Положение детей в Пермском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 00:59, доклад

Краткое описание

Доклад подготовлен на основе данных государственной статистики, материалов территориальных исполнительных органов государственной власти РФ в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе, исполнительных органов государственной власти в Пермской области и Коми-Пермяцком округе.
О положении детей в Пермском крае. Ежегодный доклад 2005 год. /Автор-составитель: Черемных Т.В. Под общей редакцией: Блуся П.И., Кужельной М.Ю., Минеевой С.А. – Пермь, 2006, 232С.

Вложенные файлы: 1 файл

положение детей в ПК.doc

— 598.50 Кб (Скачать файл)

В целом, несмотря на достаточно успешное решение многих проблем детей-инвалидов в области и округе, на снижение их количества, остались проблемы их медицинской, социальной реабилитации, внедрения новых технологий работы с этой категорией детского населения, а также скоординированности действий исполнительных органов государственной власти края.

 

13. Профилактика безнадзорности

 

На учёте в КДНиЗП на конец 2005 г. состояло 12367 несовершеннолетних, что на 5,5% меньше, чем в 2004 г. (2004 г. – 13096; 2003 г. – 12936) (табл.50.2).

          По данным КДНиЗП Пермской  области на учёте в муниципальных  КДНиЗП состояло 9768 семей, находящихся в социально-опасном положении (16177 детей), что меньше, чем в предыдущие годы (2004 г. – 10466 семей, 17414 детей; 2003 г. – 14273 семей, 19997 детей) (табл.50.2). Из состоящих на учёте детей: 1563 безнадзорных и беспризорных детей (2004 г. – 1877; 2003 г. – 2923), что меньше, чем в предыдущие годы; 658 за бродяжничество и попрошайничество (2004 г. – 796; 2003 г. – 867); 472 освобождённых из мест лишения свободы (2004 г. – 478; 2003 г. – 233); 1417 освобождённых условно или с отсрочкой приговора (2004 г. – 1419; 2003 г. – 1678); 144 вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений (2004 г. – 320; 2003 г. – 175); 3197 употребляющих спиртные напитки (2004 г. – 2922; 2003 г. – 2653); 594 – токсические вещества (2004 г. – 528; 2003 г. – 600); 2873 совершивших административные правонарушения (2004 г. – 2850; 2003 г. – 3246); 1947 не учащихся и не работающих (2004 г. – 2215; 2003 г. – 2475), в том числе до 15 лет – 30 (2004 г. – 92; 2003 г. – 163).  В 2005 г. из всех типов ОУ отчислено 1799 учащихся (2004 г. – 2450; 2003 г. – 1749), в том числе, по согласованию с КДНиЗП – 1782 (2004 г. – 1761; 2003 г. – 1686). До 2645 увеличилась численность детей, совершивших общественно-опасные деяния (2004 г. – 2289; 2003 г. – 2511); меньше стала численность детей, совершивших преступления, – 5171 (2004 г. – 5732; 2003 г. – 4583). Однако если за основу анализа состояния преступности несовершеннолетних брать не абсолютное количество подростков, совершивших преступления в 2005 г., а коэффициент преступности (отношение количества подростков, совершивших преступления, к общему количеству подросткового населения от 14 до 18 лет), то показатель остался практически на том же уровне, фактического снижения нет. Из 12808 чел. из общего количества несовершеннолетних, рассмотренных комиссиями в 2005 г., (2004 г. - 13121; 2003 г. – 13535), до 7955 сократилось количество  учащихся школ (2004 г. - 8740; 2003 г. - 9108); увеличилось до 2333 количество учащихся профессиональных училищ (2004 г. - 2317; 2003 г. - 2263); до 750 учащихся учреждений среднего профессионального образования (2004 г. - 713; 2003 г. - 473); до 1353 увеличилось количество дел несовершеннолетних, рассмотренных повторно (2004 г. - 1221; 2003 г. - 1180). 3440 подростков, из числа обсуждавшихся на заседании КДНиЗП в 2005 г., были пригашены на заседание в связи с уклонением от учёбы (2004 г. - 3522; 2003 г. - 3318); 3197 - за употребление спиртных напитков (2004 г. - 3185; 2003 г. - 2653); 438 - за употребление наркотических, токсических веществ (2004 г. - 460; 2003 г. - 440), 605 направлено к наркологу (2004 г. - 404; 2003 г. - 507).

По информации Среднеуральского УВД на транспорте, за 12 месяцев 2005 г. на 16% увеличилось количество несовершеннолетних, задержанных за бродяжничество и безнадзорность.

Значительная роль в  профилактике нарушений социального  здоровья детского населения, координации  исполнительных органов государственной власти области отводится КДН. В 2005 г. разработан и принят закон Пермской области о КДНиЗП, положено начало изменению принципов организации деятельности комиссии: разработан механизм государственного заказа на выполнение определённых видов деятельности, в первую очередь, профилактической, на достижение прогнозных показателей по максимальному и раннему выявлению семей и детей, находящихся в социально-опасном положении и осуществлению с ними индивидуальной профилактической работы.

Необходимость в осуществлении  подобной работы очевидна: растет количество ежегодно выявляемых социальных сирот; увеличилось количество детей, у которых родители лишены родительских прав.

Некоторые позитивные изменения, подтверждаемые статистикой, отражают успешность реализации оперативных, реанимационных мероприятий (выявление, учет), но не устранение причин негативных явлений.

Главным недостатком действующей системы является отсутствие ранней профилактики неблагополучия и кризиса семьи, как следствие - детских девиаций. В связи с анализом ситуации были определены новые приоритеты ОЦП «Семья и дети Прикамья» на 2006-2010 годы, концепция которой принята Законодательным Собранием Пермского края в 2005 г. Для решения проблем, изложенных в концепции, предложены принципиально новые организационно-управленческие и технологические инструменты, позволяющие обеспечить социальный эффект, достичь планируемых результатов. Выделены приоритетные проблемы жизнедеятельности семей с детьми, требующие первоочередных консолидированных действий всех уровней власти и секторов общества по их целенаправленному решению: отсутствие системы ранней профилактики социального сиротства; снижение значимости, престижности семьи; незавершенность работы по созданию целенаправленной комплексной системы помощи семье и детям; отсутствие комплексной системы сохранения (профилактика потери) и развития физического, психического и социального здоровья детей.

В числе запланированных  мероприятий программы: отработка  и внедрение в практику пилотных моделей работы по раннему выявлению, диагностике, вмешательству в кризисные ситуации; разработка стандартов и финансовых нормативов профилактических услуг на всех стадиях кризисной ситуации; разработка и внедрение в практику учебно-воспитательных профилактических программ; проведение PR-кампаний, направленных на раннюю профилактику детского и семейного неблагополучия; обучение и поддержка кадров, способных решать новые задачи; отработка технологий социального заказа для привлечения новых негосударственных агентов на рынок социальных услуг.

Одним из значимых агентов  в системе ранней профилактики являются ОУ. В течение 2005 г. общесистемной приоритетной задачей в сфере профилактики социально опасных явлений среди учащихся было обновление содержания и методов работы по преодолению детской безнадзорности, преступности и социального сиротства.

Организована целенаправленная работа по следующим направлениям: совершенствование на региональном уровне нормативно-правовой базы профилактики; разработка и внедрение специальных программ и методик; обеспечение методического сопровождения учебно-воспитательного процесса; подготовка педагогических кадров; развитие сети специализированных учреждений образования, укрепление их материальной базы; выявление и учет детей «группы риска» и организация индивидуальной профилактической работы с ними; организация взаимодействия с заинтересованными ведомствами, общественностью. Одним из показателей, характеризующих эффективность проводимых мероприятий, определено количество учащихся, пропускающих занятий в ОУ без уважительной причины.

Согласно оперативной  информации, поступающей ежемесячно в департамент образования от муниципальных органов управления образованием, на протяжении трех лет прослеживается тенденция к снижению  количества детей, пропускающих занятия без уважительных причин (в 2002/03 уч.году ежемесячно пропускали занятия в среднем 1173 человека, в 2003/04 уч.году – 987, в 2004/05 уч.году – 933), что значительно расходится с данными рассмотренных на заседаниях КДНиЗП дел за уклонение от учёбы и другими показателями (см. выше), и свидетельствует о недостатках в оперативном учёте и выявлении таких подростков.

Важнейшее направление профилактики детской безнадзорности - обеспечение получения несовершеннолетними обязательного основного общего образования. Целенаправленная работа органов управления образованием и ОУ области по обеспечению обязательности основного общего образования (сокращение отчислений, подбор для учащихся соответствующей формы получения образования, открытие в ПУ групп для подростков, не имеющих основного общего образования) привела к тому, что количество не учащейся молодежи (рабочих, иждивенцев) в целом сократилось.

Проблемы профилактики безнадзорности среди несовершеннолетних находились в центре внимания научной и педагогической общественности, органов исполнительной власти области. Областная межведомственная научно-практическая конференция «Профилактика деструктивных форм поведения несовершеннолетних» проведена 3.11.2005 в г. Перми. Обсуждались вопросы взаимодействия субъектов государственной системы профилактики, влияния насилия на поведение и развитие личности подростка, психологические аспекты правонарушений несовершеннолетних, координирующая роль КДНиЗП, задачи органов управления образованием, внутренних дел, социальной защиты населения, КДНиЗП в профилактике девиантного поведения подростков, а также причины суицидальной активности у детей и подростков. По итогам конференции в территории области направлены научно-методические материалы «Что такое компьютерная зависимость», «Обратите внимание: деструктивный культ».

Проводились  заседания  рабочей группы по решению вопросов, связанных с беспризорностью и безнадзорностью среди несовершеннолетних, в том числе амнистированных. 29-30.03.2005 в г. Соликамске состоялось областное совещание-семинар: «Организация индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на учете в органах внутренних дел». В ходе семинара-совещания прошло совместное обсуждение проблем представителями различных ведомств, входящих в государственную систему профилактики: специалистами органов управления образованием, руководителями подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, заместителями председателей и ответственными секретарями муниципальных КДНиЗП Прикамья. Рассмотрен механизм реализации совместного приказа департамента образования и ГУВД области от 10.06.2004 №140/648 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних  дел и образовательных учреждений Пермской области  при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении»; представлен опыт работы ОУ,  в т.ч. спецшколы открытого типа для детей и подростков с девиантным поведением, и подразделения по делам несовершеннолетних УВД города Соликамска по данному направлению; проанализированы итоги работы КДНиЗП органов местного самоуправления с точки зрения качества организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Проблемы профилактики наркомании среди учащихся решались во взаимодействии с региональным управлением Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Пермской области, а также областным наркологическим диспансером, заключено соглашение о сотрудничестве.

В целях информирования широкой общественности (родителей, педагогов, учащихся) о формах безопасного поведения в обществе, профилактике социально опасных заболеваний и явлений, способах самозащиты от экстремальных ситуаций в течение 2005 г.  реализовывался проект «Я выбираю жизнь» совместно с газетой «Досье 02». На страницах газеты  публиковались информационные и методические материалы для педагогов, родителей и детей.

   Для координации работы  по профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав в Коми-Пермяцком округе работает 9 КДНиЗП: окружная, городская, 6 районных и 1 участковая. Вся работа строится в соответствии с федеральным Законом №120 «Об основах профилактики и правонарушений несовершеннолетних», утвержден окружной штаб по детской беспризорности и безнадзорности.

    Обострение проблем сиротства, рост числа несовершеннолетних бродяг делает особенно актуальной задачу развития и укрепления сети специализированных учреждений для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной реабилитации. На 01.01.2006 в округе функционирует Дом ребенка, два детских дома, школа-интернат, 6 социальных приютов, в которых проживает более 400 детей. Для обеспечения приема и перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, и лиц, осуществляющих сопровождение подростков, на базе социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних   «Солнышко» г. Кудымкара открыт транзитный центр.

Ежегодно управление образования округа проводит сбор и  анализ данных о детях, не приступивших к занятиям 1 сентября. Анализ статистических данных показывает, что за последние три года их  число заметно снизилось. В 2003 г. 1 сентября не сели за парты 92 чел.(2004 г. – 69 чел., 2005 г. -  47), включая детей, не желающих учиться, бродяжничающих, материально не обеспеченных, не контролируемых родителями, а также не приступившие к занятиям по уважительным причинам.

Наметились положительные результаты по обеспечению основного общего и полного (среднего) образования несовершеннолетних. К концу 2005 г. количество несовершеннолетних, пропускавших занятия в ОУ без уважительных причин, уменьшилось до 0,3 % (2005 г. - 62 чел., 2004 г. - 80 чел.). Однако ситуация с сохранением контингента в ОУ осталась напряженной. За 2005 г. из ОУ отчислено 120 несовершеннолетних (как и в  2004 г.).

 

13.1. Положение детей, находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

В 2003 г. в системе органов  и учреждений социальной защиты населения работало 40 специализированных учреждений, среди них СРЦН - 18, социальных приютов - 11, отделений-приютов - 10, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей - 1; в 2004 г. также работало 40 учреждений, среди них СРЦН - 17, социальных приютов - 10, отделений-приютов - 12, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей - 1; в 2005 г. аналогично 2004 г. (табл.46).

В соответствии с распоряжением Правительства  РФ от 03.07.1996 №1063-р общий процент  обеспеченности данными учреждениями на 01.01.2006 составляет 62%. Специализированные учреждения для несовершеннолетних имеют в своей структуре следующие отделения: стационарные – 39 (1026 мест); дневного пребывания – 11; отделения профилактики безнадзорности – 7; семейные воспитательные группы – 125.

          В 2005 г. стационарные отделения  социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей и подростков, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и отделениями по работе с семьей и детьми фактически обслужили 5756 несовершеннолетних (2004 г. - 5352 несовершеннолетних).

Информация о работе Положение детей в Пермском крае