Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 18:06, дипломная работа
Целью нашего исследования является – Выявление эффективных педагогических условий, при которых сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить сущность проблемы использования сказки как средства нравственного воспитания в психолого-педагогической, научной и методической литературе.
2. Обосновать условия формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
3. Провести диагностику сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
4. Экспериментально доказать необходимость использования сказки, как средства формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Введение. 3 - 7
Глава I . Теоретические основы формирования 8 -- 53
нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста.
I. 1. Сущность и особенности формирования нравственных 8 -19
представлений детей старшего дошкольного возраста.
I . 2. Сказка как средство формирования нравственных 20 - 41
представлений детей старшего дошкольного возраста.
I.3. Создание условий по формированию нравственных 42 - 53
представлений старших дошкольников в педагогическом
процессе детских образовательных учреждений.
Глава II. Организация опытно - экспериментальной 54 -97
работы , направленной на формирование нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста
средствами сказок.
II.1. Выявление уровня сформированности нравственных 54 - 67
представлений детей старшего дошкольного возраста.
II.2. Использование сказки для формирования нравственных 68 - 84
представлений детей старшего дошкольного возраста.
II.3. Сравнительный анализ сформированности нравственных 85 - 95
представлений старших дошкольников средствами сказок.
Заключение. 96 - 97
Литература. 98 - 100
Таким образом считает Б. Бетельхейм сказка прививает добро формирует навыки эмпатии а не только поддерживает его в ребенке.
Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы,
эстетические идеалы.
Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.
Воспитательное влияние народной сказки всегда признавалось русской педагогикой. К.Д. Ушинский дал такую оценку устному народному творчеству: «Я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».( 65. 12.)
К.Д. Ушинский первым ввел фольклор в учебную книгу для классного чтения. В его «Родном слове» помещены сказки, загадки, пословицы. Большое внимание уделял фольклору Л.Н. Толстой в первый период своей педагогической деятельности. Он отмечал исключительный интерес детей к народным произведениям. В журнале «Ясная поляна» помещались сказки, поговорки, загадки.
В советской педагогике изучением вопроса об использовании произведений устного народного творчества в воспитании детей занимались многие исследователи. Неоднократно подчеркивала педагогическую ценность сказок Е.А. Флерина.( 31. 106)
А.П. Усова в книге «Русское народное творчество в детском саду» характеризует народные песни, игры, сказки, потешки с точки зрения их значения в воспитании у ребенка моральных чувств. (66)
В.М. Федяевская уделяла большое внимание народным сказкам, потешкам, прибауткам как средству воздействия на детей раннего возраста.
Имеются исследования (М.М. Кониной, О.И. Соловьевой, Е.Ф. Луниной и др.), освещающие положительную роль художественной литературы, а также и народной сказки в нравственном воспитании детей.(31. 112.)
Интерес исследователей
и методистов к данной проблеме
закономерен. Искусство художественного
слова широко используется в
целях нравственного воспитания: оно учит
различать хорошее и плохое во
взаимоотношениях людей, в их поведении,
пользуясь при этом не
назидательными поучениями, а убедительными,
эмоционально
воздействующими средствами. Яркие, полнокровные образы
произведений художественной литературы и устного народного
творчества, запечатлеваясь в сознании читателя, оказывают на него сильное воспитательное воздействие.
Интересный материал в этом отношении имеется в статье В.А. Флерова «Впечатления детства и их значение в формировании личности по автобиографиям Л.Н. Толстого и Н.И. Пирогова» (издание автора 1913 г.).
( 21.№ 4.1988. 23.)
Анализируя биографии Л.Н. Толстого и Н.И. Пирогова, автор отмечает, что различные стороны личности того и другого зародились в самом раннем детстве, развиваясь и качественно изменяясь во всей последующей жизни. Чувство долга, чести, правдивость, нравственная чистота - все это было воспринято ими из той среды, которая окружала их в детстве.(21.23.)
По мнению Г.С. Виноградова, появление сказок «вызвано к жизни педагогическими надобностями», они раскрывают в известной степени содержание и направленность народной педагогики. (16.45.)
В народной среде рассказывание сказок - прекрасно разработанный и широко используемый метод нравственного воспитания. О воспитательном значении произведений фольклора говорил A.M. Горький в статье «О сказках». Анализируя свои детские впечатления, он пишет: «Я думаю, что уже тогда сказки няньки и песни бабушки внушили мне смутную уверенность, что есть кто-то, кто хорошо видел и видит все глупое, злое, смешное, кто-то чужой богам, чертям, царям, попам, кто-то очень умный и смелый». Заканчивая свои воспоминания, он еще раз возвращается к той же мысли: «Что же мне дали песни и сказки? Я уже упомянул, что за песнями да сказками мною чувствовалось какое-то сказочное существо, творящее все сказки и песни. Оно как будто и не сильное, но умное, зоркое, смелое, упрямое, все и всех побеждающее своим упрямством. Я говорю «существо», потому что герои сказок, переходя из одной в другую, повторяясь, слагались мною в одно лицо, в одну фигуру».( 17.67.)
М.А.Горький рассказывает, как под влиянием русских народных сказок, воплотивших в себе народную мудрость в его детском сознании складывались обобщенные представления о справедливости, о добре и зле, о прекрасном и безобразном.(17.70.)
В педагогике в разное время шли споры о положительном и отрицательном влиянии сказки на воспитание детей. В 40-60-е годы XIX века - период реалистических запросов, бурного развития естественных наук - некоторые общественные деятели и педагоги выступали против использования сказок в воспитании. Они считали, что сказки уводят детей от правильного понимания явлений природы, развивают у них мечтательность, рассеянность, в то время как нужно вооружать их знаниями о мире, научить действовать.
В.Г. Белинский,
признавая высокую
В 20-е годы в советской педагогике высказывалось мнение об отрицательном влиянии сказки на нравственное воспитание детей. Появились утверждения, что сказки дают детям ложные представления о людях, явлениях природы, возбуждают нездоровую фантазию, уводят от современной действительности. Широко применяемые в сказках художественные приемы будто бы мешают формированию у детей материалистического мировоззрения. Подвергалась сомнению и воспитательная роль сказок. Прогрессивная педагогическая общественность отстаивала воспитательную роль сказок.
К. Чуковский в статье «Борьба за сказку» со свойственной ему страстностью полемизирует с противниками сказки. Он говорит, что «ребенок, лишенный сказки, сам создает сказочные, фантастические образы в своих играх, разговорах, что следует использовать тяготение детей к
сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, веками испытанных художественных образов.» ( 21. № 4 1988. 25.)
Народные художники, создававшие сказки для детей, с удивительным педагогическим тактом умели учитывать запросы и особенности маленьких слушателей. Художественные приемы народной сказки рассчитаны на детскую аудиторию. Они вызывают интерес детей к сказкам, помогают осмыслить их идейное содержание.
Сказки отличаются лаконичностью изложения. С первых же слов сказка вводит слушателей в ход событий и тем самым заставляет их сосредоточиться, слушать внимательно. Народная сказка отвечает потребностям ребенка, ее основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности» - путем развертывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся выразителями идеи, представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта определенность достигается тем, что герой сказки, как правило, отличается ярко выраженной чертой характера - добротой, трусостью, смелостью - и выявляет эту черту в полной мере. Все его поступки, поведение подчинены характеризующей его особенности.
Ясная, несложная характеристика положительных и отрицательных героев помогает детям разобраться в сущности происходящего между ними конфликта, определить свое отношение к ним, дать правильную оценку их поведению. Это содействует пониманию идеи сказки, того, чему она учит своих слушателей.
Советский психолог Л.С. Выготский писал, что «психология детского возраста отметила важный для деятельности воображения момент, который назван законом реального чувства в деятельности фантазии. Сущность его проста, в его основе лежит практическое наблюдение. С деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств».( 15. 32.)
Сказки являются
для ребенка неисчерпаемым
фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.
Теплов Б.М.
в статье «Психологические вопросы
художественного воспитания»
Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться. Необходимым условием такого отношения к изображаемому является правильное его понимание, умение разобраться в ситуации, выделить поступки героев, их причины и следствие. Поэтому взрослые, обращая главное внимание на развитие чувств ребенка, при чтении сказок должны не забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям. Только полностью уверенный в том, что малыш, верно, понимает изображаемые явления, воспитатель может ожидать от него соответствующих оценок и чувств.
Как маленький ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти? Конечно, из произведений искусства, и особенно из сказок, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей, наполняющих смыслом жизнь взрослых людей. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания происходит тоже благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.
Известный советский композитор Д.Б. Кабалевский так говорит о значении сказок для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».
Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи явлений, доступных пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы - все это делает народную сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно в роли зрителя или слушателя. Им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Есть дети, которые, слушая сказку, застывают в напряженной позе - не шевелясь и как бы не дыша. Их захваченность событиями не проявляется явно. Однако они переживают их, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально-подвижные и открытые дети. Таких детей надо уметь отличать от равнодушных, безразличных. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков
восхищения у него в глазах пренебрежение - это значит что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.
Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого
сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоционально-нравственное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям ребенка. Это - источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности.
Информация о работе Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников