Развитие связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта посредством приема моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 05:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования — выявить особенности связной монологической речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и описать содержание коррекционной работы, направленной на развитие связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую, методическую, логопедическую литературу по проблеме исследования связной монологической речи;
2. выявить особенности связной речи у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида;
3. провести экспериментальную работу по развитию связной монологической речи у детей, на основе выбранных методических рекомендаций;

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогические подходы к проблеме исследования связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта....................................................................................................................6
1.1 Особенности развития связной монологической речи детей с нормальным интеллектуальным развитием....................................................................................6
1.2 Особенности развития связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта………………...........................……………….......................................10
1.3 Методические подходы к использованию приема моделирования при развитии связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта..................................................................................................................15
Глава 2. Экспериментальное исследование связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта..................................................23
2.1 Общая организация констатирующего эксперимента.....................................23
2.2. Проведение констатирующего эксперимента.................................................26
2.3. Результаты констатирующего эксперимента..................................................30
2.4. Развитие связной монологической речи младших школьников с нарушением интеллекта посредством приема моделирования............................35
2.5. Выявление эффективности проделанной работы............................................45
Заключение.................................................................................................................54
Литература..................................................................................................................57

Вложенные файлы: 1 файл

диплом!.doc

— 2.86 Мб (Скачать файл)

4) составить конспекты фронтальных  коррекционных занятий и провести  их;

5) провести коррекционные занятия  по заданным направлениям.

Принципы организации обучения: систематичность и последовательность – во всех темах просматривается лексическая тема «Птицы», материал усложняется с каждым занятием; доступность – наглядный материал прост и доступен ученикам; принцип активности – все младшие школьники в экспериментальной группе принимали активное участие в занятиях, также использовался индивидуальный и дифференцированный подход; принцип наглядности – был представлен широкий спектр средств наглядности (картинки, схемы на доске, ТСО, модели, пиктограммы).

Методы обучения: словесные (объяснение – этот метод использовался на основных этапах занятия, чтобы разъяснять ученикам задания педагога; беседа – использовалась на организационном и подготовительном этапах занятия); наглядные (демонстрация).

Время проведения: внеурочные занятия детей.

Формы организации: фронтальная работа с учащимися по 30-40 минут, в экспериментальной группе присутствовало 9 человек.

Экспериментальная группа — 2 (а) класс.

Контрольная группа — 2 (б) класс.

Содержание коррекционной работы по развитию связной монологической речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости строится по разработанным нами направлениям:

Первое направление - составление пересказа с применением модели (пиктограммы);

Второе направление - составление рассказа по картинке или серии сюжетных картин с использованием графической схемы;

Третье направление - составление описательного рассказа посредством наглядности;

Четвертое направление - составление творческого рассказа по наглядному плану.

Первое направление — Составление пересказа посредством приема моделирования (пиктограммы).

Цель: учить младших школьников составлять последовательный пересказ с применением наглядной модели (графической схемы) от первого лица по рассказу «Воробей».

Коррекционное занятие проходило во внеурочное время в виде презентации, фронтально, по методике Воробьевой В.К. посредством приема моделирования текста пиктограммами (знаковыми схемами).

На всех коррекционных занятиях прослеживается лексическая тема «Птицы».

На организационном этапе занятия детям предлагалось вспомнить — какое сейчас время года, и каких птиц мы видим на улице.

Затем, в подготовительной части коррекционного воздействия предлагалось назвать птиц, сидящих на дереве.

Также проводилась работа над фонематическим восприятием. Дети успешно отвечали на такие вопросы как: Сколько букв в слове? А также — Сколько звуков в слове? Очень удивило, то что для младших школьников не составляет никакого труда разграничивать звуки и буквы.

Внимание было уделено и зрительному восприятию, чтобы активизировать его для успешного усвоения приема моделирования текста. Ученикам было предложено назвать «Кто здесь лишний» на картинке по лексической теме «Птицы».

В виде физминутки было предложено послушать музыку с голосами птиц закрытыми глазами, а в конце расслабляющего отдыха требовалось отгадать загадку про воробья, так как пересказ требовался именно о нем.

На основном этапе занятия, ребятам было объявлено о названии текста, который нужно будет пересказать. Это было стихотворение в прозе «Воробей» Тургенева И.С.

Текст педагогом читался выразительно, с логическими ударениями, два раза. Во время первого прочтения, по ходу текста, проводилась словарная работа, детям пояснялись непонятные малоупотребимые слова. Эти слова проговаривались сопряженно и отраженно.

Дальше к каждому предложению, последовательно, показывалась пиктограмма. Дети проговаривали вместе с учителем, затем индивидуально и закрепляли визуальный образ. Таким образом, было отработано каждое предложение текста учениками по цепочке.

После небольшого утомления была предложена физминутка. Ученики вместе с педагогом проводили обычную, известную уже им, разминку.

На следующем этапе закрепления проверялись знания младших школьников, приобретенные на занятии. Перед ними выставлялся полный текст смоделированный из схем. Каждому ученику предлагалось воспроизвести стихотворение в прозе по памяти и по визуальной модели.

Почти все ученики успешно справились с заданием. Только Аркадий и Александр испытали затруднения при виде знаковых схем, так как и с самим чтением у учеников наблюдались фонетические нарушения. Так, например, Аркадий называл знаки, так как они показаны, не заменяя их нужными словами. Вместо предложения «Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья», он сказал: «Я глаз маленький воробей». Что затрудняло понимание пересказываемого им текста. Александр же вовсе отказывался пересказывать, объясняя свое поведение тем, что очень хорошо знает этот текст и ему просто надоело повторять одно и тоже.

Хотелось бы отметить, что девочки справились с заданием намного лучше, чем мальчики. Дети подходили к работе ответственно, сами замечали свои ошибки. Занятие проходило на положительных эмоциях. Дети, как и сам педагог, остались довольны результатом. Прием моделирования при обучении пересказу младших школьников удобно использовать на уроках чтения, в силу наглядно-образного мышления детей с легкой степенью умственной отсталости.

Второе направление коррекционной работы - составление рассказа по картинке или серии сюжетных картин, с использованием графической схемы.

Также использовалась лексическая тема «Птицы». В связи с тем, что наступает холодное время года, детям было предложено составить рассказ о том, как птички питаются зимой из кормушек.

На занятии в качестве наглядного материала использовались как картинки, так и графические схемы.

Во время организационного этапа ученикам 2-ого класса было предложено отгадать загадку о зиме. Далее вместе с педагогом дети называли признаки зимы, конечно среди которых было и то, что птицы улетают на юг, но некоторые остаются.

На подготовительном этапе ребята отгадывают загадку о птице, и дефектолог подводит их к тому, что сегодня они будут составлять рассказ о птице.

Затем, педагог показывает картинку с синичкой, и говорит, что к нам на урок прилетела синичка. Как часто вы видите такую птичку? Выясняется, чем питается эта птица и где. Дети рассматривают кормушку для птиц за окном.

Далее для ребят проводится физкультурная пауза.

На основном этапе, детям показываются картинки для будущего текста. И одновременно к ним присваиваются графические схемы.

Текст рассказа: Наступила зима. Птицы улетели на юг. Синичка осталась зимовать. Мы для неё сделали кормушку. Положили туда немного ягод и семян. Синичке понравилось наше угощенье.

После того как дети усвоили значение пиктограмм и проговорили все предложения проводится вторая физкультминутка.

На закрепляющем этапе, все картинки объединяются в единую серию и дети в индивидуальном порядке рассказывают текст.

В конце занятия, педагог подводит итоги, спрашивает понравился ли детям урок и делает себе пометки о результатах развивающего занятия.

Всем ученикам понравилось занятие, так как оно близко им в социально-бытовом плане. На уроках труда они видели как старшеклассники специальной (коррекционной) школы делали кормушки для птиц.

Пример составленного рассказа одной ученицей Юлией Кондра: «Наступила зима. Улетели птицы. Синичка осталась. Нам стало жалко её. Я накормила ее. И сделала кормушку. Все были счастливы.»

Судя по рассказу, ученица также привнесла туда свои эмоциональные переживания.

Третье направление работы – составление описательного рассказа с помощью графической схемы.

Цель работы: учить составлять рассказ-описание о птице с помощью графического плана; развивать связную монологическую речь, память, мышление, воспитывать любовь к пернатым.

На занятии использовались иллюстрации птиц, голоса птиц, карточка-схема.

На организационном этапе ученикам из экспериментальной группы предлагалось послушать музыку с пением птиц, среди которых они слышат знакомые им звуки, такие как «кукареканье петуха» и «кудахтанье курицы». На этом моменте дети должны вспомнить, каких домашних птиц они знают.

На подготовительном этапе педагог показывает ребятам картинки домашних птиц (курицы, утки, гуся). Школьники внимательно рассматривают картинки и замечают, из каких частей тела состоят эти птицы.

Далее звучит загадка про курицу, педагог подводит детей к тому, что составлять рассказ-описание они будут именно про эту домашнюю птицу.

На основном этапе педагог совместно с учениками составляют предложения по предложенным схемам (по методике В.К.Воробьевой).

План-схема рассказа-описания о курице:

  1. Название птицы.
  2. Где обитает (дикая или домашняя).
  3. Какая по размеру.
  4. Какого цвета.
  5. Какие части тела.
  6. Как рождается.
  7. Чем питается.
  8. Как используется человеком.

Дефектологом используется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику.

Затем, проводится недолгая физкультурная пауза.

На этапе закрепления изученного материала, младшие школьники составляют по предложенному плану рассказ-описание.

В конце занятия подводятся итоги. Спрашивается, понравилось ли детям составлять рассказ о курочке.

Многие ученики хорошо справились с заданием. Около 30% школьников затруднялись в составлении предложений по таким пунктам плана как: какие части тела и чем питается.

Рассказ-описание, составленный Анастасией Рявкиной (8 лет): «Это курица. Живет дома, значит она домашняя. Она среднего размера. Она белая. У неё голова и туловище. Есть хвост. Она сидит на яйцах. Ест траву. Люди берут от неё яйца и мясо».

По рассказу ребенка видно, что предложения построены правильно по схеме. Но не все утверждения верны. Например, что курица питается травой. Предложения нераспространенные, но логически связаны между собой.

Рассказ-описание Николая (10 лет): «Это курица. Это домашняя птица. Она живет в курятнике. Курица среднего размера. Она белого цвета. Она имеет туловище, крылья и хвост и голову. На голове у нее есть красный клюв. Курица рождается из яйца. Ест семена и червяков. Люди берут от неё яйца и мясо».

Подобный рассказ-описание составили 70% детей из экспериментальной группы. По нему видны значительные сдвиги по развитию связной монологической речи умственно отсталых младших школьников.

Четвертое направление коррекционной работы по развитию связного высказывания являлось составление творческого рассказа по наглядному плану.

Цель занятия: учить детей планировать свое высказывание на основе личного опыта с элементами творческого придумывания ситуации с конкретными персонажами;

На организационном моменте, педагог вспоминает с детьми, что на всех предыдущих занятиях тема была одна – это «Птицы». Предлагает детям назвать тех птиц, про которым ученики составляли рассказы. Ребята активно принимают участие в беседе.

Во время подготовительного этапа, дефектолог загадывает школьникам загадку и показывает картинку «Отгадайте, про какую птицу мы с вами составим рассказ». Речь идет о попугае. Учитель спрашивает, есть ли у кого-нибудь дома попугай. Спрашивает также у тех ребят, у которых нет экзотической птицы, хотели бы они себе такое домашнее животное. Далее идет демонстрация картинок с разными попугайчиками. Дефектолог уточняет, что бы дети делали, если бы у них были такие животные. Также настороженно звучит вопрос: «Можно ли обижать попугайчиков?»

На основном этапе, ученикам предлагаются разные модели ситуации по каждому предложению по схемам. Также остается вариант – предложить свое. Сначала, школьники выбирают откуда они его взяли. И далее по плану – его цвет, имя, есть клетка или нет, чем питается, действия с ним, отношение к питомцу.

Примерный рассказ о попугае: Мы купили попугая. Он красного цвета. Я назвал его Кеша. Он живет в большой клетке. Он очень любит фрукты и семечки. Я учу его разговаривать. Я люблю своего друга.

Затем ребятам предоставляется расслабляющая минутка и показывается видео с попугайчиками.

На этапе закрепления перед учениками выставляется схема предполагаемых предложений. Но учитель уточняет, что рассказ у каждого ребенка должен быть свой.

В конце занятия дефектолог подводит итог, спрашивает о каком пернатом животном шла речь. Отмечает также, что все ребята очень хорошо справились с заданием, и что их рассказы очень интересные.

При обработке качественных результатов отмечается, что дети могут отходить от плана-схемы, так как рассказ творческий и инициатива приветствуется.

Творческий рассказ считается самым сложным видом связного высказывания, но все же удивили положительные результаты этого развивающего занятия. Половина экспериментальной группы успешно справились с заданием, а также пытались дополнять ответы одноклассников.

Информация о работе Развитие связной монологической речи у младших школьников с нарушением интеллекта посредством приема моделирования