Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить пути развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме;
2.Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
3.Экспериментально проверить методику развития познавательных интересов на уроках математики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………... 2
1.Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики…………………………………………….5
1.1Познавательный интерес и его место в системе мотивации.……….………..5
1.2Организация развития познавательного интереса на уроках математики………………………………………………………….……………...38
2Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательных интересов младших школьников на уроках математики.……………..….49
2.1 Методы развития познавательного интереса на уроках математики……..49
2.2 Итоги опытно – экспериментальной работы по развитию познавательного интереса…………………………………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………...……..64
Литература................................................................................................................65
Приложение…………………………………………………………………….…68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Узбековой И.А.docx

— 210.08 Кб (Скачать файл)

Познавательный интерес  обеспечивает напряжение мысли каждого  ученика, а знание добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются  и прочнее запечатлеваются в  памяти. Познавательный интерес создаёт  условия для проявления детьми творчества, побуждает учащихся самостоятельно думать. Возникновение познавательного  интереса ценно для развития личности младшего школьника.

Необходимые условия формирования познавательного интереса:

Опираясь на огромный  опыт  прошлого,  на  специальные  исследования  и

практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение  которых способствует формированию, развитию и  укреплению  познавательного  интереса учащихся:

Максимальная опора на активную мыслительную деятельность  учащихся.  Главной почвой для  развития познавательных сил и возможностей учащихся,  как  и  для развития  подлинно  познавательного  интереса,  являются  ситуации   решения  познавательных  задач,  ситуации  активного  поиска,  догадок,  размышления, ситуации  мыслительного  напряжения,  ситуации  противоречивости   суждений, столкновений различных позиций, в  которых  необходимо  разобраться  самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

Второе  условие,  обеспечивающее  формирование  познавательных  интересов  и личности в целом, состоит в  том, чтобы вести учебный процесс  на  оптимальном уровне развития учащихся.

Исследования, проверяющие  эффект  дедуктивного  пути  в  познавательном процессе [32],  также показали,  что индуктивный путь, который считался  классическим,  не  может полностью соответствовать оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений,  отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления  и  процессы,  —  это  путь,  который  в освещении множества запросов и разделов науки  способствует  более  высокому уровню обучения и  усвоения,  так  как  опирается  на  максимальный  уровень развития  школьника.  Именно  это  условие  и  обеспечивает   укрепление   иуглубление  познавательного  интереса   на   основе   того,   что   обучениесистематически  и  оптимально  совершенствует  деятельность   познания,   её способов, её умений.

В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с  тем, чтобы постоянно обучать  учащихся множеству умений и навыков.

При всём разнообразии  предметных  умений  выделяются  общие,  которыми учение может  руководствоваться  вне  зависимости  от  содержания  обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой),  анализировать и   обобщать,   умение   систематизировать   учебный   материал,    выделять единственное, основное, логически  строить ответ, приводить доказательства  и т.д. Эти  обобщённые  умения основаны на комплексе эмоциональных  регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности,  которыепозволяют легко, мобильно, в  различных условиях пользоваться знаниями  и  за счёт прежних приобретать  новые[33].

 Эмоциональная атмосфера  обучения, положительный эмоциональный   тонус учебного процесса —  третье важное условие.

Благополучная эмоциональная  атмосфера обучения  и  учения  сопряжена  с двумя главными источниками  развития школьника: с деятельностью  и  общением, которые рождают многозначные отношения и создают  тонус  личного  настроения ученика.

    Оба  эти   источника  не  изолированы   друг  от  друга,  они  всё   времяпереплетаются в учебном  процессе, и вместе с  тем   стимулы,  поступающие  от них,  различны, и  различно  влияние   их  на  познавательную  деятельность  и интерес к знаниям, другие  — опосредованно.

Благополучная атмосфера  учения  приносит  ученику  те  переживания,  окоторых в своё  Д.И.  Писарев  говорил,  что  каждому  человеку  свойственно  желание быть умнее,  лучше  и  догадливей.  Именно  это  стремление  ученика подняться над тем,  что  уже  достигнуто,  утверждает  чувство  собственного достоинства,   приносит   ему   при   успешной   деятельности    глубочайшее  удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается  скорее,  быстрее и продуктивней[24].

Создание   благоприятной   эмоциональной    атмосферы    познавательной

деятельности  учащихся  —  важнейшее  условие  формирования  познавательного интереса и  развития  личности  ученика  в  учебном  процессе.  Это  условие связывает  весь комплекс функций  обучения  —  образовательной,  развивающей, воспитывающей и  оказывает  непосредственное  и  опосредованное  влияние  на интерес.  Из  него  вытекает  и  четвёртое  важное  условие,  обеспечивающее благотворное влияние на интерес  и  на  личность  в  целом  —  благоприятноеобщение в учебном процессе.

Мотивация учения младших школьников:

«Интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся  от успеха».В.А. Сухомлинский[34].

Что такое мотивация?От чего она зависит?

Почему один ребенок  учится с радостью, а другой – с безразличием?

Мотивация – это внутренняя психологическая       характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Хорошо известно, что человеческое поведение редко обусловлено  одним-единственным мотивом. Чаще всего  их бывает несколько. Ими могут стать  идеалы, мечты, чувства. Стремления, интересы и многое другое. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих  основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых, многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит  в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала (учебно-познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.)[35]

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется  вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того , как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно , чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

 Развитие школьника  будет более интенсивным и  результативным,  если он включен в деятельность, соответствующую зоне  его ближайшего развития, если учение  будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое  взаимодействие участников образовательного  процесса будет доверительным, усиливающим  роль эмоций и эмпатии.

Учение имеет ряд мотивов  различного свойства. Все мотивы можно  разбить  на следующие группы:

- учебно – познавательные (интерес к знаниям, познавательная  потребность, любознательность и  др.)

-  непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.)

- перспективно – побуждающие   (чувство долга и ответственность и др.)

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной   мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место  среди представленных групп, формируются только в ходе  активного освоения учебной деятельности ( УД ).

УД имеет определенную структуру, которая  способствует эмоционально- положительному восприятию учения, обеспечивает школьнику возможность  свободно проявлять эмоции, делает его истинным  субъектом УД[36]. 

Исследования психологической  службы показывают, что на протяжении всего обучения  в начальных классах внутри группы  учебно – познавательных мотивов отмечаются наиболее существенные изменения, а именно увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности (хочу все знать, люблю узнавать на уроке все новое и т. д.).

Однако параллельно с  возрастающим интересом к содержанию учения  к концу младшего школьного возраста снижается доля мотивации, связанной с процессом познавательной  деятельности ( люблю думать, рассуждать, решать трудные задачи и т. д.)[37]

Учитывая данный факт, учителя  начальных классов нашей школы  поставили перед собой  задачи:

- разработать мониторинги,  направленные  на повышение  уровня  мотивации младших школьников;

- сформировать рекомендации  по повышению учебной мотивации  детей. 

Залог успешности обучения младших школьников – это наличие  устойчивой учебной мотивации и  познавательной активности. Учитель  должен нести в себе жизнеутверждающее  начало, радость и успех! Для этого  необходимо активно формировать у всех учителей умение применять самые разнообразные методы стимулирования  и мотивы учения[38].

Смысл учения для школьников:

Одна и та же учебная  деятельность может иметь для  разных школьников различный смысл. Это в общем виде и определяет их мотивацию учения. Выявление мотивации  учения и смысла его для школьника  в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер воспитательного воздействия[39].

Рассмотрим несколько  примеров соотношения учения и его  мотивации.

Один и тот же ученик учится по-разному по различным учебным  предметам, ибо у него к этим предметам  неодинаковый интерес, вследствие этого  он не полностью реализует возможности  своей учебной деятельности. Например, школьник не любит биологию и, хотя обладает соответствующими приемами умственной работы, не прибегает к ним и  учится хуже, чем мог бы. Один и  тот же ученик может обнаруживать зрелые формы мотивации на одном  учебном предмете и пассивность, безразличие на другом. Здесь наблюдается  различие в учебной деятельности из-за несовпадения мотивации к разным учебным предметам. Педагогическая работа в этих случаях должна состоять в восстановлении интереса к «нелюбимому» предмету, в данном случае к биологии.

Одно и то же поведение  ученика в ходе учения может побуждаться  разными мотивами и, значит, иметь  разную значимость для школьника. Например, ученик может решать одну и ту же задачу и даже одним способом, но в одном случае он это делает, чтобы получить хорошую отметку  учителя и одобрение родителей, в другом — заслужить авторитет  у сверстников, в третьем случае его интересует содержание самого предмета, в четвертом он видит путь от изучения этого предмета к будущей профессии, в пятом действует сочетание  нескольких побуждений. Во всех этих случаях  действие одно и то же (значит, и цель везде одна и та же), а мотивы разные. Отношение мотива и цели и образует смысл учения для ребенка [40]

Одни и те же мотивы в  разном возрасте могут иметь разную значимость для школьника, а значит, и разную побудительную силу. Например, мотив чтения дополнительной литературы в I классе не является значимым для  жизни ребенка, а в старших  классах в связи с подготовкой  к дальнейшему образованию он может приобрести жизненное значение.

Одно и то же поведение  в условиях совместной учебной работы также может иметь разный смысл  для школьника. Например, ученик предложил  помощь другому: в одном случае он хочет создать себе репутацию  хорошего товарища, в другом испытывает подлинное сочувствие к трудностям другого. Хорошо, если от учителя не ускользнет эта разная «подоплека»  одного и того же поступка. Знание направленности личности, ее подлинных мотивов помогает учителю прогнозировать поведение  ученика при его включении  в разные виды деятельности, в различные  контакты с окружающими.

Советский психолог С. Л. Рубинштейн также обращал внимание на то, что  один и тот же акт поведения  детей в зависимости от его  внутреннего содержания оказывается  по существу совершенно различным поступком. Например, пишет он, ребенок жалуется старшему на то, что другой ребенок  нарушает какое-либо правило общего поведения: в одних случаях эта  жалоба может иметь основанием стремление ребенка проверить, надо ли это правило  выполнять, сохраняет ли оно еще  силу; в другом случае он действительно  стремится поддержать дисциплину в  группе; в третьем случае он руководствуется  желанием доставить неприятность товарищу. «Внешне один и тот же акт, в  зависимости от мотивов, из которых  он исходит, и целей, которые он более  или менее сознательно преследует, приобретает, таким образом, совсем различный и, в отношении педагогической своей ценности, иногда прямо противоположный  смысл. Характеристика поступка, основывающаяся на внешней, результативной его стороне, является поэтому в значительной мере формальной характеристикой. Педагог, который строит свою работу с учетом только этой внешней формальной характеристики поведения учащегося, не раскрывая  его внутреннего содержания по существу, не ведает, что творит. Добившись  от учащегося форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным  нормам, определенным правилам поведения, он, не зная мотивов, по которым в  данной ситуации эти правила выполняются  учащимися, собственно ничего не знает о самом учащемся, о личности ребенка. А ничего не зная о подлинных личностных мотивах настоящего поведения ребенка, он и подавно не может рассчитывать на то, чтобы верно определить его дальнейшее жизненное поведение. Не умея проникнуть во внутреннее содержание действий и поступков ребенка, в мотивы его действий и внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, воспитатель, по существу, работает вслепую. Ему неизвестны и ребенок, на которого он должен воздействовать, и результаты его собственного воспитательного воздействия»[15].

Значит, проникновение учителя  в сущность поведения школьника  и его мотивации чрезвычайно  важно. Между тем практические наблюдения данные литературы свидетельствуют  о том, что учителя затрудняются в ряде случаев определить истинную мотивацию ученика, специфические  особенности мотивации, присущие той  или иной возрастной группе школьников. Порой учитель так сосредоточен на проблеме передачи знаний, что у  него «не доходят руки» до анализа  мотивации, но делать это очень желательно. Подобно тому как врач, призванный вылечить болезнь, изучает ее причины, переходит в анализе от внешних  проявлений к внутренним симптомам, прослеживает их динамику и развитие, так а учитель, желающий выполнить  свое высокое предназначение — воспитание личности молодого человека, должен стремиться проникнуть в мотивацию его поведения, научиться видеть ее проявления и  более глубокие, лежащие за ними причины в опыте жизни ребенка, его окружения, подлинный смысл  его отдельных поступков.

Информация о работе Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики