Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:07, дипломная работа
Цель исследования – разработать и апробировать комплекс занятий, направленный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества.
Объект исследования – процесс речевого развития младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Введение…… ………………………………………………………………..……4
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проблемы развития речи младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………………………………………..……………………..8
1.1. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….…………………...…..8
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...…...14
Роль произведений устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников……………………………………...……..……19
Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества…………………………………………………………………………...23
Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми младшего дошкольного возраста……………………………..…28
Методы и приемы, способствующие речевому развитию детей младшего дошкольного возраста……………………………………………...…34
Анализ программного содержания работы по развитию речи младших дошкольников и их ознакомлению с произведениями устного народного творчества………………………………………………………………40
Анализ методических рекомендаций по речевому развитию детей младшего дошкольного творчества…………………..………………….58
Глава 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по проблеме развития речи у младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………….............................73
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы: диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста………………………..73
2.2.Формирующий этап опытно-поисковой работы: комплекс занятий, направленный на речевое развитие дошкольников………………………….…..82
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы: оценка эффективности проделанной работы……………………………………………………………106
Заключение………………………………………………………………….….116
Список литературы……………………………………………………………..118
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт педагогики и психологии детства
Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах
«Развитие речи младших дошкольников
в процессе их ознакомления
с произведениями устного народного творчества»
Выпускная квалификационная работа
Зав.кафедрой
___________________________
дата
___________________________
заочного отделения ПиМДО
Научный руководитель:
Томилова Светлана Дмитриевна
Кандидат филологических наук, доцент
Екатеринбург
2012 год
Содержание.
Введение…… ………………………………………………………………..……4
Глава
1. Психолого-педагогический аспект проблемы
развития речи младших дошкольников в
процессе их ознакомления с произведениями
устного народного творчества……………………………………………..…
1.1.
Особенности психического развития детей
младшего дошкольного возраста……………………………………………………….
1.2.
Особенности речевого развития детей
младшего дошкольного возраста…………………………………………………………
Глава 2. Аналитическое
описание опытно-поисковой работы
по проблеме развития речи у младших дошкольников
в процессе их ознакомления с произведениями
устного народного творчества………………..............
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы: диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста………………………..73
2.2.Формирующий этап опытно-поисковой работы: комплекс занятий, направленный на речевое развитие дошкольников………………………….…..82
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы: оценка эффективности проделанной работы……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения …………………………………………………………………….124
Введение
Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
Одним из действенных средств воспитания является русское устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для речевого развития детей младшего дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их удивительному благозвучию, мелодичности, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа. Многие педагоги, психологи, такие как В.Г.Белинский, М.К.Боголюбская, Е.Н.Водовозова, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Н.С.Карпинская,А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина, фольклористы В.Ф.Аникин, М.А.Булатов, О.И.Капица, Э.В.Померанцева, И.П.Сахаров, И.М.Снегирев, П.В.Шейн определили важное место словесного творчества народа, занимаемое в жизни человека. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа, произведения русского народного творчества разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, закладывают основы эстетической культуры. Произведения устного народного творчества – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм.
Опора на исследования, посвященные различным вопросам рассмотрения устного народного творчества, позволила нам выбрать его в качестве средства развития речи младших дошкольников. Выбор возраста (3-4 год жизни) обусловлен особенностями психического развития детей данного возрастного периода.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений не испытывают затруднения в определении доступного детям дошкольного возраста содержания фольклорных произведений, способствующих речевому развитию. Малые формы фольклора являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи ребенка, обогащения его словаря. Живой выразительный язык сказок, простота изложения несут собой большую ценность в воспитании интереса к языковому богатству, развитии выразительности детской речи, однако трудности появляются в выборе форм и методов развития речи посредством устного народного творчества. При ознакомлении младших дошкольников с произведениями устного народного творчества выдвигается лишь содержательный аспект, не раскрываются языковые особенности изложения. Занятия по развитию речи отводятся на второй план. В настоящее время появилось немало различных авторских программ по изучению традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Но в этих программах нет конкретного содержания методики речевого развития средствами устного народного творчества, определения качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Педагоги ДОУ вынуждены искать отдельные приемы развития речи в процессе ознакомления детей с произведениями фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.
На основании вышесказанного актуальность темы исследования определяется необходимостью речевого развития младших дошкольников, а также недостаточной разработанностью проблемы речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредством жанровых форм устного народного творчества.
Цель исследования – разработать и апробировать комплекс занятий, направленный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества.
Объект исследования – процесс речевого развития младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – методы и приемы речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами жанровых форм устного народного творчества
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие речи детей младшего дошкольного возраста при их ознакомлении с произведениями устного народного творчества будет эффективно при создании специально подобранного комплекса занятий, направленного на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
Для
реализации задач и проверки
гипотезы использовались
- теоретического
уровня: анализ психолого-
- эмпирического уровня: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, анализ, синтез.
Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи К.Д.Ушинского, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной, Ф.А.Сохина, А.М.Бородича, психолого-педагогические исследования особенностей речи Д.Б.Эльконина, А.Н.Гвоздева, Л.С.Выготского и др.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад №1 г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 15 детей второй младшей группы.
Новизна
и практическая значимость
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проблемы развития речи младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества
1.1Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста
Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность — игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой. Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение .
Восприятие. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном. Восприятие ребенка становится все более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок может подолгу, не отвлекаясь, наблюдать, рассматривать, искать. В этом возрасте на развитие восприятия очень большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет тем самым его от других предметов. С помощью интеллектуальных усилий по изучению свойств и состояний предметов, отношений между ними, выявлению связей и действий с ними малыш начинает видеть и понимать реальные отношения между предметами. По мере усложнения психики и развития психических процессов происходит их переплетение и взаимовлияние друг на друга. Так, загадывая и отгадывая загадки, ребенок одновременно развивает восприятие, внимание, творческое мышление, речь. [29,158]
Память позволяет человеку обеспечить непрерывность психической жизни. Мы знаем, что мы живем, если помним себя. В зависимости оттого, что запоминает человек, различают память двигательную (запоминание собственных движений, выработка навыков), эмоциональную (память чувств), образную (образы восприятия, мышления и воображения) и словесно-логическую (сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации). В возрасте 3-4-х лет память ребенка является центральной функцией, которая определяет остальные психические процессы. Мыслить для ребенка в этом возрасте — значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Благодаря очень хорошей памяти ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Если раньше ребенок был под властью конкретной ситуации, то теперь его мышление перестает быть наглядно-действенным. Малыш становится способен устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями и явлениями, даже если они не получены в непосредственном чувственном опыте. У ребенка появляются способность и стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Следует учесть, что память у ребенка в этом возрасте непроизвольна: он не ставит перед собой цели что-то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно, т.к. в этом возрасте доминируют структуры правого полушария мозга, которые «отвечают» за зрительно-эмоциональную память.[14] Логические отделы левого полушария еще слабо сформированы. Эмоциональная память уже сформирована и помогает ребенку познавать мир. Это исторически было очень важно для выживания, и в дальнейшем именно эмоциональная память помогает формированию интуиции. Запоминая образно-эмоционально, мы в состоянии запомнить всю картину целостно. Эта особенность памяти очень важна, т.к. ребенок еще не знает мир и не может отделить важное от второстепенного. Единственно важным является интерес ребенка к предмету, эмоциональный отклик, который вызвало какое-либо событие. Событие для него интереснее, действие, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается словесный материал, если они вызывают эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежность рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает героям. Чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание эффективнее. Смысловая память развивается наряду с механической. Природа подарила ребенку возможность запоминать колоссальный материал без каких-либо усилий с его стороны. Ребенок просто помнит и использует слова. Так в некоторых семьях, где родители говорят на разных языках, ребенок усваивает оба языка. Следует обратить особое внимание на то, что запоминание происходит естественно и легко. У ребенка в этом возрасте колоссальная жизненная энергия, очень высокая познавательная активность и радость открытия целого мира. Если ребенок в лице взрослого находит отзывчивого, заинтересованного в его познании человека, он с большим удовольствием изучает мир. Именно в этом возрасте очень важно грамотно утолить жажду познания, подбирая разнообразный и интересный материал об окружающем ребенка мире. Ученые выявили, что именно к 3-м годам формируется долговременная память, т.е. ребенок осознает и помнит себя как личность. Воспоминания вызывают эмоциональные состояния того времени и на всю жизнь оставляют ощущения детства. В этот период формируется чувство собственного достоинства. Воспоминания раннего детства позволяют осознать свой уникальный жизненный опыт. Ребенок начинает понимать, что он неповторим как личность.[21]