Профориентация в детском лагере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Определение роли и эффективных путей ранней профориентации в условиях профильного оздоровительно образовательного лагеря учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние и возможности профессионального самоопределения в условиях профильного оздоровительно-образовательного лагеря в период каникулярного отдыха;
2. Разработать модель деятельности профильного образовательно-оздоровительного лагеря по профессиональному самоопределению учащихся;

Содержание

Введение 3
12 Глава 1 Теоретические основы деятельности профильных
оздоровительно-образовательных лагерей и профессиональной
ориентации в них.
1. Организационные основы каникулярного отдыха детей
2. Профильные лагеря учреждений дополнительного образования D^ детей как часть государственной системы детского отдыха и оздоровления.
3. Педагогические основы деятельности профильного оздоровительно- -*4образовательного лагеря.
Глава 2 Профильный оздоровительно-образовательный лагерь как " средство профессионального самоопределения учащихся.
4. Профориентация в программе и модели профильного детского оздоровительно-образовательного лагеря учреждения дополнительного "^ образования детей.
5. Особенности организационно-педагогических условий 95профессиональной ориентации учащихся в каникулярное время средствами туристско-краеведческой деятельности.
2.3.0рганизационно-педагогическая деятельность Рязанского областного * *центра детско-юношеского туризма и экскурсии по формированию готовности к осознанному выбору профессии подростком в условиях профильных оздоровительно-образовательных лагерей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 141

Вложенные файлы: 1 файл

котанс Андрей янисович.docx

— 117.98 Кб (Скачать файл)

(математики, физики, филологии  и т.п.), так и  интерактивных (интеллектуальных  игр, шахмат)

  1. Профильные лагеря (смены лагерей) - форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми, проводимая как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества и т.п., в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и воспитанников.
  2. Семейные лагеря - форма совместного сотворчества организации досуга родителей, детей и педагогов в рекреативной среде лагерного пространства.

Но  в любом из этих видов, в городе или  загородом оздоровление и образование  всегда должны идти бок о бок, при этом и воспитательная работа и обкатка практических умений и навыков должны строиться иными средствами и формами, ітрисуїцими для лагеря.

В принципе можно согласиться  с подходом к видовому разнообразию детских  оздоровительных  лагерей (смен), предложенных А.А.Остапцом-Свешниковым. Тем не менее, все лагеря, предложенные в перечне: спортивно-оздоровительные, туристские, культурно-познавательные, интеллектуальные, профильные - можно обозначить одним словом - «профильные». В каждом из этих видов в лагере (смене) существует приоритетное направление деятельности, которому подчинена вся образовательная работа лагеря (смены).

Думається, что для того чтобы разобраться с тем, что такое профильный лагерь надо сначала понять, что же такое лагерь? В словаре русского языка С. И. Ожегова, издание тринадцатое 1981г. приводится следующее толкование слова «Лагерь»: 1. Временная стоянка, обычно под

открытым  небом, в палатках. 2. Название некоторых  учреждений, предназначенных  для содержания большого количества людей.

В нашем понимании - лагерь (детский, оздоровительный, образовательно-оздоровительный и др.) — учреждение, организующее отдых, оздоровление и занятость детей и подростков в каникулярное время.

Это определение лагеря, как учреждения, характерно для всех типов  детских лагерей  с любым юридическим  и социальным статусом.

С другой стороны лагерь это творческое объединение детей (подростков) и педагогов, задачей которого является реализация потребностей, интересов, желаний в первую очередь детей, но может быть и других структур и организаций, в том числе общественных. Эти задачи могут лежать в области общения, получения и совершенствования знаний и навыков, социализации, профориентации и так далее.

Опыт  организации лагерей  Рязанского областного центра детско-юношеского туризма и экскурсий показывает, что при организации и проведении любого лагеря работает как первое, так и второе определение. И только в их гармоничном объединении проявляется настоящее лицо детского лагеря, проявляется то, ради чего ребята стремятся в лагерь, а родители хотят отдать туда своих детей.

Перейдём  к определению  профильного лагеря. Профильный лагерь ~ это объединение детей и педагогов, совместно реализующих один или несколько образовательных проектов (программ) в интересах детей (и/или других структур или организаций). При этом наше первое определение лагеря, как учреждения, имеет место и в любом профильном лагере.

С учётом опыта Рязанского областного ЦДЮТЭ, который  организует за сезон  более десятка  различных лагерей, прокомментируем  это определение  на примерах:

Физико-математический лагерь. Он проводится на стационарной детской  турбазе Рязанского областного ЦДЮТЭ «Серебряные пруды». Здесь с одной стороны чётко просматривается роль лагеря, как учреждения. На него ложится всё бытовые, организаторские, лечебно-оздоровительные и прочие подобные функции. С другой стороны творческое объединение преподавателей Рязанского государственного педагогического университета с детьми победителями областных и районных олимпиад по физике и математике создают в лагере особый микроклимат, способствующий развитию у ребят интереса к физике и математике, развивающий их способности, обеспечивающий привлечение детей к научно-исследовательской деятельности в области точных наук.

Археологический лагерь «Вятич». Он проводится в полевых условиях. Роль самого лагеря, как учреждения сводится к минимуму, и на первый план выступает  сообщество профессиональных археологов и школьников старших классов, интересующихся археологией, древними культурами, краеведением, создающее  в лагере непередаваемую атмосферу творчества, товарищества, взаимовыручки, поиска научной истины.

Надо  сказать, что организация, проводящая лагерь, в данном случае Рязанский  областной Центр  детско-юношеского туризма  и экскурсий, берёт  на себя много функций  учреждения: заключает  договор с Государственным  историческим музеем на совместную деятельность, закупает, хранит, ремонтирует  оборудование, необходимое  для проживания в  полевых условиях 80-100 человек - и делает ещё многое другое для организации  работы полевого археологического лагеря.

В обоих этих, во многом не схожих, лагерях  всё равно лагерь выступает с одной  стороны, как учреждение, с другой - как  творческое объединение  детей и педагогов.

В Рязанской области  все детские лагеря можно разделить на 3 группы:

1. Загородные оздоровительные  лагеря, внесенные  в реестр, 
утвержденный областной комиссией по организации отдыха, 
оздоровления и занятости детей и подростков и характеризующиеся 
следующими признаками:

имеют стационарную базу, изначально предназначенную  для отдыха и оздоровления детей;

используют  все возможные  источники финансирования, в том числе  средства регионального  отделения Фонда  социального страхования.

2. Лагеря с дневным  пребыванием, которые характеризуются тем, что:

проводятся  на базе общеобразовательных  учреждений или учреждений дополнительного  образования;

финансируются исключительно за счет средств местных  бюджетов.

3. Сезонные стационарные  лагеря. Их особенности:

проводятся  на арендуемой базе или в полевых условиях;

все такие лагеря являются профильными (военно-спортивные, военно-патриотические, спортивные, археологические, туристические, реализующие  программы детских  и молодежных общественных объединений и  пр.)

проводят, как правило, одну смену продолжительностью от 15 до 21 дня (бывает и несколько смен, но это скорее исключение, чем правило).

используют  несколько источников финансирования:

а) регионального (иногда федерального) бюджета, в том числе  Фонда 
социального страхования,

б) местного бюджета,

в) средства родителей (до 10% стоимости путевки),

г) добровольные пожертвования  других физических и  юридических лиц.

используют  материальную базу и  кадровый потенциал  учреждений дополнительного  образования детей, военных училищ, школ и общественных и  спортивных организаций  и т.п.

Экскурсии, походы, даже экспедиции могут быть частью лагерной программы, но все же не являются определяющей характеристикой самого понятия « лагерь».

Количество  лагерей с дневным  пребыванием в  Рязанской области  достаточно стабильно. Изменения, прослеживающиеся по статистической отчетности, скорее следствие  ее несовершенства, чем отражение  фактического состояния  системы.

Большинство лагерей этой группы (65%) приходится на июнь месяц и призваны смягчить для учеников начальной школы  переход от строго регламентированного времени учебного года к свободе каникул. Однако следует подчеркнуть, что в отличие от детских площадок, которые призваны организовывать свободное время детей, пришкольные лагеря организуют профильные смены, ориентируясь в выборе направлений на интересы детей, наличие в школе детской общественной организации, возможностей системы дополнительного образования. Лагеря с дневным пребыванием, проводимые в августе, традиционно все профильные.

Как показывает анализ, стационарные лагеря тоже постепенно приобретают  «профилизацию» (см. табл. № 1 и 2) . В 2001 году в Рязанской области из 23 входящих в областной реестр лагерей, в 13 лагерях, с общим количеством смен 45, преобладают профильные. И из них: 16 - спортивных смен, 5 - эстетических,

3 - реализация программы  детских и молодежных  объединений, 2 - туристические, 2 - физико-математические, 1 - экологическая, 1 - эколого-биологическая,

2 — православные, 
і 1 — военно-спортивная,

1 - военно-патриотическая, 
і Итого 34 профильные смены, что составляет приблизительно 76 %

от  общего числа смен.

В 2002 году из 28 входящих в  областной реестр лагерей, в 15 с общим количеством смен - 50, профильные составляют 38 смен. Это:

24- спортивных

5 - эстетических,

2 - детских общественных  объединений,

2 - туристские,

1 - физико-математическая,

1 — эколого-биологическая,

1 — православная,

1 - гражданско-патриотическая,

1 - по пожарно-прикладным  вилам спорта.

Итого - 38 профильных, что составляет 76 % от общего числа смен.

Таким образом, несмотря на то, что общее количество лагерей и смен в 2002 году, по сравнению с 2001, увеличилось, процент профильных смен, по отношению к общему количеству смен в лагерях, не меняется, и составляет 76 %. Что говорит о постоянной тенденции «профилизации» лагерей и смен в Рязанской области.

Таблица №1

Работа  детских стационарных учебно-оздоровительных  лагерей

Рязанской области в 2001 г. (входящих в областной реестр).

Таблица №2

Работа  детских стационарных учебно-оздоровительных  лагерей 
* Рязанской области в 2002 году (входящих в областной реестр).

В таблицах указаны  только те смены, когда  весь лагерь (все  отряды) участвовали  в реализации одной  или нескольких оздоровительно-образовательных  программах. Следует  отметить, что и  вне профильных смен большинство этих лагерей принимает  профильные отряды, как правило спортивные.

Из  десяти лагерей, не имеющих  профильных смен, пять ежегодно оздоравливают в течение лета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причём их количество ежесменно от 50 до 100 % всех детей лагеря. Лагерные программы работы с этим контингентом детей направлены на социальную адаптацию и психологическую реабилитацию и не рассматриваются в данном исследовании, как профильные.

Помимо  вышеперечисленных  стационарных детских  учебно-оздоровительных  учреждений стали  традиционными и  проводятся регулярно  в течение нескольких лет следующие  лагеря: «Зарница» - лагерь для детей группы риска; «Юный десантник» — военно-спортивный лагерь; «Патриот» (Скопин) - военно-патриотический лагерь; «Православные Витязи» - военно-патриотический; «Вятич» - 2 смены археологические; «Призма» - лагерь по спортивному ориентированию; «Журавлиная тропа» - экологический лагерь; «Школа мастеров» - художественно-прикладной лагерь; «Аэрокосмический» (Спасск, район села Ижевское); «Археологический» (Ряжск); школьного актива (Шилово); школьного актива (Спасск). Из двенадцати перечисленных лагерей, восемь - традиционные и проводятся регулярно в течение нескольких лет, используя разную материальную базу и размещение (в том числе палатки). В последние два года количество палаточных лагерей уменьшилось, что связано с ограничениями областной СЭС (ряд районов закрыт по туляремии).

Информация о работе Профориентация в детском лагере