Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:22, дипломная работа
Цель исследования: Определить пути развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме;
2.Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
3.Экспериментально проверить методику развития познавательных интересов на уроках математики.
Введение …………………………………………………………………………... 2
1.Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики…………………………………………….5
1.1Познавательный интерес и его место в системе мотивации.……….………..5
1.2Организация развития познавательного интереса на уроках математики………………………………………………………….……………...38
2Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательных интересов младших школьников на уроках математики.……………..….49
2.1 Методы развития познавательного интереса на уроках математики……..49
2.2 Итоги опытно – экспериментальной работы по развитию познавательного интереса…………………………………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………...……..64
Литература................................................................................................................65
Приложение…………………………………………………………………….…68
2. Школьников могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны с особенно яркими эмоционально поданными фактами, эффектными опытами с обаянием личности учителя. Все эти сами по себе ценные стимулыобучения не должны подменять самого существа познавательного интереса, которое состоит в стремлении школьника проникнуть в познаваемую область более глубоко и основательно, в постоянном желании заниматься предметом своего интереса[55].
Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу новому в развитии учеников, открывающему перспективы учения.
Рассмотрение познавательного интереса в качестве средства обучения связано с проблемой занимательности, которой посвящены многие работы по психологии и методике. Вследствие того, что занимательность выступает в качестве сильного средства возбуждения интереса, многие учителя воспринимают сам интерес в качестве внешнего стимула, они отождествляют познавательный интерес как внутреннее состояние личности с занимательностью - внешним стимулом, способствующим его пробуждению.
Познавательный интерес
как мотив учебной
1. Познавательный интерес раньше других мотивов осознаётся школьником. «Интересно » и « неинтересно » - основные критерии оценки урока. На вопрос « Что тебе нравится в школе? » значительная часть школьников любого возраста отвечает: « Интересно учиться, интересно каждый день узнавать новое».
2. Познавательный интерес в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения, ясно понимается.
3. Познавательный интерес (как мотив) более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать. А следовательно, легче управлять его формированием. Психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что познавательный интерес, являясь сильным и значительным мотивом, существенно влияет на познавательную деятельность школьника.
4. Познавательный интерес как мотив личности имеет меньшую ситуационную прикованность, чем интерес как средство обучения. Он побуждает школьника заниматься увлечённо не только на уроке или в процессе подготовки домашних заданий. Под влиянием этого сильного мотива школьник читает дополнительную литературу по интересующему его предмету, постоянно ставит перед собой вопросы, решение которых позволяет более глубоко подойти к изучению предмета, находит источник удовлетворения своего интереса[41].
Учить легче и приятнее ученика активного, легко откликающегося на все начинания учителя. Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, находит применение своей пытливости в любой обстановке, в любых условиях. Будучи устойчивой чертой личности школьника, познавательный интерес определяет его активность в учении, инициативу в постановке познавательных целей, помимо тех, которые ставит учитель. Проникая в сущность познавательного интереса, устанавливая его наиболее значительные стороны, мы всё более отчётливо видим его роль в обучении и воспитании:
-будучи средством обучения, он обладает возможностями актуализировать наиболее возможные элементы знаний, содействовать успешному приобретению умений и навыков;
-являясь мотивом учения и деятельности, познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика и учителя, которое необходимо для успешного процесса обучения.
Становясь устойчивой чертой характера школьника, познавательный интерес способствует формированию личности, необходимой нашему обществу, - пытливой, активной, ищущей, творческой.
Для того, чтобы учитель мог уложиться в часы, которые установлены государственным стандартом, учитель должен повысить интерес к предмету[18].
Объем учебной нагрузки по предмету «Математика» составляет:
1 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году,
2 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году,
3 класс – 5 часов в неделю, 170 часов в учебном году,
4 класс – 5 часов в неделю, 170 часов в учебном году[59].
Требования к знаниям, умениям и навыкам уроков математики:
Учащиеся 1 класса должны знать:
- последовательность ряда
- знаки сравнения (>, <, = );
- знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием;
- свойства нуля и единицы при сложении и вычитании;
- переместительное свойство
- таблицу сложения в пределах десяти;
- случаи использования
- название выражений, связанных
со сложением и вычитанием;
- названия геометрических фигур.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать однозначные числа;
- читать, записывать и сравнивать полные десятки;
- выполнять действия сложения и вычитания с использованием свойств нуля и единицы;
- выполнять действия вычитания с использованием таблицы сложения в пределах десяти;
- выполнять действия сложения и вычитания десятков;
- решать простые задачи на сложение и вычитание;
- составлять, читать, записывать и
находить значения простейших
числовых и буквенных
- решать простейшие уравнения способом подбора;
- распознавать геометрические фигуры;
- измерять длину отрезка с помощью линейки;
- построить отрезок заданной длины.
Учащиеся 2 класса должны знать:
- десятичный состав двузначных и трёхзначных чисел;
- переместительное и
- способы проверки сложения
вычитанием и вычитания –
- таблицу сложения в пределах двадцати;
- названия величин и единиц
их измерения, соотношения
- порядок выполнения действий в выражениях со скобками;
- порядок выполнения действий в выражениях со скобками;
- способ решения простейших уравнений на основе свойств верных числовых равенств и взаимообратности действий сложения и вычитания;
- определение прямоугольника (квадрата), его свойства;
- определения видов
- периметр – сумму длин сторон многоугольника.
Учащиеся должны уметь:
- читать и записывать
- сравнивать величины;
- раскладывать на разрядные
слагаемые двузначные и
- осуществлять переход из одной единицы измерения величины в другую;
- выполнять вычитание,
- выполнять устно действия
- выполнять устно действия
- выполнять письменно действия
сложения и вычитания
- осуществлять проверку
- решать задачи в одно-два действия;
- составлять, читать и записывать буквенные выражения, содержащие 1-2 действия со скобками и без скобок, числовые равенства и неравенства;
- находить значения любых выражений с одной буквой, содержащих 1-2 действия;
- решать простейшие уравнения с опорой на свойства верных числовых равенств и взаимообратности действий сложения и вычитания;
- строить прямоугольник (квадрат);
- вычислять периметр
Учащиеся 3 класса должны знать:
- свойства умножения (переместительное, сочетательное и распределительное);
- знаки и термины, связанные с умножением и делением;
- таблицу умножения однозначных чисел;
- названия величин (площади и объёма и единиц их измерения – квадратный сантиметр, кубический сантиметр);
- порядок выполнения
- порядок выполнения
- приём решения простейших
- приёмы решения простейших
уравнений способом, основанном
на свойствах верных равенств
и взаимообратных
- свойства прямоугольника (квадрата);
- названия геометрических
- правила нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата).
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать числа и величины;
- выполнять устно деление,
- выполнять устно вычисления, используя свойства единицы и нуля;
- устно вычислять квадрат и
куб однозначных чисел и
- выполнять устно умножение и деление двузначных чисел на однозначное число;
- выполнять устно умножение
и деление с числами,
- выполнять устно действия
- выполнять деление двузначных чисел на однозначное число с остатком;
- выполнять письменно умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число;
- составлять, записывать, читать числовые выражения со скобками и без скобок, содержащие 2-3 действия;
- выполнять проверку умножения делением, деления –умножением;
- находить значения числовых выражений со скобками и без скобок, содержащих 2-3 действия;
- вычислять доли числа и
- решать простые задачи: раскрывающие
смысл умножения и деления;
требующие нахождения
- решать составные задачи (2-3 действия),
являющиеся қомбинацией
- составлять, читать, записывать числовые
равенства и неравенства,
- находить значение любого
- решать простейшие уравнения
и уравнения более слож-ной
структуры, где один из
- распознавать геометрические фигуры: точку, отрезок, угол, треугольник, четырёхугольник, в том числе прямоуголь ник (квадрат), пятиугольник, шестиугольник, луч, прямую, ломаную, кривую;
- строить прямоугольник (
- обозначать геометрические
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
Учащиеся 4 класса должны знать:
- последовательность
- свойства сложения и умножения;
- знаки и термины, связанные с арифметическими действиями;
- таблицу сложения и умножения однозначных чисел;
- названия величин и единиц
их измерения, а также
- порядок выполнения
- компоненты, составляющие задачу, и этапы решения задачи;
- порядок выполнения
- приём решения простейших
- приёмы решения уравнений