Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:24, шпаргалка
1 вопрос. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики -- одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
2 вопрос. На длительном пути становления методики развития математических представлении у детей дошкольного возраста предосно-ву ее как научной дисциплины составляло устное народное творчество: разнообразные сказки, считалки, поговорки, пословицы, загадки, шутки и т. д...
Вопросы 1 - 50
Одна из наиболее распространенных
классификаций моделей
ЗСД представляется как особая деятельность со знаково-сим волическими средствами (ЗСС). Среди них выделяются схематизированные, в которых передана структура действительности (план комнаты и т. п.); знаковые, обозначающие содержание (формулы; знаки, обозначающие сложение, вычитание, умножение, деление; цифры и т. п.). Выделяют также две формы ЗСС: вещественную (специальный дидактический материал, например блоки Дьенеша, палочки Кюизенера) и графическую (схемы, таблицы).
Ребенку необходимо
освоить соотнесение «
Последовательность этапов развития моделирования у детей определяется соотношением модели и реальности на разных ступенях освоения знаний. Возможны два подхода:
развитие представлений
начинается с выполнения
первоначальное осуществление детьми действий с предметами и далее их выполнение с ЗСС (Дж. Брунер, П. Я. Гальперин и др.); обязательное сравнение объектов и их моделей.
Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовывать себя.
В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.
Используются дидактические игры и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
В дидактических играх
есть возможность формировать новые
знания, знакомить детей со способами
действий. Каждая из игр решает конкретную
задачу совершенствования
Дидактические игры -- это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:
1. Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы -- это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
2. Освоение учебной деятельности,
включение в нее детей идет
медленно (многие дети вообще
не знают, что такое «учиться»)
3. Дидактические игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
4. Недостаточно сформирована
познавательная мотивация.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса.
Цель дидактических игр и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
классификация видов дидактических игр:
1. с игрушками и предметами;
2. настольно-печатные;
3. словесные.
Основным элементом
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие -- это проявление активности детей в игровых целях
Подведение итогов проводится
сразу по окончанию игры. Это может
быть подсчет очков, выявление детей,
которые лучше выполнили
Пед. Диаг. – это это совокупность приемов контроля и оценки направленных на решение задач оптимизации учебного процесса. Диаг-ка матем-го развития дошкольников относится к пед диаг-ке. Однако воспитатель должен учитывать в своей работе рез-ты мед-й и псих-ой диаг-ки.
Педагогическая диагностика – это проверка сформированности предпосылок к владению детьми математикой.. пед диаг по матем-му развитию дошкольников направлена на определение уровня усвоения программного материала. Обследованием может проводится как по программе в целом как по разделам и по подразделам. На основание полученных данных дел-ся выводы, выявляются сильные слабые стороны пед процесса, разрабатываются новые технологии достижения рез-та, продум-ся способы устранения недостатков.
Диагностика пров-ся со всеми дашк-ми и с повышенной и пониженной обучаемости. Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деят-тии. Поэтому такие дети страдают неустойчивостью внимания, у них недостаточно развита память и для них треб-ся особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в внимании, преодолению трудностей в обучении математической и предшествуют своевременная диаг-ка матем. развития. Основу диаг-ки матем-го развития детей сост-ют след. Показатели. Объем матем-х зун в соответствии с действующими программами, осознанность матем-х знаний и их качества. Уровень умений и навыков учебной деят-ти, степень развития позн-х интересов и способностей.
При проведении диаг-ки по матем развитию детей необходимо соблюдать след. Треб-я: задания должны максимально учитывать особ-ти и возм-ти детей, рез-ты обслед-я заносятся в диаг-ую таблицу. Для качественного и оперативного оценивания динамики подгот-ти детей и эффек-ти работы доу.
Коррекционная работа строится с учетом диаг-ки матем развития детей. ККР это система спец-х пед-х мероприятий направленных на преодоление или ослабление недостатков развития. Ккр предусматривают индив групп и фронт работы.
Задачи: систематизация знаний, восполнение пробелов, развитие недостаточно сформ-х умений.
В ккр необ-мо исп-ть весь спектр детской д-ти и выбрать подходящие средства, а именно опираться уже на усвоенные знания на личный, предметнопрактический и жизненный опыт, адекватные методы и приемы работы. В крр широко исп-ся дид. Игры и занимательные упражнения. Дидак игры д(б исп-ны в соответствии планом кор работы, с учетом опред. Цели.
Для крр необ-мо создать адекватную и стимулирующую ребенка предметно-развивающей среды. Требования вытекают из системного подхода к развитию дошкольников. Крр вкл-ся в разнообр-е виды д-ти р-ка( общение, игра, труд, моделирование, рисование).
При разработке крр программ необ-мо определить базовые ориен-ры определяющие пр-ц об-я и вопс-я. Они представлены в комплексных программах в виде конкретных ЗУН.
Планирование – один из способов управления процессом формирования эжлементарных математических представлений у детей.
План дает возможность целенаправленно и систематически распределять по времени программные задачи и пути их осуществления. Для правильного планирования по развитию эл-ыхмат-их представлений у детей воспитатель должен:
Должен
вестись неофициальный учет –
он дает возможность оценить
Виды планирования:
Перспективное и календарное.
Перспективные
планы разрабатываются
Календарный план занятий содержит:
За качеством учебно-
Главными направлениями в метод рук-ве матем развитием дошк-в яв-ся след напр-я создание оптим-х условий усвоения матем-х знаний: осущ-е систем-го контроля за работой вопс-й и оказание своевременной метод-й помощи им; использование и обобщение передового пед-го опыта новаций и инноваций по матем развитию дошкольников; повышение квалификаций воспитателей; осущ-е преемственности в работе с доу. Работа и успех воспитателя в матем-м развитии зависит от его квалификации, педагог должен повышать уровень пед знаний и мастерства.
Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно раз¬виваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоцио¬нально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстни¬ками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Воз¬можности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-про¬странственной развивающей среды. Развивающая среда образова¬тельного учреждения является источником становления субъект¬ного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует форми¬рованию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Обогащенное развитие личности
ребенка характеризуется про-
Под развивающей предметно-
Информация о работе Теория и методика развития математики детей