Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 13:14, дипломная работа
Цель работы - описать особенности адаптации детей третьего года жизни к детскому саду.
Задачи исследования:
Дать определение понятию «Адаптация»
Изучить теоретические основы адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению.
Дать характеристику детей третьего года жизни.
Проанализировать направление совместной деятельности воспитателей и родителей по успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
Введение
3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
6
1.1. Понятие адаптации
6
1.2. Стили и этапы адаптации
11
1.3.Факторы адаптации
13
Глава 2. Характеристика детей третьего года жизни
18
2.1. Физиологические особенности детей третьего года жизни
18
2.2. Психологические особенности детей третьего года жизни
22
2.3. Кризис 3-х лет
31
Глава 3. Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ДОУ
34
3.1. Взаимодействие воспитателя и семьи ребенка третьего года жизни во время адаптационного периода
34
3.2. Стили педагогической деятельности воспитателя
40
3.3. Организация педагогического процесса в первой младшей группе
45
Глава 4. Практическая часть.
53
Заключение
59
Литературы
По данным (М.В. Антропова, И.А.Аршавского, М.И. Виноградова, П.О. Макарова, А.В.Коробкова и д.р.) на третьем году жизни темпы физического развития еще более замедлены, за целый год в среднем прибавка в весе составляет 2—2,5 кг, в длине — 7—8 см. Это естественно, так как значительная часть энергии идет на обеспечение двигательной активности, на совершенствование внутренних органов и систем.
Центральная
нервная система становится
Заметно
стабилизируется деятельность
Совершенствуется
опорно-двигательный аппарат. Идет
интенсивное окостенение
Возрастные
изменения происходят и в
Мочевыделительная
система функционирует гораздо
совершеннее, чем в грудном возрасте.
При относительно небольшом
Подобно
умению ползать, ходить и говорить,
навык опрятности формируется
у каждого ребенка
Период преддошкольного возраста — период активных контактов с окружающим миром. Дети этого возраста подвижны, любознательны; при общении со взрослыми и более старшими детьми у них совершенствуется речь, вырабатываются психические реакции, адекватные обстановке.
Системы
пищеварения и дыхания у детей
до 3 лет еще не заканчивают
своего развития, поэтому необходимы
некоторые ограничения в
Острые расстройства пищеварения, пневмонии, рахит, диатезы, алиментарные анемии в это время встречаются еще довольно часто, но протекают в большинстве случаев легче, чем у детей первого года жизни.
Для детей характерна эмоциональная лабильность — быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому: согласия — в капризы, радости — в обиду. У ребенка четко выявляются индивидуальные черты характера.
Преддошкольный возраст отличается быстрым развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений у детей низкий, что часто ведет к травмам.
Мышечная
система в этом возрасте
Быстро развивается лимфоидная ткань лимфатических узлов, миндалин, аденоидов. На фоне этих процессов часто развиваются воспалительные процессы — аденоидит, тонзиллит, лимфаденит. У детей данного возраста очень часто встречается такая патология, как увеличение периферических лимфоузлов («шейная цепочка», заушные железы, частые насморки, частые ОРВИ). К концу второго года жизни прорезываются все молочные зубы.
В связи
с тем, что контакты с другими
детьми и взрослыми
Важнейшие
профилактические мероприятия
Преддошкольный возраст — период формирования (при недостаточном внимании к здоровью) хронических заболеваний (туберкулез, гепатит), отсюда — особое внимание к обязательной вакцинации (прививки), гигиеническим и прочим процедурам.
Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка.
Причин
для этого много. На протяжении
всего дошкольного детства
Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.).
В дошкольном
детстве изменяется формула
У многих детей наблюдается ускорение роста («первое вытяжение»). Поэтому они в этот период могут подрасти на 10—12 см (скачкообразно), и тогда мышцы нуждаются в дополнительном питании, не успевают за ростом костей и начинают «кричать от боли». Ребенок может просыпаться по ночам и жаловаться на боли в икроножных мышцах, а родители не всегда знают, как помочь.
С периодом вытяжения иногда связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая тоже не успевает за бурным ростом ребенка. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка. Кроме того, данный возрастной период — это возможность формирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей.
Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.
Таким образом, задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.
2.2.Психологические
особенности детей третьего
Третий год жизни считается переходным этапом в развитии ребенка – к концу года малыш становится младшим дошкольником. Однако в начале этого периода у него еще присутствуют все черты раннего детского возраста. Необходимо заметить, что такими беспомощными и самостоятельными дети могут становиться и в три, и в четыре года, если взрослые вовремя не реализуют все возможности развития и воспитания. «Что же делать?» - спросят нас озадаченные родители. Конечно, нельзя лишать ребенка посильной самостоятельности, делать все за него, подчеркивать каждый раз, что он еще очень мал, что у него все не так, получается, сужать круг его общения с взрослыми и сверстниками; нужно внимательно относиться к его познавательным интересам и пояснять все, что разворачивается в окружающем перед его взором и формирует эмоциональный мир, постепенно переводить чувственный опыт в речь и т.д. Показатели психического развития разработаны Н.М.Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В. Пантюхиной.
В процессе общения, в ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы.
Новым можно считать интенсивное развитие воображения, особенно во второй половине года (от 2,5 – 3 лет). Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, показывает, как мышка бегает на лапках тихо – тихо (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка – медведь, и т.п.
С развитием воображения и памяти появляются описанные выше виды продуктивной деятельности: рисование (продукт – рисунок), лепка (продукт – поделка), конструирование (продукт – постройка), игра (ролевое поведение) и др.
Следует обратить внимание родителей на то, что продуктивные виды детской деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребенка. Эти виды способствуют развитию отражательной способности мозга, а следовательно, имеют прямое отношение к развитию умственной активности, формированию интеллекта.
На третьем году жизни внимание малыша еще не устойчиво, но сосредоточение на деятельности, которая для него интересна, более длительно. Ребенок может заниматься ею уже 12-15 минут, не переключаясь на что- то другое.
Значительно совершенствуется память. Малыш помнит не только то, что было в недавнем прошлом (несколько часов назад), но и (к концу третьего года) может рассказать, например, о том, что «ходил с папой и мамой в зоосад», или «мама купила игрушечную машинку» и т.п. Это значит, что на протяжении третьего года совершенствуются процессы запоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова. Интенсивно нарастает активный словарь, к трем годам в речи детей уже 1200-1500 слов и более.
Особенностью речевого развития является не только расширение понимания обращенной к малышу речи, а так же активное употребление слов, т.е. произнесение их. Появляется более сложная функция – умение строить фразу из трех – четырех слов. Формируется грамматический строй речи.
Ребенок начинает употреблять не только простые предложения, но и сложные. Ему доступно понимание не только смысла отдельных высказываний взрослого, относящихся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том, что не находится в данный момент в его поле зрения. Он понимает сказку, слушает небольшие стихотворения, потешки, с интересом рассматривает иллюстрации.
Деятельность малышей становится сложнее и разнообразнее. Они уже способны отличать игру от учебных заданий и элементарных трудовых поручений.
Сюжетная игра в первой половине года более развернута по содержанию, но отображая действия близких людей (мамы, отца), дети не берут на себя их роли. Во второй половине года ребенок уже с увлечением участвует в ролевых играх: начинает отражать в своей игре жизненный опыт, выполняя в условном игровом плане действия взрослых, и берет на себя определенную роль – мамы, доктора и т.д.
Ребенок по прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого, он очень привязан к близким, но проявляет интерес и к посторонним, если они вызывают симпатию.
В этот период детства слово взрослого в процессе воспитания становится средством, регулирующим поведением малыша, помогает усваивать жизненно важные правила, формирует привычки. Он способен не только адекватно реагировать на слова «можно», «нельзя», но и понимает смысл слова «надо». Следовательно, третий год жизни привносит в действия ребенка некоторые элементы самоорганизации.
Все перечисленные новации в развитии ребенка возможны только как результат правильного воспитания и непосредственного участия взрослого и, конечно, заинтересованности взрослого в их появлении.
Малыш становится более самостоятельным, движения – более координированными. Если взрослые не принимают во внимание возросшую потребность ребенка к самостоятельности, излишней опекой стесняют инициативу, это может привести к возникновению упрямства, негативизма, желания делать все наперекор требованиям родителей. Крепнет организм, совершенствуется двигательная сфера, более выносливой становится нервная система. Этим и объясняется «скачок» в развитии возрастных возможностей ребенка на третьем году жизни, что влечет изменения в режиме дня на протяжении этого периода. Ребенок хотя и значительно повзрослел, но все еще не может самостоятельно оценить свое состояние и сделать то, что ему необходимо. Распорядок дня влияет на поведение малыша, приучает его быть организованным, дисциплинированным, принимать и выполнять требования взрослых. Если внимательно проанализировать рационально организованный режим, то увидим его главную ценность: обеспечивать ритмичное, целесообразное чередование основных, жизненно важных процессов – сна, бодрствования, кормления, пребывания на воздухе. Смена игр и занятий, пособий и игрушек активизируют работу разных функциональных систем организма ребенка – нервной, мышечной, сердечно – сосудистой, делает более содержательной и интересной жизнь ребенка, предупреждает перенапряжение, переутомление нервной системы, помогает организовать развивающие игры, занятия.