Развитие вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 15:15, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность и значимость этих вопросов, их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили обозначить проблему исследования – изучение уровня сформированности вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи и определение основных направлений и приемов по его развитию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Современные теоретико-методические подходы к изучению проблемы развития вербально-логического мышления дошкольников……………………………………....................................
Освещение проблемы исследования в общей психолого-педагогической литературе……………………………………………….
Освещение проблемы исследования в специальной психолого-педагогической литературе……………………………………………….
Организация и содержание экспериментального исследования……….
Методика проведения и результаты констатирующего эксперимента……………………………………………………………..
Методика проведения и результаты обучающего эксперимента………
Заключение………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

2013 Дипл.р вербально-логическое мышление.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

 

Факультет психологии и дефектологии

Кафедра логопедии и медицинских основ дефектологии

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой,

д-р мед. наук, доцент

__________В. П. Власова

«____»___________2012

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Автор дипломной работы     ______________________   _Н. И. Поникаева

Обозначение дипломной работы  ДР-02080256-050715.65-06-13

Специальность  050715.65 «Логопедия»

Руководитель работы

канд. пед. наук, доцент     ______________________________ Е. Г. Федосеева

Нормоконтролер

канд. пед. наук, доцент     ______________________________ Е. Г. Федосеева

Рецензент

канд. пед. наук, доцент    _______________________________ О. В. Бобкова

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2013

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

 

Факультет психологии и дефектологии

Кафедра логопедии и медицинских основ дефектологии

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

д-р мед. наук, доцент

__________В. П. Власова

«____»___________2012

 

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

Студент                              Н. И. Поникаева                         группа ДЗЛ-107

1.Тема: «Развитие вербально-логического мышления дошкольников                         с общим недоразвитием речи».

Утверждена  по МордГПИ № 706 от 11.06.12.

2. Срок представления к защите: 25.12.2012.

3. Исходные данные для дипломной  работы: литературные данные обшей и специальной психолого-педагогической литературы по теме исследования, выдвижение гипотезы исследования, формулировка актуальности исследования, характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи, диагностико-методический инструментарий.

4. Содержание дипломной работы:

     4.1. Введение

     4.2. Теоретико-методические основы изучения и решения проблемы развития вербально-логического мышления дошкольников

    4.2.1. Освещение проблемы исследования в общей психолого-педагогической литературе

4.2.2. Освещение проблемы исследования в специальной психолого-педагогической литературе

     4.3.Организация и содержание  экспериментального исследования

     4.3.1. Методика проведения и результаты констатирующего эксперимента

     4.3.2 Методика проведения и результаты обучающего эксперимента

      4.4.2 Результаты обучающего эксперимента

4.4. Заключение

     4.5. Список использованных  источников

4.6 Приложение

Руководитель работы

канд. пед. н., доцент ________________________________Е. Г. Федосеева

Задание принял к исполнению  ___________________    Н. И. Поникаева

Реферат

 

Дипломная работа содержит 80 страниц, 70 использованных источников.

ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ, ДОШКОЛЬНИКИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ.

Объектом исследования является вербально-логическое мышление дошкольников.

Цель работы – изучение уровня сформированности  вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи и определение основных направлений и приемов по его развитию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В процессе работы использовались методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка полученных результатов.

В исследовании особенности вербально-логического мышления речи определены уровни у детей с общим недоразвитием речи. Систематизирован практический материал по развитию вербально-логического мышления применительно к детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и представлена организационно-содержательная модель коррекционного воздействия в заданном аспекте.

 Экспериментально доказана  эффективность использования предложенных  форм и приемов работы.

Степень внедрения – частичная.

Область применения – может быть использована воспитателям, логопедами, педагогами, работающими с детьми, имеющими нарушения речи.

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………

5

1

Современные теоретико-методические подходы к изучению проблемы развития вербально-логического мышления дошкольников……………………………………....................................

 

 

9

1.1

Освещение проблемы исследования в общей психолого-педагогической литературе……………………………………………….

 

9

1.2

Освещение проблемы исследования в специальной психолого-педагогической литературе……………………………………………….

 

26

2

Организация и содержание экспериментального исследования……….

35

2.1

Методика проведения и результаты констатирующего эксперимента……………………………………………………………..

 

35

2.2

Методика проведения и результаты обучающего эксперимента………

Заключение………………………………………………………………...

Список использованных источников…………………………………….

Приложение 1 ……………………………………………………………..

50

72

75

81

   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. (Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Е. А. Стребелева, Г. В. Чиркина,                              С. Н. Шаховская и др.). Обучение таких детей требует понимания их особенностей и потенциальных возможностей для выбора адекватных коррекционных воздействий с целью наиболее полной компенсации дефектов развития.

На протяжении последних десятилетий проблема общего недоразвития речи является объектом изучения многих исследователей (Т. Д. Барменкова, В. К. Воробьева, В. П. Глухов, И. С. Кривовяз, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова,       Т. Б. Филичева и др.). Учитывая большую распространенность такого нарушения как общее недоразвитие речи (ОНР) и тенденцию к увеличению количества таких детей, весьма актуальным является изучение особенностей этого нарушения с целью разработки адекватных методов диагностики и коррекции.

Данное нарушение речи представляет собой сложный симптомокомплекс, включающий в себя нарушения как фонетико-фонематического, так и лексико-грамматического строя речи. При недоразвитии речи обедняются процессы восприятия, замедляется мыслительная деятельность, а недостатки мышления в свою очередь отражаются в речи. Речевые нарушения ведут также к отставанию эмоционально-волевой сферы, приводят к осложнениям в общении, влияют на готовность к обучению в школе, препятствуя в первую очередь усвоению грамоты (Л. С. Выготский, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина,                                   Н. А. Никашина, Е. М. Мастюкова, В. И. Селиверстов и др.).

Исследователи в области логопедии отмечают, что речевое недоразвитие отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств (И. Т. Власенко, Ю. Ф. Гаркуша,                       В. А. Ковшиков, Е. Ф. Соботович, Л. И. Тигранова, О. Н. Усанова и др.).

В познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи выделяют ведущую роль вербально-логического мышления (Л. А. Венгер,                         А. В. Запорожец, B. C. Мухина, Н. Н. Поддьяков и др). Уровень развития мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Степень сформированности вербально-логического мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию дальнейшего развития ребенка.

В современных программах обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада указывается, что, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического и без специального обучения с трудом овладевают основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением                    (В. П. Глухов, Е. Ф. Соботович, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева,                                        Т. В. Туманова). Вместе с тем, анализ литературных источников в области коррекционной педагогики и логопедии показал недостаточность научно-обоснованных методик по проведению педагогической работы, направленной на формирование мыслительной деятельности этих детей.

Имеется ряд педагогических исследований (Ш. А. Амонашвили,                  А. В. Белошистая, В. В. Давыдов, Н. Б. Истомина, М. Монтессори,                           И. Л. Никольская и др.), доказывающих, что при организации систематического педагогического воздействия на развитие логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в старшем дошкольном возрасте. Вот почему проблема вербально-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи является весьма актуальной и значимой, так как становление и активизация «сильного мышления» у ребенка интеллектуализирует его познавательную деятельность, делает ее активно-поисковой, формирует творческое и деятельностное отношение к действительности, воспитывает уверенность в различных отношениях с окружающим миром, способствует развитию и становлению личности, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Таким образом, учет данного возрастного периода в становлении вербально-логического мышления, а также недостаточность содержательного аспекта по его формированию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи определяют актуальность темы исследования.

Актуальность и значимость этих вопросов, их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили обозначить проблему исследования – изучение уровня сформированности  вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи и определение основных направлений и приемов по его развитию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Разработка данной проблемы, в свою очередь, определила цель исследования.

Объект исследования: вербально-логическое мышление дошкольников.

Предмет исследования: развитие вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.

В соответствии с гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи:

– проанализировать теоретические и методические аспекты исследуемой проблемы;

 – обобщить основные закономерности и условия развития вербально-логического мышления в дошкольном детстве на основе анализа литературных источников;

 – определить и апробировать методику изучения уровня сформированности вербально-логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

–  систематизировать практический материал по развитию вербально-логического мышления применительно к детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и представить организационно-содержательную модель коррекционного воздействия в заданном аспекте.

Гипотеза исследования – у дошкольников с общим недоразвитием речи выявлена недостаточная сфррмированность вербально-логического мышления. Целенаправленное использование в системе логопедического воздействия специальных форм и приемов работы в рамках развития вербально-логического мышления способствует не только речевому и познавательному развитию, но и более эффективному преодолению речевого дефекта.

Для решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретические: анализ научно-методической  литературы по исследуемой проблеме; биографический: изучение медико-психолого-педагогической   документации   детей (знакомство с личными делами и медицинскими картами детей, речевыми картами); эмпирические: первичное и динамическое наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования; констатирующий эксперимент; беседы с детьми, логопедами, воспитателями, родителями; обработка результатов, полученных в ходе исследования, их качественный и количественный анализ.

Практическая значимость исследования заключается в определении уровня сформированности вербально-логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предложенная система оценки уровня сформированности и развития вербально-логического мышления у дошкольников может быть использована в логопедической работе педагогами дошкольных образовательных учреждений, а также при индивидуальной работе с детьми.

 

 

 

 

1 Современные теоретико-методические подходы  к изучению проблемы  вербально-логического мышления дошкольников

 

1.1 Проблема исследования в общей психолого-педагогической литературе

 

В научных исследованиях мышление рассматривается как особенно сложная форма психической деятельности, возникающая в тех случаях, когда задача требует предварительного анализа и синтеза ситуации и нахождения специальных вспомогательных операций, с помощью которых она может быть разрешена. В процессе мышления происходит сознательное отражение объективной действительности в таких её свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты [10; 17; 36; 43; 51; 55].

Информация о работе Развитие вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи