Развитие наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 23:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель: теоретически обосновать и проверить на практике возможности развития наблюдательности у детей 6 лет в процессе проведения природоведческих экскурсий. Задачи: на основе теоретического анализа литературы выявить механизмы, возможности развития наблюдательности у детей 6 лет. Разработать подход к организации и проведению серии природоведческих экскурсий, направленных на развитие наблюдательности; провести диагностическое исследование с целью выявления исходного уровня развития наблюдательности у детей 6 лет;
в ходе формирующего этапа экспериментальной работы реализовать на практике разработанную серию экскурсий;
в ходе повторного диагностического исследования выявить итоговый уровень развития наблюдательности у детей 6 лет, достигнутый в ходе проведённой серии природоведческих экскурсий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих
экскурсий
1. Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей 6 лет………………………………………….8
2. Организация и проведение природоведческих экскурсий у старших дошкольников…………………..24
3. Наблюдательность и особенности её развития у детей 6 лет в процессе организации и проведения природоведческих экскурсий…………………43
Глава 2. Работа по развитию наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий
1. Диагностика исходного уровня развития наблюдательности у детей 6 лет……………………………………………………50
Формирование умения наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений у детей 6 лет в ходе природоведческих экскурсий………………64

Вложенные файлы: 1 файл

экскурсии и дошкольный возраст.doc

— 510.50 Кб (Скачать файл)
  1. определить уровень развития умения наблюдать у детей 6 лет.

 

 

Важным условием контроля над исходным уровнем развития наблюдательности у детей 6 лет является определение  критериев и их показателей.

      1. количественный - полнота действий (количество освоенных действий);
      2. качественный - развёрнутость действий (последовательность выполняемых действий).

Критериями оценки уровня развития наблюдательности у детей 6 лет были определены критерии развития умения наблюдать. Мы предлагаем 3 группы умений:

    1. Умение концентрировать внимание на объекте наблюдения;
    2. Умение выделять главные отличительные признаки в объекте наблюдений;
    3. Умение выделять незначительные малозаметные признаки
    4. Умение концентрировать внимание на объекте наблюдения

В этих группах  умений мы выделяем:

Полнота действий:

1.  выделение объекта наблюдений из группы объектов;

2. удерживание произвольного внимания в течение некоторого времени, необходимого для наблюдения;

3. восприятие объектов с помощью всех органов чувств.

Развёрнутость действий:

Под развёрнутостью действий понимается логическая последовательность действий, выполненных ребёнком и дающих эффективный результат. Правильная последовательность перечислена выше.

2. Умение выделять главные отличительные признаки в объекте наблюдений

Полнота действий:

  1. количество существенных признаков, которые ребёнок способен выделить (опадают жёлтые листья, голые ветки деревьев);
  2. ребёнок сравнивает с существенными признаками увиденных ранее 2 или несколько объектов;
  3. ребёнок может зафиксировать наблюдения (нарисовать, сделать поделку);
  4. умение собрать материал, не повреждая растения.

Развёрнутость действий:

Под развёрнутостью действий понимается логическая последовательность действий, выполненных ребёнком и дающих эффективный результат.

3. Умение выделять незначительные малозаметные признаки

Полнота действий:

  1. выполнение действий, направленных на поиск и выявление малозаметных деталей (в ходе дидактических игр);
  2. ребёнок выделяет количество признаков, которые он способен выделить в объектах наблюдения (оттенки жёлтых листьев, остаются листья на деревьях, зимне-зелёные растения);
  3. ребёнок фиксирует увиденные малозаметные признаки.

Развёрнутость действий:

Под развёрнутостью действий понимается логическая последовательность действий, выполненных ребёнком и дающих эффективный результат.

Данные критерии распределены на 3 уровня развития наблюдательности у детей 6 лет: низкий, средний и высокий.

Показател


Информация о работе Развитие наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий