Профориентация в детском лагере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Определение роли и эффективных путей ранней профориентации в условиях профильного оздоровительно образовательного лагеря учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние и возможности профессионального самоопределения в условиях профильного оздоровительно-образовательного лагеря в период каникулярного отдыха;
2. Разработать модель деятельности профильного образовательно-оздоровительного лагеря по профессиональному самоопределению учащихся;

Содержание

Введение 3
12 Глава 1 Теоретические основы деятельности профильных
оздоровительно-образовательных лагерей и профессиональной
ориентации в них.
1. Организационные основы каникулярного отдыха детей
2. Профильные лагеря учреждений дополнительного образования D^ детей как часть государственной системы детского отдыха и оздоровления.
3. Педагогические основы деятельности профильного оздоровительно- -*4образовательного лагеря.
Глава 2 Профильный оздоровительно-образовательный лагерь как " средство профессионального самоопределения учащихся.
4. Профориентация в программе и модели профильного детского оздоровительно-образовательного лагеря учреждения дополнительного "^ образования детей.
5. Особенности организационно-педагогических условий 95профессиональной ориентации учащихся в каникулярное время средствами туристско-краеведческой деятельности.
2.3.0рганизационно-педагогическая деятельность Рязанского областного * *центра детско-юношеского туризма и экскурсии по формированию готовности к осознанному выбору профессии подростком в условиях профильных оздоровительно-образовательных лагерей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 141

Вложенные файлы: 1 файл

котанс Андрей янисович.docx

— 117.98 Кб (Скачать файл)

Тогда реально будет  три вида лагерей:

1. Стационарные лагеря (специально создаваемые как детские 
оздоровительные учреждения, преимущественно - за городом).

2. Лагеря, создаваемые на приспособленной базе (то есть в 
помещениях учреждений и организаций, которые изначально не 
создавались как оздоровительный детский лагерь - в школах, учреждениях 
дополнительного образования детей, в войсковой части, равно как на 
турбазе, профилактории или гостинице).

3. Полевые (или палаточные) лагеря.

А что же тогда ЛТО? Или что такое - оборонно-спортивный лагерь? А как быть с лагерем юных экологов?

А это ничто иное, как смены оздоровительных лагерей. И тогда станет понятно, что профильные смены (а не лагеря!) могут проводиться и в городе и в загородных учреждениях отдыха и в полевых условиях, но «их не будут считать уже дважды и причесывать статистику в интересах чиновного глаза.», - считает А.А.Остапец-Свешников. (180, с. 108)

Здесь следует отметить, что в приложении к приказу Министерства 
<» образования России от 13.07.2001г. № 2688 "Об утверждении порядка

проведения  смен профильных лагерей, лагерей с дневным  пребыванием, лагерей  труда и отдыха " (167) уже расставлены  акценты в этом вопросе. Теперь в  официальных документах, если речь идет о  профильных лагерях, имеют в виду именно профильные смены.

Начнем  с общих черт, которые  роднит все оздоровительные  лагеря.

Любой лагерь, как нам  видится, состоит  из трех взаимозависимых  элементов, условно  называемых:

а) предметной средой лагеря

б) коллективом лагеря

в) идеологией лагеря

г) внешнее окружение  лагеря.

Итак, что же представляет из себя в деталях  оздоровительно-образовательная среда загородного учреждения отдыха и оздоровления детей (в недавнем прошлом - загородный детский лагерь, или детский

оздоровительный лагерь)? »

Его предметная среда  состоит помимо помещений (спальных

корпусов, столовой, клубного помещения и места  для занятий детей  по

интересам, административных зданий, санузлов, душевых, котельной  и

иных  вспомогательных  зданий), сооружений (спортивного  ядра, стадиона

и спортплощадок, гимнастического  городка, оборудованного места для

купания), оборудования, участка, зеленых насаждений, стендов, места для

линейки, также оборудование и инвентарь.

В лагере воспитывает  любой элемент  предметной среды: начиная  от таблички-указателя  на дороге, ведущей  к лагерю, от ворот  и ограждения, кончая местом для сбора  мусора и аромата  санузлов. Естественно, все это может  быть как со знаком плюс (и действовать  на развитие ребенка  и его воспитание положительно), так  и со знаком минус, бумерангом ударять  по воспитательным целям  и задачам.

Особое  внимание обратим  на предметную среду  профильной смены 
щ в загородном лагере. Даже если там отдыхают юные математики или юные

шахматисты, которые готовы с  утра до вчера сидеть в душных комнатах и бесконечно писать формулы или щелкать  часами, предметная среда этого лагеря немыслима без  достаточного количества спортивного и  туристского инвентаря!

Учитывая  специфику постоянного  автономного существования  детей и взрослых в лагерном микромире  мы позволили кроме традиционных элементов предметной среды включить сюда и аудиовизуальный и зрительный фон лагеря. Это то, что сильнее всего в лагере действует на подсознание ребенка и педагога: от надписей, которые десятки раз попадаются на глаза детям (плакаты, газета, лозунги, скульптурные композиции) до звуков побудки и постоянного дневного музыкального сопровождения. В этот фон подпадает и то, что дети видят как зрители экранных средств воспитания (как потребители предметной аудиовизуальной среды): телевизор, видео и кино. Это далеко не безобидный фон как на первый взгляд может показаться.

Коллектив лагеря — это, конечно же, прежде всего дети и педагоги, а также администраторы, но это также и все кто так или иначе сопричастен к жизнедеятельности лагеря: охранники и медицинский персонал, уборпвщы и дворники, и повариха, работники кухни — одним словом все те, кто коммуникативно и деятельно влияет на жизнедеятельность детей.

Нет нужды долго говорить в этой связи, что  коллектив детей  и взрослых в лагере XXI века — это коллектив  сотворческий, действующий по законам гуманистической педагогики, где каждая личность - самоценна.

Подчеркнем  такую важную деталь, что даже будь педагог  семи пядей во лбу, какую бы он прекрасную методику не использовал  в своей работе, но неудачный выбор  младшего обслуживающего персонала может  перечеркнуть весь его  педагогический пыл.

И наконец, третий элемент  — это идеология лагеря. Термин

аргументировано и логично привнесен  С.А.Шмаковым (см. ж-л «Народное

щ образование», 2000, N4-5). В нашем контексте идеология конкретного

лагеря  будет состоять из совокупности ведущих  идей, которые приняты  коллективом в  данном лагере. В  этом смысле элементной базой идеологии  могут выступать:

традиции  лагеря (законы, ритуалы, форма и содержания отдельных отрядных или общих дел, система праздников, уклад жизни взрослых и детей). Такие как орлятский крут и вечерний отрядный костер, особым образом повязанные галстуки, майка или шевроны, линейка, трудовые десанты, интеллектуальные дискотеки и т.п.);

оздоровительно-образовательная  программа деятельности лагеря (на сезон, смену, на подсмену, учитывая, что одновременно в лагере находятся разные коллективы из различные регионов и категорий детей, на конкретный день);

программа деятельности педагогов  и медицинских  работников(индивидуальные планы и программы вожатых и воспитателей, педагогов-организаторов, руководителей клубов и творческих мастерских, кружков и секций, врача и медицинской сестры, психолога, тренера-инструктора и музыкального работника, и т.д.);

сценарии  и планы конкретных дел (отрядных и общих, соревнований и конкурсов, праздников и будничных дел).

Внешнее окружение загородного  лагеря — это большей частью природные условия. Естественно, погожие дни и прекрасный водоем (река или море) усиливают эффективность оздоровительно-образовательной среды, но опять-таки при кропотливой и тонкой работе всего педагогического коллектива и медицинских работников лагеря.

Все реже, к сожалению, загородный лагерь становится гостеприимным хозяином для творческих коллективов, спортивных команд из соседних лагерей, деятелей искусства и культуры, спорта. Те, кто сохранил эти традиции творческого гостеприимства, максимально использует внешнее окружение для воспитательной и оздоровительной работы.

российская ,

ГОСУДАРСТВЕННА^

БИБЛИОТШг , 41

Несколько иные параметры или  акценты оздоровительно-образовательной среды, лагеря работающего в приспособленных помещениях (лагеря сдневным пребыванием на базе общеобразовательных учреждений, либо на базе учреждений Дополнительного образования детей).

К примеру, предметная среда этого лагеря должна быть обязательно трансформирована и изменена по сравнению с тем, что видят ученики в течение учебного года.

Лагерь  — это не механическое продолжение образовательного процесса, это совсем иной кусочек жизни  для подростка. И  надо с первых же минут лагерной жизни  показать, что его  окружает и иная предметная среда. В идеале — смена учебного кабинета, замена плакатов и интерьера, прежде окружавшего его в той, «учебной» жизни. Обилие цветов, ярких и сочных красок, даже переставленные иным образом ученические столы.

В идеологии этого лагеря, которая базируется на ключевом термине «сменаобраза жизни» можно внести такие изменения:

Необходимо  разукрупнить классы на небольшие группы (отряды), в которых собираются подростки разных возрастов либо разных классов одной  параллели.

В программу содержания деятельности такого лагеря важно сделать  акцент на преимущественно  игровые формы  деятельности. Игра нужна и младшему подростку, и старшекласснику, но в иных организационно-педагогических формах.

Педагогу  надо активнее использовать каждый погожий день для занятий на свежем воздухе. Экскурсии, одно- или двухдневные  походы, прогулки, спортивные соревнования, просто подвижные игры в  парке, купание в  водоемах или бассейнах  — все это быстро заставит подростка  забыть, что он всё  еще в городе.

Необходимо  эффективней использовать связку: «школа плюс учреждение дополнительного  образования детей», создание временных

творческих  объединений на базе домов и дворцов  творчества, центров  туристов и техников, станций натуралистов, которые открываются  именно для ребят, оставшихся в городских  школьных лагерях.

В результате реализации такой программы  педагог должен видеть: улучшение физического  состояния подростка, заряд бодрости, расширение круга общения  со сверстниками или  взрослыми; приобретение новых навыков  и знаний (разучивание  новых игр, полезных привычек и навыков в том числе в области здорового образа жизни).

Продолжая свою классификацию, А.А.Остапец-Свешников отмечает: «Второй подход к видовому разнообразию смен лагерей (лагерей) определяется основной (доминатной) содержательной деятельностью». (180, с. 118)

По  этому признаку лагеря могут квалифицироваться  как:

  1. Спортивно-оздоровительные
  2. Туристские
  3. Труда и отдыха
  4. Санаторные (профилактические)
  5. Культурно-познавательные
  6. Интеллектуальные
  7. Профильные
  8. Семейные (для семейного отдыха)

1. Спортивно-оздоровительные  лагеря (смены) —  вид оздоровительно-образовательной  деятельности, являющейся:

а) продолжением учебно-тренировочного процесса для юных 
спортсменов, воспитанников детско-юношеских спортивных школ 
или клубов и секций;

б) рекреативно-оздоровительной сменой для обучающихся, где 
основным содержанием деятельности будет развитие скоростных, 
силовых, двигательных качеств, выносливости и т.п. в одном из

видов физкультурно-оздоровительной или спортивной

направленности.

2. Туристские лагеря (смены):

а) полевые (палаточные) лагеря по различным  видам туризма  и 
краеведения (водный, пеший, горный и т.п.) с практической отработкой 
туристских навыков на основе теоретических навыков полученных 
обучающимися объединений туристско-краведческого направления 
системы дополнительного образования детей в течение года

б) лагеря, проводимые в полевых условиях, где используются 
активно туристские навыки для обучающихся различной степени 
подготовленности.

  1. Лагеря (смены лагеря) активного труда и отдыха обучающихся -форма практического приобретения обучающимися и воспитанниками трудовых навыков, вовлечения их в общественно-полезную деятельность, сочетающую формирование у обучающихся и воспитанников навыков здорового образа жизни в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием
  2. Санаторные (профилактические) смены (лагеря) - форма активной реабилитации обучающихся, имеющих недостатки физического (психического) развития, либо нуждающихся в активном оздоровлении с использованием надлежащей медицинской базы.
  3. Культурно-познавательные лагеря (смены) - форма активного отдыха как стационарная так и передвижная, где ведущими видами совместной деятельности педагога и обучающегося является нацеленность на творческое освоение мира Этот вид лагеря может быть организован в форме творческой дачи, мастерской, фестиваля, смотра, экскурсии и т.п. форм организации жизнедеятельности обучающихся.
  4. Интеллектуальные лагеря (смены лагеря) - форма активного отдыха и освоения образовательных программ как предметных

Информация о работе Профориентация в детском лагере