Психолого-педагогические аспекты организации групповой работы старшеклассников на уроке истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и опытно-экспериментальным путём обосновать условия организации эффективной групповой работы старшеклассников на уроках истории.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс групповой работы будет эффективным, если реализованы следующие условия:
осуществление диагностики познавательных возможностей всего класса и каждого учащегося в отдельности и учёт её результатов при отборе содержания групповой работы;
учёт зависимости применяемых на занятиях видов групповой учебной работы от характера выполняемых учащимися заданий;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...4-6
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации групповой работы школьников в процессе обучения…………………………………………….7-23
ГЛАВА 2. Возможности организации групповой работы старшеклассников в процессе обучения истории………………………………………………..23-33
ГЛАВА 3. Опытно – экспериментальная работа по проверке эффективности организации группой работы школьников-старшеклассников на уроке истории………………………………………………………………………..34-53
Заключение…………………………………………………………………...54-55
Библиография………………………………………………………………...56-62

Вложенные файлы: 1 файл

групповая работа.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

ГОУ  ВПО  Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

 

 

 

кафедра новой и новейшей истории

кафедра педагогики

кафедра психологии образования

 

 

 

 ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

на тему:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ  РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКЕ ИСТОРИИ

 

 

 

                                                                              Выполнена: студенткой  5 курса

                                                                                         заочной формы обучения                            исторического факультета

Ждановой Галины Михайловны

Тула – 2007

 

Работа выполнена на историческом факультете ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

 

          Научный  руководитель – Гоголев Николай Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент   кафедры новой и новейшей истории

«_____» _____________2007 г.                                                    ___________________

 

         Научные  консультанты:

         Ромашина Екатерина Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор

«_____» _____________2007 г.                                                   ___________________

 

         Кудрявцева  Наталия Николаевна, ассистент кафедры  психологии образования.

«_____» _____________2007 г.                                                    ___________________

 

         Работа допущена к защите:

         Заведующий  кафедрой педагогики Орлов Александр  Андреевич, доктор педагогических  наук, профессор,  член-корреспондент  РАО.

«_____» _____________2007 г.                                                   ___________________

  

       Заведующий кафедрой  новой и новейшей истории   Родович Юрий Владиславович

«_____» _____________2007 г.

 

        Заведующая  кафедрой психологии образования – Федотенко Инна Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор

«_____» _____________2007 г.                                                   ___________________

 

     Рецензент: 

 

«_____» _____________2007 г.                                                   ___________________

 

          Защита состоится «  » октября  2007 года в учебном корпусе №1  ТГПУ им. Л.Н.Толстого, аудитория  № _____  в  _____ часов _____ минут.

 

      Декан  исторического факультета                                               В.И. Баринова   

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...4-6                                                                                                               

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации групповой работы школьников в процессе обучения…………………………………………….7-23                                                                                     

ГЛАВА   2. Возможности  организации групповой работы старшеклассников в процессе обучения истории………………………………………………..23-33

ГЛАВА    3. Опытно – экспериментальная работа по проверке эффективности организации группой работы школьников-старшеклассников на уроке истории………………………………………………………………………..34-53

Заключение…………………………………………………………………...54-55

Библиография………………………………………………………………...56-62 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема организации форм образовательного процесса, в том числе и групповой формы, достаточно глубоко изучена в педагогике и в психологии. Анализ психолого-педагогической литературы и школьной практики показывает, что организации групповой учебной работы посвящены многие научные исследования, в совокупности доказавшие её роль в развитии личности учащегося (М.Д.Виноградова, А.С.Границкая, Н.С.Дежникова, В.К.Дьяченко, В.В.Котов, Х.Й.Лийметс, В.И.Максакова, И.Б.Первин, Т.В.Снегирёва, В.П.Тарантей, И.М.Чередов и др.).

Учёными указывается, что  групповая учебная работа способствует социализации личности учащихся: они овладевают навыками работы в малой группе, умением руководить товарищами и подчиняться им, у них формируются способности ориентироваться в различных видах деятельности и выполнять различные функции, развиваются положительные личностные качества (М.Д.Виноградова, Н.С.Дежникова, Х.Й.Лийметс, В.В. Котов, И.Б.Первин).

В то же время, в методике обучения истории проблема организации группового обучения школьников на уроке, определения эффективных условий управления взаимодействием участников малых групп, практически, не получила своего освещения.

Данное исследование в определенной мере восполняет этот пробел, что и определяет его актуальность.

Объект исследования: процесс обучения истории в старших классах.

Предмет исследования: организация групповой работы старшеклассников на уроке истории.

Цель исследования: выявить и опытно-экспериментальным путём обосновать условия организации эффективной групповой работы старшеклассников на уроках истории.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс групповой работы будет эффективным,  если реализованы следующие условия:

  • осуществление диагностики познавательных возможностей всего класса и каждого учащегося в отдельности и учёт её результатов при отборе содержания групповой работы;
  • учёт зависимости применяемых на занятиях видов групповой учебной работы от характера выполняемых учащимися заданий;
  • использование личностного потенциала каждого участника группового взаимодействия;
  • владение учителем комплексом организационно-педагогических умений, обеспечивающих эффективное управление групповой деятельностью школьников-старшеклассников.

       Задачи исследования:

1.      Выявить уровень разработанности проблемы в теории педагогики и педагогической практике.

2. Определить условия организации групповой работы старшеклассников в процессе обучения истории

3.   Организовать опытно – экспериментальную работу по проверке эффективности группой работы старшеклассников на уроке истории.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

  • теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической,  литературы;  
  • изучение реально складывающегося  опыта   через   наблюдение,   анкетирование,   тестирование, беседу;   
  • теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ опыта работы с учащимися.

Методологической основой  исследования явились: современные философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие природу личности как продукта общественного развития и субъекта общественных отношений (Л.П.Буева, Э.В.Ильенков, М.С.Каган), ведущую роль деятельности как источника развития и формирования личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Г.И.Щукина), теорию воспитывающего и развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Н.А.Менжинская, Д.Б.Эльконин), современные разработки педагогической науки в области организационных форм обучения (В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, И.М.Чередов).

Экспериментальная база исследования – МОУ СОШ № 24 г. Тулы.

Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. 

Теоретические аспекты организации групповой  работы школьников в процессе обучения

Необходимость использования  группового подхода в обучении в нашей стране осознали ещё в начале 20-х гг. прошлого века. В частности, В. К. Иванов отмечал, что «разбивка групп на несколько мелких ячеек... встречается детьми как форма организации, отвечающая их насущным потребностям» [28, с. 195].

Педагогов 20-х гг. звеньевые  формы учебной работы интересовали в первую очередь потому, что они  способствовали развитию коллективизма. Положительное влияние звеньевой работы на формирование качеств и чувства коллективизма отмечали В. М. Бехтерев и М. В. Ланге, указывая, что звеньевая работа создает для этого благоприятные условия [6].

С. Маложавый, Е. Шимкевич уточняли, что возможны два пути, при которых «вырабатывается, растет и развивается коллективизм,— путь сотрудничества и путь разделения труда» [53, с. 29]. Они специально подчеркивали, что «путь разделения ведет к коллективизму через сознание зависимости, через чувство ответственности, не растворяя личность, а, наоборот, напрягая ее индивидуальные свойства» [53, с. 34].

Б. Манжос  рассматривал групповую организацию как модификацию общеколлективной формы.[54, с. 183] Причём, по мнению учёного «звеньевая организация может быть полезной, но и опасной, если ее универсализировать» [54, с. 197].

В тот период ряд педагогов  зрело оценивал значение звеньевых (групповых) форм организации обучения. Так, А. В. Артюшков, разрабатывая методику построения занятий, доказывал, что лабораторно-звеньевая работа не является основной [2].

Следует подчеркнуть, что  в 20-е гг. чаще всего практиковались групповые формы работы, рассчитанные на выполнение учащимися разных заданий. О выполнении этих заданий ученики докладывали на конференциях или специальных уроках.

А. Поляков, раскрывая  общую структуру занятий, указывал, что сначала начинается общая работа, затем тема распределяется на подтемы. Каждое звено работает над своей подтемой (звенья создаются по интересам учащихся). Проработав заданный материал, группа готовит доклад [64] . С докладами на конференции выступает выделенный член звена (чаще всего звеньевой).

Структура занятий, включавшая общегрупповую и звеньевую работу, построенную на принципе распределения труда в соответствии с интересами учащихся, могла способствовать формированию чувства коллективизма, но не обеспечивала формирования полноценных знаний, так как учебный материал не разбирался в строгой системе.

Не случайно, что в  отечественной педагогике советского времени было признано необходимым сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

В фундаментальном труде  «Основы дидактики» М. А. Данилов  писал: «Советская дидактика признает плодотворным сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации обучения... Обучение в советской школе призвано создавать условия для активной работы учащихся в классе, группе, бригаде...» [63, с. 231].

В свою очередь, под групповыми занятиями подразумевались «дифференцированные  занятия с группами учащихся, имеющих  различную подготовку» [63, с. 354].

По мнению М.А. Данилова: «Работая в составе группы, звена, школьники на собственном опыте  убеждаются в  пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результат совместной деятельности. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и  способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования» [79, с. 184].

С позиции управления образовательным процессом необходимость  групповой деятельности обусловлена  закономерностями всех трёх компонентов образовательного процесса. Из кибернетики известен закон ограничения разнообразия, в соответствии с которым разнообразие учителя и используемой им технологии должно быть не ниже разнообразия класса. Разнообразие класса очень велико, а возможности повышения разнообразия учителя ограниченны. Следовательно, требуется снизить разнообразие класса.

Это можно сделать тремя способами: не замечать этого разнообразия (что и было характерно для традиционной отечественной школы), уменьшить наполняемость классов (трудно реализовать по экономическим причинам), объединить учащихся в малые группы и относиться к каждой из них как к отдельному объекту управления.

Управление эффективно, когда все объекты управления находятся в оперативной памяти субъекта управления. Оперативная память человека не слишком ёмка: в ней может одновременно размещаться и обрабатываться информация о сравнительно небольшом числе объектов, будь то изображения, понятия, предметы и т. п.  

Психологи экспериментально установили, что в нашей памяти одновременно может храниться не более 7 понятий, точнее, 7 ± 2 для большинства людей, 7 ± 4 - если говорить практически обо всём человечестве [40]. Таким образом, можно успешно управлять максимум девятью — одиннадцатью объектами.

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты организации групповой работы старшеклассников на уроке истории