Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа
Цель исследования: Определение роли и эффективных путей ранней профориентации в условиях профильного оздоровительно образовательного лагеря учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние и возможности профессионального самоопределения в условиях профильного оздоровительно-образовательного лагеря в период каникулярного отдыха;
2. Разработать модель деятельности профильного образовательно-оздоровительного лагеря по профессиональному самоопределению учащихся;
Введение 3
12 Глава 1 Теоретические основы деятельности профильных
оздоровительно-образовательных лагерей и профессиональной
ориентации в них.
1. Организационные основы каникулярного отдыха детей
2. Профильные лагеря учреждений дополнительного образования D^ детей как часть государственной системы детского отдыха и оздоровления.
3. Педагогические основы деятельности профильного оздоровительно- -*4образовательного лагеря.
Глава 2 Профильный оздоровительно-образовательный лагерь как " средство профессионального самоопределения учащихся.
4. Профориентация в программе и модели профильного детского оздоровительно-образовательного лагеря учреждения дополнительного "^ образования детей.
5. Особенности организационно-педагогических условий 95профессиональной ориентации учащихся в каникулярное время средствами туристско-краеведческой деятельности.
2.3.0рганизационно-педагогическая деятельность Рязанского областного * *центра детско-юношеского туризма и экскурсии по формированию готовности к осознанному выбору профессии подростком в условиях профильных оздоровительно-образовательных лагерей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 141
Тогда реально будет три вида лагерей:
1.
Стационарные лагеря (
оздоровительные
учреждения, преимущественно -
за городом).
2. Лагеря,
создаваемые на приспособленной
базе (то есть в
помещениях учреждений
и организаций, которые
изначально не
создавались как
оздоровительный детский
лагерь - в школах, учреждениях
дополнительного
образования детей,
в войсковой части, равно
как на
турбазе, профилактории
или гостинице).
3. Полевые (или палаточные) лагеря.
А что же тогда ЛТО? Или что такое - оборонно-спортивный лагерь? А как быть с лагерем юных экологов?
А это ничто иное, как смены оздоровительных лагерей. И тогда станет понятно, что профильные смены (а не лагеря!) могут проводиться и в городе и в загородных учреждениях отдыха и в полевых условиях, но «их не будут считать уже дважды и причесывать статистику в интересах чиновного глаза.», - считает А.А.Остапец-Свешников. (180, с. 108)
Здесь
следует отметить,
что в приложении
к приказу Министерства
<» образования
России от 13.07.2001г. №
2688 "Об утверждении
порядка
проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха " (167) уже расставлены акценты в этом вопросе. Теперь в официальных документах, если речь идет о профильных лагерях, имеют в виду именно профильные смены.
Начнем с общих черт, которые роднит все оздоровительные лагеря.
Любой лагерь, как нам видится, состоит из трех взаимозависимых элементов, условно называемых:
а) предметной средой лагеря
б) коллективом лагеря
в) идеологией лагеря
г) внешнее окружение лагеря.
Итак, что же представляет из себя в деталях оздоровительно-образовательная среда загородного учреждения отдыха и оздоровления детей (в недавнем прошлом - загородный детский лагерь, или детский
оздоровительный лагерь)? »
Его предметная среда состоит помимо помещений (спальных
корпусов, столовой, клубного помещения и места для занятий детей по
интересам, административных зданий, санузлов, душевых, котельной и
иных вспомогательных зданий), сооружений (спортивного ядра, стадиона
и спортплощадок, гимнастического городка, оборудованного места для
купания), оборудования, участка, зеленых насаждений, стендов, места для
линейки, также оборудование и инвентарь.
В лагере воспитывает любой элемент предметной среды: начиная от таблички-указателя на дороге, ведущей к лагерю, от ворот и ограждения, кончая местом для сбора мусора и аромата санузлов. Естественно, все это может быть как со знаком плюс (и действовать на развитие ребенка и его воспитание положительно), так и со знаком минус, бумерангом ударять по воспитательным целям и задачам.
Особое
внимание обратим
на предметную среду
профильной смены
щ в загородном лагере.
Даже если там отдыхают
юные математики или
юные
шахматисты, которые готовы с утра до вчера сидеть в душных комнатах и бесконечно писать формулы или щелкать часами, предметная среда этого лагеря немыслима без достаточного количества спортивного и туристского инвентаря!
Учитывая специфику постоянного автономного существования детей и взрослых в лагерном микромире мы позволили кроме традиционных элементов предметной среды включить сюда и аудиовизуальный и зрительный фон лагеря. Это то, что сильнее всего в лагере действует на подсознание ребенка и педагога: от надписей, которые десятки раз попадаются на глаза детям (плакаты, газета, лозунги, скульптурные композиции) до звуков побудки и постоянного дневного музыкального сопровождения. В этот фон подпадает и то, что дети видят как зрители экранных средств воспитания (как потребители предметной аудиовизуальной среды): телевизор, видео и кино. Это далеко не безобидный фон как на первый взгляд может показаться.
Коллектив лагеря — это, конечно же, прежде всего дети и педагоги, а также администраторы, но это также и все кто так или иначе сопричастен к жизнедеятельности лагеря: охранники и медицинский персонал, уборпвщы и дворники, и повариха, работники кухни — одним словом все те, кто коммуникативно и деятельно влияет на жизнедеятельность детей.
Нет нужды долго говорить в этой связи, что коллектив детей и взрослых в лагере XXI века — это коллектив сотворческий, действующий по законам гуманистической педагогики, где каждая личность - самоценна.
Подчеркнем такую важную деталь, что даже будь педагог семи пядей во лбу, какую бы он прекрасную методику не использовал в своей работе, но неудачный выбор младшего обслуживающего персонала может перечеркнуть весь его педагогический пыл.
И наконец, третий элемент — это идеология лагеря. Термин
аргументировано и логично привнесен С.А.Шмаковым (см. ж-л «Народное
щ образование», 2000, N4-5). В нашем контексте идеология конкретного
лагеря будет состоять из совокупности ведущих идей, которые приняты коллективом в данном лагере. В этом смысле элементной базой идеологии могут выступать:
традиции лагеря (законы, ритуалы, форма и содержания отдельных отрядных или общих дел, система праздников, уклад жизни взрослых и детей). Такие как орлятский крут и вечерний отрядный костер, особым образом повязанные галстуки, майка или шевроны, линейка, трудовые десанты, интеллектуальные дискотеки и т.п.);
оздоровительно-
программа деятельности педагогов и медицинских работников(индивидуальные планы и программы вожатых и воспитателей, педагогов-организаторов, руководителей клубов и творческих мастерских, кружков и секций, врача и медицинской сестры, психолога, тренера-инструктора и музыкального работника, и т.д.);
сценарии и планы конкретных дел (отрядных и общих, соревнований и конкурсов, праздников и будничных дел).
Внешнее окружение загородного лагеря — это большей частью природные условия. Естественно, погожие дни и прекрасный водоем (река или море) усиливают эффективность оздоровительно-образовательной среды, но опять-таки при кропотливой и тонкой работе всего педагогического коллектива и медицинских работников лагеря.
Все реже, к сожалению, загородный лагерь становится гостеприимным хозяином для творческих коллективов, спортивных команд из соседних лагерей, деятелей искусства и культуры, спорта. Те, кто сохранил эти традиции творческого гостеприимства, максимально использует внешнее окружение для воспитательной и оздоровительной работы.
российская ,
ГОСУДАРСТВЕННА^
БИБЛИОТШг , 41
Несколько
иные параметры или
акценты оздоровительно-
К примеру, предметная среда этого лагеря должна быть обязательно трансформирована и изменена по сравнению с тем, что видят ученики в течение учебного года.
Лагерь — это не механическое продолжение образовательного процесса, это совсем иной кусочек жизни для подростка. И надо с первых же минут лагерной жизни показать, что его окружает и иная предметная среда. В идеале — смена учебного кабинета, замена плакатов и интерьера, прежде окружавшего его в той, «учебной» жизни. Обилие цветов, ярких и сочных красок, даже переставленные иным образом ученические столы.
В идеологии этого лагеря, которая базируется на ключевом термине «сменаобраза жизни» можно внести такие изменения:
Необходимо разукрупнить классы на небольшие группы (отряды), в которых собираются подростки разных возрастов либо разных классов одной параллели.
В программу содержания деятельности такого лагеря важно сделать акцент на преимущественно игровые формы деятельности. Игра нужна и младшему подростку, и старшекласснику, но в иных организационно-педагогических формах.
Педагогу надо активнее использовать каждый погожий день для занятий на свежем воздухе. Экскурсии, одно- или двухдневные походы, прогулки, спортивные соревнования, просто подвижные игры в парке, купание в водоемах или бассейнах — все это быстро заставит подростка забыть, что он всё еще в городе.
Необходимо эффективней использовать связку: «школа плюс учреждение дополнительного образования детей», создание временных
творческих объединений на базе домов и дворцов творчества, центров туристов и техников, станций натуралистов, которые открываются именно для ребят, оставшихся в городских школьных лагерях.
В результате реализации такой программы педагог должен видеть: улучшение физического состояния подростка, заряд бодрости, расширение круга общения со сверстниками или взрослыми; приобретение новых навыков и знаний (разучивание новых игр, полезных привычек и навыков в том числе в области здорового образа жизни).
Продолжая свою классификацию, А.А.Остапец-Свешников отмечает: «Второй подход к видовому разнообразию смен лагерей (лагерей) определяется основной (доминатной) содержательной деятельностью». (180, с. 118)
По этому признаку лагеря могут квалифицироваться как:
1.
Спортивно-оздоровительные
лагеря (смены) —
вид оздоровительно-
а)
продолжением учебно-тренировочного
процесса для юных
спортсменов, воспитанников
детско-юношеских спортивных
школ
или клубов и секций;
б)
рекреативно-оздоровительной
сменой для обучающихся,
где
основным содержанием
деятельности будет
развитие скоростных,
силовых, двигательных
качеств, выносливости
и т.п. в одном из
видов физкультурно-оздоровительной или спортивной
направленности.
2. Туристские лагеря (смены):
а)
полевые (палаточные)
лагеря по различным
видам туризма
и
краеведения (водный,
пеший, горный и т.п.)
с практической отработкой
туристских навыков
на основе теоретических
навыков полученных
обучающимися объединений
туристско-краведческого
направления
системы дополнительного
образования детей в
течение года
б)
лагеря, проводимые
в полевых условиях,
где используются
активно туристские
навыки для обучающихся
различной степени
подготовленности.