Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:19, курсовая работа
Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Стремление вести себя прилично уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что, как феномен человеческой культуры, оно существовало и до появления письменности. Это стремление естественно вытекает из условий совместной жизни людей, и ни одна общественная формация не обходилась без правил и норм общественного поведения. На современном этапе развития гуманитарных наук ученые единодушно сходятся во мнении о том, что вежливость является одним из тех социальных феноменов, посредством, которого межличностное взаимодействие регулируется таким образом, чтобы оно протекало ровно, успешно и бесконфликтно.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
2.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
2.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры
2.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Л.Н. Рукавчук пишет о том, что в основных толковых словарях современного русского языка лексема «вежливый» определяется следующим образом: «учтивый, соблюдающий приличие (в словах и поступках), проявляющий воспитанность»; «соблюдающий правила приличия; учтивый»; «соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый»; «соблюдающий правила приличия, учтивый».[22, с.23-27]
В данных дефинициях прослеживается четкая смысловая связь понятия «вежливости» с категориями приличного и неприличного, со знанием и соблюдением правил поведения, принятых в той или иной общественной среде. Основными компонентами смыслового понятия «являются» являются следующие:
соблюдение приличий;
положительное отношение к личности другого человека;
демонстрация данного отношения различными способами.
Вежливость предполагает и демонстрацию говорящим своего вежливого, доброжелательного отношения к адресату различными способами, в том числе и средствами языка.
В Большом толковом словаре русского языка категория «вежливый» толкуется несколько иначе: вежливый - «чуждый грубости, предупредительный, услужливый». В свою очередь понятие «грубый» - «не соблюдающий этики человеческих или профессиональных отношений; невежливый, неделикатный, неучтивый. Выражающий неуважение, пренебрежение к кому-л.; исполненный неучтивости, резкости». Таким образом, в содержательную структуру понятия «вежливый» помимо компонентов «соблюдение правил поведения», «учтивость» в данном словаре включаются компоненты:
деликатность;
уважение;
предупредительность;
услужливость;
мягкость в обхождении.
Данные компоненты смысла содержат указание на искреннее положительное отношение к личности другого человека (ср.: возможно «холодная учтивость», «простая учтивость», по невозможно «холодная, простая деликатность», «холодное, простое уважение».
Вежливость связана с этикетом, описанию которого традиционно уделяется большое внимание исследователей. Являясь понятием этическим, вежливость попадает в сферу интересов такой философской дисциплины, как этика, объектом изучения которой выступает мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, как один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Словарь по этике определяет вежливость как «моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. По мнению, А.К. Байдурина, вежливость - элементарное требование этикета, которое включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт». [3, с.12]
Однако эти два важных для коммуникации явления полностью не совпадают. Вежливость шире этикета. Этикет - это свод коммуникативных норм и правил. Вежливость - это система коммуникативных стратегий и тактик, используемых в реальном общении и нацеленных на бесконфликтную коммуникацию и взаимопонимание. Вежливость включает в себя все то, что способствует гармоничному, бесконфликтному общению, несмотря на тот факт, что какие-то из ее элементов могут не являться (на определенном этапе или в конкретной коммуникативной ситуации) нормой, закрепленной этикетом.
Взгляд на вежливость как на своеобразную систему стратегий представляется наиболее значимым в теории П. Браун и С. Левинсона, выделяющих два типа вежливости - позитивную (Positive Politeness) и негативную (Negative Politeness). Первая основана на сближении (approach-based), вторая - на дистанцировании (avoidance-based). Каждый из этих типов вежливости, как отмечалось, представляет собой систему коммуникативных стратегий, при помощи которых достигаются основные цели вежливого общения. [11, с. 44-47]
Позитивная и негативная вежливость раскрывают основной механизм человеческих взаимоотношений, основанный на противоположных действиях, совершаемых коммуникантами в процессе общения: сближении и отдалении. Вступая в контакт, и в дальнейшем поддерживая его, необходимо приблизить собеседника, сократить разделяющую дистанцию. Для этой цели используются стратегии позитивной вежливости. При этом нельзя приближаться слишком близко. Для демонстрации своего взаимного почтения, уважения независимости партнеры прибегают к стратегиям дистанцирования. Другими словами, вежливость представляет собой соблюдение баланса, равновесия между демонстрацией солидарности и дистантности отношений:
негативная вежливость -
подчеркивание права
позитивная вежливость - выражение уважения к потребности людей в том, чтобы их ценили и понимали. [11,с.53]
Обобщая вышесказанное, предлагаем
следующее определение понятия,
«вежливость», которое дает И.Н. Курочкина,
и в дальнейшем под вежливостью
будем понимать - моральное качество,
характеризующее поведение
Вежливость - элементарное требование культуры поведения; она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью вежливости являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.
Вежливость в основном
относится к внешней, формальной
стороне нравственно-
Основная цель вежливого поведения состоит в том, чтобы показать партнеру доброжелательное и уважительное отношение к нему. Достигается эта цель при помощи разнообразных стратегий, выбор которых зависит от многих факторов - ситуативных, психологических, социальных, культурных.
Имея эту теоретическую базу, мы можем перейти к рассмотрению особенностей формирования вежливости детей старшего дошкольного возраста.
Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
В данном параграфе будут рассмотрены вопросы, касающиеся содержания представлений о нравственных качествах, особенностей процесса формирования вежливости, а также основные психологические новообразования, на которые необходимо опираться при формировании вежливости и этапы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте.
Процесс воспитания вежливости играет важную роль в жизни детей старшего дошкольного возраста: помогает воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, вежливость в той или иной степени информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. [1, с.43-45]
Л.И. Божович рассматривает динамику и содержание представлений о нравственных качествах в дошкольном возрасте следующим образом [4, с.14-15]:
3-4 года. Складываются элементарные
представления о том, что «
4-5 лет. Развиваются
5-6 лет. Развиваются обобщенные
представления о правдивости,
справедливости и, смелости, скромности,
вежливости, трудолюбии, отзывчивости,
заботливости на конкретных
6-7 лет. Продолжают развиваться
обобщенные представления о
Таким образом, в старшем
дошкольном возрасте формирование нравственных
качеств личности и привычек культурного
поведения активно
В старшем дошкольном возрасте
расширяются возможности
В.С. Мухина отмечает, что именно в старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. [18, с.24; 19, с.51; 19, с.11]
Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника.
Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 6-7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дошкольники осваивают правила учебного поведения. [18, с.64]
Однако, по мнению И.Н. Курочкиной,
у детей старшего дошкольного
возраста наблюдается неустойчивость
поведения, отсутствие в ряде случаев
выдержки, неумение перенести известные
способы поведения в новые
условия. Отмечаются и большие индивидуальные
различия в уровне воспитанности
детей. Планомерное нравственное воспитание
позволяет закрепить
В процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста продолжают формировать моральные чувства и нравственные представления. [6, с.99]
Развитие чувства уважения
к старшим органически связано
с задачей воспитания культуры поведения
детей по отношению к окружающим.
Состав привычек культурного поведения
значительно обогащается: дети осваивают
правила поведения в
З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, а так же Б.В. Бушелева считают, что воспитание культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной. [5, с.13-14; 6, с.9]
И.М. Анисимова придерживается
точки зрения о том, что воспитание
организованного поведения
Одновременно в старших
группах продолжается воспитание самостоятельности,
которая должна стать отличительной
чертой поведения ребенка 6-7 лет. Внимание
педагога направляется на развитие инициативы,
самоорганизации и
Выделим особенности формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста:
Ближе к шести годам ребенок начинает применять нормы вежливости осознанно. Конечно, некоторые нормы закрепляются и раньше, но самое благотворное время для этого конец пятого года жизни - начало шестого.
Необходимо учитывать, то, что взрослому кажется легким и простым, может быть сложным и непонятным для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому требовать выполнения запомнить все нормы вежливого поведения в обществе нецелесообразно.
Дети дошкольного возраста
отличаются эмоциональностью и импульсивностью.
Эмоциональное состояние сильно
влияет на поведение, и для того,
чтобы заставить его что-то сделать,
необходима положительная мотивация.
В качестве «стимулятора» может
выступать заинтересованность, симпатия
к людям, удовольствие. Но эмоциональное
равновесие у детей крайне неустойчиво
и часто сменяется