Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:22, аттестационная работа

Краткое описание

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Содержание

1. Актуальность
2. Теоретические основы проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1.Историческая справка о цветоведении.
2.2. Особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста.
2.3. Анализ программ по теме опыта.
3. Проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
4. Цель и задачи работы.
5. Система работы по развитию цветовосприятия у детей подготовительной группы в процессе художественного творчества.
5.1. Содержание работы в подготовительном этапе.
5.2. Содержание работы в деятельностном этапе.
5.2.1. Система работы с детьми по развитию цветовосприятия в процессе художественного творчества.
5.2.2. Система работы с родителями.
5.2.3. Система работы с педагогами.
6 Рефлексивный этап. Результативность опыта.
7 Заключение
8 Список литературы
9 Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

Опыт Луконина.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Они способствуют эмоционально-эстетическому восприятию цветового мира, развитию образных представлений, воображения.

* Рассматривание пейзажной живописи  и книжной графики

Огромное значение в своей работе я отвожу формированию у детей умения рассматривать произведения живописи, графики, видеть и узнавать изображённые образы, определять средства выразительности, с помощью которых художник не только создал образ, но и передал эмоциональное отношение к нему.

Наиболее доступные виды изобразительного искусства для детей, включающие цветовое богатство мира, - иллюстрации в детских книгах, произведения живописи (репродукции) и народное декоративно-прикладное искусство. В осознании цветовых сочетаний большую помощь оказывает иллюстративный материал иллюстраторов-сказочников (Ю.Васнецова, А.Каневского, Т.Мавриной, Н.Кочергина и др.). При рассматривании иллюстраций внимание детей направляется на цветовое решение и на передачу художниками тех или иных образов (характерные признаки, позы, движения персонажей).

Рассматривая картины художников: М. Сарьяна, И. Хруцкого, П. Кончаловского дети знакомятся с понятием колорит. Если все цвета «дружат» друг с другом, ни один цвет не вырывается, то, как говорят художники, они выдержанны в одном колорите. Колорит может быть ярким, тусклым, холодным, тёплым.

На занятиях я учу детей эмоционально откликаться на произведение, формировать умение соотносить свой опыт с тем, что увидели на полотне. Постепенно подвожу их к пониманию того, что в высокохудожественных произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и присутствует определенное настроение.

В беседах об искусстве дети усваивают ряд понятий изобразительного и иных видов искусства (живописи, графики, скульптуры, народного декоративно-прикладного искусства, музыки). Это расширяет их общий кругозор, эмоциональную восприимчивость, обогащает речь

  • Просмотр мультимедийных презентаций
  • Праздники и досуги
  • Экскурсии и прогулки в природу. Природа – великий художник. Многие поколения художников учатся у неё. Цвет в природе существует сам по себе. Он тесно связан со всеми сезонными изменениями в окружающем мире, состоянием погоды, временем суток. Цвета окружающих предметов воздействует друг на друга. Во время прогулок, экскурсий необходимо обращать внимание детей на окраску деревьев, кустарников, листьев, цветов, неба, сравнивать сочетание зелёного луга, синих васильков, лиловых колокольчиков, белых ромашек и т.д.
  • Мини-музеи
  • Оформление выставок детского творчества и издание альбомов рисунков детей позволяет каждому ребенку проявить свое творчество, фантазию.
  • Особое место в работе по эмоционально-творческому развитию занимает самостоятельная изобразительная деятельность, в процессе которой ребёнок самостоятельно выбирает для себя вид занятий и изменяет его в случае необходимости. Большое значение имеет создание в группе развивающей среды для свободного и совместного творчества взрослых и детей.

 

 

Система работы по развитию цветовосприятия детей.

1 Направление работы с детьми (ноябрь - декабрь 2011 года)

Закрепление знания об основных цветах (красный, синий, желтый), получение новых цветов путем смешивания основных цветов (зеленый, оранжевый, фиолетовый)

Формы работы

Содержание

Ответственный

Непосредственно-образовательная деятельность

1 Серия занятий "В Королевстве  красок" (интеграция развития  речи и рисования):

- Знакомство с королевством

- Ковер для принцессы

 

 

 

 

 

2 Как художник Ю. Васнецов волшебные  цветы и деревья рисовал (интеграция  рисования акварелью и ознакомления  с произведениями живописи)

3 Декоративное рисование "Роспись  козлика, вылепленного по дымковской  игрушке"(интеграция рисования акварелью и ознакомления с произведениями прикладного искусства)

4 «Разноцветная радуга» (рисование  по сырому)

 

5 Рисование «Поздняя осень» (интеграция  рисования и музыки)

 

 

1Цель: Развитие цветовосприятия.

Задачи:

- расширять и углублять знания детей о цветах

- знакомить со способами получения  новых цветов из основных

- закрепление технических навыков  рисования

 

2 Обратить внимание на творческую  манеру, специфику средств  ( цвета) выразительности работ художника.

 

 

3 Учить подбирать цвета  в соответствии с образцами народной игрушки

 

 

 

4 Закреплять знание цветов радуги, наблюдать за смешением различных  цветов и его результатом.

5 Учить замечать цвета в природе  и отображать их при рисовании

 

 

Специалист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специалист

 

 

 

 

Специалист

 

 

 

 

 

Специалист

 

 

Специалист

Музыкальный руководитель

Дидактические игры

«Подбери по цвету»,

«Какого цвета радость»,

«Цветик - семицветик»

Цель:

Помочь увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета

Специалист

Воспитатель

Образовательная деятельность в режимных моментах

1 Серия упражнений "Сказки про  краски"

- «Пятнашки»

- «История о том, как краски забор раскрашивали»

- «Превращение белой полянки»

- «Купание воробья»

- «Радужная картина»

- «На огороде»

- «Путешествие Синего цвета»

- «Изумрудное королевство»

2 Эксперименты «Окрашивание воды»

«Кто получит больше оттенков»

3 Рассматривание  и сопоставление  репродукции картин И. И. Левитана  «Золотая осень», "Осенний день. Сокольники", Волков Е.Е "Октябрь" И. Э Грабарь "Рябинки"

4 Рассматривание иллюстраций к  потешкам, сказкам Васнецова Ю.

 

5 Просмотр презентации «Цвета  радуги»

6 Сочинение «Цветных сказок».

 

 

1Развивать цветовосприятие, закрепление  знание основных цветов, и способах  их смешивания

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Развивать интерес к работе с цветом

 

3 Развивать видение художественного  образа в единстве его содержания  и средств выразительности, особое  внимание

обратив  на цвет.

4 Обратить внимание на творческую  манеру, специфику средств выразительности  работ художника.

5 Закрепление знания цветов радуги и их последовательности

6 Учить придавать особое значение  выбору цветовой гаммы

 

 

 

Специалист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специалист

Воспитатель

 

Специалист

Воспитатель

 

 

 

Специалист

Воспитатель

 

Специалист

 

Специалист

Воспитатель

Праздники и досуги

1 «Праздник Красного цвета»

2 «Праздник Синего цвета»

 

3 Творческий проект с участием родителей и детей «На встречу друг другу»

 

1,2Цель:

Вызвать интерес к рисованию красками, внимание к цветам в окружении

3 Объединить детей и родителей  в творческом проекте  (  расшифровать

Цель  роекта  именно  по  изо и цвету)

Специалист

Музыкальный руководитель

Экскурсия в осенний лес

Наблюдение за красотой природы, выделение основных «цветов осени»

Специалист

Воспитатель

Мини – музей «Дымковская игрушка»

Знакомство с дымковской игрушкой, выделение особенности ее цветовой палитры (яркие краски  хорошо выделяется на белом фоне), красоты цветосочетания,  гармонии форм, выразительность композиций.

Специалист

Выставка детского творчества «Разноцветье»

Цель:

Учить анализировать свои работы и работы сверстников.

Специалист

2 Направление работы с детьми (январь – март 2012 года)

Знакомство с теплыми и холодными цветами и их оттенками.

Непосредственно-образовательная деятельность

1 «Добрые и злые волшебники» (интеграция рисования (пастель) и музыки)

 

2 Замок Снежной королевы и  принцессы Огневушки (гуашь)

3 Витражи в замки Снежной  королевы и принцессы Огневушки (гуашь)

4 Холодный или теплый цвет? (гуашь) (интеграция рисования и музыки)

5 Декоративное рисование «Гжельские узоры» (интеграция рисования и ознакомления с произведения прикладного искусства)

6 "Каким бывает небо в природе?" (рисование по мокрому листу, интеграция  рисования и ознакомления с  произведениями живописи)

7 Рисование на тему "Зима в  лесу" (гуашь, интеграция рисования и музыки)

 

 

8 Грустная и веселая сказка (рисование  под музыку, акварель)

 

 

1 Цель:

Знакомить с делением цветов на группы «тёплых и холодных»

2,3 Всякий цвет может иметь  разные оттенки и в сочетании  с другими, кажутся теплее или  холоднее

4 Упражнять в подборе цветов теплой и холодной гаммы

5 Роспись блюдца в ограниченной  гамме цветов (холодной).

 

 

6, 7 Вызвать желание отражать  в рисунках красоту природы, органично  подбирая и смешивая цвета.

 

 

 

 

 

8 Учить передавать настроение  музыки через цвет.

 

 

Специалист

 

 

 

Специалист

 

Специалист

 

 

Специалист

 

 

Специалист

 

 

 

 

Специалист

 

 

 

 

Специалист

 

 

 

 

Специалист

Музыкальный руководитель

Дидактические игры

«Отправь в свое царство»

«Найди оттенки»

«Дружба красок»

«Собери букет»

«Что на земле голубого (синего, красного, и т.д.) цвета?»

«Нарисуй свое настроение»

Цель:

Закреплять умение подбирать цвета теплого и холодного оттенка, выражать свое настроение цветом

Специалист

Воспитатель

Образовательная деятельность в режимных моментах

1 Рассматривание иллюстраций В. Сутеева.

 

 

 

2 Рисование на воздушных шариках 

 

 

 

3 Просмотр презентаций 

«Картины Третьяковской галереи»

 

 

1 обратить внимание на то, как  художник использует цвет для  передачи настроения героя

2 Вызвать интерес к рисованию, учить выражать настроение цветом

3 Заинтересовать творчеством русских  и зарубежных художников

 

 

Специалист

 

 

 

 

Специалист

 

 

 

Специалист

Праздники и досуги

1 КВН «Праздник красок»

Закрепить знания детей по теме, учить применять их на празднике

Специалист

Экскурсия в зимний лес, на пруд

Наблюдение за красотой природы, выделение основных цветов зимы

Специалист

Воспитатель

1 Мини – музей "

"Сказочная гжель""

2 Составление коллекций предметов  по цветам

Вызвать интерес к народному декоративно-прикладному искусству

Специалист

Выставка детского творчества «Зимушка - зима»

Обобщить работу по второму направлению

Специалист

3 Направление работы с детьми (февраль - апрель 2012 года)

Знакомство со свойствами белой краски: смягчать и осветлять, черной краски: затемнять и заглушать.

Непосредственно-образовательная деятельность

Серия занятий «В королевстве Красок»

1-«Чудесные превращения белой краски» (интеграция рисования и развития речи, гуашь)

 

2 -Приключения Черной феи

-Прогулка черного цвета (интеграция  рисования и развития речи, гуашь)

3 "Мир ликующих красок" Мотивы  народных росписей в рисунках  Т.А. Мавриной (интеграция рисования  и ознакомления с произведениями  живописи, акварель)

4 Чудесные превращения белых  пятен краски в голубые, светло-желтые, розовые (гуашь)

 

5 Раскрась мечту в розовый цвет (интеграция рисования и музыки (гуашь)

6 Размываем обиду красками (рисование  по мокрому листу)

 

 

 

 

1 Знакомство со свойствами белой  краски, с приемом осветления

2 Знакомство со свойствами черной  краски, с приемом затемнения

3 Познакомить с творческий манерой художницы.

 

 

4 Упражнять в смешивании красок  для получения светлых оттенков  цветов

5, 6 Упражнять в смешивании красок, учить передавать свои переживания, ощущения с помощью цвета.

 

 

 

 

Специалист

 

 

 

Специалист

 

 

 

Специалист

 

 

 

 

Специалист

 

 

 

Специалист

 

 

 

 

Дидактические игры

«Сложи ряд»

«Я - волшебник»

«Мои мечты»

«Цветовушка»

Помочь увидеть многоцветовую палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета.

Специалист, воспитатель

Образовательная деятельность в режимных моментах

1 Рассматривание альбома декоративно – прикладного искусства «Жостовский букет»

 

2 Просмотр презентации «Красочный  мир»

 

 

3 Создание творческого альбома  «Моя Вообразилия»

 

 

 

4 Музыкальное упражнение «Воздушный  балл»

 

 

1 Обратить внимание на особенности  росписи в данной технике, ее цветовую палитру

2 показать возможности черного  и белого цветов в передаче  особенностей природы

3 Создать альбом детских работ, выполненных нетрадиционными техниками.

4 Упражнять в передаче характера  музыки цветом

 

 

Специалист

 

 

 

Специалист

 

 

 

Специалист, воспитатель

 

 

 

Специалист

Праздники и досуги

«Путешествие в страну волшебных красок»

Закрепить знания детей по теме, учить применять их на празднике

Специалист, воспитатель, музыкальный руководитель

Экскурсия на поле, на пруд.

Учить выделять цветовую гамму природы в разное время суток (утро, вечер)

Специалист,

воспититаль

Выставка детского творчества «Мы волшебниками стали, что хотим нарисовали»

Обобщить работу по третьему направлению

Специалист


 

 

     5.2.2. Система работы с педагогами.

1 Были проведены консультации  для воспитателей на темы 

  • - «Формирование цветовосприятия и цветоразличия 
    у детей дошкольного возраста»

- «Игры  на развитие цветовосприятия  детей дошкольного возраста»

- «Основы  цветовой грамоты»

2 Организована выставка игр и пособий по развитию восприятия цвета у детей

3 Показ открытого  занятия «Разноцветная радуга»

4 Оформлена папка-передвижка  «Нетрадиционные техники рисования»

      5.2.3. Система работы с родителями. 

Большой эффект даёт совместная работа дошкольного учреждения и семьи, которая должна вестись в нескольких аспектах:

- объяснение  значимости цветоведения;

- расширение  знаний родителей о роли цвета  и разъяснение приёмов и методов  руководства изобразительной деятельностью  детей в семье (где ребёнок  использует в своих рисунках цвет).

В беседах с родителями даю совет, как знакомить детей с цветом через наблюдения в природе, в искусстве и т.д., как организовать занятия по рисованию в домашних условиях, как изготовить совместно с детьми дидактические игры и пособия по цвету, а также какие пособия необходимо использовать в работе с детьми.

В течение года провела совместный с детьми проект "Волшебная радуга", праздник "Путешествие в страну волшебных красок". Подготовила консультацию на тему: «Какой цвет предпочитает ваш ребёнок?», «Рисование – это интересно», «Что мы знаем о цветах» Результаты деятельности детей родители видят на выставках детского творчества, которые постоянно оформляются в групповых комнатах и залах детского сада. Большое удовлетворение получают родители, когда дети участвуют в городских и региональных выставках, получая призовые места.

 

Формы работы

Название мероприятия

1

Консультации

  • 1 «Какой цвет предпочитает ваш ребёнок?»

2 «Учимся различать цвета и  запоминать из названия»

3 «Рисование – это интересно»

4 «Что мы знаем о цветах»

2

Презентация

«Влияние цвета на настроение человека»

3

Выставки совместного творчества

1 «Дары осени»

2 «Зимние букеты»

3 «Рисуем дома»

4

Папки - передвижки

«Рисуночные игры с детьми»

5

Художественно-творческий проект

«Навстречу друг другу»


 

      6 Рефлексивный этап. Результативность опыта.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

1. Определение результативности  проведенной работы.

● проведение итоговой диагостики

● определение уровня успешности реализуемой работы

май 2012 г.

● выявление (+) и (-) своей работы

2. Представление итогов работы

● подготовка материала по итогам работы

● организация выставки с лучшими рисунками детей

● создание мультимедийной  презентации

● родительское собрание: ознакомление с итогами работы

май 2012 г.

● наглядная демонстрация эффективности проведённой работы по теме


В течении года мы провели большую работу по ознакомлению дошкольников с цветом через художественное творчество.

Провели 23 непосредственно-образовательной деятельности; 4 развлечения: «Путешествие в страну волшебных красок»; «Праздник Красного цвета»; «Праздник Синего цвета»; КВН «Праздник красок»; творческий проект с участием родителей и детей «На встречу друг другу». Оформили выставки детского творчества: «Разноцветье», « Мы волшебниками стали, что хотим – нарисовали», «Волшебные витражи», «Зимушка-зима».

В играх, непосредственно-образовательной деятельности, развлечениях в занимательной форме мы расширяли представления детей о разных цветах и развивали умения их различать. «Погружали» детей в цвет, развивали фантазию и творческое воображение, способность тонко чувствовать цвет. Воспитывали эстетическое отношение к цвету и краскам.

Контрольный этап исследования был проведен в мае 2012 года.

Исследование по методике Истоминой З.Н.

Цветовые образцы 7 цветов спектра.

- Подбор  ребенком цвета и оттенка по  образцу.

- Образцы, выбранные детьми при названии  цвета взрослым.

- Название  ребенком цвета и оттенка.

Количественные результаты были занесены в таблицы (Приложение 2).

 

 

 

 

Диаграмма 1

 

 

Из диаграммы «Знание детьми цветов и их оттенков» видна положительная динамика усвоения знания воспитанниками цветов и их оттенков на начало и конец года.

 

Диаграмма 2

 

Вывод: большинство детей  справились с заданием на выбор образцов цвета при назывании его взрослым без ошибок (85% детей), Никто из детей не выполнил задание на низком уровне (33,3% правильных ответов).

Таким образом, работа по изобразительной деятельности способствовали не только развитию цветовосприятия у дошкольников, но и совершенствованию их эмоционального благополучия.

На мой взгляд, наиболее эффективными формами работы с детьми было использование путешествий, нетрадиционных способов рисования, музыкальных произведений, художественного слова и, конечно, дидактической игры на развитие целенаправленного восприятия цвета. В работе со старшими дошкольниками более эффективными по значению являются занятия на приобщение к изобразительному искусству с использованием музыкальных произведений, использование игр-путешествий и «Минуток любования». Огромное значение для развития технических навыков в работе с цветом имела игра.

Не обошлось и без трудностей в работе. Я столкнулась с незаинтересованностью родителей в овладении детьми эталонами цвета, отсутствии информации о роли и значении цвета в жизни ребёнка. Дети старшего возраста настороженно отнеслись к использованию нетрадиционных техник в работе. Сказывается недостаточное количество репродукций произведений известных художников, вернее их размеры, т.к. имеющиеся в наличии, больше подходят для индивидуального рассматривания, чем демонстрационного. Использование видеоряда позволяет разнообразить формы работы с дошкольниками.

Статистический анализ свидетельствует о том, что проведённая работа позволяет детям успешно овладевать символической функцией цвета и произвольно использовать цвет для решения творческих задач. Очевидно, что между цветовыми предпочтениями и уровнем эмоционально-творческого развития существует взаимосвязь. Таким образом, можно сделать вывод, что сформированное цветовосприятие, умение работать с цветом в изобразительной деятельности влияет на улучшение эмоционального состояния дошкольников, проявление своего отношения к изображаемому.

 

      7 Заключение

Работая над данной проблемой, мы изучили психолого – педагогическую литературу, сделали анализ. Изучили особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста. Для решения задач, поставленных перед нами, мы создали необходимые условия. В практической части определили наиболее эффективные способы и средства развития восприятие цвета детьми старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества. Разработали комплекс занятий, праздники и развлечения, по восприятию детьми основных и составных цветов

Информация о работе Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества