Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:22, аттестационная работа

Краткое описание

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Содержание

1. Актуальность
2. Теоретические основы проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1.Историческая справка о цветоведении.
2.2. Особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста.
2.3. Анализ программ по теме опыта.
3. Проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
4. Цель и задачи работы.
5. Система работы по развитию цветовосприятия у детей подготовительной группы в процессе художественного творчества.
5.1. Содержание работы в подготовительном этапе.
5.2. Содержание работы в деятельностном этапе.
5.2.1. Система работы с детьми по развитию цветовосприятия в процессе художественного творчества.
5.2.2. Система работы с родителями.
5.2.3. Система работы с педагогами.
6 Рефлексивный этап. Результативность опыта.
7 Заключение
8 Список литературы
9 Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

Опыт Луконина.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

 


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей № 3 «Рябинушка»

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический опыт

на тему

«Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специалист по изобразительной

 деятельности Луконина А.И.

 

 

р.п. Вача 2013г.

                                                   Содержание

 

      1. Актуальность

      2. Теоретические  основы   проблемы  развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.                                            

       2.1.Историческая справка о цветоведении.

      2.2. Особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста.

      2.3. Анализ программ по теме опыта.

      3.  Проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.

      4. Цель  и  задачи   работы.

   5. Система работы по развитию цветовосприятия у детей подготовительной группы в процессе художественного творчества.

      5.1. Содержание работы в подготовительном этапе.

      5.2. Содержание работы в деятельностном этапе.

      5.2.1. Система работы с детьми по развитию цветовосприятия в процессе художественного творчества.

      5.2.2. Система работы с родителями.

      5.2.3. Система работы с педагогами. 

      6 Рефлексивный этап. Результативность опыта.

      7 Заключение

      8  Список  литературы 

      9  Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство.

Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Изобразительная деятельность формирует человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Эта деятельность развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы, цветовое восприятие. [20,стр.4]

Одним из ярких определяющих признаков художественной деятельности детей седьмого года жизни является красота и цветовая выразительность рисунка. Цвет - это важное средство эмоционально-эстетической, художественно-образной выразительности. Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь изобразительным искусством, новые знания, приобретаемые в процессе деятельности, чрезвычайно значимы для его творчества. Цветовая палитра служит своего рода показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного и технологического уровня развития.

Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт. Цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают.

Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, т. е. научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

Известно, что основные новообразования в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте – произвольные психические процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Рисование играет роль одного из механизмов совершенствования организма и психики, а так же способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Поэтому снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитии ребенка в целом[3,стр.16].

По мнению Е.А. Флериной, И.С. Якиманской, именно возраст 6-7  способствует более активному развитию творческих способностей ребенка, в котором закладываются предпосылки для дальнейшей его художественной деятельности.

      2. Теоретические  основы   проблемы  развития  цветовосприятия у детей старшего  дошкольного возраста.

   2.1.Историческая справка о цветоведении.

Проблемами цвета в настоящее время занимается целый ряд наук и дисциплин, каждая из которых изучает цвет с интересующей её стороны.

Физику, прежде всего, интересна энергетическая природа цвета, физиологу – процесс восприятия цвета человеческим глазом, психологу – проблема восприятия и его воздействия на психику, способность вызывать различные эмоции, биолога – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов. Совокупность всех этих наук, изучающих цвет с разных точек зрения, носит название научного цветоведения.

Наука о цвете имеет немалую историю.

Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Считалось, что цвет влияет на настроение и самочувствие человека, что он может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Одни цвета успокаивают нервную систему (зелёный, синий, голубой). Другие наоборот раздражают, возбуждают (красный, оранжевый, пурпурный, жёлтый цвета). Иными словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие.

Одним из первых, кто начал исследовать, воздействие цвета был И.Гёте. Фундаментальным в теории цвета явился его труд «К учению о цвете», содержащий анализ основных цветовых оттенков. С точки зрения влияния цвета на настроение он выделил цвета: возбуждающие, оживляющие, бодрящие – красные, красно-жёлтые; порождающие печально-беспокойное настроение – сине-фиолетовые; успокаивающего умиротворения – зелёные.

На протяжении веков люди по-разному воспринимали и чувствовали цвета. Учёные предполагают, что древние люди не видели всех цветов, которые видим мы. Сначала они научились различать более яркие цвета – красный и жёлтый, а затем уже синий и зелёный.

Ещё древнегреческие учёные – Демокрит, живший в V-VI веках до нашей эры, Аристотель – пытались установить основные цвета, объяснить происхождение цвета тел и многих цветовых явлений. Ученик Аристотеля Теофраст написал целый специальный трактат о цветах.

В 1436 году Леон Баттиста Альберти закончил свой труд «Три книги о живописи», в котором высказал много ценных мыслей о цвете.

Величайший художник и учёный Леонардо да Винчи (1452-1519) оставил замечательное сочинение «Трактат о живописи».

В XVIII столетии великий английский физик Исаак Ньютон открыл разложение белого света тел, исследовал смешения цветов, впервые построил цветовой круг. Ему удалось экспериментальным путём, доказать, что если узкий солнечный луч пропустить через трёхгранную призму, то на расположенном позади неё экране появится последовательный ряд удивительно красивых цветов. Это явление сходно с эффектом радуги на небе, представляющей собой спектр преломлённых и отражённых солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе. В этих лучах И.Ньютон выделил 7 главных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, которые получили название спектральных.

Позже вопросам цвета посвящают свои исследования многие учёные различных стран. Среди них такие крупные представители науки, как Шаврель – французский химик, Гельмгольц – основатель физиологической оптики, Масквелл – замечательный английский физик.

Немецкий учёный Вильгельм Бецольд высказал в своё время мысль о том, что необходимо рассматривать понятие «цвет» с трёх сторон. Так, в своём исследовании он говорит о том, что в учении о цветах приходится иметь дело:

- то с  чисто физиологическими, т.е. с процессами, которые свойственны собственно  организму;

- то с  чисто физическими фактами, т.е. с  такими, которые не зависят от  нашего организма;

- то с  деятельностью мыслительной способности, суждениями с психологическими и эстетическими вопросами.

К спектральным цветам он относит: красный, оранжевый, жёлтый, жёлто-зелёный, голубо-зелёный, циано-голубой, ультрамариновый, фиолетовый. Он называет цвета не только основные, главные, которые были выделены Ньютоном, но и некоторые промежуточные. Кроме того, он даёт подробную характеристику цвета.

Как указывают исследователи (Л.Рихтер, С.С.Алексеев), в науке о цвете (цветоведении) белые, серые и чёрные цвета принято называть ахроматическими (бесцветными), все же остальные цвета – хроматическими (цветными). Эти термины были предложены в 1922 году американской комиссией по колориметрии с целью установления единообразной терминологии в учении о цветах.

С.С.Алексеев поясняет, что ахроматическими цветами называют лишь чисто-белые и чисто-чёрные цвета. Они не имеют цвета и отличаются, друг от друга только по тону. Но у этих цветов большие изобразительные возможности. Человеческий глаз способен отличить 300-400 переходных оттенков от белого к чёрному.

В противоположность ахроматическим цветам, которые не имеют цветового тона, хроматические цвета различаются степенью цветности. У одних спектральных цветов цветовой тон выражен очень резко, у других едва заметно. Мы имеем возможность, сравнить такую качественную характеристику цвета, как насыщенность. Насыщенностью называется степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического.  

По мнению В.Бецольда, насыщенность цвета зависит как от чистоты, так и от яркости. Между всеми при равной яркости наиболее чистыми будут спектральными цвета. Эти цвета производят впечатление наибольшей насыщенности. Насыщенность и светлота находятся в прямой зависимости, заключающейся в том, что сверх определённого предела увеличение светлоты цвета возможно лишь за счёт снижения насыщенности.

И так, один цвет отличается от другого по трём признакам – светлоте, цветовому тону и насыщенности. Н.Н. Волков эти признаки называет основными или собственными качествами цвета.

Цветоведы делят все цвета по цветовому тону на тёплые и холодные. По мнению В.Бецольда, к холодным следует причислить также чисто-белый и средний серый цвета. Холодная гамма усиливает впечатления меланхолической успокоенности, а тёплая – впечатление жизни, активности, радости, драматизма.

Любой цвет способен оказывать психологическое воздействие на человека. Существуют общепризнанные цветовые ассоциации, возникающие при восприятии изолированного цвета, а также их значение:

К физическим ассоциациям относятся:

1. Весовые: лёгкие, тяжёлые, воздушные, давящие.

2. Температурные: тёплые, холодные, горячие, жгучие.

3. Фактурные: гладкие, колючие, мягкие.

4. Акустические: тихие, громкие, глухие, звонкие.

5. Пространственные: выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные.

6. Размерные: одинаковые по размеру предметы, имеющие разную окраску, кажутся различными по величине. Наибольшими кажутся предметы, окрашенные в ахроматические цвета, затем в хроматические с одноцветной окраской. Предметы, в окраске которых использовано несколько цветов, кажутся меньше всех.

При сравнении тёмных и светлых предметов светлые производят впечатление более крупных, чем тёмные.

А также эмоциональные ассоциации, вызываемые цветами:

1. Позитивные: весёлые, бодрые, лирические, приятные.

2. Негативные: грустные, трагические, злые, вялые, скучные.

3. Нейтральные: спокойные, безразличные, уравновешенные.

Наибольшее разнообразие ассоциаций вызывают жёлтые и зелёные цвета.

Учитывая психологическое воздействие цветов, можно дать определённую характеристику любому цвету. Так, жёлтый цвет – лёгкий, тёплый, гладкий, звонкий, весёлый, бодрый, привлекательный. Красный цвет – тяжёлый, колючий, звонкий, возбуждающий, оживляющий, активный, энергичный, богат ассоциациями.

Однако любая абсолютизация и канонизация цвета, даже имевшая достаточные основания в прошлые века, выглядит достаточно спорной и сомнительной.

  2.2. Особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста.

Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств.

Восприятие – совокупность ощущений. Так, воспринимая свежее, ароматное, круглое, румяное яблоко, человек отражает в ощущениях его цвет, запах, ощущает его тяжесть, упругость, его гладкую поверхность.

Наблюдая развитие восприятия у детей дошкольного возраста, ученые выявляют сложность этой формы чувственного познания действительности. Споры о том, какой признак предмета является основным для его восприятия, продолжаются среди психологов и при обсуждении особенностей чувственного познания предметов детьми дошкольного возраста. При изучении восприятия дошкольников установлено, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно более сильный признак (форма), почему – либо не получит сигнального значения.

Информация о работе Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества