Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:22, аттестационная работа
Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
1. Актуальность
2. Теоретические основы проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1.Историческая справка о цветоведении.
2.2. Особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста.
2.3. Анализ программ по теме опыта.
3. Проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
4. Цель и задачи работы.
5. Система работы по развитию цветовосприятия у детей подготовительной группы в процессе художественного творчества.
5.1. Содержание работы в подготовительном этапе.
5.2. Содержание работы в деятельностном этапе.
5.2.1. Система работы с детьми по развитию цветовосприятия в процессе художественного творчества.
5.2.2. Система работы с родителями.
5.2.3. Система работы с педагогами.
6 Рефлексивный этап. Результативность опыта.
7 Заключение
8 Список литературы
9 Приложение.
Они способствуют эмоционально-эстетическому восприятию цветового мира, развитию образных представлений, воображения.
* Рассматривание пейзажной
Огромное значение в своей работе я отвожу формированию у детей умения рассматривать произведения живописи, графики, видеть и узнавать изображённые образы, определять средства выразительности, с помощью которых художник не только создал образ, но и передал эмоциональное отношение к нему.
Наиболее доступные виды изобразительного искусства для детей, включающие цветовое богатство мира, - иллюстрации в детских книгах, произведения живописи (репродукции) и народное декоративно-прикладное искусство. В осознании цветовых сочетаний большую помощь оказывает иллюстративный материал иллюстраторов-сказочников (Ю.Васнецова, А.Каневского, Т.Мавриной, Н.Кочергина и др.). При рассматривании иллюстраций внимание детей направляется на цветовое решение и на передачу художниками тех или иных образов (характерные признаки, позы, движения персонажей).
Рассматривая картины художников: М. Сарьяна, И. Хруцкого, П. Кончаловского дети знакомятся с понятием колорит. Если все цвета «дружат» друг с другом, ни один цвет не вырывается, то, как говорят художники, они выдержанны в одном колорите. Колорит может быть ярким, тусклым, холодным, тёплым.
На занятиях я учу детей эмоционально откликаться на произведение, формировать умение соотносить свой опыт с тем, что увидели на полотне. Постепенно подвожу их к пониманию того, что в высокохудожественных произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и присутствует определенное настроение.
В беседах об искусстве дети усваивают ряд понятий изобразительного и иных видов искусства (живописи, графики, скульптуры, народного декоративно-прикладного искусства, музыки). Это расширяет их общий кругозор, эмоциональную восприимчивость, обогащает речь
Система работы по развитию цветовосприятия детей.
1 Направление работы с детьми (ноябрь - декабрь 2011 года) Закрепление знания об основных цветах (красный, синий, желтый), получение новых цветов путем смешивания основных цветов (зеленый, оранжевый, фиолетовый) | ||||
Формы работы |
Содержание |
Ответственный | ||
Непосредственно- 1 Серия занятий "В Королевстве красок" (интеграция развития речи и рисования): - Знакомство с королевством - Ковер для принцессы
2 Как художник Ю. Васнецов волшебные
цветы и деревья рисовал (интеграция
рисования акварелью и 3 Декоративное рисование "Роспись козлика, вылепленного по дымковской игрушке"(интеграция рисования акварелью и ознакомления с произведениями прикладного искусства) 4 «Разноцветная радуга» (рисование по сырому)
5 Рисование «Поздняя осень» (интеграция рисования и музыки) |
1Цель: Развитие цветовосприятия. Задачи: - расширять и углублять знания детей о цветах - знакомить со способами - закрепление технических
2 Обратить внимание на
3 Учить подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки
4 Закреплять знание цветов 5 Учить замечать цвета в |
Специалист
Специалист
Специалист
Специалист
Специалист Музыкальный руководитель | ||
Дидактические игры «Подбери по цвету», «Какого цвета радость», «Цветик - семицветик» |
Цель: Помочь увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета |
Специалист Воспитатель | ||
Образовательная деятельность в режимных моментах 1 Серия упражнений "Сказки про краски" - «Пятнашки» - «История о том, как краски забор раскрашивали» - «Превращение белой полянки» - «Купание воробья» - «Радужная картина» - «На огороде» - «Путешествие Синего цвета» - «Изумрудное королевство» 2 Эксперименты «Окрашивание воды» «Кто получит больше оттенков» 3 Рассматривание и сопоставление репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень», "Осенний день. Сокольники", Волков Е.Е "Октябрь" И. Э Грабарь "Рябинки" 4 Рассматривание иллюстраций к потешкам, сказкам Васнецова Ю.
5 Просмотр презентации «Цвета радуги» 6 Сочинение «Цветных сказок». |
1Развивать цветовосприятие, закрепление знание основных цветов, и способах их смешивания
2 Развивать интерес к работе с цветом
3 Развивать видение обратив на цвет. 4 Обратить внимание на 5 Закрепление знания цветов радуги и их последовательности 6 Учить придавать особое
|
Специалист
Специалист Воспитатель
Специалист Воспитатель
Специалист Воспитатель
Специалист
Специалист Воспитатель | ||
Праздники и досуги 1 «Праздник Красного цвета» 2 «Праздник Синего цвета»
3 Творческий проект с участием родителей и детей «На встречу друг другу» |
1,2Цель: Вызвать интерес к рисованию красками, внимание к цветам в окружении 3 Объединить детей и родителей в творческом проекте ( расшифровать Цель роекта именно по изо и цвету) |
Специалист Музыкальный руководитель | ||
Экскурсия в осенний лес |
Наблюдение за красотой природы, выделение основных «цветов осени» |
Специалист Воспитатель | ||
Мини – музей «Дымковская игрушка» |
Знакомство с дымковской игрушкой, выделение особенности ее цветовой палитры (яркие краски хорошо выделяется на белом фоне), красоты цветосочетания, гармонии форм, выразительность композиций. |
Специалист | ||
Выставка детского творчества «Разноцветье» |
Цель: Учить анализировать свои работы и работы сверстников. |
Специалист | ||
2 Направление работы с детьми (январь – март 2012 года) Знакомство с теплыми и холодными цветами и их оттенками. | ||||
Непосредственно- 1 «Добрые и злые волшебники» (интеграция рисования (пастель) и музыки)
2 Замок Снежной королевы и принцессы Огневушки (гуашь) 3 Витражи в замки Снежной королевы и принцессы Огневушки (гуашь) 4 Холодный или теплый цвет? (гуашь)
(интеграция рисования и 5 Декоративное рисование « 6 "Каким бывает небо в природе?" (рисование по мокрому листу, интеграция рисования и ознакомления с произведениями живописи) 7 Рисование на тему "Зима в лесу" (гуашь, интеграция рисования и музыки)
8 Грустная и веселая сказка (рисование под музыку, акварель) |
1 Цель: Знакомить с делением цветов на группы «тёплых и холодных» 2,3 Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими, кажутся теплее или холоднее 4 Упражнять в подборе цветов теплой и холодной гаммы 5 Роспись блюдца в ограниченной гамме цветов (холодной).
6, 7 Вызвать желание отражать в рисунках красоту природы, органично подбирая и смешивая цвета.
8 Учить передавать настроение музыки через цвет. |
Специалист
Специалист
Специалист
Специалист
Специалист
Специалист
Специалист
Специалист Музыкальный руководитель | ||
Дидактические игры «Отправь в свое царство» «Найди оттенки» «Дружба красок» «Собери букет» «Что на земле голубого (синего, красного, и т.д.) цвета?» «Нарисуй свое настроение» |
Цель: Закреплять умение подбирать цвета теплого и холодного оттенка, выражать свое настроение цветом |
Специалист Воспитатель | ||
Образовательная деятельность в режимных моментах 1 Рассматривание иллюстраций В. Сутеева.
2 Рисование на воздушных
3 Просмотр презентаций «Картины Третьяковской галереи» |
1 обратить внимание на то, как художник использует цвет для передачи настроения героя 2 Вызвать интерес к рисованию, учить выражать настроение цветом 3 Заинтересовать творчеством |
Специалист
Специалист
Специалист | ||
Праздники и досуги 1 КВН «Праздник красок» |
Закрепить знания детей по теме, учить применять их на празднике |
Специалист | ||
Экскурсия в зимний лес, на пруд |
Наблюдение за красотой природы, выделение основных цветов зимы |
Специалист Воспитатель | ||
1 Мини – музей " "Сказочная гжель"" 2 Составление коллекций |
Вызвать интерес к народному декоративно-прикладному искусству |
Специалист | ||
Выставка детского творчества «Зимушка - зима» |
Обобщить работу по второму направлению |
Специалист | ||
3 Направление работы с детьми (февраль - апрель 2012 года) Знакомство со свойствами белой краски: смягчать и осветлять, черной краски: затемнять и заглушать. | ||||
Непосредственно- Серия занятий «В королевстве Красок» 1-«Чудесные превращения белой краски» (интеграция рисования и развития речи, гуашь)
2 -Приключения Черной феи -Прогулка черного цвета (интеграция рисования и развития речи, гуашь) 3 "Мир ликующих красок" Мотивы
народных росписей в рисунках
Т.А. Мавриной (интеграция рисования
и ознакомления с 4 Чудесные превращения белых пятен краски в голубые, светло-желтые, розовые (гуашь)
5 Раскрась мечту в розовый цвет (интеграция рисования и музыки (гуашь) 6 Размываем обиду красками (рисование по мокрому листу) |
1 Знакомство со свойствами 2 Знакомство со свойствами 3 Познакомить с творческий манерой художницы.
4 Упражнять в смешивании красок
для получения светлых 5, 6 Упражнять в смешивании красок,
учить передавать свои |
Специалист
Специалист
Специалист
Специалист
Специалист
| ||
Дидактические игры «Сложи ряд» «Я - волшебник» «Мои мечты» «Цветовушка» |
Помочь увидеть многоцветовую палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета. |
Специалист, воспитатель | ||
Образовательная деятельность в режимных моментах 1 Рассматривание альбома декоративно – прикладного искусства «Жостовский букет»
2 Просмотр презентации «
3 Создание творческого альбома «Моя Вообразилия»
4 Музыкальное упражнение « |
1 Обратить внимание на 2 показать возможности черного и белого цветов в передаче особенностей природы 3 Создать альбом детских работ,
выполненных нетрадиционными 4 Упражнять в передаче |
Специалист
Специалист
Специалист, воспитатель
Специалист | ||
Праздники и досуги «Путешествие в страну волшебных красок» |
Закрепить знания детей по теме, учить применять их на празднике |
Специалист, воспитатель, музыкальный руководитель | ||
Экскурсия на поле, на пруд. |
Учить выделять цветовую гамму природы в разное время суток (утро, вечер) |
Специалист, воспититаль | ||
Выставка детского творчества «Мы волшебниками стали, что хотим нарисовали» |
Обобщить работу по третьему направлению |
Специалист |
5.2.2. Система работы с педагогами.
1 Были проведены консультации для воспитателей на темы
- «Игры на развитие цветовосприятия детей дошкольного возраста»
- «Основы цветовой грамоты»
2 Организована выставка игр и пособий по развитию восприятия цвета у детей
3 Показ открытого занятия «Разноцветная радуга»
4 Оформлена папка-передвижка
«Нетрадиционные техники
5.2.3. Система работы с родителями.
Большой эффект даёт совместная работа дошкольного учреждения и семьи, которая должна вестись в нескольких аспектах:
- объяснение значимости цветоведения;
- расширение
знаний родителей о роли цвета
и разъяснение приёмов и
В беседах с родителями даю совет, как знакомить детей с цветом через наблюдения в природе, в искусстве и т.д., как организовать занятия по рисованию в домашних условиях, как изготовить совместно с детьми дидактические игры и пособия по цвету, а также какие пособия необходимо использовать в работе с детьми.
В течение года провела совместный с детьми проект "Волшебная радуга", праздник "Путешествие в страну волшебных красок". Подготовила консультацию на тему: «Какой цвет предпочитает ваш ребёнок?», «Рисование – это интересно», «Что мы знаем о цветах» Результаты деятельности детей родители видят на выставках детского творчества, которые постоянно оформляются в групповых комнатах и залах детского сада. Большое удовлетворение получают родители, когда дети участвуют в городских и региональных выставках, получая призовые места.
№ |
Формы работы |
Название мероприятия |
1 |
Консультации |
2 «Учимся различать цвета и запоминать из названия» 3 «Рисование – это интересно» 4 «Что мы знаем о цветах» |
2 |
Презентация |
«Влияние цвета на настроение человека» |
3 |
Выставки совместного творчества |
1 «Дары осени» 2 «Зимние букеты» 3 «Рисуем дома» |
4 |
Папки - передвижки |
«Рисуночные игры с детьми» |
5 |
Художественно-творческий проект |
«Навстречу друг другу» |
6 Рефлексивный этап. Результативность опыта.
Задачи |
Мероприятия |
Сроки |
Ожидаемые результаты |
1. Определение результативности проведенной работы. |
● проведение итоговой диагостики ● определение уровня успешности реализуемой работы |
май 2012 г. |
● выявление (+) и (-) своей работы |
2. Представление итогов работы |
● подготовка материала по итогам работы ● организация выставки с лучшими рисунками детей ● создание мультимедийной презентации ● родительское собрание: ознакомление с итогами работы |
май 2012 г. |
● наглядная демонстрация эффективности проведённой работы по теме |
В течении года мы провели большую работу по ознакомлению дошкольников с цветом через художественное творчество.
Провели 23
непосредственно-
В играх, непосредственно-
Контрольный этап исследования был проведен в мае 2012 года.
Исследование по методике Истоминой З.Н.
Цветовые образцы 7 цветов спектра.
- Подбор ребенком цвета и оттенка по образцу.
- Образцы, выбранные детьми при названии цвета взрослым.
- Название ребенком цвета и оттенка.
Количественные результаты были занесены в таблицы (Приложение 2).
Диаграмма 1
Из диаграммы «Знание детьми цветов и их оттенков» видна положительная динамика усвоения знания воспитанниками цветов и их оттенков на начало и конец года.
Диаграмма 2
Вывод: большинство детей справились с заданием на выбор образцов цвета при назывании его взрослым без ошибок (85% детей), Никто из детей не выполнил задание на низком уровне (33,3% правильных ответов).
Таким образом, работа по изобразительной деятельности способствовали не только развитию цветовосприятия у дошкольников, но и совершенствованию их эмоционального благополучия.
На мой взгляд, наиболее эффективными формами работы с детьми было использование путешествий, нетрадиционных способов рисования, музыкальных произведений, художественного слова и, конечно, дидактической игры на развитие целенаправленного восприятия цвета. В работе со старшими дошкольниками более эффективными по значению являются занятия на приобщение к изобразительному искусству с использованием музыкальных произведений, использование игр-путешествий и «Минуток любования». Огромное значение для развития технических навыков в работе с цветом имела игра.
Не обошлось и без трудностей в работе. Я столкнулась с незаинтересованностью родителей в овладении детьми эталонами цвета, отсутствии информации о роли и значении цвета в жизни ребёнка. Дети старшего возраста настороженно отнеслись к использованию нетрадиционных техник в работе. Сказывается недостаточное количество репродукций произведений известных художников, вернее их размеры, т.к. имеющиеся в наличии, больше подходят для индивидуального рассматривания, чем демонстрационного. Использование видеоряда позволяет разнообразить формы работы с дошкольниками.
Статистический анализ свидетельствует о том, что проведённая работа позволяет детям успешно овладевать символической функцией цвета и произвольно использовать цвет для решения творческих задач. Очевидно, что между цветовыми предпочтениями и уровнем эмоционально-творческого развития существует взаимосвязь. Таким образом, можно сделать вывод, что сформированное цветовосприятие, умение работать с цветом в изобразительной деятельности влияет на улучшение эмоционального состояния дошкольников, проявление своего отношения к изображаемому.
7 Заключение
Работая над данной проблемой, мы изучили психолого – педагогическую литературу, сделали анализ. Изучили особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста. Для решения задач, поставленных перед нами, мы создали необходимые условия. В практической части определили наиболее эффективные способы и средства развития восприятие цвета детьми старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества. Разработали комплекс занятий, праздники и развлечения, по восприятию детьми основных и составных цветов