Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:25, курсовая работа
Модернизация современного языкового образования в школе требует поиска эффективных путей активизации процесса обучения иностранному языку. В настоящее время стратегической целью является формирование у школьника совокупности способностей к иноязычному общению на межкультурном уровне, то есть к адекватному взаимодействию с представителями других культур. В связи с этим, в центре обчения должен находиться субъект, личность, овладевающая содержанием обучения, речевой деятельностью и речевым поведением, характерным для носителя языка (конечно, в школьных условиях, в ограниченных пределах). Цель данного исследования — разработать эффективную методику обучения говорению общеобразовательной школы.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы говорения на английском языке в школах.
1.1 Проблема говорения на английском языке в литературе прошлого века.
1.2 Структура говорения как вида речевой деятельности.
Глава 2. "Специфика обучения говорению на английскоя языке в средних школах".
2.1 Активные формы обучения говореню на занятиях в школе.
2.2 Модель обучения диалогической и монологической речи.
2.3 Обучение говорению на основе публицистических текстов.
2.4 Лабораторные формы обучения связной речи.
2.5 Ситуативные формы работы по обучению говорению на английском языке.
2.6 Интерактивные формы организации речевой деятельности:
2.7 Интервью, радиопередача «Новости дня», «Пресс-конференция».
2.8 Работа со стихотворениями на занятиях в школе.
2.9 Прием «Storytelling»
Заключение
Список литературы
Приложение
Костанайский государственный педагогический институт
Педагогический факультет
з/у СПО
Кафедра иностранных языков
Брехова Вероника Валерьевна
Курсовая работа
"Специфика обученя говорению на английском языке
в средней школе"
Костанай. 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы говорения на английском языке в школах.
1.1 Проблема говорения на английском языке в литературе прошлого века.
1.2 Структура говорения как вида речевой деятельности.
Глава 2. "Специфика обучения говорению на английскоя языке в средних школах".
2.1 Активные формы обучения
2.2 Модель обучения диалогической и монологической речи.
2.3 Обучение говорению на основе
публицистических текстов.
2.4 Лабораторные формы обучения связной речи.
2.5 Ситуативные формы работы
по обучению говорению на
2.6 Интерактивные формы
2.7 Интервью, радиопередача «Новости дня», «Пресс-конференция».
2.8 Работа со стихотворениями на занятиях в школе.
2.9 Прием «Storytelling»
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация современного
языкового образования в школе
требует поиска эффективных путей
активизации процесса обучения иностранному
языку. В настоящее время стратегическ
Для того, чтобы прцесс обучения иностранному языку был эффективным, его следует активизировать, то есть сделать более активным того, кто учит и того, кто учится.
Термин «активизация» можно интерпретировать с разных сторон:
Психологические, дидиактические, лингводидактические, психолингвистические стороны активизации обучения изучались многими учеными: А.А.Алхазшвили, Л.П.Аристовой, А.А.Вербицким, Л.Ш.Гегечкори, И.А.Зимней, Г.А.Китайгородовой, Г.И.Щукиной, исследовавшими возможности активизации различных систем обучения разновозрастной аудитории различным предметам, в том числе иностранному языку.
Нас интересуют школьники средней ступени, поскольку этот возраст характеризуется кризисным этапом в развитии ребенка (падением интереса к учебе и расширению знаний, дифференцированным отношением к изучению учебных предметов и т.д.) и требует особого внимания к процессу развития в нем активной, интеллектуальной, творческой личности.
Результаты проведенного анкетирования
учителей английского языка,
организационного характера: недостаток учебного времени, необходимого для формирования диалогических и монологических умений в говорении;
профессионального характера: неумение учителей отбирать о организовывать языковой и речевой материал, эффективные приемы, средства, формы обучения говореню, необходимые для конкретных условий обучения в общеобразовательной школе;
учебного характера: недостаточная активность, самостоятельность, внимание, интерес, целеустремленность учащихся, психологический барьер.
Опираясь на мнение ученых, занимающихся исследованием вопросов формирования иноязычных речевых навыков и умений, мнение учителей и учащихся общеобразовательной школы, мы считаем, что необходимо изучить проблемы активизации иноязычной учебно-речевой деятельности учащихся и создания условий для реальной межкультурной коммуникации.
Таким образом, актуальность темы определяется:
низким уровнем владения учащимися
общуобразовательной школы
значением активизации (в широком смысле слова) процесса обучения говорению школьников в условиях модернизации языкового образования;
возможность в результате активизации процесса обучения развивать познавательную, учебно-речевую, речемыслительную, амостоятельную деятельности учащихся средствами английского языка.
Объектом исследования данной работы является процесс обучения говорению на английском языке учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования — методическая модель активизации процесса обучения говорению на английском языке
Цель данного исследования —
разработать эффективную
В соответствии с поставленной целью гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: эффективность обучения учащихся говорению на английском языке возможна в случае:
активизации обучающей деятельности учителя за счет использования кейсового метода как организации учебного материала, позволяющего учителю освоить мотивационный, процессуальный, результативный и рефлексивный аспекты содержания профессиональной подготовки, так и для освоения приемов управления обучением учащихся диалогической и монологической речи;
активизации учебно-речевой деятельности за счет использования кейсового метода как для организации учебного материала, позволяющего учащимся освоить мотивационный, процессуальный, результативный, рефлексивный аспекты содержания обучения диалогической и монологической речи, так и для овладенияспособами пробретения системных языковых знаний, речевых навыков и умений.
В связи с выдвиннутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность активизации процесса обучения говорению
определить пути активизации процесса обучения говорению
создать методическуюсистему обучающих активных методов-приемов обучения, которые св сочетании с содержанием профессиональной подготовки учителя иностранного языка и содержанием обучения говорению учащихся общеобразовательной школы составят модель обучения;
разработать принципы активизации процесса обучения говорению: принципы активизации обучающей деятельности учителя и принципы активизации учебно-речевой деятельности;
подготовить материалы для
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
изучение и анализ литературы в
области методики, дидактики,
психологии, психолингвистики
по проблеме исследования;
анализ методических пособий для обучения будущих учителей
иностранного языка и учебнх пособий для обучения учащихся общеобразовательной школы диалогической и монологической речи;
беседы с учителями и
изучение опыта работы учителей общеобразовательной школы в решении проблем активизации обучения учащихся;
методический эксперимент (констатирующий, разведывательный, обучающий).
Проблема говорения на английском языке в литературе прошлого века
Проблема обучения говорению на английском языке существует очень давно. В СССР уделялось недостаточно вниамния к проблемам и особенностям изучения иностранного языка, более того, в большинстве школ английский язык начинает изучаться с 5 класса. Проблема обучения диалогической и мнологической речи изучалась многими учеными, такими как: А.А.Алхазшвили, Л.П.Аристовой, А.А.Вербицким, Л.Ш.Гегечкори, И.А.Зимней, Г.А.Китайгородовой, Г.И.Щукиной и другими. Учеными изучались психологические, дидактические, психолингвистические стороны обучения говорению.
При обучении детей иностранному языку необходимо помнить, что «психолого-педагогическая концепия, на которой строилось обучение иностранным языкм в разных странах, основывалась на существовавшей до недавнего времени теории усвоения ребенком языка. Согласно этой теории ребенок овладевает языком в результате подражания речи взрослых, имитативным путем без целенаправленного обуения. Иными словами, никто не расчленяет для ребенка поток речи на единицы усвоения, не дозирует речевые образцы, не выстраивает их в определенную последовательность, не объясняет правил грамматики — и, тем не менее, нормально овладеает этой сложнейшей грамматикой, что строит самостоятельные высказывания, успешно решая коммуникативные задачи» [1]
Результатами исследования и анализ существующей практики обучения позволяет выдвинуть новые требования к построению обучения дилогической и монологической речи. Еще в 1985г. на международном семинаре ЮНЕСКО-МАПРЯЛ по данной проблеме специалисты из различных стран были едины в подходе к этим требованиям: язык должен усваиваться ребенком осознанно; дети должны овладевать иностранным языком ка средством общения, и все компоненты обучения (отбор и подача языкового материала, содержание действий по его реализации) необходимо подчинить коммуникативной цели.
Проведенный
Е.И. Негиевицкой психолого-
глобальной подачи языкового материала;
отсутствие целенапрвленного и управляемого формирования системы навыков и умений;
неосознанность детьми коммуникативных функций языковых единиц;
отсутствие условий для речемыслительной деятельности.
Структура говорения как вида речевой деятельности
Говорение, или экспрессивная речь — сложный многогранный прцесс, позволяющий осуществлять, вместе с аудированием, устное вербальное общение. Предметом говорения выступает мысль как отражение в сознании человека связей и отношений реального мира. Б.В. Беляев считает, что владеть иностранным языком значит владеть иными способами и средствами выражения мысли.
Рассмотрим говорение с точки зрения его структуры. В структуре говорения психологи выделяют мотивационно-побудительную часть. «Говорение возникает тогда, когда у людей появляется потребность что-то сказать друг другу. При обучении английскому языку уже на начальном этапе у детей есть (а если нет, то нужно формировать) потребность выразить мысль средствами изучаемого языка. Мотивом может быть побуждение собеседника к какому-либо речевому действию: что-то сообщить, ответить на вопрос т т.д., и неречевому действию: выполнить просьбу, что-то сделать, например, дать ручку, открыть дверь, стереть с доски и т.д. Целью в каждом из этих случаев является ожидаемый результат. В мотивационно-побудительной части создается тоько замысел высказывания, а именно: для чего, зачем и что сказать» [2]
Информация о работе Специфика обученя говорению на английском языке в средней школе