Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 00:59, доклад
Доклад подготовлен на основе данных государственной статистики, материалов территориальных исполнительных органов государственной власти РФ в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе, исполнительных органов государственной власти в Пермской области и Коми-Пермяцком округе.
О положении детей в Пермском крае. Ежегодный доклад 2005 год. /Автор-составитель: Черемных Т.В. Под общей редакцией: Блуся П.И., Кужельной М.Ю., Минеевой С.А. – Пермь, 2006, 232С.
В целом, анализируя процессы, проходящие в сфере образования, воспитания и развития детей, отметим их неоднородность: наблюдаются как положительные, так и негативные тенденции развития. В 2005 г. положено начало новой деятельности, связанной с осуществлением перехода на новую систему управления образованием, по результатам; продолжен процесс оптимизации ОУ; создана возможность осуществления выбора ОУ и формы получения образования с учётом потребностей и возможностей личности; отмечалось устойчивое значительное сокращение числа детей, оставленных на повторное обучение; уменьшилось количество детей, отчисленных из всех типов учреждений.
В области сложилась
система работы с одарёнными детьми.
Изменены принципы организации деятельности
психолого-медико-
Продолжалась тенденция
уменьшения количества ОУ и обучающихся в них детей; значительно сократилось
количество начальных школ, особенно в
сельской местности; осталось стабильным
количество СКОУ; уменьшилось количество
детей, при сохранении доли к количеству
детского населения, которые по медицинским
показаниям отнесены к категории детей
с отклонениями в развитии; уменьшилось
количество детей с задержкой психического
развития; отмечалось стойкое увеличение
количества детей, обратившихся за комплексной
помощью в психолого-медико-
6. Начальное профессиональное образование
Система начального профессионального образования (НПО) Пермской области в 2005 г. представлена 76 учреждениями (2004 г. - 90; 2003 г. - 90) (табл.39). С 01.01.2005 70 учреждений НПО переданы в ведение Пермской области, 6 учреждений остались в федеральном подчинении. С 01.09.2005 реорганизованы путем присоединения к профессиональному училищу №51 училище №8 г. Березники, училище №37 к профессиональному училищу №6 г. Лысьва, училище № 59 к профессиональному лицею №77 г. Перми. Таким образом, сеть учреждений НПО на 01.01.2006 представлена в области 67 учреждениями областного подчинения и 6 учреждениями федерального подчинения.
Контингент обучающихся учреждений НПО составил в 2005 г. 40584 чел., в том числе, дневного обучения в учреждениях областного и федерального подчинения - 40432 чел., что в целом на 1,3 тыс. обучающихся меньше, чем в 2004 г. (40826 чел.) (табл.39). Профессиональные училища и лицеи области приняли на обучение в 2005 г. 16,6 тыс. чел. (2004 г. - 24,6.; 2003 г. - 26,0), что составляет 64% к 2003 г., из них 16,5 тыс. человек - на дневную форму обучения (табл.39; 39.4). Работников квалифицированного труда в 2004/05 уч.году подготовлено 16,6 тыс. человек, из них по дневной форме обучения - 15,9 тыс., что меньше, чем в 2003/04 г. Профессиональные училища и лицеи избрали для продолжения образования 11302 девятиклассников (32%) и 3134 одиннадцатиклассников (18%).
В 2005 г. удалось сохранить сеть сельских профессиональных училищ (22 учреждения), что позволило выпускникам сельских школ овладевать рабочими профессиями по месту жительства.
Идет процесс активного перепрофилирования учреждений. Профессиональные училища и лицеи перешли от подготовки узкоспециализированных кадров к подготовке работников квалифицированного труда с широким профилем, что позволило выпускникам успешнее адаптироваться на рынке труда. Одновременно с этим направлением учреждения НПО активно работали над повышением качества образовательных услуг. 56,3% выпускников дневного отделения с трехгодичным сроком обучения получили квалификацию по двум и более профессиям, каждому третьему выпускнику присвоен разряд выше установленного. Гарантированно трудоустроены в 2005 г. 99,4% выпускников (в 2004 г. – 99,3%).
В 2005 г. профессиональные училища и лицеи осуществляли подготовку специалистов для всех сфер экономики Прикамья, более чем по 104 интегрированным профессиям НПО.
В учреждениях НПО начали подготовку по новой профессии: мастер сухого строительства, возрастает количество принятых на обучение по профессиям металлообработки.
Ежегодно растает охват
На базе учреждений НПО расширяется практика обучения лиц с отклонениями в развитии. В 2005 г. принято на обучение 533 подростка (в 2003 г. - 481 чел., 2004 г. - 502).
Училища и лицеи активно осуществляли профессиональную реабилитацию инвалидов, включающую в себя их профессиональную ориентацию, профессиональное образование и трудоустройство. В 2004 г. в учреждениях НПО обучалось 187 чел., в 2005 г. – 254 чел. Ежегодно расширяется спектр профессий по их обучению: бухгалтер, оператор ЭВМ, портной, швея, повар, электромонтер, обувщик, социальный работник, художник, секретарь и др. На базе профессионального училища №25 г. Перми развивается специализированное отделение для инвалидов, на котором обучалось 96 чел. по 5 профессиям (2004 г. - 76). На базе училищ №55 г. Лысьва, №76 с. Елово сформированы специализированные группы по обучению инвалидов. С целью создания условий для их обучения профессиональным училищам было выделено более 600 тыс. рублей из ОЦП «Семья и дети Прикамья».
Учреждения НПО достаточно успешно обеспечивали обучение наиболее незащищенных категорий молодежи. В 2005 г. было принято 1302 воспитанника детских домов и школ-интернатов (2004 г. – 1396, в 2002 г. - 985).
Профессиональные училища и лицеи вели целенаправленную работу по сохранению контингента обучающихся: в 2004 г. из учреждений НПО было отчислено 1534 чел., в 2005 г. - 1271 чел.
Система НПО Коми-Пермяцкого автономного округа в 2005 г. была представлена 5 учреждениями, в том числе 2 профессиональными лицеями и 3 профессиональными училищами. Сеть учреждений НПО стабильна, что позволило обеспечить доступность получения НПО.
Контингент обучающихся учреждений НПО в 2005 г. составил 2244 чел., что на 117 обучающихся меньше, чем в 2004 г. Профессиональные училища и лицеи области приняли на обучение 1107 чел., на 168 чел. меньше. Профессиональные училища и лицеи избрали для продолжения образования 574 выпускников IX классов (51,8%) и 236 выпускников XI классов (21,3%). В 2004/05 уч.году подготовлено 1125 работников квалифицированного труда.
Также как и в области, в округе идет процесс активного перепрофилирования учреждений, переход от подготовки узкоспециализированных кадров к подготовке работников квалифицированного труда с широким профилем. Одновременно с этим направлением учреждения НПО активно работали над повышением качества образовательных услуг. 78,4% выпускников дневного отделения с трехгодичным сроком обучения получили квалификацию по двум и более профессиям, каждому третьему выпускнику присвоен разряд, выше установленного. Гарантированно трудоустроены в 2005 г. 75% выпускников (2003 г. - 73%; 2004 г. - 73%).
В округе возрождается подготовка молодежи по ряду рабочих профессий, от которых ранее отказались вследствие их невостребованности на рынке труда: станочник, слесарь, электрик и т.д. Этому способствовало создание дополнительных рабочих мест на предприятиях. Так же, как и в области, на базе учреждений НПО округа расширялась практика обучения лиц с отклонениями в развитии. В 2005 г. принято на обучение 34 подростка (в 2002 г. - 25, в 2003 г. - 30 чел.).
Училища и лицеи активно осуществляли профессиональную реабилитацию инвалидов, включающую в себя их профессиональную ориентацию, профессиональное образование и трудоустройство. В 2005 г. в учреждениях НПО по 12 специальностям обучалось 43 инвалида (2003 г. - 48, 2004 г. - 57).
Учреждения НПО округа достаточно успешно обеспечивали обучение наиболее незащищенных категорий молодежи. В 2005 г. было принято 99 воспитанников детских домов и школ-интернатов (2004 г. - 120, 2003 г. - 112).
Анализ статистических данных позволяет сделать вывод, что в 2005 г. в Пермском крае активно проводились процессы реорганизации, оптимизации, перепрофилирования учреждений НПО; велась работа по повышению качества образовательных услуг; открытию новых специальностей, востребованных в регионе; передаче в региональное подчинение учреждений НПО.
Отмечено сокращение
численности и контингента
7. Дошкольное образование
Воспитание детей дошкольного возраста в Пермской области обеспечивали в 2005 г. 1233 ОУ разных типов (2004 г. - 1244; 2003 г. - 1250), сокращение на 17 единиц, в том числе на 10 ведомственных ДОУ, но в то же время возросло с 111,2 до 113,6 тыс. число детей, посещающих дошкольные учреждения (табл.38). Количество ДОУ, в которых на 100 мест приходится 131 ребенок и выше, составляет 13,6%. Несмотря на повышение процента охвата детского населения дошкольным образованием, очередность на ДОУ к 2003 г. увеличилась на 8,4 тыс. детей: в 2002 г. в услугах дошкольного образования нуждались 23,8 тыс., 2003 г. – 32,4 тыс., 2004 г. – 40,0 тыс., 2005 г. – 40,8 тыс. детей. Основной причиной является недостаток ДОУ и уменьшение количества ведомственных ДОУ. Значительное число детских садов закрылось за период 2003-2005 гг. в Добрянском районе (с 21 до 14) при увеличении очередности на дошкольные учреждения со 106 в 2003 г. до 637 в 2005 г.; Бардымском районе (с 12 до 5), где очередность детей возросла за тот же период со 185 до 391 человека; в Верещагинском районе стало меньше на 1 детский сад при увеличении очередности с 369 до 1084; в Пермском районе количество детских садов уменьшилось на 1 при увеличении очередности с 760 до 1023; в Сивинском районе закрыто 2 детских сада при увеличении очередности почти в 2 раза: со 125 до 215 детей (табл.38.1; 38,4). Значительное увеличение очередности с 2003 по 2005 гг. отмечалось в гг. Гремячинск (с 28 до 79); Добрянка (со 106 до 637); Кизел (с 32 до 93); Чайковский (с 1108 до 2455); Чусовой (с 690 до 1010); в Ильинском (с 66 до 131); Красновишерском (с 5 до 219); Нытвенском (с 274 до 594); Пермском (с 760 до 1023); Сивинском (со 125 до 215); Усольском (с 65 до 93) и Чердынском (с 25 до 48) районах. В связи с реорганизацией, переводом групп для детей дошкольного возраста в структурные подразделения общеобразовательных школ, сократилось количество детских садов, осуществляющих образовательный процесс на родном (не русском) языке, с 36 в 2004 г. до 21 в 2005 г., но количество детей, посещающих данные группы, осталось прежним – 1,3 тыс. человек.
Сеть ДОУ, оказывающих помощь детям с проблемами здоровья и отклонениями в развитии, увеличилась с 207 (в 2004 г.) до 210 (в 2005 г.), их посещают 8558 детей.
Из общего количества ДОУ компенсирующего и комбинированного вида 73% оказывают коррекционную помощь детям с диагнозом «Детский церебральный паралич», с нарушением интеллекта, задержкой психического развития, нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Ежегодно более 2 тыс. тубинфицированных детей получают оздоровительные услуги в группах 38 ДОУ, что составляет 4% от общего количества детских садов.
В целях удовлетворения потребности семей в услугах дошкольного образования детей, не посещающих детские сады, в 122 ДОУ организованы 188 групп кратковременного пребывания, которые посещают 1885 детей, из них 70 (37,2%) групп по подготовке детей к обучению в школе, их посещает 591 (31,3%) ребенок.
Платные дополнительные образовательные услуги оказывают 135 (11%) ДОУ. Услугами по направлениям: оздоровление детей, занятия со специалистами (логопеды, дефектологи), обучение иностранному языку и др. пользуются 11939 детей (10,5%).
Количество детей-инвалидов, охваченных услугами дошкольного образования, составляет 1006 человек.
Система дошкольного образования Коми округа включает 103 детских сада, 4 учреждений типа «начальная школа–детский сад», 50 детских садов в структуре образовательных школ. Детское население округа от 1 года до 6 лет составляет 9454 человека. В перечисленных выше учреждениях доступность дошкольного образования обеспечена 5984 детям (2004 г. - 6034; 2003 г. - 6139). Охват дошкольным образованием - 64,8% (2004 г. - 64,6%, 2003 г. - 63,8%). Всего в учреждениях работает 342 группы, из них 77 групп для детей раннего возраста. В числе ДОУ 72% составляет малокомплектная сеть, в 83 (52,8%) работает по одной группе, 29 учреждений (18%) имеют по 2 возрастные группы. Все ДОУ являются муниципальной собственностью; состояние большинства из них не отвечает санитарным нормам. Из общего числа учреждений только 13 (11,4%) имеют все виды благоустройства, 78 ДОУ(68,4%) не имеют водопровода, 79 (69,3%) не имеют центрального отопления, 85 (74,6%) учреждений не имеют канализации. В целях оптимизации учреждений образования в 2005 г. ликвидировали два ДОУ в Юсьвинском районе (Крохалевский детский сад №2 и Обиринский) и один детский сад в Косинском районе (Горкинский детский сад).
В округе сохранена сеть ДОУ, оказывающих помощь детям с проблемами здоровья и отклонениями в развитии, однако, они работают лишь в окружном центре (ДОУ №19 для тубинфицированных детей и начальная школа-сад №12 для детей с задержкой психического развития и детей с ослабленным зрением). Сохраняется и развивается сеть национальных детских садов, в 57 учреждениях воспитывается 923 ребенка дошкольного возраста (37% от общего количества). В ДОУ организовано дополнительное образование, 40% детей охвачено кружковой работой, функционирует 196 кружков разной направленности. Продолжается работа по сохранению здоровья детей, профилактике заболеваний, улучшению питания.
Один из главных факторов, влияющих на качество дошкольного образования, - образовательный уровень педагогических кадров. Наметилась тенденция улучшения состава педагогических кадров, увеличилось количество педагогов с высшим образованием, их 86 чел. (11%). Они успешно реализуют программы «нового поколения», составляют индивидуальные программы развития детей. Возросло количество ДОУ, работающих по современным образовательным программам, в округе их 87 или 55,4% от общего количества.