Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:11, дипломная работа
Краткое описание
Цель работы: теоретическое изучение основ проблемы развития детского творчества и экспериментальное доказательство возможности использования сюжетного рисования в развитии детского творчества в старшем дошкольном возрасте. Объект изучения: развитие детского творчества.
Содержание
Введение Глава I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества 1.1 Содержание понятия детского творчества 1.2 Особенности развития творчества в дошкольном детстве 1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности Глава 2. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях 2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте 2.3 Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию Глава 3. Экспериментальное исследование 3.1 Этапы и методы экспериментального исследования 3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента Заключение Список литературы
В ходе теоретического исследования
мы пришли к выводу, что активное проявление
детского творчества наблюдается на занятиях
по сюжетному рисованию, где ребенок, создавая
сюжет, активизирует работу таких психических
процессов, как воля, воображение, память,
мышление и происходит развитие не только
значимых изобразительных умений и навыков,
но и творчества, изобразительных способностей
ребенка. Одним из наиболее важных условий
успешного развития способностей ребенка
на занятиях по сюжетному рисованию является
разнообразие и вариативность работы.
Рисование нетрадиционными техниками
- это огромная возможность для детей думать,
пробовать, искать, экспериментировать,
а самое главное, самовыражаться. Следовательно,
в своей работе мы использовали нетрадиционные
техники на занятиях по сюжетному рисованию.
В процессе исследования мы
установили, что для того, чтобы полноценно
развивать творчество, необходимо наполнять
ребенка новыми зрительными и чувственными
впечатлениями, которые помогут ему разнообразить
и обогатить сюжеты рисунков, проводить
индивидуальную работу для лучшего усвоения
знаний. На основании полученных нами
знаний в ходе исследования мы провели
констатирующий эксперимент, целью которого
было выявление начального уровня творчества
у детей старшего дошкольного возраста.
Эксперимент состоял из шести этапов:
изучение планирующей документации, беседа
с воспитателем, беседа с детьми, тест
для родителей, тест для детей, анализ
продуктов деятельности детей. Это дело
возможность наиболее полно исследовать
проявления творчества детей, точно определить
уровень развития творчества и выявить
причины недостаточной сформированности
для старшего дошкольного возраста уровня
творчества.
По результатам исследования
было определено, что уровень, близкий
к высокому, творчества у 37, 5% детей, близкий
к среднему - 37, 5% и низкий уровень творчества
у 25% детей. Констатирующий эксперимент
показал, что причинами несформированности
определенного уровня творчества являются
трудности восприятия пространственных
отношений, малый запас сведений об окружающем
мире, бедность, неточность представлений.
В связи с этим целью формирующего
эксперимента являлось развитие детского
творчества у детей старшего дошкольного
возраста. Для осуществления данной цели
нами был разработан комплекс занятий
по сюжетному рисованию с использованием
нетрадиционных техник. В ходе проведения
этих комплексов обогащалась эмоциональная
сфера и зрительный опыт детей, накопление
знаний об изменениях в природе, особенностях
времен года и отображение полученных
впечатлений в ходе изобразительной деятельности.
Для выявления результативности
работы и определения конечного уровня
развития творчества у детей старшего
дошкольного возраста бал проведен контрольный
эксперимент. Здесь использовались такие
методики, как беседа с воспитателем, тест
для родителей, анализ продуктов деятельности.
В ходе обобщения результатов мы увидели,
что уровень творчества стал выше, чем
в начале эксперимента: 25% детей имеют
уровень, близкий к среднему, 37, 5% - уровень
выше среднего и 37, 5% имеют уровень, близкий
к высокому. Сюжеты, изображаемые детьми,
стали богаче по содержанию, разнообразилась
цветовая палитра, используемая в работах.
Таким образом, по завершении
работы мы можем сделать вывод о том, что
гипотеза, заявленная нами в работе, подтвердилась.