Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности развития речи в норме и пато-логии у детей раннего возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности речевого развития детей раннего возраста.
3. Выявить специфику процесса усвоения родного языка у детей с отклонениями в развитии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 7
Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи в норме ..7
1.1. Основные этапы формирования речи ребенка 7
1.2. Особенности речевого развития у детей раннего возраста в норме 10
ГЛАВА 2 16
Особенности раннего выявления отклонений в развитии речи ребенка 16
ГЛАВА 3……………………………………………………………………………28
Методики для изучения речевого развития детей раннего возраста 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_2ogo_kursa_Tema_Narushenie_etapa_rechevo.docx

— 52.31 Кб (Скачать файл)

Время появления  первых слов у детей с нарушениями  развития речи не имеет резкого отличия  от нормы. Однако сроки, в течение  которых дети про-должают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте -2-3 лет, и в 4-6 лет. Первоначальный лексикон детей включает в себя:

- несколько  правильно произносимых слов  в 1-2 слога (состоящих из звуков  раннего онтогенеза речи);

- контурные  слова в 1-2 слога, редко в  3 слога;

- слова-звукоподражания;

- слова-фрагменты  названия предметов, животных;

Уже первые слова детей могут сигнализировать  о неблагополучном начале развития их речи: "ма" (вместо мама), "па" (вместо папа), "ба" (баба) или слово «мама» относят к отцу и другим лицам.

Независимо  от того, начал ли ребенок произносить  первые слова целиком или только отдельные части их, необходимо различать "без речевых" детей по уровням  понимания ими чужой речи. У  одних детей уровень понимания  речи (т.е. импрессивная речь) включает в себя довольно большой словарный запас и довольно тонкое понимание значений слов. О таком ребенке родители обычно говорят, что "он все-все понимает, вот только не говорит". Однако логопедическое обследование всегда выявит недостатки их импрессивной речи. Другие дети с трудом ориентируются в обращенном к ним словесном материале.

Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. Не исключено, что у отдельных детей с возрастом вырабатывается способность повторять за взрослым отдельные звуки (вплоть до звука р) при полной неспособности объединить их в самые легкие слова.

Интересной  особенностью аномальной детской речи в этот период ее развития является стремление ребенка к употреблению открытых слогов. Стремление "открыть  слог" ярче всего обнаруживает себя в добавлениях гласных звуков к концам слов в тех случаях, где  слово оканчивается на согласный. Ребенок  как бы достраивает слово: мяса –  мяч, котика – котик.

Укорочение  слова за счет опускания слогов или  одного слога является одним из характерных  симптомов, который сопутствует  детям с нарушением речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи этот дефект может  постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой для себя сложной звуко-слоговой и морфологической структурой слова: матаней – милиционер.

Первые слова  аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:

1) правильно  произносимые: мама, папа, дай, нет в т.п.;

2) слова-фрагменты,  т.е. такие, в которых сохранены  только части слова, например, мако – молоко;

3) слова-звукоподражания,  которыми ребенок обозначает  предметы, действия, ситуацию;

4) контурные  слова, или "абрисы", в которых  правильно воспроизводятся просодические  элементы — ударение в слове,  количество слогов;

5) слова,  которые совершенно не напоминают  слова родного языка или их  фрагменты.

Морфологически  не членимое использование слов —  основная законо-мерность ранних этапов дизонтогенеза речи. Наступает момент и в жизни детей с недоразвитием речи, когда они начинают связывать уже приобретенные и вновь приобретаемые слова друг с другом. Однако слова в словосочетаниях употребляются только в одной форме, так как словоизменение этим детям недоступно. Словосочетания включают в себя:

- единичные  правильно произносимые слова  из двух, реже трех, слогов (состоящих  из звуков раннего и среднего  онтогенеза речи);

- контурные  слова в 2-3 слога, реже в 4 слога;

- слова —  звукоподражания;

- слова —  фрагменты существительных;

- слова —  фрагменты глаголов (значительно  меньше, чем существительных);

- слова —  фрагменты прилагательных;

- слова —  фрагменты прочих частей речи;

- форма именительного  падежа на месте других падежных  форм (един-ственное число);

- форма именительного  падежа множественного числа  (окончание и) на месте других  падежных форм.

Характерной чертой употребляемых словесных  комбинаций является то, что слова, соединяемые в предложения, не имеют  никакой грамматической связи между  собой, хотя внешне отдельные словосочетания могут быть похожи на правильно оформленные  грамматические построения.

Несмотря  на известное разнообразие значений, которые ребенок желает выразить в своих высказываниях, он полностью  игнорирует формальные (категориальные) средства усваиваемого им языка. Хаотичные  сочетания слов, представляющих собой  либо их контуры, либо их части (фрагменты), вместе со словами-звукоподражаниями  используются ребенком только в одной  какой-либо форме.

На этом этапе  развития ребенок не способен изменять слова: мама — маму — маме; или  пить — пей — пьет; кукла —  куклу — куклы.

Существительные и их фрагменты используются преимущественно  в именительном падеже, а глаголы  и их фрагменты в инфинитиве и  повелитель-ном наклонении или без флексий в изъявительном наклонении.

Одни дети имеют крайне убогий глагольный словарь, заменяя названия действий одним  общим словом "деи" (делает), другие знают несколько назва-ний действий, но и в том, и в другом случае в лексиконе ребенка отсутствуют окончания изъявительного наклонения -ет, -ит и др.

Дети с  нарушенным развитием речи длительно  и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка, вовлекая все новые и новые слова  и их фрагменты в различные  сочетания между собой [9].

В норме морфологические  элементы слов начинают опознаваться и вы-членяться при накоплении детьми небольшого словарного запаса. Примеча-тельно, что разряд слов — названий действий, т.е. глаголов, составляет 1/2 часть от разряда слов — названий предметов, т.е. существительных.

При нарушениях развития речи глагольный словарь ничтожно мал по отношению к довольно обширному  предметному словарю. Предметный словарный  запас ребенка оказывается как  бы переобогащенным по отношению к этапу его речевого развития.

Характерной особенностью дизонтогенеза речи является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Одно и то же слово в одной и той же синтаксической конструкции может использоваться ребенком разнотипно, а появление правильных форм слов не ведет к динамичному изживанию старого стереотипа.

Хаотическое и беспорядочное сочетание лексических  и грамматических средств языка  характеризует нарушенный ход речевого развития ребенка. В данном случае корневой морф очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами: флексиями, суффиксами, префиксами, а если они и восприняты, то длительно используются неправомерно.

В отличие  от детей с нормальным развитием  речи, которые употребляют грамматический элемент синтаксически правильно  в пределах значения одного падежа, числа, лица, дети с нарушенным развитием  речи длительно и стойко используют формы слов независимо от того значения, которое необходимо выразить в связи  с используемой синтаксической конструкцией [26].

Период интенсивного использования морфологических  элементов слов в развитии аномальной детской, речи характеризуется расширением  объема предложений (фраз), элементами построения сложных предложений, правильным использованием некоторых грамматических форм слов. В высказываниях детей  имеют место:

- правильное  произношение слов простых по  своему звукослоговому и морфологическому составу;

- контурные  слова в 4 и более слогов;

- полное  отсутствие слов—звукоподражаний;

- слова —  фрагменты существительных, Глаголов, прилагательных и других частей  речи;

- формы именительного  падежа единственного и множественного  числа на месте других падежных  форм;

- замена  падежных окончаний в пределах  значения одного падежа, сме-шение падежей;

- предложные  конструкции с правильным оформлением  падежных окончаний;

- предложные  конструкции с неправильным оформлением  падежных окончаний;

- оригинальные  формы глаголов, прилагательных  и других частей речи.

В недоразвитой детской речи аграмматизм свидетельствует о том, что некоторые флексийные элементы связаны у ребенка с определенными значениями, например, элементы (реже -ах) связан со значением множества.

Материалы патологии  детской речи обнаруживают, что нередко  на пути к овладению правильной грамматической формой слова ребенок производит перебор вариантов сочетаний  лексических и грамматических языковых единиц. При этом выбираемая грамматическая форма слова чаще всего находится  в прямой зависимости от общего уровня сформированности лексико-грамматического и синтаксического строя речи.

Например, на разных этапах своего развития дети по-разному  оформляют ответ на один и тот  же вопрос: "С кем ты к нам  пришел (пришла), приехал (а)?"

1. "Мама" — форма ответа у детей,  пользующихся отдельными словами  или предложениями из аморфных  слов-корней.

2. "Мами" — у детей, в речи которых могут иметь место отдельные случаи словоизменения.

3. "Мамом" — часто встречаемая форма слова на первых этапах усвоения словоизменения.

4. "Мамой" (без предлога) — в случаях  относительно развитой фразовой  речи и относительно развитого  словоизменения.

5. "С мама" — в наиболее тяжелых случаях проявления аграмматизма.

6. "С мамой"  — только у детей с достаточно  высоким уровнем речевого развития.

Даже при  достаточно развитой фразовой речи часто  наблюдается неправильное соединение элементов слов [10].

Своеобразно проходит усвоение предложных конструкций  детьми с аномальным развитием речи.

В русском  языке значения, выражаемые предложными  конструкциями, исключительно разнообразны и сложны. Разные флексии используются в сочетании с различными предлогами, что дает возможность выразить многообразие значений.

Напомним, что  характерной закономерностью нормального  развития детской речи является то, что усвоение предлогов осуществляется только после того, как будут усвоены  наиболее функциональные элементы языка  — флексии.

При нарушениях развития речи дети, не накопив необходимого набора словоизменительных элементов (в данном случае флексий) и не научившись передвигать слово по словоизменительной шкале, преждевременно обращаются к  воспроизведению наиболее обособленного  морфологического элемента — предлога. Они долго не замечают, что предлог  и флексия связаны отношениями  симультанности и что их сочетание представляет собой определенное единство. Флексия и предлог выступают для ребенка в воспринимаемом им словесном материале в качестве переменных элементов, которые варьируются в различных комбинациях с лексической основой и поэтому не воспринимаются детьми

Патология детской  речи изобилует примерами, когда  дети смешивают между собой как  флексии, так и предлоги, так как  одномоментное выражение грамматического  значения через несколько единиц — П (предлог) + К (лексическая основа) + Ф (флексия) — им недоступно.

 

В большинстве  случаев ребенок упрощает сочетание  трех элементов, отдавая предпочтение лексической основе слова как  наиболее "вещественной" и частотной  единице речи, комбинируя ее с аморфным элементом, который имеется в  его активном лексиконе.

В заключение скажем, что сочетание детьми словесных  элементов, несо-четаемых в системе грамматики усваиваемого языка, возможно только в том случае, если эти элементы извлечены ребенком из слитно воспринимаемого им языкового материала, что связано, как показали психофизиологические исследования последних лет, с процессами анализа и синтеза, протекающими в языковом сознании человека.

При нарушениях развития речи наряду с начавшимся процессом расчленения на морфы  словесных форм и соединения вычлененных  элементов в речевые последовательности длительное время продолжает существовать употребление слов в морфологически нерасчлененном виде, т.е. в таком  виде, в каком словоформа была извлечена  из языка окружающих, без переструктурирования ее связи с собственным высказыванием. Сосуществование этих двух разнородных явлений — один из ярких признаков дизонтогенеза речи. Нерасчлененное на морфы использование слов ребенком свидетельствует о преимущественном действии имитативных, репродуктивных механизмов речи. Однако сами репро-дуктивные способности у детей с нарушенным ходом речевого развития ярко обнаруживают свою недостаточность, что выражается в ослабленном и фраг-ментарном запечатлении словесного материала.

Информация о работе Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи