Социально-педагогическая работа с многодетными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 22:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: рассмотреть социально – педагогический феномен многодетной семьи и на этой основе раскрыть методические основы социально – педагогической работы с данной категорией семей в условиях общеобразовательного учреждения. С учетом объекта, предмета и цели дипломной работы поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска;
2) рассмотреть социально – педагогические проблемы многодетных семей;
3) охарактеризовать направления социально – педагогической работы с многодетными семьями;
4) значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями;
5) раскрыть цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения;
6) Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ………………………………………...6
1.1 Сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска…….6
1.2 Социально – педагогические проблемы многодетных семей….........16
1.3 Направления социально – педагогической работы с многодетными семьями………………………………………………………………………...24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……….36
2.1 Значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями…….…………...............36
2.2 Цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения………………………………40
2.3 Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области …45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Опросник Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)»………………………………………..63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Социально – воспитательные дела»…………………90

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 178.36 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Многодетная семья как социально – педагогический феномен ………………………………………...6

    1. Сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска…….6
    2. Социально – педагогические проблемы многодетных семей….........16
    3. Направления социально – педагогической работы с многодетными семьями………………………………………………………………………...24

ГЛАВА 2. методические основы социально – педагогической работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения……….36

2.1 Значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями…….…………...............36

2.2 Цели, направления и  методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения………………………………40

2.3 Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области …45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..57

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»………………………..61

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Опросник Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)»………………………………………..63

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Социально – воспитательные дела»…………………90

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Семья является одним из старейших и важнейших социальных институтов общества, влияющих на формирование и развитие личности. Огромный диапазон и уникальность средств влияния семьи делают ее мощным, незаменимым средством социализации личности.

В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают проблемы, связанные с многодетной семьей.

Многодетная семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования.

Многодетная семья в современных условиях не всегда находит выход из сложных жизненных ситуаций. Кроме того, отмечается негативное, и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям.

Положением многодетных семей, их проблемы в современных условиях изучали многие исследователи. Сущность понятия многодетной семьи раскрывается в исследованиях Ю.В. Васильковой, Т.А. Куликовой, М.А. Галагузовой и др. Характеристика социально – педагогических проблем многодетной семьи отражены в исследованиях Г.С.Курагина, Т.С.Зубковой  и др.

Специфике работы с многодетной семьей посвящены работы М.А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева, Л.Я. Олифиренко и др.

Вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы дипламной работы: «Социально-педагогическая работа с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения».

Объект исследования – социально–педагогическая работа с семьями.

Предмет исследования – социально-педагогическая работа с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения.

Цель данной дипломной работы: рассмотреть социально – педагогический феномен многодетной семьи и на этой основе раскрыть методические основы социально – педагогической работы с данной категорией семей в условиях общеобразовательного учреждения.

С учетом объекта, предмета и цели дипломной работы поставлены следующие задачи:

  1. раскрыть сущность и типы многодетных семей, как семей группы риска;
  2. рассмотреть социально – педагогические проблемы многодетных семей;
  3. охарактеризовать направления социально – педагогической работы с многодетными семьями;
  4. значение общеобразовательного учреждения в системе социально – педагогической работы с многодетными семьями;
  5. раскрыть цели, направления и методики работы с многодетными семьями в условиях общеобразовательного учреждения;
  6. Опыт социально – педагогической работы с многодетными семьями в МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретический (изучение и анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме);

- эмпирический (наблюдение, анкетирование  учащихся и их родителей, тестирование, беседа, анализ документации МОУ «СОШ с. Кирово» Краснокутского района Саратовской области, обобщение передового социально-педагогического опыта).

Данная дипломная работа (90 страниц) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (42) и приложений (3).

 

ГЛАВА 1. Многодетная семья как социально – педагогический феномен

1.1 СУЩНОСТЬ  И ТИПЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ, КАК СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА

 

В современной социально-педагогической литературе существует огромное количество определений понятия семья.

В.В. Давыдов дает определение семьи, как основанной на браке или кровном родстве малой социальной группы, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [29, с. 319].

Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова дают следующее определение семьи: «Семья – созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет родственников, как живых, так и мертвых, близких и дальних, известных и неизвестных» [10, с. 271].

Юридическое определение семьи можно обнаружить в работах Л.В.Мардахаева: «Семья – это объединение чаще всего совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью» [30, с. 209].

Наиболее распространено среди исследователей определение семьи, данное А.Г.Харчевым:

«Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными, или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [38, с.15].

Н.В. Клюева определяет семью, как «малую (первичную) группу, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост. [27, с.57].

Специфика социализации в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.

Социализирующий потенциал семьи как указывает Т. А. Куликова [18, с. 97], составляет комплекс факторов и условий, определяющих ее возможности. В качестве компонентов социализирующего потенциала семьи можно выделить: численность и структуру семьи, нравственно-психологическую атмосферу, характер внутрисемейного общения, жизненный и профессиональный опыт родителей, уровень их образованности и культуры, распределение обязанностей в семье, материальные и бытовые условия семьи, организация семейного досуга, наличие семейных традиций и взаимосвязь семьи со школой и другими социальными институтами.

Семья как институт социализации необходимо, в силу ряда причин [18, с.10]:

  • семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т. к. здесь присутствует родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие детей к родителям);
  • ребенок, особенно в раннем возрасте, более предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию;
  • представляя собой малую группу, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта;
  • семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовывать их.

Семья выполняет множество важнейших функций. Причем, говоря о функциях семьи, необходимо отметить, что речь идет о социальных результатах жизнедеятельности большинства семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института. А.Г. Харчев подчеркивает, что это – функции общества, закрепленные за специализированными на их выполнение институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных [38, с. 45].

А.Г. Харчев выделяет следующие основные функции семьи [38, с.47]:

Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

Следующая – коммуникативная функция семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил.

Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с многодетными семьями