Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:22, дипломная работа
Цель исследования: Определить пути развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме;
2.Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
3.Экспериментально проверить методику развития познавательных интересов на уроках математики.
Введение …………………………………………………………………………... 2
1.Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики…………………………………………….5
1.1Познавательный интерес и его место в системе мотивации.……….………..5
1.2Организация развития познавательного интереса на уроках математики………………………………………………………….……………...38
2Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательных интересов младших школьников на уроках математики.……………..….49
2.1 Методы развития познавательного интереса на уроках математики……..49
2.2 Итоги опытно – экспериментальной работы по развитию познавательного интереса…………………………………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………...……..64
Литература................................................................................................................65
Приложение…………………………………………………………………….…68
2.2 Итоги опытно
– экспериментальной работы по
развитию познавательного
Развитие познавательных интересов проводятся через инновационные, новые технологии, нетрадиционные уроки.
Была проведена диагностика классов до использования нетрадиционных форм урока, результаты констатирующего эксперимента приведены ниже на рисунке.
Констатирующий эксперимент:
Эксперимент проводился на
контрольном и
1 класс «В» экспериментальный класс – 20 человек
1 класс «Г» контрольный класс -22 человека
Рисунок 2.1. На констатирующем этапе эксперимента.
В своей опытно – экспериментальной работе мы применяли методы для развития познавательных интересов у младших школьников через нетрадиционные уроки. В ходе экспериментальной работы были проведены Урок – путешествие, математические задачки в стихах, карточки по математике. В уроки так же включались сюжеты знакомых детям сказок и герои литературных произведений.
Для того, чтобы выяснить эффективна ли наша работа, мы провели промежуточный эксперимент, результаты эксперимента приведены на рисунке 2.2
Рисунок 2.2. Промежуточный эксперимент.
Из указанных данных можно сделать вывод то, что работа эффективна, проходит в правильном направлении, исходя из этого, продолжаем применять на уроках новые методы для развития познавательных интересов на уроках математики.
Мы провели математические викторины, урок – магазин, математические сказки, математические карточки. Было проведено родительское собрание, на котором мы провели опрос. Родители подтвердили, что детям стало интересно заниматься на уроках математики, повысился познавательный интерес.
На итоговом этапе опытно – экспериментальной работы был проведен контрольный эксперимент. Результаты которого констатируют динамику уровня мотивации и познавательного интереса школьников на уроках математики.
Рисунок 2.3. Итоги контрольного эксперимента.
Применение новых технологий позволило сделать обучение младших школьников более интересным, занимательным. Следует отметить активизировалась мыслительная деятельность и воображение, повысился уровень внимания и памяти. Таким образом проведенная опытно – экспериментальная работа позволяет сделать вывод о том, что использование инновационных методов стимулирует активность каждого ребенка, повышает качество процесса обучения младших школьников.
При работе с родителями,
я использовала метод беседы. Во
время беседы. Родители подтвердили,
что у детей повысился
1 «Г» класс, четвертные оценки по предмету математика:
№ |
Ф.И. |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
1 |
Абдиева Зарина |
4 |
4 |
3 |
2 |
Ахмедова Парзада |
3 |
3 |
3 |
3 |
Ахмедова Амалия |
3 |
3 |
3 |
4 |
Алексеев Артем |
3 |
3 |
3 |
5 |
Бураков Кирилл |
4 |
4 |
4 |
6 |
Войлих Александр |
3 |
3 |
3 |
7 |
Дуйсембаева Роза |
3 |
3 |
3 |
8 |
ЖашубаеваАнара |
4 |
4 |
4 |
9 |
Исмаилова Тамара |
3 |
3 |
3 |
10 |
Идрисов Канат |
3 |
3 |
3 |
11 |
Лялькова Марина |
4 |
4 |
4 |
12 |
Лукашов Дмитрий |
3 |
3 |
3 |
13 |
Мухтаров Рысдаулет |
3 |
3 |
3 |
14 |
Михайлова Карина |
4 |
4 |
4 |
15 |
Новгородов Никита |
3 |
3 |
3 |
16 |
Пеннер Ольга |
4 |
4 |
4 |
17 |
Пауль Ярослав |
3 |
3 |
3 |
18 |
Сиротина София |
5 |
5 |
5 |
19 |
Такенов Руслан |
3 |
3 |
3 |
20 |
ШукановаБибигуль |
4 |
4 |
4 |
21 |
Штарк Владимир |
4 |
4 |
4 |
22 |
Эленберг Альберт |
3 |
3 |
3 |
Качество знаний: |
40% |
40% |
36% |
2.4 Уровень качества знаний в 1 «Г» классе по математике
1 «В» класс, четвертные оценки по предмету математика:
№ |
Ф.И. |
1четверть |
2 четверть |
3 четверть |
1 |
Алиев Мамедали |
3 |
3 |
3 |
2 |
АлибековаАнеля |
4 |
4 |
4 |
3 |
Ахметов Василий |
3 |
4 |
3 |
4 |
Бобровский Мирослав |
4 |
4 |
4 |
5 |
Борецкий Владислав |
5 |
5 |
5 |
6 |
Гасанова Джамиля |
3 |
3 |
3 |
7 |
Громков Иван |
4 |
4 |
4 |
8 |
ДжакуповБахытжан |
3 |
3 |
4 |
9 |
Джакупова Карина |
4 |
4 |
5 |
10 |
ДадашеваЗалина |
4 |
4 |
4 |
11 |
Дадашева Элина |
3 |
3 |
3 |
12 |
Пицишиня Виктория |
3 |
3 |
3 |
13 |
Пятунина анастасия |
5 |
5 |
5 |
14 |
Рудаков Александр |
3 |
3 |
3 |
15 |
Салихова Хава |
4 |
4 |
4 |
16 |
Хасанов Хамит |
3 |
3 |
3 |
17 |
Фотоев Ислам |
4 |
4 |
4 |
18 |
Фенин Дмитрий |
3 |
3 |
3 |
19 |
ХаннановаАделя |
4 |
4 |
4 |
20 |
Шукурова Сабина |
3 |
3 |
3 |
Качество знаний: |
50% |
55% |
65% |
2.5 Уровень качества знаний в 1 «В» классе по математике
Исходя из таблиц 2.4 и 2.5, можно сделать вывод, что применение нестандартных методов и форм обучения позволяет повысить уровень познавательного интереса, а через познавательный интерес и повысить качество знаний. Результаты показывают, что дети участвуют в олимпиадах по предмету математика. В математической викторине между двумя первыми классами 1 «Г» и 1 «В», экспериментальный класс – 1 «В» показывает лучше результат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познавательный
интерес представляет собой
Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:
Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника.
Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам,
выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нрав ственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников. Свое исследование я считаю началом большой и увлекательной работы, направленной на стимулирование активности учащихся в обучении математике. И центральной задачей в ней станет забота о формировании познавательного интереса. По настоящему, активным, думающим в процессе овладения знаниями.
Список использованных источников: