Теория и методика развития математики детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:24, шпаргалка

Краткое описание

1 вопрос. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики -- одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
2 вопрос. На длительном пути становления методики развития математических представлении у детей дошкольного возраста предосно-ву ее как научной дисциплины составляло устное народное творчество: разнообразные сказки, считалки, поговорки, пословицы, загадки, шутки и т. д...

Содержание

Вопросы 1 - 50

Вложенные файлы: 1 файл

венера.docx

— 123.83 Кб (Скачать файл)

Одна из наиболее распространенных классификаций моделей подразумевает  деление на два основных класса: материальные модели, назначение которых  состоит в физическом воспроизведении  действительности, и идеальные модели, с которыми, даже при воплощении их в материале, все преобразования осуществляются мысленно (образные, знаковые). В психологических работах модель определяют как особый вид знака и моделирование трактуют как один из видов знаково-символической деятельности (ЗСД).

 ЗСД представляется  как особая деятельность со  знаково-сим волическими средствами (ЗСС). Среди них выделяются схематизированные, в которых передана структура действительности (план комнаты и т. п.); знаковые, обозначающие содержание (формулы; знаки, обозначающие сложение, вычитание, умножение, деление; цифры и т. п.). Выделяют также две формы ЗСС: вещественную (специальный дидактический материал, например блоки Дьенеша, палочки Кюизенера) и графическую (схемы, таблицы).

 Ребенку необходимо  освоить соотнесение «обозначаемое  — обозначающее», которое является  сущностью семиотической функции.  Семиотическая функция понимается  как целостное образование, включающее  различение «обозначаемого» (и  в нем: предмет и знак) и «обозначающего»  (форму и содержание); оп­ределение связи между ними.

Последовательность этапов развития моделирования у детей  определяется соотношением модели и  реальности на разных ступенях освоения знаний. Возможны два подхода:

 развитие представлений  начинается с выполнения упражнений  со схемами, моделями, так как  они опосредуют мыслительную  деятельность и выступают основой действий, а'затем переходят к познанию собственно объекта (предмета, явления и т. п.). Модели, являясь средством познания, указывают существенные свойства, направляют действия детей (В. В. Давыдов, Б. Д. Эльконин);

 первоначальное осуществление  детьми действий с предметами  и далее их выполнение с  ЗСС (Дж. Брунер, П. Я. Гальперин и др.); обязательное сравнение объектов и их моделей.

42 вопрос

Исключительное значение в воспитательном процессе придается  игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно  реализовывать себя.

В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать  геометрические фигуры, ориентироваться  в пространстве и времени.

Используются дидактические  игры и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

В дидактических играх  есть возможность формировать новые  знания, знакомить детей со способами  действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры -- это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Необходимость использования  дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

1. Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы -- это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

2. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет  медленно (многие дети вообще  не знают, что такое «учиться»).

3. Дидактические игры как  раз и способствует развитию  у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована  познавательная мотивация. Дидактическая  игра во многом способствует  преодолению трудностей.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая  игра была не только формой усвоения отдельных  знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Применение дидактических  игр повышает эффективность педагогического  процесса.

Цель дидактических игр  и игровых приемов обучения - облегчить  переход к учебным задачам, сделать  его постепенным.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым  методом обучения детей дошкольного  возраста, и формой обучения, и самостоятельной  игровой деятельностью, и средством  всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как форма  обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

классификация видов дидактических  игр:

1. с игрушками и предметами;

2. настольно-печатные;

3. словесные.

Основным элементом дидактической  игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Немаловажная роль в дидактических  играх принадлежит игровому действию. Игровое действие -- это проявление активности детей в игровых целях

Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Это может  быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровое  задание, определение команды-победительницы и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть  успехи отстающих.

43 вопрос

Пед. Диаг. – это это совокупность приемов контроля и оценки направленных на решение задач оптимизации учебного процесса. Диаг-ка матем-го развития дошкольников относится к пед диаг-ке. Однако воспитатель должен учитывать в своей работе рез-ты мед-й и псих-ой диаг-ки.

Педагогическая диагностика  – это проверка сформированности предпосылок к владению детьми математикой.. пед диаг по матем-му развитию дошкольников направлена на определение уровня усвоения программного материала. Обследованием может проводится как по программе в целом как по разделам и по подразделам. На основание полученных данных дел-ся выводы, выявляются сильные слабые стороны пед процесса, разрабатываются новые технологии достижения рез-та, продум-ся способы устранения недостатков.

Диагностика пров-ся со всеми дашк-ми и с повышенной и пониженной обучаемости. Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деят-тии. Поэтому такие дети страдают неустойчивостью внимания, у них недостаточно развита память и для них треб-ся особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в внимании, преодолению трудностей в обучении математической и предшествуют своевременная диаг-ка матем. развития. Основу диаг-ки матем-го развития детей сост-ют след. Показатели. Объем матем-х зун в соответствии с действующими программами, осознанность матем-х знаний и их качества. Уровень умений и навыков учебной деят-ти, степень развития позн-х интересов и способностей.

При проведении диаг-ки по матем развитию детей необходимо соблюдать след. Треб-я: задания должны максимально учитывать особ-ти и возм-ти детей, рез-ты обслед-я заносятся в диаг-ую таблицу. Для качественного и оперативного оценивания динамики подгот-ти детей и эффек-ти работы доу.

44 вопрос

Коррекционная работа строится с учетом диаг-ки матем развития детей. ККР это система спец-х пед-х мероприятий направленных на преодоление или ослабление недостатков развития. Ккр предусматривают индив групп и фронт работы.

Задачи: систематизация знаний, восполнение пробелов, развитие недостаточно сформ-х умений.

 В ккр необ-мо исп-ть весь спектр детской д-ти и выбрать подходящие средства, а именно опираться уже на усвоенные знания на личный, предметнопрактический и жизненный опыт, адекватные методы и приемы работы. В крр широко исп-ся дид. Игры и занимательные упражнения. Дидак игры д(б исп-ны в соответствии планом кор работы, с учетом опред. Цели.

Для крр необ-мо создать адекватную и стимулирующую ребенка предметно-развивающей среды. Требования вытекают из системного подхода к развитию дошкольников. Крр вкл-ся в разнообр-е виды д-ти р-ка( общение, игра, труд, моделирование, рисование).

При разработке крр программ необ-мо определить базовые ориен-ры определяющие пр-ц об-я и вопс-я. Они представлены в комплексных программах в виде конкретных ЗУН.

45 вопрос

Планирование  – один из способов управления процессом  формирования эжлементарных математических представлений у детей.

План  дает возможность целенаправленно  и систематически распределять по времени  программные задачи и пути их осуществления. Для правильного планирования по развитию эл-ыхмат-их представлений у детей воспитатель должен:

  • Хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;
  • Знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников;
  • Уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения;
  • Знать методические основы развития у детей математических представлений;
  • Постоянно повышать квалификацию.

Должен  вестись неофициальный учет –  он дает возможность оценить эффективность  приемов и методов обучения, результаты усвоения программного материала детьми.

Виды планирования:

Перспективное и календарное.

Перспективные планы разрабатываются воспитателями  группы, обычно на текущий квартал. Сущ-т 2 способа персп-го планирования. 1-ый – распределение программных задач по определенной теме (количество и счет, величина и др.). 2-ой – комплексное распределение программных задач всего раздела «Р.Э.М.П.». При этом следует иметь ввиду, что содержание занятий, на которых решаются новые задачи, следует ограничивать 1-2 темами в младшей и средней группах и 2-3 темами в старшей и подг-ой к школе группах. В перспективном плане должны быть предусмотрены все виды работ по усвоению программных задач.

Календарный план занятий содержит:

  1. Программные задачи
  • Образовательные – в основном берутся из перспективного плана.
  • Развивающие – предусматриваются с целью развития речи, мышления, др. психологических процессов.
  • Воспитательные – планируются с целью формирования у детей дисциплинированности, положительного отношения к учебной деятельности.
  1. Задачи индивидуальной работы – планируются по тем же направлениям. Инд. работу следует планировать в опр-ой системе на каждом занятии.
  1. Дидактический материал.

46  вопрос

За качеством учебно-воспитательной работы в доу несут ответственность след. Специалисты: рук-ль, методист, воспитатель. Все зан-ся с метод работой в соот-и с квалификацией, уровнем ответственности и должностными обяз-ми. Принципы:плановость работы по матем развитию, целенапр-ть, систематичность, дифференциальный подход,проверка исполнения.

Главными направлениями  в метод рук-ве матем развитием дошк-в яв-ся след напр-я создание оптим-х условий усвоения матем-х знаний: осущ-е систем-го контроля за работой вопс-й и оказание своевременной метод-й помощи им; использование и обобщение передового пед-го опыта новаций и инноваций по матем развитию дошкольников; повышение квалификаций воспитателей; осущ-е преемственности в работе с доу. Работа и успех воспитателя в матем-м развитии зависит от его квалификации, педагог должен повышать уровень пед знаний и мастерства.

47 вопрос

Предметный мир детства  — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических  детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может  полноценно раз¬виваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоцио¬нально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстни¬ками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Воз¬можности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-про¬странственной развивающей среды. Развивающая среда образова¬тельного учреждения является источником становления субъект¬ного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует форми¬рованию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется про-явлением непосредственной детской пытливости, любознатель¬ности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка по¬знавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению на¬копленного опыта восприятия и познания в играх, общении, ри¬сунках, поделках.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рацио¬нально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познава-тельно-творческую деятельность всех детей группы.

Информация о работе Теория и методика развития математики детей