Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 16:20, курсовая работа
Цель работы – теоретически обосновать и практически реализовать социально-педагогическую деятельность учащихся по формированию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие патриотического воспитания и дать его характеристику;
2. Определить значение патриотического воспитания у подрастающего поколения;
3. Рассмотреть понятие девиантного поведения. Определить особенности подростков с девиантным поведением.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы патриотического воспитания в современном обществе….7
1.1. Характеристика понятия «патриотическое воспитание»………………….7
1.2 Девиантное поведение подростков как социально – педагогическая проблема …………………………………………………………………………15
1.3. Формы и методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков через организацию патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении……………………………. 27
Глава 2. Организация социально-педагогической деятельности по формированию патриотического воспитания подростков в общеобразовательном учреждении…………………………………………….36
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотизма у подростков с девиантным поведением………………………………………………………...36
2.2. Реализация проекта «Мы - часть нашей страны!»………………………..50
2.3. Анализ эффективности проекта «Мы - часть нашей страны!»…………..58
Заключение……………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………70
Таким образом, мы сделали вывод, что работа по патриотическому воспитанию в школе проводится, но данные мероприятия запланированы только несколько раз в год по значимым датам (23 февраля, 9мая, смотр строя и песни). Так же из беседы с социальным педагогом мы выяснили, что к данным мероприятиям подростки с девиантным поведением привлекаются недостаточно, они менее активны в участии. Необходимо заинтересовать подростков, особенно с девиантным поведением, к участию в данных мероприятиях. По нашему мнению также стоит привлечь к данной проблеме родителей, коллектив учащихся и педагогов, общественные структуры, следовательно, и несовершеннолетние будут более заинтересованы в участии при проведении мероприятий, направленных на профилактику девиантного поведения посредством мероприятий патриотической направленности.
Второе направление нашего исследования – это работа с учащимися.
Для определения уровня сформированности патриотического воспитания у учащихся 6 класса «Средней общеобразовательной школы №2» г. Шадринска, нами было проведено тестирование на тему «Отношение к патриотизму» (Приложение 2), целью которого была оценка патриотического воспитания у учащихся подросткового возраста МКОУ «Средней общеобразовательной школы №2» г. Шадринска.
Тестирование показало следующие результаты: На первый вопрос «Что для вас Родина?» ребята ответили следующим образом, ответы мы отобразили в виде диаграммы:
Ответы учащихся в % соотношении:
Рис.1 «Что для вас Родина?»
Большинство учащихся (70% опрошенных) считают, что Родина для них родной город, леса, поля и озера. 30% учащихся рассматривают Родину в более крупных масштабах, считают, что Родина – это наша страна – Россия!
На вопрос «Что значит любить Родину?», 60 % ребят не смогли дать четкого ответа и только 30 % посчитали, что любить Родину – это высокое чувство гордости за свою страну, 10% учащихся считают, что любить Родину подразумевает готовность прийти на помощь гражданам своей страны в сложной ситуации.
Ответы учащихся в % соотношении, в виде диаграммы:
Рис.2 «Что значит любить Родину?»
Отвечая на вопрос, «Каких героев нашей Родины вы знаете?» мнения учащихся были идентичны, 80% опрошенных учащихся подросткового возраста МКОУ «Средней общеобразовательной школы №2» г. Шадринска называли героями ветеранов Великой Отечественной войны, 20% учащихся – и воинов интернационалистов Афганистана и Чечни.
Рис.3 «Каких героев нашей Родины вы знаете?»
На вопрос «Что вы представляете, когда слышите, говорите, думаете о Родине?» мы получили следующие ответы: 55% учащихся испытывают чувство гордости за свою Родину, уважают старшее поколение. 45% опрошенных не испытывают особых чувств, когда слышат слово Родина, для них это обычное слово.
Рис.4 «Что вы представляете, когда слышите, говорите, думаете о Родине?»
Вопрос: «Что я могу как школьник, сделать для своей страны?» 30% учащихся не смогли дать четкого ответа, 15% ответили, что они могли бы помогать старшим по хозяйству, 35%-беречь природу, например, сажать деревья, создавать «рабочие десанты» по уборке территории города, 20% считают, что могут любить свой город и окружающих людей.
Рис.5 «Что я могу как школьник, сделать для своей страны?»
На вопрос: «Любите ли вы смотреть фильмы и читать книги о событиях нашей страны?» мы получили следующие ответы: 35% - учащиеся подросткового возраста, предпочитают только просмотр фильмов, 20% - учащиеся, которые в своей познавательной деятельности занимаются и просмотром фильмов и чтением книг, 45% - учащиеся, которым не интересны фильмы и книги данного содержания.
Рис.6 «Любите ли вы смотреть фильмы и читать книги о событиях нашей страны?»
В результате проведения теста, нам удалось выяснить, что практически 50% учащихся 6 класса рассматривают Родину в ее малых масштабах – свой город, район. Уровень более глубоких знаний о стране, о других городах и селах России составляет всего 30%. Подростки мало заинтересованы в данном направлении, им не интересна история Родины, они не стремятся узнать больше через прочтение книг и просмотр фильмов данного содержания.
На данном этапе нами так же была проведена беседа с элементами опроса «Участие в мероприятиях патриотического характера». Цель данной беседы – определить, какие мероприятия проводятся для учащихся по данному направлению.
Опрос включал в себя 5 вопросов (Приложение 3).
В ходе проведения беседы нами были получены следующие ответы учеников:
На вопрос «Охотно ли Вы принимаете участие в мероприятиях патриотической направленности?» - 55% подростков ответили положительно, и 45% дали отрицательный ответ. На предложение назвать мероприятия патриотического характера 63% несовершеннолетних однозначно назвали такие как «День Победы», «День защитника Отечества», 27% ответили на данный вопрос с небольшим затруднением, назвав только мероприятие в честь «Дня Победы» и 10% опрашиваемых не назвали ни одного, пояснив свои затруднения в ответе тем, что в таких мероприятиях они участие не принимали. Анализируя ответы на предложение назвать школьные предметы, где знакомят с героическим прошлым нашей Родины - 65% опрашиваемых назвали такой предмет как «история», 35% подростков затруднились ответить на этот вопрос.
Таким образом, по полученным результатам тестирования и беседы мы выявили, что 47% учащихся можно отнести к среднему уровню сформированности патриотического воспитания. Учащихся, относящихся по показателям к среднему уровню, (это в основном подростки с девиантным поведением) испытывают затруднения при ответах на вопросы. Так же участие учащихся в деятельности носит ситуативный характер, нуждается в стимулировании со стороны. Учащиеся наслышаны о символах государства и республики, знают некоторые праздники. Но этого не достаточно, что бы чувство патриотизма у подростков с девиантным поведением было более развито, несовершеннолетним надо показывать и рассказывать о Родине, символах, праздниках, героях, добавить мероприятия практического характера что бы у них проявился интерес к данной теме и они это прочувствовали. Работу по патриотическому воспитанию можно осуществлять через изучение учебных дисциплин, кружки, факультативы, экскурсии, творческие конкурсы, сюжетно-ролевые игры, знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, встречи с ветеранами и военнослужащими. Интересны и познавательны для несовершеннолетних будут встречи со знаменитыми людьми своего края, страны. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках, о бережном отношении к ним и, конечно же, рассказать, что такое патриотизм. Важно, чтобы познавательный материал был понятен, вызывал интерес, желание посетить эти места и принимать участие в мероприятиях патриотического характера.
В результате проведенного нами исследования мы выявили, что у учащихся 6 класса «Средней общеобразовательной школы №2» г. Шадринска существуют проблемы с пониманием смысла понятий « патриот, патриотизм, Родина», они неохотно принимают участие в мероприятиях патриотической направленности. Подростки с девиантным поведением отрицательно реагируют на предложения участвовать в таких мероприятиях. Выявленные проблемы необходимо решать на должном уровне, вести совместную работу с учителями школы, детьми и родителями.
Последним направлением нашего исследования была работа с родителями. Целью анкетирования было выявление степени заинтересованности родителей в получении их детьми знаний на патриотическую тему, и какие основы патриотического воспитания они закладывают детям в семье. Считают ли они достаточно эффективной работу по данному направлению, которая проводится социальным педагогом и другими учителями с детьми в школе.
В анкете было предложено 10 вопросов. На вопросы данной анкеты ответило 20 родителей учащихся.
Родителям был предложен перечень вопросов (Приложение 4).
Из анализа проведенного анкетирования среди родителей мы выявили, что: семейные традиции присутствуют не во всех семьях, что составило 40%; все 100% опрошенных родителей считают важным воспитание нравственных патриотических чувств у детей; 67% родителей считают, что основы патриотизма ребенок получает в школе, а 33%- в семье; анализ вопроса, обладаете ли вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма, показал, что большинство родителей не особо обладают такими качествами (47%), 33% - обладают и 20% на поставленный вопрос ответили «думаю, да». Анализируя ответы родителей на вопрос можно ли предотвратить девиантное поведение посредством формирования патриотического воспитания, мы получили следующие данные: 35% родителей считают, что это возможно, 25%-считают, что не возможно, и 40% родителей считают что возможно, но только если мероприятия данного характера будут проводиться с детьми чаще.
После проведения данного анкетирования можно сделать следующий вывод: родители большинства подростков не особо стараются разговаривать с детьми на данную тему, не прививают им такие патриотические качества как знание семейных традиций, любовь в Родине. Всю ответственность в этом вопросе они возлагают на школу, ссылаясь на свою занятость, не особо стремятся принимать участие в мероприятиях, проводимых в школе по данному направлению. Так же родители считают, что работа на данном уровне ведется в школе в основном на словах, ничем особенным учащихся не вовлекают в данную сферу, мероприятия по данной теме проводятся редко. Если мероприятия данного направления будут проводиться чаще, то это позволит не только сформировать патриотические качества, но и предотвратить проявление негативного поведения подростков, занять время учащихся получением полезной информации.
На основе проведенных нами диагностик, мы сделали вывод о том, что работа по патриотическому воспитанию в школе ведется, но профилактика девиантного поведения через организацию патриотического воспитания практически не осуществляется, так же социальный педагог и классные руководители проводят различные тематические беседы, анкетирования, но редко используют в своей работе по данному направлению более современные формы. Родители же, в свою очередь, в основном остаются наблюдателями, за работой школы по данному направлению и считают что воспитание патриотических качеств у подростков - это одна из важнейших задач школы.
Таким образом, для решения выявленных пробелов по воспитанию чувства патриотизма и предотвращения девиантного поведения мы разработали проект «Мы – часть нашей страны», направленный на профилактику девиантного поведения несовершеннолетних средствами патриотического воспитания. Данный проект позволит решить выявленные нами на этапе диагностического исследования проблемы и привлечь несовершеннолетних к данному вопросу через проведение усовершенствованных и нетрадиционных форм мероприятий, а так же сформировать активную жизненную позицию подростков и их ответственное поведение.
Авторы: Вахрамеева О.А., Ионина А.В.
Актуальность: Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежности России.
Величайшей
национальной ценностью был
Мы считаем, что в подростковом возрасте крайне необходимо вести работу, по патриотическому воспитанию, так как именно в этом возрасте происходит переоценка ценностей подростка, как личности, именно в этом возрасте влияние других людей, оказывает на подростка колоссальное воздействие, и нужно, чтобы данное влияние было положительным.
Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Ведь школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Каждая программа по патриотическому воспитанию имеет цель воспитание патриотов и граждан Отечества.
Данный проект прививает любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям. Он призван формировать у детей и их родителей повышение интереса к изучению истории своей семьи, города, края. Проект поможет социальному педагогу в непосредственной организации воспитательного процесса. Благодаря мероприятиям данного проекта, социальный педагог сможет привлечь подростков к участию в мероприятиях патриотической направленности, активизировать подростков с девиантным поведением, помочь им влиться в коллектив, подавить проявления девиантного поведения. Проект предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности школьников подросткового возраста.