Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:22, аттестационная работа

Краткое описание

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство. Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Содержание

1. Актуальность
2. Теоретические основы проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1.Историческая справка о цветоведении.
2.2. Особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста.
2.3. Анализ программ по теме опыта.
3. Проблемы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
4. Цель и задачи работы.
5. Система работы по развитию цветовосприятия у детей подготовительной группы в процессе художественного творчества.
5.1. Содержание работы в подготовительном этапе.
5.2. Содержание работы в деятельностном этапе.
5.2.1. Система работы с детьми по развитию цветовосприятия в процессе художественного творчества.
5.2.2. Система работы с родителями.
5.2.3. Система работы с педагогами.
6 Рефлексивный этап. Результативность опыта.
7 Заключение
8 Список литературы
9 Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

Опыт Луконина.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

"Не во сне, а наяву - 
Что же здесь такого? - 
Я на радуге живу, в домике лиловом. 
Выбегаю по утру вбежевых сапожках, 
Ем в сиреневом бору алую морошку. 
С листьев падает роса в темно синей чаще, 
Филин желтые глаза на меня таращит. 
Там где свищут соловьи в закоулках бора, 
Пробираются ручьи к розовым озерам. 
Машет белка за кустом фиолетовым хвостом. 
Белорыбицы плывут под вишневый мостик, 
Я на радуге живу, приходите в гости!"

Далее детям предлагается раскрасить перечисленными цветами заранее приготовленную заготовку или придумать и раскрасить свой сюжет.

Упражнение  «Весёлая гусеница»

Задача: Знакомство с понятием «оттенки цвета». Изучение оттенков зелёного цвета, его красоты и разнообразия. Материалы: карандаш, гуашь, кисть, палитра, баночка с водой, фломастеры

Способ №  1 
Показать иллюстрации с изображением пейзажей и различных трав и деревьев. 
Обратить внимание дошкольников на различное эмоциональное состояние пейзажа (солнечно-радостный, пасмурно-грустный). Рассказать детям как художник использует оттенки для передачи настроения. 
Показать рисунок для выполнения упражнения. Объяснить ход работы:

А) Нанести линию движения гусеницы 
Б) Нанизать на эту линию кружочки 
В) Подрисовать голову, ножки, усики, глазки

Для рисования кругов можно использовать баночку гуаши, обводя её дно, или рисовать самостоятельно. 
Дети  выполняют зарисовку гусеницы (7 кружков) 
Показать детям как посадить гусеницу на листочек дерева. (рисунок воспитателя на доске) 
Ученики самостоятельно выполняют зарисовку листика. 
В завершении воспитатель помогает детям исправить ошибки.

Способ № 2 
1.  Воспитатель показывает, как получить оттенки зелёного цвета путём смешивания его с другими цветами. Для начала детям предлагается сочинить светлые оттенки зеленого. 
2.  Используя палитру, дети смешивают зелёную краску с белой, желтой, в различных пропорциях. 
А так, как в наборе имеются две различных зелёных краски, то этот опыт можно провести с каждой из них. 
3 Дошкольники раскрашиваю кружочки, из которых состоит гусеница в светлые зелёные оттенки. 
4 В завершении каждый ученик «оживляет» свою гусеницу, подрисовывая ей ножки, глазки и усики фломастерами зелёного цвета. 
5 Проверка воспитателем выполненного задания.

 
Упражнение «Деревянный дворец»

Задача: Изучение оттенков коричневого цвета на примере русской деревянной архитектуры. Материалы: карандаш, гуашь, кисть, палитра, баночка с водой, фломастеры.

1 часть 
Краткий экскурс по истории строительства на Руси, для ознакомления с внешним видом деревянных построек. Показ иллюстраций 
воспитатель показывает выполнение рисунка – упражнения. Объясняет последовательность выполнения 
А Линия земли 
Б Три прямоугольника разной величины 
В Крыши и забор 
Самостоятельная работа детей – зарисовка карандашом 
Проверка воспитателем выполненного задания

2 часть 
Воспитатель показывает, как получить оттенки коричневого цвета, а так же три способа получения этого цвета: 
А Зелёный смешать с красным 
Б Чёрный цвет смешать с красным 
В Синий смешать с оранжевым 
Под руководством воспитателя дети на своих палитрах, путём смешивания красок, находят необходимые оттенки коричневого цвета 
На подготовленном рисунке ученики размечают полоски изображающие брёвнышки и раскрашивают их различными оттенками коричневого 
В завершении урока воспитатель вместе с детьми рассматривает работы и отмечает похвалой те рисунки, которые аккуратно выполнены или содержат разнообразное кол-во найденных оттенков.

3 часть 
Воспитатель предлагает детям украсить полученный рисунок деталями: окнами, воротами, травой, дорожками, солнышком и т.п. Обратить внимание детей на изображение травы и деревьев, напомнив им о разнообразии зелёного цвета. 
Самостоятельная работа дошкольников 
Подведение итогов всей работы 
Лучшие работы развешиваются в группе или в рекреации, как выставка. Можно предложить детям поиграть в игру «кто больше найдёт оттенков того или иного цвета» в группе или на улице. Это поможет детям закрепить свои знания, а учителю подскажет, как дети внимательны к окружающему их миру

«Смешай цвета»

Дан цвет (предмет определенного цвета, какие 2-3 цвета следует смешать, чтобы получить заданный. Дети подбирают соответствующие кружочки.

  • Цель.

Формировать знания по цветоведению: названия цветов, какие цвета нужно смешать, чтобы получить нужный.

  • Материал.

Карточки, на которых нарисован предмет определенного цвета и 2-3 пустых круга; разноцветные круги, совпадающие по диаметру с нарисованными на карточке.

  • Задание.

Дан цвет (предмет определенного цвета, какие 2-3 цвета следует смешать, чтобы получить заданный. Дети подбирают соответствующие кружочки.

 

 

Приложение 10

Консультация на тему:

  • «Формирование цветовосприятия и цветоразличия 
    у детей дошкольного возраста»

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета – красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В три года дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Некоторые испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют, они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными, вместо оранжевого – красный, желтый; вместо фиолетового – голубой, синий и т. п. ; причем перенос этот не является стойким. Четырехлетние малыши часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.

Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «Мыслит формами, красками, звуками, ощущения вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотичные цветовые и световые эффекты, так как психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы.

Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.

Таким образом, путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия окружающего мира, к единстве со словом, его обозначающим.

Развитием цветоразличения и цветовосприятия у детей должны заниматься воспитатели и родители. Следует уделять внимание воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений окружающих предметов.

При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый – трава, елочка; желтый – солнышко, цыпленок; синий – море и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное – использование естественных форм.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами – цвет обязательно нужно увидеть. Вначале, при определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок може увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе работы можно рекомендовать задания типа : «Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. д.

Когда ребенок научится определять сходство и различие цветом при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу – к настоящему восприятию цвета, а затем и называнию цветов. На этом этапе можно порекомендовать игры в книге цветом Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».

В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветолечении дошли нашего времени из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводя научные исследования, и применяют на практике.

Знания по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию зрительного и слухового внимания.

Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «посинеть», «позеленеть» и т. п. Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что и является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителям.

Музыкальные произведения способствуют релаксации (расслаблению)

Рекомендованная литература:

  1. «Давайте поиграем» А. А. Столяр, изд. Просвещение, 1991 г.
  2. «Домашняя школа мышления», изд. Знание, 1982 г.
  3. «Тайны здоровья ребенка» Т. Г. Глушанюк, Л. Н. Волкова, изд. Интерспект, 1994 г.

Приложение 11

Консультация

По развитию цветовосприятия детьми седьмого года жизни

Учимся различать цвета

и запоминать их названия 

 

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, - это цвет. Знакомство ребенка с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятием «нравится – не нравится», «красиво-не красиво».

Цвет -  одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передавать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении.

Для каждой возрастной группы определены задачи ознакомления детей с цветом предметов, явлений окружающей жизни, освоением ими умения видеть, различать, называть цвета и использовать их при создании изображения в творческой деятельности.

Порой нелегко научить детей различать цвета и запоминать названия. Одном из вариантов закрепления цвета может быть знакомство детей с стихами. Дети обращают внимание на ироничный характер, воспринимают с юмором – и, сами того не ведая, учатся правильно называть цвета. 

Жили на свете желтые дети,

А рядом с ними дети синие.

И, конечно, дети красные.

Все дети были разные.

Мамы и папы

У них были непохожие.

Вот в какой стране

Раз посчастливилось мне

Целый месяц пожить

И королевой побыть.

Страна была не простая

Обычная, а цветная!

Вот зеленая мама.

Очень важная дама.

А рядом синий сын.

Он у мамы один.

И дочка тоже одна,

Желтая вся она.

Вот оранжевый папа.

У папы такая же шляпа.

Ведет озорных сынков-

Двух неразлучных дружков.

Два веселых брата-

«Красный и желтый, ребята».

Вот фиолетовый дед.

Во фрак и цилиндр одет.

А рядом малютки- внучки.

Держат друг друга за ручки.

У синей – синий цветок.

У красной – красный платок

Цветная страна, цветная.

В мире одна такая.

Придумана, создана мною.

Горжусь я страною.

Живут в ней люди цветные:

Веселые, грустные, злые,

Серьезные и озорные.

Учусь ими я управлять,

И смешивать, и узнавать.

Картины учусь я рисовать.

 

 

Приложение12

Консультация

Цвет и его особенности 

 

Изобразительное творчество – это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Главное – это создание пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги. Через творчество ребенок адаптируется, «примерят» себя к окружающему мир. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые спонтанно проявляются в символической, значимой для ребенка и, возможно, необычной для остальных форме.

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, - это цвет. Знакомство ребенка с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятием «нравится – не нравится», «красиво-не красиво».

Цвет -  одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передавать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении.

Информация о работе Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества