора.
2)изучить опыт работы воспитателей по воспитанию гуманных чувств у дошкольников.
3)апробировать систему работы по воспитанию гуманных чувств у младших дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………..7
1.1. Психолого-педагогические исследования по воспитанию гуманных чувств у дошкольников…………………………………………………………..7
1.2. Произведения народного фольклора как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников……………………………………………...13
1.3. Опыт работы воспитателей в воспитании гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………21
Глава 2. Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………….26
2.1. Диагностика воспитанности гуманных чувств у дошкольников…...26
2.2. Апробация системы работы по воспитанию гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………34
2.3. Сравнительный анализ воспитанности гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………43
Заключение……....………………………………………………………………48
Список литературы……………………………………………………………...50
Приложения……………………………………………………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

Хозяйка: Дети, а давайте  вместе попробуем укачать Ванечку!

Дети поют ему колыбельную. Моника укачивает его на руках: - не плачь, Ванечка!

Хозяйка: Анжелина, погладь  Ванечку по голове ласково.

Анжелина: А можно я  его покачаю?

Хозяйка: Возьми его потихоньку у Моники и покачай. Кто хочет  пожалеть Ванечку? Давайте тихонько ему напевать колыбельную. Вот какие  молодцы! Ласковые колыбельные песни, которые вы пели Ванечке, помогли ему успокоиться и заснуть. Пусть Спит Ванечка, а я вас приглашаю пить чай!

Протокол №5. Занятие  на тему: «В гостях у бабушки Алёны».

 

Воспитатель: Дети, вы любите свою бабушку?

Дети: Да!

Воспитатель: Как зовут вшу бабушку? (ответы детей).

Где живёт бабушка?

Соня М.: У меня дома живёт.

Настя Р.: Моя бабушка  далеко живёт, на море.

Воспитатель: Я хочу пригласить вас к бабушке Алёне. Она живёт  в деревне. На чём можно поехать?

Андрей А.: На машине!

Воспитатель: Правильно. А я предлагаю поехать на лошадке. Запряжем лошадку и поехали: (Читаю стишок про лошадку)

Бабушка: Здравствуйте детки, здравствуйте маленькие!

Воспитатель вместе с  детьми приветствуют бабушку стихами.

Бабушка: Спасибо на добром слове, ребятки. А давайте вместе распряжем лошадку, пусть она отдохнёт. Костя, напои лошадку водицей.

Костя М.: А я не умею.

Бабушка: Маша, дай травки лошадке.

Даша, Андрей, Моника: а  можно и мы, мы тоже хотим.

Бабушка: Хорошо, детки,  и вы дайте. Погладьте лошадку, кто хочет.

Дети гладят лошадку  дают её травы и напиться.

Бабушка: А еще у  меня живут разные птицы и я  за ними ухаживаю.

Андрей А.: А можно  мы на них посмотрим?

Бабушка: Вот паровозик  за вами приехал. Пора возвращаться в  детский сад. Жду вас ещё в  гости, и тогда познакомлю вас с моими птицами.

 

 

Протокол №6. Занятие  на тему: «С гуся вода а с Ванечки  худоба».

 

Воспитатель: Дети, вы любите купаться?

Костя М.: Я не люблю, потому что голову мылят.

Даниэлла П.: А я  люблю! И не боюсь.

Настя Р.: Я люблю в  море купаться!

Соня М.: А я не хочу.

Воспитатель: Сегодня  мы с вами будем купать куклу Ванечку, и сделаем это так, чтобы ему  понравилось, и он не плакал.

Костя М.: Я буду мыть ему  голову!

Моют Ванечку в корытце  и повторяют потешку «Водичка, водичка».

 Воспитатель: Маша, помоги Косте, подержи Ванечке  голову. А ты, Анжелина, поливай водичкой.

Настя Р: Можно я буду его вытирать?

Воспитатель: Да, Настя, осторожно вытирай Ванечку, а Моника его покачает. Мы все вместе споём ему колыбельную.

Поём уже знакомые колыбельные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №8

Протокол №7 ответов детей по сюжетным картинкам с нравственным содержанием .

 

1.А. Андрей – на вопрос: «кого тебе жалко на этой картинке?»,отвечал развёрнуто и эмоционально, кому именно и почему он сочувствует. Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

2.Г. Моника –заинтересованно отнеслась к сюжетам картинок. Несмотря на то, что часто отвлекалась, всё же дала положительные ответы, демонстрирующие присутствие гуманных чувств, которые на констатирующем этапе не показала. Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.

 

3.Р. Настя –Очень внимательно и долго рассматривала предложенные картинки, сочувствовала героям, задавала вопросы. Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

4.П. Даниэлла  - ребенок больше рассуждал о себе, нежели о происходящем на картинках, проявляя сочувствие, когда воспитатель привлекал её внимание.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.

 

5.П. Алёна –переживала и сочувствовала персонажам картинок, но была немногословна, коротко отвечая на вопросы воспитателя, и впадала в задумчивость. Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

6.К. Даша – особо не высказывалась, на наводящие вопросы воспитателя отвечала кратко. Гуманные чувства демонстрировала очень выборочно, некоторым героям не сочувствуя вовсе.Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.

 

7.В. Анжелина – эмоциональная девочка, быстро увлеклась и быстро потеряла интерес. При повторном просмотре картинок, с помощью воспитателя и наводящих вопросов проявила участие, продемонстрировав сочувствие к происходящему. Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.

 

8.А. Маша –с трудом удавалось сконцентрировать внимание на задании, но каких-либо эмоциональных проявлений не последовало.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Низкий уровень.

 

9.М. Соня –ей всех было жалко, о чем она и поведала воспитателю. Бурных эмоций ребенок не демонстрировал.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

10.М. Костя – увлёкся сюжетом, задавал вопросы, проявлял участие к происходящему на картинках, сочувствовал попавшим в беду героям, но часто отвлекался не по теме задания. Его немного утомляло проявлять сочувствие.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Приложение № 9

 

Протокол №8 выявления  сочувствия у детей в ходе игры – инсценирования по стихам Агнии  Барто «Игрушки».

 

1.А. Андрей – с готовностью включился в инсценировку стихотворения «Уронили мишку на пол». демонстрируя действенное проявление гуманных чувств и отношений через жесты, мимику и позы.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

2.Г. Моника – приняла живое участие в инсценировке, повторяя за воспитателем слова стихотворения, бурно жестикулируя. Действенно проявляла гуманное отношение к несчастному герою стихотворения,.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

3.Р. Настя – в игре-инсценировании с удовольствием приняла участие, жалела героя стихотворения посредством жестов и прикосновений.Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

4.П. Даниэлла – с удовольствием декламировала предложенные стихотворения. С помощью педагога и наводящих вопросов прониклась сочувствием и продемонстрировала гуманные отношения.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.

 

5.П. Алёна – с готовностью продемонстрировала сочувствие героям стихотворений, спасла их, обогрела и приласкала.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

6.К. Даша – с удовольствием откликнулась на предложение принять участие в игре-инсценировании, повторяла слова стихотворения за воспитателем, про этом всячески высказывала своё неодобрение к случившемуся с попавшими в беду игрушками. Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

7.В. Анжелина –Вяло проявляла сочувствие персонажам.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Низкий уровень.

 

8.А. Маша – приняла участие немного пассивно, но увлекшись отбросила стеснение и показала хороший результат. Играя, раскрыла в себе наличие гуманных чувств. Оценка по критериям воспитанности гуманных чувств: Средний уровень.

 

9.М. Соня –с удовольствием декламировала стихотворение, наглядно проявляя при этом чувство жалости.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

10.М. Костя – с удовольствием включился в игру, декламировал стихи, разглядывал пострадавшие игрушки, пытаясь найти следы перенесённых ими испытаний. Подводя итог, заявил, что все игрушки хорошие, их надо жалеть и не бросать.

Оценка по критериям  воспитанности гуманных чувств: Высокий уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 10

 

Протокол №9 ответов  родителей  в данных проблемных ситуациях  на предмет проявления отзывчивости у детей в семье.

 

1 ситуация – один  из членов семьи говорит, что  очень устал и хочет отдохнуть.  Он ложится отдыхать в той  комнате, где играет ребенок;

2 ситуация – кто-нибудь  из взрослых приносит апельсин (шоколадку или др.), отдает его  ребенку в присутствии других  членов семьи и говорит например: «Апельсин только один, всем не хватит» ;

3 ситуация – ребенок  играет, один из членов семьи  просит его помочь сделать  уборку.

 

 

1.А. Андрей – 1ситуация: в этом случае ребенок притихает на 1 -2 минуты, и снова принимается шумно играть, иногда задавая вопрос взрослому «ну, ты уже отдохнул?»

2 ситуация: съедает всё  угощенье, забыв предложить другим  из присутствующих попробовать.

3 ситуация: с готовностью  окликается на просьбу взрослого  помочь, выполняет всё тщательно  и старательно, периодически сам себя подхваливает.

 

2.Г. Моника – 1ситуация: в этой ситуации ребенок привычно включает телевизор и тихонечко смотрит мультики, сделав громкость на минимум.

2 ситуация: Отламывает малюсенький кусочек шоколадки и протягивает маме.

3 ситуация: неохотно начинает помогать, быстро теряет интерес, но вновь возвращается к незавершенному.

 

3.Р. Настя – 1ситуация: ложится рядом и отдыхает вместе со взрослым.

2 ситуация: откладывает  угощенье – яблоко, и заявляет, что съест его потом.

3 ситуация: с радостью включается в уборку вместе со взрослым, пытается не отставать ни в чем, не теряя интерес. Эта девочка всегда с готовностью откликается на просьбы помочь.

 

4.П. Даниэлла– 1ситуация: убегает в свою комнату и играет в ней как обычно, иногда заглядывает в комнату взрослого, чтобы проверить что он там делает.

2 ситуация: съедает всё  сама.

3 ситуация: не отказывается  помочь, крутится всё время рядом,  всячески стараясь посодействовать.

 

5.П.Алёна– 1ситуация:ведёт себя очень тихо, не шумит, не бегает. Ей скучно и она садится рисовать.

2 ситуация: поделилась  данной шоколадкой со всеми  присутствующими членами семьи.

3 ситуация: отложив игру, убирает игрушки. Старается помочь  маме с уборкой квартиры, но  быстро теряет интерес и возвращается  к игрушкам.

 

6.К. Даша– 1ситуация: ведет себя как всегда шумно, несмотря на просьбу взрослого. Старается привлечь к себе внимание.

2 ситуация: то, что апельсин  последний её не смущает, привычно  съедает предложенное угощение.

3 ситуация: моментально  бросает играть, оставив всё как есть, и с энтузиазмом принимается помогать маме подметать, мыть пол, и другие взрослые дела. Энтузиазм долго её не покидает, она устаёт и начинает капризничать.

 

7.В. Анжелина– 1ситуация: садится рисовать, некоторое время сидит тихо, потом начинаются бурные игры, но вспомнив, что мама спит становится тише.

2 ситуация: получив «последнее»  яблоко, принимается его есть. Её  просят угостить родных. Угощает  только маму. На вопрос, а почему  не угощает остальных, отвечает, что яблоко одно.

3 ситуация: с трудом  отрывается от игры, принимается помогать, но быстро теряет интерес и начинает играть с предметами для уборки.

 

8.А. Маша– 1ситуация: уходит в другую комнату и просит дедешку поиграть с ней. При этом предупреждает его, что мама спит.

2 ситуация: угощает взрослого, который ей дал «последнее» лакомство.

3 ситуация: отказывается  помогать маме делать уборку, сославшись на то, что она занята (играет). Но потом всё-таки подходит  и присутствует рядом.

 

9.М. Соня– 1ситуация: оставив в покое уставшего родственника, присоединяется к другим членам семьи, которые не устали.

2 ситуация: Взяла угощение, есть его не стала, но и  никому не предложила.

3 ситуация: очень любит  совместную деятельность с мамой,  поэтому долго уговаривать не  пришлось. Отложив игру, с радостью  откликнулась помочь.

 

10.М. Костя – 1ситуация: садится смотреть телевизор, дав возможность отдохнуть, хоть и не долго, уставшему.

2 ситуация: угощает, всех.

3 ситуация: убирать не  любит даже собственные игрушки.  Но на просьбу помочь убрать  квартиру откликнулся и немного помог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №11

 

Таблица № 2 результатов  выявления гуманных чувств у дошкольников.

 

№ п/с 

 

Имена детей

 

1 диагностика

 

2 диагностика

 

3 диагностика

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

1

Ачарьян Андрей

+

   

+

     

+

 

2

Геворгян Моника

 

+

 

+

     

+

 

3

Ряховская Настя

+

   

+

   

+

   

4

Папикян Даниэлла

 

+

   

+

   

+

 

5

Провоторова Алёна

+

   

+

   

+

   

6

Кирсанова Даша

 

+

 

+

     

+

 

7

Восканян Анжелина

   

+

   

+

 

+

 

8

Абрамян Маша

   

+

 

+

   

+

 

9

Меленчук Соня

+

   

+

   

+

   

10

Медведев Костя

 

+

 

+

     

+

 

Информация о работе Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора