Развитие вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 15:15, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность и значимость этих вопросов, их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили обозначить проблему исследования – изучение уровня сформированности вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи и определение основных направлений и приемов по его развитию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Современные теоретико-методические подходы к изучению проблемы развития вербально-логического мышления дошкольников……………………………………....................................
Освещение проблемы исследования в общей психолого-педагогической литературе……………………………………………….
Освещение проблемы исследования в специальной психолого-педагогической литературе……………………………………………….
Организация и содержание экспериментального исследования……….
Методика проведения и результаты констатирующего эксперимента……………………………………………………………..
Методика проведения и результаты обучающего эксперимента………
Заключение………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

2013 Дипл.р вербально-логическое мышление.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

Очень важным, на наш взгляд, являлось составление рассказов из личного опыта. Это предусматривало знание детьми различного материала и предполагало их умение анализировать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности. Вот почему обучение рассказам такого вида включало использование разнообразных дидактических игр и упражнений  на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях, стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации, что способствовало речевому оформлению суждений и умозаключений.

Приводим примерное содержание дидактического материала, который использовался в системе нашего коррекционно-развивающего воздействия. Предлагаемый материал был подобран и систематизирован в соответствии с тематикой занятий, предусмотренной программой обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью и    способствовал как развитию логическому мышлению, так и расширению, активизации словарного запаса, что являлось необходимым фактором при обучении составлению связных высказываний разного типа.

Тема «Овощи»

Овощи на грядке

Играют с нами в прятки.

Вот тяжелый кабачок

Лег лениво на бочок.

Вот капуста растолстела,

От росы вся запотела.

Помидоры раскраснелись

И на солнце засмотрелись.

А зеленый огурец

Под листочек вдруг залез.

Ровненько на грядках вновь

Под землей растет морковь.

Свекла, репа и чеснок

Запасает силы впрок.

Лук красиво зеленеет,

Под землею сам толстеет.

Целый огород друзей –

Вкусных разных овощей.

Вопросы

  1. Как по-другому можно назвать овощи? Где растут овощи? Какие овощи вы знаете? У каких овощей съедобна верхняя зелень, плоды, растущие над землей? У каких овощей съедобен корнеплод, который созревает под землей? Что можно приготовить из овощей? Как овощи хранят зимой? Какой уход нужен за овощами на огороде?

Задания

Рассказать, из каких овощей можно приготовить щи, борщ, салат, солянку и т. д. 

ИГРУШКИ

Вопросы

  1. Что такое игрушки? Какие игрушки есть у нас в группе? Какие игрушки есть у вас дома? Назовите ваши любимые игрушки.
  2. Можно ли игрушкой выполнить какую-то работу так же, как настоящим прибором, машиной, вещью? Почему?
  3. Почему детям нужны игрушки? Остались ли у ваших родителей их любимые с детства игрушки? Как нужно относиться к игрушкам?

Задания

  1. Детям: составить небольшой рассказ об игрушках, используя картинку, или о любых других игрушках. Составить, подробный рассказ об одной игрушке.
  2. Педагогу: показать детям цветные картинки с разными игрушками.

ОДЕЖДА

Вопросы

  1. Что такое одежда? О какой одежде говорится в стихотворении? Какую одежду вы знаете еще? Являются ли одеждой головные уборы?' Обувь? Для чего нужна одежда? Как называется одежда, которую носят летом? Зимой? Весной и осенью? Как хранят одежду? Как ухаживают за одеждой? Почему животные не носят одежду, а люди носят? Чем одежда девочек отличается от одежды мальчиков? В какой одежде вам удобно ходить? Почему? Какие элементы одежды вы знаете? Чем украшают одежду? Какую? Как?

Задания

  1. Детям: составить рассказ о своей одежде: какая, цвет, качество, чем украшена, для чего предназначена,
  2. Педагогу: показать детям цветные картинки разной одежды.

 

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Вопросы

  1. Что такое головной убор? Какие головные уборы вы знаете? Как правильно подобрать головной убор по погоде? Сезону? Назовите летние головные уборы.
  2. Назовите зимние головные уборы. Назовите головные уборы, которые носят весной и осенью. Относятся ли головные уборы к одежде? Почему?

Задания

  1. Детям: составить рассказ о головных уборах, которые нужны для определенной погоды или времени года.
  2. Педагогу: показать детям картинки с разными головными уборами.

Изучение каждого тематического цикла обязательно в конечном итоге включало составление рассказов детьми по пройденной теме.

«Овощи» – «Какие овощи растут у бабушки в детском саду?», «Осенний урожай», «Подарки с грядки» и др.

«Фрукты» – «Что я люблю из фруктов?», «Наш сад», «Фрукты – радость для ребят».

«Профессии» – «Моя мама – повар» (продавец, учитель, врач, экономист).

«Наш город» – «На какой улице я живу?», «Дети на прогулке».

«Продукты питания» - «Что я люблю?», «Что вкуснее?»

«Одежда, обувь, головные уборы» – «Мой  гардероб», «Что наденем на прогулку?»

«Мебель» – «Моя комната», «Для чего нужна мебель?», «Как я убрал в квартире», «Мой любимый предмет мебели», «Как изготавливают мебель».

«Посуда» – «Зачем нужна посуда?», «Накроем стол», «Мой любимый предмет посуды».

Семья» – «Моя семья», «Моя мама», «Мой день рождения», «Как я помогаю маме?», «Наш семейный отдых», «Мы идем в гости».                                                     

Различные игры и упражнения на развитие мыслительных операций операций: анализу и синтезу, классификации, обобщению, сравнению предусмотренные в рамках экспериментального обучения, помогали усвоению причинности событий из личной жизни, которые ежедневно встречаются в реальности и способствовали развитию познавательной деятельности детей. С этой целью  был подобран и систематизирован дидактический материал из различных методических пособий таких авторов как Е. А. Алябьевой,                                          Т. А. Ткаченко [2; 62], способствовали и формированию познавательной активности дошкольников с общим недоразвитием речи.

Приводим примеры игр и упражнений на установление  причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.

Игра «Почему это произошло?»

Цель игры: научить детей находить причину событий и явлений, с которыми они встречаются в окружающей жизни и при наблюдении за природой.

Детям объяснялось, что причин произошедших событий может быть несколько, поэтому игра носила характер  соревнования – кто из детей назовет большее количество причин, или на составление небольшого рассказа. Играя с группой детей, каждому предлагалось найти причину, после чего выяснялось, какой вариант наиболее правильный или интересный. В игре детям давалось задание назвать как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций.

На участке детского сада все растения летом засохли, потому что... Утром люди увидели, что дороги и тротуары замело снегом, потому что... Утром на земле появились лужи, потому что... Девочка утром в детском саду не стала завтракать, потому что... После обеда у детей были испачканы губы, потому что... Мама похвалила сына, потому что... Мама обиделась на дочку, потому что... Сегодня дети надели резиновые сапоги, потому что... Прохожие вышли на улицу с зонтиками, потому что... Прохожие на улице подняли воротники пальто, потому что... Лед на реке растаял, потому что... Солнце появляется редко, греет очень слабо, потому что... Все ветки деревьев покрылись инеем, потому что... Река вышла из берегов, потому что... Весной птицы вьют гнезда, потому что... На огороде овощи этим летом не выросли, потому что...                  В саду яблоки и груши опали на землю, потому что... Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы, потому что... Птицы улетают на юг, потому что…  Не было слышно, что говорили актеры в театре, потому что... Овощи на огороде поливают рано утром или вечером, потому что...

В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития. Происходит не только увеличение круга представлений, не только расширение умственного кругозора, но и перестройка самой умственной деятельности. При правильной организации работы дошкольник начинает удавливать причинные отношения между наблюдаемыми явлениями и рассуждать о них, не впадая в противоречия. Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т. е. визуализировать. Упражнения на формирование подобного умения достаточно подробно описаны в разделе по развитию памяти. Здесь мы их дополним еще несколькими заданиями на визуализацию.

Упражнения на визуализацию – «На что это похоже»?

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение проводилось с детьми в форме соревнования.

Благодатным материалом, развивающим образное мышление, переосмысление значения слова и осознание их переносного значения, является и использование загадок, пословиц, сказок. Мы постоянно привлекали этот богатейший материал для обогащения детского словаря, для развития образной речи и мыслительных процессов.

Так, например, при загадывании стихов-загадок, детям вместе с текстом, предъявлялся картинный материал, который помогал выбрать ответ.

Лена шла с цветочным букетом

И улыбалась прохожим при этом.

Была весела и немного горда.

Куда она шла? Ты ответь мне, куда?

(за грибами, на рыбалку, в баню, в первый раз в первый класс, на день рождения подруги, на  праздник, в магазин за хлебом).

На пляже возле воды

Остались от туфель следы.

Но ты мне скажи, не таи.

Чьи они могут быть? Чьи?

(собаки, Павла Ивановича, цапли, кота  Мурзика, мальчика Геры, слона, девочки  Сони.

Я скажу вам откровенно,

Торт купил в субботу Гена.

Очень сладости любил.

С кем же торт он разделил?

( с другом, с мячом, с Робинзоном Крузо, с мамой, с речными раками,                    с бабушкой, со своей собакой).

В рамках экспериментального обучения использовались упражнения, направленные на обогащение речи фразеологизмами, что также позволяло активизировать мыслительную деятельность.

 Приведем некоторые из них.

Доскажи словечко

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой…(не разольешь).

Мы исходили городок

Буквально вдоль и… (поперек),

И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги).

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто …(по дрова).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни… (уши вянут).

Загадки-шутки «Что это?»

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос). Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают (уши).

Разучивали с детьми диалоги, текст которых включал фразеологизмы. Например, при изучении лексической темы «Домашние птицы» предлагали детям посидеть тихо и послушать, о чем говорит курица с цыпленком.

Цыпленок: «Курочка, почему люди говорят» «Пишешь как курица лапой!».

 Курица: «А что это значит?». Цыпленок: «Это значит неразборчиво, некрасиво, прочитать невозможно». Курица: «А я то здесь при чем, не понимаю. Цыпленок: «Когда ты выкапываешь из земли зернышко или червячка, ты оставляешь на земле следы своих лап. Эти следы напоминают букв».

Курица: «Я корм ищу, а вовсе не пишу лапой. Ко-ко-ко, Петенька, ты слышал, что люди придумали?».

Попасть впросак – по своей оплошности очутиться в неприятном положении; перемениться в лице – приобрести другой вид (побледнеть, похудеть и т. д.).

Чтобы проследить возможности развития уровня вербально-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также с целью выявления результатов экспериментального обучения и его эффективности был проведен контрольный эксперимент. Поставленную цель мы конкретизировали в задаче анализа количественных и качественных показателей уровня развития вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи до и после коррекционного обучения, которое осуществлялось по специально разработанной системе. Нами были обследованы все дети, принимавшие участие в обучающем эксперименте (10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – экспериментальная группа). Они обучались по предложенной системе обучения, и 10 сверстников с таким же заключением, которые занимались по традиционной методике – контрольная группа. Конторольный эксперимент осуществлялся в речевых группах МБДОУ «ЦРР – Детский сад «Солнышко» и МБДОУ «ЦРР – Детский сад «Росинка»   г. Ковылкино Республики Мордовия.

Материалом для поверки развития речи послужили задания, предлагаемые в констатирующем эксперименте. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Анализ полученных материалов у детей экспериментальной группы показал, что разработанная нами система направлений и приемов коррекционно-педагогической работы имела положительное влияние на качественные и количественные показатели развития вербально-логического мышления. Оно показало, что дети, составлявшие экспериментальную группу, стали более активными и легко вступающими в контакт со взрослыми и сверстниками. У них отмечались сдвиги в овладении лексико-грамматическими средствами речи; увеличился словарный запас; фраза их стала более содержательной и правильной в структурном оформлении. Дети стали использовать простые распространенные и сложные предложения в самостоятельной речи. Рассказы детей отличались большей полнотой, логичностью, наблюдалось меньше ошибок, больше самостоятельности. В ходе констатирующего эксперимента мы выделили две подгруппы детей по уровню успешности выполнения заданий.

Информация о работе Развитие вербально-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи