Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Гарантии прав ребенка-государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитывающих в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Вложенные файлы: 1 файл

портфолио.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

1. Права  человека как основа образования.  Конвенция о правах ребенка.  Нормативно-правовой аспект классного  руководства. 

 

Права человека как основа образования.

Гарантии  прав ребенка-государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитывающих в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Ребенку от рождения гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права ребенка в РФ, нормативно-правовыми актами РФ (ст.6 ФЗ « об основных гарантиях ребенка в РФ») - он регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в РФ, возникающих в связи с установлением государственных минимальных социальных стандартов, основных показателей качества жизни детей, осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, обеспечении прав детей на охрану здоровья, защитой прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости; защитой прав детей на отдых и оздоровление; защиту прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей; защитой ребенка от информационной пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию; защитой прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Правовой  статус личности (права человека)- комплекс социально-экономических, политических, культурных и других гражданских прав и свобод, а так же обязанности граждан. Характеризуются с одной стороны совокупностью общечеловеческих прав и основных свобод, признанных в цивилизованном мире (права человека), а с другой - комплексом прав и свобод, обусловленных принадлежностью к гражданству или подданству конкретного государства (права гражданина). Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Права человека являются универсальными моральными правами, которые принадлежат каждому  лицу в его взаимоотношениях с  государством.

Концепция прав человека базируется в трех положениях:

1.каждая  власть ограничена

2.каждый  человек располагает своим автономным миром, вмешиваться в который не может никакая власть

3. каждый  человек, защищая свои права,  может предъявлять претензии  к государству.

В отличие от других моральных или юридических  прав права человека предъявляются  именно государству и только ему.

Человек находится  в неравном положении по  отношению  к государству. Оно может навязывать свою волю людям и использовать применительно  к ним силу принуждения при  навязывании своих решений. Они  могут злоупотреблять своею властью. Таким образом, людям нужен щит для обороны. Права человека образуют щит, который обеспечивает граждан чувством безопасности в их отношении с государством.

Истоки прав человека можно проследить в истории  самых разных религиозных, философских, этических учений, начиная с глубокой древности. Идея комплекса прав, которые человек получает от рождения, была четко сформулирована еще у греческих и римских стоиков. В развитии идеи прав человека прослеживается две линии. Ода линия-это расширение понятия «человек» постепенное признание ценности отдельной личности, «единицы», независимо от имущественного положения, сословных и прочих различий. Другая линия- кодификация прав, процесс формирования конкретных прав и свобод и их отражение в документах. Среди средневековых документов известна «великая хартия вольностей» (Англия 1215 год), которая стала прототипом современной кодификации прав, но ее нормы также распространялись только на дворянство. В трудах мыслителей нового времени (Джон Локк) было сформулировано наиболее близкое к современной форме теоретическое обоснование естественных и неотъемлемых прав каждого человека, вне сословных различий. Новейшая история прав человека начинается  с 1789 года, когда в результате Великой французской революции была принята «Декларация прав человека и гражданина». В ней сформулированы основополагающие принципы прав человека - «моя свобода не должна противоречить свободе другого» и «дозволено все, что не воспрещено законом».

В 1791 году была создан американский Билль о правах - на нем основана современная американская Конституция. Здесь нашел отражение взгляд на природу государственной власти, наиболее отвечающий современной философии прав человека: свободные граждане назначают власть для обеспечения своей жизни, своих нужд.

Однако для  всеобщего признания прав человека было еще очень далеко. В 1919 году при создании Лиги Наций прозвучало предложение о  включении в базовый документ этой организации минимальных представлений о правах человека, но эти предложения были отвергнуты. Понятие прав человека стало общепризнанным лишь после второй мировой войны. В 1948 году ООН принимает Всеобщую Декларацию прав человека, но эта Декларация не носит обязательного характера. В 1950 году была принята Европейская Конвенция защиты прав человека и основных свобод. Они были уже обязательными. Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод в 1996 году. В дальнейшем было принято большое количество международных и региональных соглашений, зафиксировавших договоренности по отдельным проблемам в сфере прав человека.

 

Конвенция о правах ребенка.

В конце 1989 года Конвенция по Правам Ребенка была представлена на утверждение Генеральной  Ассамблее ООН. Над ней в течение 10 лет трудились представители  правительств, агентств ООН и еще не менее 50 неправительственных организаций. Вырабатывались общие для всех стандарты гарантии детей от равнодушия, эксплуатации и насилия.

Этот объемный документ, в своем роде единственный, охватывает широкий круг вопросов о  законных правах и условиях существования детей. Все эти законоположения и прежде существовали в виде разрозненных статей, включенных в международные соглашения, не объединенные между собой общей идеей и не имеющие определенного статуса. Конвенция обращена ко всем детям до 18 лет. Исключение составляют те, для которых, по законам их страны, установлена более ранняя дата совершеннолетия.

права детей, записанные в Конвенции, относятся в равной степени ко всем детям, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или каких-либо иных взглядов, национальности, этнической или социальной принадлежности, независимо от имущественного положения, инвалидности, обязательств появления на свет и прочего. Следующий фундаментальный принцип, на котором зиждется Конвенция- это обязательство наилучшим образом отстаивать интересы детей в процессе обсуждения всех вопросов, касающихся здоровья, благополучия и соблюдения достоинства детей.

В Конвенции  права детей рассматриваются  под углом зрения выполнения трех основных задач: выживания, развития и защиты. Выживание - прежде всего, рассматривается вопрос о неотъемлемом праве на жизнь. Все государства должны обеспечить в максимально возможной степени выживаемость и развитие ребенка. Конвенция признает право каждого на доступ к пунктам медицинского обслуживания, право на уровень жизни, отвечающий стандарту. Ребенок имеет также право на собственное имя и национальность. Развитие - обеспечить каждому шанс на развитие своих потенциальных возможностей, Конвенция предусматривает право ребенка на образование, отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право на информацию, свободу мысли, право исповедовать любую религию, право на свободу совести. Одно из положений Конвенции утверждает, что родители должны, с учетом возраста и зрелости ребенка, с уважением относиться к его взглядам. Защита - многие положения Конвенции предусматривают меры по защите детей в самых разнообразных ситуациях. Речь идет об умственно отсталых или вообще физически неполноценных детях, о детях беженцев или сиротах, о детях, по тем или иным причинам, оставшимся без родителей. Указывается также на то, что в некоторых случаях детей нужно защищать от их собственных родителей, если, например, родители не в состоянии заботиться о своих детях.

В Конвенции  также рассматриваются вопросы об экономической, сексуальной и прочих формах эксплуатации детей, а также способы предотвращения участия детей в торговле наркотиками или в употреблении их. Содержатся положения, касающиеся прав детей в периоды вооруженных конфликтов и в тех случаях, когда они совершают противозаконные действия.

Конвенция все  больше и больше приобретает силу закона, по мере того, как растет число  стран, которые ее ратифицируют. В  Конвенции предусматриваются и  некоторые мероприятия, которые  должны обеспечить проведение в жизнь положений Конвенции, с помощью правительств, частных организаций и отдельных граждан. Таким образом, Конвенция в качестве всеми признанного и авторитетного органа будет выступать в защиту детей во всем мире.

 Конвенция  состоит из преамбулы и трех частей, которые состоят из статей.

Первая часть  Конвенции

• Статьи 1-4 определяют понятие «ребёнок» и и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.

• Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на работу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

• Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.

• Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.

• Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.

• Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

• Статьи 37-40 определяют права ребёнка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.

Вторая часть  Конвенции

• Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.

Третья часть  Конвенции

• Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами: поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.

Новаторство Конвенции  заключается, прежде всего, в том  объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции.

 

 

 

ДЕКЛАРАЦИЯ  ПРАВ РЕБЕНКА от 20 ноября 1959 года

Принцип 7

Ребенок имеет  право на получение образования, которое должно быть бесплатным и  обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

 Наилучшее  обеспечение интересов ребенка  должно быть руководящим принципом  для тех, на ком лежит ответственность  за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде  всего на его родителях.

 

ВСЕМИРНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЫЖИВАНИЯ ЗАЩИТЫ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ . 1990 ГОД.

Задачи 

13. В настоящее  время более 100 миллионов детей  не имеют базового школьного  образования, причем две трети  из них составляют девочки.  Предоставление базового образования  и обеспечение грамотности являются важным вкладом, который можно было бы сделать в интересах развития детей мира.

Обязательства

6) Мы будем  стремиться осуществить программы,  которые снизят уровень неграмотности  и предоставят всем детям возможность  получения образования независимо от их происхождения и пола; которые подготовят детей к трудовой деятельности и предоставят возможности для получения образования в течение всей жизни, например путем профессиональной подготовки; и которые дадут детям возможность достичь совершеннолетия, чувствуя поддержку и в благоприятных культурных и социальных условиях.

 

ДЕКЛАРАЦИЯ  И ПЛАН ДЕЙСТВИЙ «Мир, пригодный  для жизни детей»

Утверждены 27-й специальной сессией Генеральной  Ассамблеи 

10 мая  2002 года

9. Дать каждому  ребенку образование. Все девочки и мальчики должны иметь доступ к бесплатному, обязательному и качественному начальному образованию как краеугольному камню всеобщего базового образования и иметь возможность получить его. Неравенство полов в области начального и среднего образования должно быть ликвидировано.

 

2. Обеспечение  качественного образования

 

38. Образование  является одним из прав человека  и ключевым фактором в сокращении  масштабов нищеты и детского  труда и в поощрении демократии, мира, терпимости и развития. Тем не менее свыше 100 миллионов детей младшего школьного возраста, в большинстве своем девочки, не посещают школу. Занятия с миллионами других детей в переполненных, не отвечающих требованиям санитарии и плохо оснащенных классах ведут неподготовленные и низкооплачиваемые учителя. И одна треть всех детей не заканчивают пяти классов школы, т.е. не достигают минимального необходимого уровня базовой грамотности.

 

39. Как было  согласовано на Всемирном форуме  по вопросам образования в  Дакаре, подтвердившем отведенную Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры роль координации действий партнеров в рамках инициативы «Образование для всех» и поддержки их коллективного стремления обеспечить базовое образование, мы будем уделять самое первоочередное внимание обеспечению того, чтобы к 2015 году все дети имели доступ к бесплатному, обязательному и качественному начальному образованию и имели возможность получить его. Мы будем также стремиться к постепенному обеспечению среднего образования. В качестве шага на пути к достижению этих целей мы преисполнены решимости добиться следующего:

Информация о работе Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства