Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 18:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является – Выявление эффективных педагогических условий, при которых сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить сущность проблемы использования сказки как средства нравственного воспитания в психолого-педагогической, научной и методической литературе.
2. Обосновать условия формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
3. Провести диагностику сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
4. Экспериментально доказать необходимость использования сказки, как средства формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение. 3 - 7
Глава I . Теоретические основы формирования 8 -- 53
нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста.
I. 1. Сущность и особенности формирования нравственных 8 -19
представлений детей старшего дошкольного возраста.
I . 2. Сказка как средство формирования нравственных 20 - 41
представлений детей старшего дошкольного возраста.
I.3. Создание условий по формированию нравственных 42 - 53
представлений старших дошкольников в педагогическом
процессе детских образовательных учреждений.
Глава II. Организация опытно - экспериментальной 54 -97
работы , направленной на формирование нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста
средствами сказок.
II.1. Выявление уровня сформированности нравственных 54 - 67
представлений детей старшего дошкольного возраста.
II.2. Использование сказки для формирования нравственных 68 - 84
представлений детей старшего дошкольного возраста.
II.3. Сравнительный анализ сформированности нравственных 85 - 95
представлений старших дошкольников средствами сказок.
Заключение. 96 - 97
Литература. 98 - 100

Вложенные файлы: 1 файл

Изменённый диплом Светы.doc

— 4.68 Мб (Скачать файл)

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

 

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единственный механизм, и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Вторая  группа задач нравственного воспитания отражает потребность общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами.

Первая группа задач носит постоянный характер, а вторая группа - подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

Нравственное  воспитание осуществляется с помощью  определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

Художественная  литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к. способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных

 

 

 

 

явлений. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при

соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств поведения. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство — деятельность как таковая - необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место  в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирования определенных нравственных качеств.

Выбор средств  воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств. У детей старшего дошкольного возраста происходит постепенное осознание нравственных ценностей. В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее полноценная работа по формированию гуманного отношения к окружающим. В этом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.

 

Для формирования нравственных представлений воспитатель организует

этические беседы с детьми - индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально. К каждой этической беседе предъявляются единые требования: опора на жизненный опыт детей, соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту, конкретность обсуждаемой ситуации, наличие ситуаций выбора и противоречий, связь с последующей деятельностью и практикой поведения, соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы, не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, учить делать их самостоятельно.

В процессе работы с художественной литературой педагогу необходимо развивать у детей абстрактно-логическое мышление. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют абстрактными понятиями. Наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию, и потому они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей развивается сначала в простейших формах отвлеченное мышление, т.е. мышление в форме абстрактных понятий. Мышление выступает здесь не только в виде практических действий и не только в виде наглядных образов (восприятий и  представлений),  а прежде всего в форме  отвлеченных понятий и рассуждений.

Эта неразрывная связь мыслительной деятельности с наглядно-чувственным

опытом имеет еще большее значение в ходе формирования понятий у дошкольников. Наглядность играет важную роль в процессе развития

понятий у дошкольников. Для развития мысли ребенка легче оперировать с

наглядным, чувственно-конкретным материалом. Например, многие старинные устаревшие понятия: «бадья», «зипун», «ухват» гораздо прочнее усваивают на основе соответствующих наглядных изображений, картин, рисунков, иллюстраций из художественной литературы, но с другой стороны не всякая

 

наглядность и не при любых условиях создает благоприятные предпосылки для формирования отвлеченного мышления у дошкольников. Чрезмерное количество ярких, конкретно-чувственных деталей в иллюстрациях может отвлекать внимание от основных, существенных свойств познаваемого объекта.

Поэтому в  каждом отдельном случае использования  тех или иных наглядных пособий, иллюстраций, рисунков необходимо сохранять определенное соотношение между их чувственно-конкретными и абстрактными компонентами.

Таким образом, развитие отвлеченного мышления у дошкольников в ходе

усвоения  понятий вовсе не означает, что их наглядно-образное мышление перестает развиваться. Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его обратным влиянием.

        Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания детей позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые необходимо использовать при формировании нравственных представлений дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.2. Сказка как средство формирования нравственных                  представлений дошкольников.

 

Известно, что сказка – древнейший жанр народного творчества.

Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в  торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.

За сказочной фантастикой  всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта.

Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.

С древнейших времён русские  народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Мы встречаем их в  программе, дети знакомятся со сказками о животных, им рассказывают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев», «Два мороза», «Каша из топора», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», а также литературные сказки В.Ф Одоевского «Мороз Иванович», С. Аксакова «Аленький цветочек» и другие авторские сказки В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе», В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее» и другие.

Сказка имеет большое  познавательное и воспитательное значение, особенно глубокое воздействие, имеют  сказки на дошкольников.

В них дети впервые  знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями,

 

 

 

которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.

Можно сделать вывод, что сказка -  неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания детей.

За фантастичностью  сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинный мир народной жизни.

И чтобы все это  дошло до сознания ребенка, педагогу необходимы глубокие знания методики работы над сказкой. Таким образом, тема является актуальной.

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора.

Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью и вымыслом скрываются реальные взаимоотношения людей, что отметил А.М. Горький: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху,  - об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его – Икаре, а также сказка о «ковре-самолете».( 17. 19.)

Фантастические идеалы придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.

В сказках каждого  народа общечеловеческие темы и идеи получают своеобразное воплощение.

В русских народных сказках  раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд на вещи, русский ум, передана специфика русского языка – все то, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой.

Идейная направленность русских классических сказок проявляется  в отражении борьбы народа за лучшее будущее. Передавая из поколения в поколение мечту о свободной жизни и свободном творческом труде, сказка жила ею. Вот почему она и воспринималась до недавнего времени как живое

 

искусство народа. Сохраняя элементы прошлого, сказка не потеряла связи с социальной действительностью.

Сказка – понятие  обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести  то или иное устное прозаическое произведение к сказкам.

Принадлежность к эпическому роду выдвигает такой ее признак, как повествовательность сюжета.

Сказка обязательно  занимательна, необычна, с отчетливо  выраженной идеей торжества добра  над злом, кривды над правдой, жизни  над смертью; Все события в  ней доведены до конца, незавершенность  и незаконченность не свойственны  сказочному сюжету.

Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку «с потребностями коллектива». В русских сказках, которые бытуют сейчас доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла.

При определении характера «сказочный вымысел» принципиальный характер приобретает вопрос о специфике отражения сказкой действительности.

Сказка восходит к  действительности породившей ее эпохи, отражает события той эпохи, в  которой она бытует, но это не прямой перенос в сказочный сюжет реальных фактов.

В сказочном образе действительности переплетаются взаимоисключающие  понятия, соответствия и несоответствия действительности, что и составляет особую сказочную реальность.

Воспитательная  функция сказки – один из ее жанровых признаков.

Сказочный дидактизм  пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного.

 

 

 

 

Всегда торжествует  нравственная и социальная правда –  вот дидактический вывод, который  сказка наглядно иллюстрирует.

Как явление фольклора, сказка сохраняет все фольклорные  признаки: коллективность, устность бытования  и коллективного характера сказочного творчества, является варьированием  сказочного текста. Каждый рассказчик сообщает, как правило, новый вариант сюжета.

В вариантах совпадает  идея, общая схема сюжета, повторяющиеся  общие мотивы, но в частностях они  не совмещаются.

Идейно-художественная ценность варианта зависит от многих причин: от знания сказочных традиций, от личного  опыта и особенностей психологического склада рассказчика, от степени его одаренности.

Жизнь сказки – непрерывный  творческий процесс. В каждую новую  эпоху происходит частичное или  полное обновление сказочного сюжета. Когда оно касается перестановки идейных акцентов, возникает новая сказочная версия. Эта особенность сказки требует внимательного изучения каждого сказочного текста.

В сказке есть величины постоянные, сложившиеся в результате ее традиционности, и переменные – возникшие в  результате бесконечных пересказов.

Если судить по записям русских сказок XVIII – XX вв., постоянными величинами являются идейная направленность сказки, ее композиция, функция действующих лиц, общие места, переменными – величины, связанные с индивидуальностью исполнителя. Один и тот же сюжет, услышанный от разных рассказчиков, будет восприниматься как новая сказка.

Информация о работе Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников