Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа
Цель работы: изучить социально-педагогическую профилактику жестокого обращения с детьми в семьях, как социально-педагогическую проблему.
Объект работы: насилие как социально-педагогическая проблема.
Предмет работы: социально-педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
Задачи работы:
1. Выделить основные теоретические подходы к изучению социально-педагогической профилактики
2. Проанализировать содержание понятий «профилактика» и «профилактика жестокого обращения»
3. Изучить традиционные и инновационные технологии социальной работы по профилактике жестокого обращения в семье в России
4. Выявить технологии профилактической работы жестокого обращения в семье
ВВЕДЕНИЕ …………………...………………………………………………… 3
Глава 1. Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье .……………………………………………………………...…...…. 5
1.1 История развития проблемы жестокого обращения с детьми в семье ....... 5
1.2 Сущность социально-педагогической профилактики ................................. 7
1.3 Виды профилактики …………………………………………..…………… 10
Глава 2. Жестокое обращение в семье как социально-педагогическая проблема ...………..……………………………………………………………. 14
2.1 Система защиты прав и интересов детей в РФ …………………………... 14
2.2 Виды проявления семейного насилия ………………………………..…... 21
2.3 Распознание фактов насилия и особенности поведения детей, подвергающихся жестокому обращению в семье ………...…………..…………………. 25
2.4. Причины и последствия жестокого обращения с детьми в семье ……... 30
Глава 3. Технологии профилактики жестокого обращения в семье …... 37
3.1 Отечественный опыт социально-педагогической профилактики жестокого обращения в семье ……………………………………………………………... 37
3.2 Рекомендации по профилактики жестокого обращения в семье ……….. 55
Заключение ……………………………………………………………………. 62
Литература …………………………………………… …..…………….…..... 65
К ближайшим последствиям относятся:
- физические травмы;
- острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребенок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом.
Среди отдаленных последствий выделяют:
- различные заболевания;
- личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития.
К общественным потерям в результате насилия над детьми относятся не только утраты человеческих жизней из-за убийств и самоубийств детей, но и потери в их лице полноценных членов общества, а так же формирование социально-дезадаптированных личностей со следующими характеристиками:
- испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий.
Вначале пострадавшие, подверженные
частым приступам гнева и
Но результатом становится
такое опасное социальное последствие,
как дальнейшее воспроизводство
самой жестокости. Косвенным подтверждением
может служить увеличение числа
совершенных подростками
- у переживших насилие детей зачастую формируются такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их обладателей малопривлекательными для окружающих.
В результате ребенок испытывает трудности социализации, у него бывают нарушены связи с взрослыми, нет навыков общения со сверстниками.
Если ребенок не обладает достаточным уровнем знаний и эрудицией для завоевания авторитета в школе, то он может пристраститься к алкоголю, наркотикам совершать правонарушения. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация; насилие по отношению к детям может привести к потере в их лице родителей.
Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство;
- жестокое обращение с детьми вызывает у них нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться, формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться.
Что касается нарушений физического и психического развития, то у детей из семей, где побои являются распространенными "методами воспитания", или где ребенок лишен тепла и внимания (например, в семьях родителей-алкоголиков), выявляются такие признаки задержки физического и психического развития, которые вызывают, по выражению зарубежных специалистов, состояние "неспособности к процветанию"
К особенно тяжелым последствиям приводит сексуальное насилие
В результате домогательств у детей возникают:
- страх общения и
- страх темноты;
- чрезмерная сонливость или бессонница;
- агрессивность и раздражение;
- несоотносимый с возрастом интерес ребенка к интимной области.
Кроме того, чувствуя себя несчастными и пытаясь найти выход из создавшегося положения, дети, с одной стороны, сами могут шантажировать совершивших сексуальное насилие, вымогая у взрослых насильников деньги и подарки в обмен на обещание хранить совершенное в секрете.
С другой стороны, обладая несвойственными их возрасту сведениями об интимной жизни, жертвы насилия могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них окружающих.
Однако наиболее универсальной и тяжелой реакцией на попытки детей адаптироваться к страданиям является низкая самооценка, закрепляющая психологические нарушения и приводящая к значительному отставанию в развитии.
Ребенок с низкой самооценкой постоянно испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства и безотчетной тоски.
У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии, сопровождающейся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности.
У подростков, страдающих от одиночества, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные суициды. Повзрослев, жертвы домашнего насилия на годы погружаются в депрессию, зачастую не отдавая отчета в своем состоянии, а только удивляясь, почему их ничего не радует, не клеится карьера, не привлекает общение с людьми, даже самыми симпатичными.
Наконец, последствиями пережитой травмы может стать не только агрессивность, о чем шла речь выше, но и избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите, виктимность.
Вывод по второй главе
Наше государство признает детство важным этапом жизни человека и
исходит из принципа приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, воспитания высоких нравственных качеств, а так же развития у них общественно значимой активности. Необходимым условием формирования этих качеств является своевременное выявление детей подвергающихся жестокому обращению в семье и надежная социально-правовая защита ребенка.
Психологи установили особую роль в росте насилия таких психических факторов, как ослабление управления инстинктами, разочарование, агрессивность, алкоголизм и психопатология. Приверженцы теории социальной причинности концентрируют внимание на культурных нормах, провоцирующих насилие, на патриархальной социальной структуре, благоприятствующей доминирующей роли мужчин.
Насилие тесно связано с социальным стрессом в семье. Среди множества проблем, которые могут повысить уровень напряженности и привести к жестокости, следует назвать такие как разногласия в воспитании детей, секс, беременность, денежные затруднения, безработица, необходимость в долговременной медицинской помощи. Постоянное раздражение отчасти можно объяснить хроническим беспокойством о нерешенных проблемах и взаимоисключающими требованиями, которые предъявляет общество, несовпадением между желаниями и возможностями.
Связанность семейными обязанностями, неучастие в общественной деятельности и наличие ограниченной системы социальной поддержки увеличивают риск насилия.
Принимая во внимание сложность человеческой натуры, социальное взаимодействие и социальную структуру, некоторые исследователи предложили более перспективный подход. Они создали комплексную модель насилия в семье. Их модель учитывает разнообразие семей, индивидуальные характеристики и социальные отклонения их членов, сочетание которых вызывает насилие. Эта модель придает особое значение взаимному влиянию между людьми, их поступкам, предшествующим насилию и следующим за ним последствиям.
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО
ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ
3.1 Отечественный опыт социально-педагогической профилактики жестокого обращения в семье
Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения разработаны технологии «раннего выявления нарушений прав ребенка» и «работы со случаем нарушений прав ребенка», которые апробированы в муниципальных образованиях Томской области, Новосибирской области, Хабаровского края. В настоящее время эти технологии широко внедряются в Республике Бурятия, Тамбовской области, Алтайском крае, Московской области и других субъектах Р. Ф. [8]
Технологии «раннего выявления нарушений прав ребенка» и «работы со случаем нарушений прав ребенка» включают в себя реализацию единого порядка работы с каждой семьей, в которой зафиксированы нарушения прав ребенка. Порядок разработан в соответствии с Семейным кодексом РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г., Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 г., Постановлениями Правительства Российской Федерации. Предлагаемые подходы работы с семьями группы риска соответствуют международным стандартам и требованиям Конвенции о правах ребенка и Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей.
Технологии предполагает организацию в учреждениях и организациях начального и основного общего образования, дополнительного образования, здравоохранения выявления детей с признаками нарушений прав ребенка, жестокого обращения с детьми. Специалисты этих организаций постоянно или регулярно наблюдают детей в ходе осуществления своей основной деятельности и имеют возможность заметить изменения в состоянии ребенка, его внешнем виде или поведении.
Технология «раннего выявления».
В рамках реализации технологии «раннего выявления» устанавливается порядок выявления специалистами детей с признаками жестокого обращения, порядок передачи этой информации в органы опеки и попечительства, и порядок работы с этой информацией.
Технология «работы со случаем нарушений прав ребенка»
Технология предполагает организацию на межведомственной основе реабилитационной работы с семьей и/или ребенком в целях восстановления в семье условий для соблюдения прав ребенка, его воспитания и нормального развития.
Технологии включают в себя следующие основные этапы:
1. Прием информации.
Факты, свидетельствующие о возможном нарушении прав ребенка, могут стать известны гражданам, специалистам организаций и учреждений различных ведомств, работающих с семьей и детьми. Для организации работы органу опеки и попечительства необходимо определить единый пункт приема информации, внедрить формы фиксации информации и алгоритмы дальнейшей работы с полученным сигналом. После приема информации осуществляется предварительная оценка ее экстренности, позволяющая провести первичную сортировку поступающих сообщений и более равномерно распределить нагрузку на специалистов.
Организация приема информации о возможных нарушениях прав ребенка сопряжена с определенными трудностями, связанными с отсутствием в обществе сформированных ценностных установок в отношении необходимости неукоснительного соблюдения прав детей. В этих условиях специалистам сложно сформировать профессиональное отношение к выявленным фактам, признать единичные признаки жестокого обращения заслуживающими внимания и реагирования.
Информирование органов опеки и попечительства воспринимается как преждевременная мера. Результатом становятся попытки специалиста оказать самостоятельную несистемную помощь либо пассивное наблюдение за развитием ситуации.
С целью эффективной организации раннего выявления нарушений прав ребенка необходимо проведение систематической информационной и образовательной работы с гражданами, разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми, порядка действий в случае обнаружения таких признаков.
Необходимо также организовать информационно-методическое сопровождение специалистов, освещение самого феномена жестокого обращения (его видов, внешних и поведенческих признаков, причин, факторов риска), так и возможных последствий для ребенка даже единичных случаев жестокого обращения. Специалистов необходимо извещать о принятых по поступившей и проверенной информации мерах, что позволяет сформировать новое отношение к самому факту информирования государственных служб о признаках возможного нарушения прав ребенка, сменить имидж органов, уполномоченных принимать меры по защите прав детей — от карательного к поддерживающему.
2. Проверка информации
После получения первичной информации необходимо проведение проверки, целью которой является определить:
а) имело ли место нарушение прав ребенка;
б) безопасно ли ребенку в данный момент оставаться в семье;
в) какова степень риска жестокого обращения с ребенком.
Такую проверку могут проводить как специалисты органов опеки и попечительства, так и специалисты организаций, осуществляющих отдельные полномочия органов опеки и попечительства, с обязательным предоставлением последними отчета по результатам проверки в орган опеки и попечительства для принятия окончательного решения.
Установление факта нарушения прав ребенка и оценка его безопасности требуют оценки риска жестокого обращения с ребенком. Для преодоления формализма или избыточного влияния субъективных факторов при проведении оценки, необходимо внедрение и использование специальных форм и методического инструментария, позволяющих определить причины выявленного факта жестокого обращения с ребенком и вероятность его повторения в будущем.
Данный инструментарий решает следующие задачи:
1) объективировать процесс
оценки риска жестокого
2) максимально снизить в процессе проведения оценки и принятия окончательного решения роль личных ценностей и установок специалиста;
3) содействовать формированию
и сохранению доверительных
4) снизить эмоциональную
нагрузку на специалиста,
5) в дальнейшем объективно
оценивать эффективность
Информация о работе Профилактика жестокого обращения в семье с детьми