Профориентация в детском лагере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Определение роли и эффективных путей ранней профориентации в условиях профильного оздоровительно образовательного лагеря учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние и возможности профессионального самоопределения в условиях профильного оздоровительно-образовательного лагеря в период каникулярного отдыха;
2. Разработать модель деятельности профильного образовательно-оздоровительного лагеря по профессиональному самоопределению учащихся;

Содержание

Введение 3
12 Глава 1 Теоретические основы деятельности профильных
оздоровительно-образовательных лагерей и профессиональной
ориентации в них.
1. Организационные основы каникулярного отдыха детей
2. Профильные лагеря учреждений дополнительного образования D^ детей как часть государственной системы детского отдыха и оздоровления.
3. Педагогические основы деятельности профильного оздоровительно- -*4образовательного лагеря.
Глава 2 Профильный оздоровительно-образовательный лагерь как " средство профессионального самоопределения учащихся.
4. Профориентация в программе и модели профильного детского оздоровительно-образовательного лагеря учреждения дополнительного "^ образования детей.
5. Особенности организационно-педагогических условий 95профессиональной ориентации учащихся в каникулярное время средствами туристско-краеведческой деятельности.
2.3.0рганизационно-педагогическая деятельность Рязанского областного * *центра детско-юношеского туризма и экскурсии по формированию готовности к осознанному выбору профессии подростком в условиях профильных оздоровительно-образовательных лагерей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 141

Вложенные файлы: 1 файл

котанс Андрей янисович.docx

— 117.98 Кб (Скачать файл)

Первая  стадия — «знакомство» в самом широком  смысле слова: у участников отряда возникает  потребность исследовать  ситуацию, быть включённым в неё. В это  время у них  формируется чувство  принадлежности к  отряду, желание устанавливать  отношения с другими  детьми, что ведёт  к возникновению  мелких групп часто  — пар. Поведение  детей зависимое  — и от мнения большинства, и от взрослых. Иногда в

отряде сразу возникает антилидер. На этой стадии он, как правило, противостоит взрослым. Но напряжённость в отношениях возникает редко

- все пока хотят  понравиться друг  другу, всё неопределённо.  В этот период 
в отряде формируется система правил и традиций (часто негласных), 
происходит распределение симпатий и антипатий. Основной инициатор в 
это время — вожатый и воспитатель. Дети могут задумывать и 
осуществлять небольшие по объёму дела, но с постоянной «оглядкой» на 
взрослого и на большинство.

Вторая  стадия — «раздел  территории», или  «борьба за власть», или «поиск крайнего». Главная потребность  в это время  — потребность  во власти, в контроле над ситуацией, что  проявляется в  соперничестве между  потенциальными лидерами, между группировками. Стремление к власти может проявиться в попытке воздействовать на конкурентов через  «общественное мнение». Но может быть и  так: никто не захочет  брать на себя ответственность  за делб, проявлять активность или стремиться к власти.

В этот период в отряде неизбежны конфликты, стычки, резко может  упасть успешность и  продуктивность работы. Ошибкой со стороны  взрослого было бы взять ответственность  на себя («Они так  ничего и не сделают», «Надоело, всё сам  сделаю», «Всё равно  подведут — самому надёжнее») или «свалить кучей» на одного или  нескольких детей. Надо помнить, что это  этап разрешения внутригрушювых конфликтов, когда «на прочность» проверяются возникшие традиции и отношения. И здесь роль руководителя как устаїювителя норм и оргашізатора деятельности подвергается испытанию. Наилучшим выходом из такой ситуации является поиск «золотой середины». Если же конфликт в отряде попытаться «замять», найти «козла отпущения», воздействовать на непокорных силой

— есть риск повторения этой ситуации, но уже  по другому поводу — 
коллектив застревает на этой стадии и не развивается дальше, пока не 
будет найден конструктивный стиль совместной деятельности.

Далее наступает третья стадия - привязанности, сплочённости или  близости.

Главная потребность здесь - в привязанности: устанавливается  более тесная эмоциональная  связь друг с другом, становится возможным  партнёрство, взаимное понимание. Здесь  важен баланс между  детьми, которые с  готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто испытывает сложности при  сближении и очень  осторожно соотносит  свои и чужие установки. На этом этапе воспитатель  или вожатый остаётся для детей руководителем, моделью поведения, носителем отрядных норм, но атмосферу, микрокосм общения  создают уже сами ребята. На этой стадии очень успешны  многие коллективные дела, потому что  эмоциональный фон  отряда можно охарактеризовать как тёплый и приподнятый.

Надо  отметить, что такой  порядок развития применим к любому детскому коллективу и достижение симпатии и взаимопонимания  возможно лишь через  этап конфликта, правильно  пережитый. И не следует  думать, что раз  пройдя эти этапы, коллектив остановится  на вершине дружбы и привязанности, и там будет  всё время.

В течение смены  отряд может несколько  раз прожить чередование  этих стадий, каждый раз, переходя на новый  уровень взаимопонимания. Образно это можно  сравнить с лестницей, ведущей вверх, —  для каждого подъёма  необходимо некоторое  усилие, за которым  наступит отдых.

Практика  показывает, что возможны ситуации, когда руководитель детского коллектива будет не в состоянии  справиться с возникающими проблемами и поддастся  соблазну «разрубить гордиев узел»  одним жёстким  авторитарным решением. Иногда это бывает полезно и даже необходимо, но только в том случае, если поведение руководителя отвечает потребностям детского коллектива и ведёт к достижению поставленных перед  ним целей. Также  неизбежно руководитель будет сталкиваться и с возникновением в отряде подгрупп, группировок и

микрообъединений. Следует отметить, что с позиции отрядных норм и правил, эти группировки могут иметь позитивную и негативную окраску, причём исследования показали, что чем ниже статус участника группировки как члена детского коллектива, тем меньше он подчиняется коллективным нормам. Члены детского коллектива с высоким статусом в группе могут соблюдать нормы до завоевания позиций лидера, а став лидерами, могут пренебрегать менее важными нормами, особенно если это не вызывает критических замечаний со стороны ребят и руководителя. Как правило, в группировки объединяются дети, испытывающие потребность в более близких, тёплых отношениях, чем те, которые они получают в отряде, а также испытывающие потребность в подчинении или превосходстве, причём в этом случае они часто объединяются в одну иерархическую группировку. Иногда может оказаться, что один, но сильный «антилидер» подобрал себе в подчинение довольно большую часть детского коллектива, вызвав тем самым серьёзный конфликт в отряде. Случаи антагонизма между группировками в отряде — вещь довольно частая, даже, наверное, обычная и нужная, если между группами детей есть здоровое соперничество, мелкие конфликты, решаемые конструктивно, не переходящие во вражду. При полном отсутствии конфликтов и противоречий в отрядной жизни велик риск «застояться», приобрести «наивно-оптимистический» взгляд на жизнь и подход к решению проблемных задач. Правильное, конструктивное разрешение конфликтов движет вперёд и развивает детский коллектив. Рассмотрев противоречия в системе летнего отдыха, оздоровления и обучения детей, признавая, что система воспитательной и оздоровительной работы с детьми активно влияют на рост социальной зрелости, социального опыта и социальной активности детей и подростков, мы говорим о необходимости более глубокого изучения работы профильных лагерей. Правильно организованный детский коллектив поможет достижению педагогических целей лагеря, но для оценки деятельности

любого  профильного оздоровительно-образовательного лагеря (смены) необходимо рассмотреть его  концепцию. При этом жизнедеятельность  лагеря мы рассматриваем  как целостную  систему, в которой  заложены возможности  укрепления здоровья и одновременно формируются  ценностные ориентации. Такую деятельность отличает обогащенное  содержание, самостоятельно-творческие способы организации, направленность на всестороннее комплексное развитие детей (физическое, умственное, психическое), всего  коллектива лагеря.

Лагерь - социально-педагогический комплекс сезонного  действия. Основы деятельности комплекса:

  1. Гуманистические взаимоотношения личности и общества
  2. Целостный подход к воспитанию и развитию личности в условиях коллектива, построенный на сотрудничестве взрослых и детей.
  3. Педагогизация всех служб и подразделений лагеря.
  4. Тщательная обработка механизма кадрового и материального обеспечения.
  5. Последовательное обновление содержания, форм, методики для удовлетворения запросов личности ребёнка.

Такой подход предполагает следующую стратегическую линию работы лагеря:

- технология воспитания, показывающая каким  образом духовно- 
ф творческое, идеальное, заложенное в ребёнке должно материализоваться

во  взаимодействии старшего и младшего поколения, педагогов, семьи.

Эта линия обозначает задачу, чему и как  учить, как действовать  взрослым и детям  в рамках временного коллектива.

Базовое содержание воспитания в лагере - классическое и основано на принципах:

1. Создание максимального  количества разнообразных  клубов, кружков,  студий, где нормы  и правила взаимодействия  вырабатываются самими

членами группы, что предотвращает  авторитарное давление и повышает степень  возможности самоопределения, самоактуализации и саморазвития личности.

  1. Содержательность деятельности, её многообразие, лежащие в основе индивидуальной и коллективной деятельности.
  2. Свобода выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимые условия самостоятельного, творческого развития и самореализации ребёнка.

Реализация  этих задач может  быть успешной при  условии педагогически  продуманной, организованной концепции деятельности (самодеятельности), наличии воспитательной системы, все звенья (блоки) которой подчинены  общей цели - созданию ребенку максимально-комфортных, благоприятных условий  для самопроявления, самореализации, творчества - источников личностного развития.

Цели  и задачи:

<span class="No


Информация о работе Профориентация в детском лагере