Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа
Цель исследования: Определение роли и эффективных путей ранней профориентации в условиях профильного оздоровительно образовательного лагеря учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние и возможности профессионального самоопределения в условиях профильного оздоровительно-образовательного лагеря в период каникулярного отдыха;
2. Разработать модель деятельности профильного образовательно-оздоровительного лагеря по профессиональному самоопределению учащихся;
Введение 3
12 Глава 1 Теоретические основы деятельности профильных
оздоровительно-образовательных лагерей и профессиональной
ориентации в них.
1. Организационные основы каникулярного отдыха детей
2. Профильные лагеря учреждений дополнительного образования D^ детей как часть государственной системы детского отдыха и оздоровления.
3. Педагогические основы деятельности профильного оздоровительно- -*4образовательного лагеря.
Глава 2 Профильный оздоровительно-образовательный лагерь как " средство профессионального самоопределения учащихся.
4. Профориентация в программе и модели профильного детского оздоровительно-образовательного лагеря учреждения дополнительного "^ образования детей.
5. Особенности организационно-педагогических условий 95профессиональной ориентации учащихся в каникулярное время средствами туристско-краеведческой деятельности.
2.3.0рганизационно-педагогическая деятельность Рязанского областного * *центра детско-юношеского туризма и экскурсии по формированию готовности к осознанному выбору профессии подростком в условиях профильных оздоровительно-образовательных лагерей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 141
(математики,
физики, филологии
и т.п.), так и
интерактивных (
Но в любом из этих видов, в городе или загородом оздоровление и образование всегда должны идти бок о бок, при этом и воспитательная работа и обкатка практических умений и навыков должны строиться иными средствами и формами, ітрисуїцими для лагеря.
В принципе можно согласиться с подходом к видовому разнообразию детских оздоровительных лагерей (смен), предложенных А.А.Остапцом-Свешниковым. Тем не менее, все лагеря, предложенные в перечне: спортивно-оздоровительные, туристские, культурно-познавательные, интеллектуальные, профильные - можно обозначить одним словом - «профильные». В каждом из этих видов в лагере (смене) существует приоритетное направление деятельности, которому подчинена вся образовательная работа лагеря (смены).
Думається, что для того чтобы разобраться с тем, что такое профильный лагерь надо сначала понять, что же такое лагерь? В словаре русского языка С. И. Ожегова, издание тринадцатое 1981г. приводится следующее толкование слова «Лагерь»: 1. Временная стоянка, обычно под
открытым небом, в палатках. 2. Название некоторых учреждений, предназначенных для содержания большого количества людей.
В нашем понимании - лагерь (детский, оздоровительный, образовательно-оздоровительный и др.) — учреждение, организующее отдых, оздоровление и занятость детей и подростков в каникулярное время.
Это определение лагеря, как учреждения, характерно для всех типов детских лагерей с любым юридическим и социальным статусом.
С другой стороны лагерь это творческое объединение детей (подростков) и педагогов, задачей которого является реализация потребностей, интересов, желаний в первую очередь детей, но может быть и других структур и организаций, в том числе общественных. Эти задачи могут лежать в области общения, получения и совершенствования знаний и навыков, социализации, профориентации и так далее.
Опыт организации лагерей Рязанского областного центра детско-юношеского туризма и экскурсий показывает, что при организации и проведении любого лагеря работает как первое, так и второе определение. И только в их гармоничном объединении проявляется настоящее лицо детского лагеря, проявляется то, ради чего ребята стремятся в лагерь, а родители хотят отдать туда своих детей.
Перейдём к определению профильного лагеря. Профильный лагерь ~ это объединение детей и педагогов, совместно реализующих один или несколько образовательных проектов (программ) в интересах детей (и/или других структур или организаций). При этом наше первое определение лагеря, как учреждения, имеет место и в любом профильном лагере.
С учётом опыта Рязанского областного ЦДЮТЭ, который организует за сезон более десятка различных лагерей, прокомментируем это определение на примерах:
Физико-математический лагерь. Он проводится на стационарной детской турбазе Рязанского областного ЦДЮТЭ «Серебряные пруды». Здесь с одной стороны чётко просматривается роль лагеря, как учреждения. На него ложится всё бытовые, организаторские, лечебно-оздоровительные и прочие подобные функции. С другой стороны творческое объединение преподавателей Рязанского государственного педагогического университета с детьми победителями областных и районных олимпиад по физике и математике создают в лагере особый микроклимат, способствующий развитию у ребят интереса к физике и математике, развивающий их способности, обеспечивающий привлечение детей к научно-исследовательской деятельности в области точных наук.
Археологический лагерь «Вятич». Он проводится в полевых условиях. Роль самого лагеря, как учреждения сводится к минимуму, и на первый план выступает сообщество профессиональных археологов и школьников старших классов, интересующихся археологией, древними культурами, краеведением, создающее в лагере непередаваемую атмосферу творчества, товарищества, взаимовыручки, поиска научной истины.
Надо сказать, что организация, проводящая лагерь, в данном случае Рязанский областной Центр детско-юношеского туризма и экскурсий, берёт на себя много функций учреждения: заключает договор с Государственным историческим музеем на совместную деятельность, закупает, хранит, ремонтирует оборудование, необходимое для проживания в полевых условиях 80-100 человек - и делает ещё многое другое для организации работы полевого археологического лагеря.
В обоих этих, во многом не схожих, лагерях всё равно лагерь выступает с одной стороны, как учреждение, с другой - как творческое объединение детей и педагогов.
В Рязанской области все детские лагеря можно разделить на 3 группы:
1.
Загородные оздоровительные
лагеря, внесенные
в реестр,
утвержденный областной
комиссией по организации
отдыха,
оздоровления и занятости
детей и подростков и
характеризующиеся
следующими признаками:
имеют стационарную базу, изначально предназначенную для отдыха и оздоровления детей;
используют все возможные источники финансирования, в том числе средства регионального отделения Фонда социального страхования.
2. Лагеря с дневным пребыванием, которые характеризуются тем, что:
проводятся на базе общеобразовательных учреждений или учреждений дополнительного образования;
финансируются исключительно за счет средств местных бюджетов.
3. Сезонные стационарные лагеря. Их особенности:
проводятся на арендуемой базе или в полевых условиях;
все такие лагеря являются профильными (военно-спортивные, военно-патриотические, спортивные, археологические, туристические, реализующие программы детских и молодежных общественных объединений и пр.)
проводят, как правило, одну смену продолжительностью от 15 до 21 дня (бывает и несколько смен, но это скорее исключение, чем правило).
используют несколько источников финансирования:
а)
регионального (иногда
федерального) бюджета,
в том числе
Фонда
социального страхования,
б) местного бюджета,
в) средства родителей (до 10% стоимости путевки),
г) добровольные пожертвования других физических и юридических лиц.
используют материальную базу и кадровый потенциал учреждений дополнительного образования детей, военных училищ, школ и общественных и спортивных организаций и т.п.
Экскурсии, походы, даже экспедиции могут быть частью лагерной программы, но все же не являются определяющей характеристикой самого понятия « лагерь».
Количество лагерей с дневным пребыванием в Рязанской области достаточно стабильно. Изменения, прослеживающиеся по статистической отчетности, скорее следствие ее несовершенства, чем отражение фактического состояния системы.
Большинство лагерей этой группы (65%) приходится на июнь месяц и призваны смягчить для учеников начальной школы переход от строго регламентированного времени учебного года к свободе каникул. Однако следует подчеркнуть, что в отличие от детских площадок, которые призваны организовывать свободное время детей, пришкольные лагеря организуют профильные смены, ориентируясь в выборе направлений на интересы детей, наличие в школе детской общественной организации, возможностей системы дополнительного образования. Лагеря с дневным пребыванием, проводимые в августе, традиционно все профильные.
Как показывает анализ, стационарные лагеря тоже постепенно приобретают «профилизацию» (см. табл. № 1 и 2) . В 2001 году в Рязанской области из 23 входящих в областной реестр лагерей, в 13 лагерях, с общим количеством смен 45, преобладают профильные. И из них: 16 - спортивных смен, 5 - эстетических,
3 - реализация программы детских и молодежных объединений, 2 - туристические, 2 - физико-математические, 1 - экологическая, 1 - эколого-биологическая,
2
— православные,
і 1 — военно-спортивная,
1 -
военно-патриотическая,
і Итого 34 профильные
смены, что составляет
приблизительно 76 %
от общего числа смен.
В 2002 году из 28 входящих в областной реестр лагерей, в 15 с общим количеством смен - 50, профильные составляют 38 смен. Это:
24- спортивных
5 - эстетических,
2 - детских общественных объединений,
2 - туристские,
1 - физико-математическая,
1 — эколого-биологическая,
1 — православная,
1 - гражданско-патриотическая,
1 - по пожарно-прикладным вилам спорта.
Итого - 38 профильных, что составляет 76 % от общего числа смен.
Таким образом, несмотря на то, что общее количество лагерей и смен в 2002 году, по сравнению с 2001, увеличилось, процент профильных смен, по отношению к общему количеству смен в лагерях, не меняется, и составляет 76 %. Что говорит о постоянной тенденции «профилизации» лагерей и смен в Рязанской области.
Таблица №1
Работа детских стационарных учебно-оздоровительных лагерей
Рязанской области в 2001 г. (входящих в областной реестр).
Таблица №2
Работа
детских стационарных
учебно-оздоровительных
лагерей
* Рязанской области
в 2002 году (входящих
в областной реестр).
В
таблицах указаны
только те смены, когда
весь лагерь (все
отряды) участвовали
в реализации одной
или нескольких оздоровительно-
Из десяти лагерей, не имеющих профильных смен, пять ежегодно оздоравливают в течение лета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причём их количество ежесменно от 50 до 100 % всех детей лагеря. Лагерные программы работы с этим контингентом детей направлены на социальную адаптацию и психологическую реабилитацию и не рассматриваются в данном исследовании, как профильные.
Помимо вышеперечисленных стационарных детских учебно-оздоровительных учреждений стали традиционными и проводятся регулярно в течение нескольких лет следующие лагеря: «Зарница» - лагерь для детей группы риска; «Юный десантник» — военно-спортивный лагерь; «Патриот» (Скопин) - военно-патриотический лагерь; «Православные Витязи» - военно-патриотический; «Вятич» - 2 смены археологические; «Призма» - лагерь по спортивному ориентированию; «Журавлиная тропа» - экологический лагерь; «Школа мастеров» - художественно-прикладной лагерь; «Аэрокосмический» (Спасск, район села Ижевское); «Археологический» (Ряжск); школьного актива (Шилово); школьного актива (Спасск). Из двенадцати перечисленных лагерей, восемь - традиционные и проводятся регулярно в течение нескольких лет, используя разную материальную базу и размещение (в том числе палатки). В последние два года количество палаточных лагерей уменьшилось, что связано с ограничениями областной СЭС (ряд районов закрыт по туляремии).