Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования проблемных ситуаций при формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования предполагается решение следующих задач:
на основе изучения психолого-педагогической литературы определить пути формирования знаний о безопасности жизни методом проблемной ситуации;
подобрать диагностический инструментарий, позволяющий изучить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о безопасности жизни;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования знаний у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
.1 Характеристика знаний о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
.2 Направления и содержание учебно-воспитательной работы по формированию знаний о безопасности жизни детей старшего дошкольного возраста
.3 Проблемная ситуация как метод и средство формирования знаний о безопасности жизни
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
.1 Анализ исходного уровня сформированности знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
.2 Педагогические условия формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста с помощью проблемной ситуации
.3 Сравнительный анализ результатов опытной работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

 

4.Баксанский, О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация [Текст] / О.Е. Баксанский // Наука и школа. - 2000. - №1. - с. 19-25.

 

5.Брушлинский, А.В. Психология  мышления и проблемное обучение [Текст] / А.В. Брушлинский. - М., 1983. - 350 с.

 

6.Вавилова, Е.Н. Развивайте у  дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст] / Вавилова Е.Н. - М.: Просвещение, 1981. - 56 с.

 

.Выготский, Л.С. Собрание сочинений  в 6 томах.[Текст] / Л.С. Выготский // Т. 2 - М. - 1982. - с. 437.

 

8.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего  обучения: Опыт теоретического, экспериментального  психологического исследования [Текст] / Давыдов В.В. - М.: Педагогика 1986. - 165 с.

 

.Брунер, Дж. Исследования познавательной  деятельности [Текст]/ Дж. Брунер, Р. Оливер, П. Гринфилд. - М., 1971 - 365 с.

 

10.Дошкольное образование в России  в документах и материалах [Текст]: Сборник действующих нормативно-правовых  документов и научно-методических  материалов. - М., 2001.

 

11.Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений/ Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. - М., 1998.

 

.Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов.  Истоки: Базисная программа развития  ребенка-дошкольника / Науч. Ред. Л.А.Парамонова и др. - М., 2001.

 

.Доронова Т.Н. Радуга: программа  воспитания и обучения детей  от 3 до 7 лет. [Текст] /Доронова Т.Н., Гербова  В.А, Гризик Т.И и др. - М., 1997.

 

.Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика. [Текст] Учебное пособие / Н.С. Ежкова. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2003. - 85 с.

 

15.Ильницкая, И.А. Проблемные  ситуации. [Текст]/ Ильницкая И.А. - М., 1985. - 356 с.

 

.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед.  учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 4-е издание., стер. - М.: «Академия», 2002. - 416 с.

 

.Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. [Текст] / Кудрявцев Т.В. // Педагогика и  психология. - 1991. - №4 - 201 с.

 

18.Кудрявцев, Т.В. Проблемное  обучение - понятие и содержание. [Текст]/Кудрявцев Т.В // Вестник высшей школы. - 1984. - №4 - с. 24-32.

 

.Кудрявцев, Т.В. Психология технического  мышления. [Текст]/ Кудрявцев Т.В. - М., 1975. - 370 с.

 

.Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии [Текст] // Под ред. А.А. Давыденко. Д.Г. Левитес. - Мурманск, 1997. - 221 с.

 

21.Логинова, В.И. Дошкольная педагогика. [Текст] Учеб. пособие для студентов  пед. ин-тов.: Под ред. В.И. Логиновой,  П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и  доп. - М.: Просвещение, 1988. - 270 с.

 

.Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. [Текст] / Леонтьев А.Н. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

 

23.Лернер, И. Л. Проблемное обучение. [Текст] / Лернер И.Л. - М., 1974. - 267 с.

 

24.Мартынов, С.М. Здоровье ребенка в ваших руках [Текст] / Мартынов С.М. - М.: Просвещение, 1991. - 78 с.

 

.Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации  в мышлении и обучении [Текст] / Матюшкин А.М - М., 1972. - 325 с.

 

26.Махмутов, М.И. Организация проблемного  обучения в школе [Текст]/ Махмутов  М.И. - М., 1977. - 374 с.

 

.Махмутов, М.И. Теория и практика  проблемного обучения [Текст]/ Махмутов  М.И. - Казань, 1972. - 365 с.

 

.Мельникова, Е.Л. Проблемное обучение [Текст] / Мельникова Е.Л. // Первое  сентября - №2 - 2002. - с. 2.

 

.Мельникова, Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми [Текст] / Е.Л. Мельникова // Начальная школа - плюс-минус. - 1999. - №5. - с. 31-37.

 

.Мельникова, Е.Л. Технология проблемного  обучения [Текст]/ Е.Л.Мельникова // Школа  2100. образовательная программа. - №3. - М., 1999 - с. 85-93.

 

.Мочалова, Н.М. Методы проблемного  обучения и границы их применимости [Текст] /Мочалова Н.М. - Казань, 1979. - 385 с.

 

32.Основы безопасности дошкольников [Текст]/ Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000.

 

.Петрушин, О.В. Методы проблемного  обучения на уроках биологии [Текст] / Петрушин О.В // Образование в  современной школе. 2003. - №6 - с. 9-11.

 

.Поддубная, Л.Б. Правила дорожного  движения. Старшая группа. [Текст]/ Л.Б.  Поддубная - Волгоград: Корифей. - 96 с.

 

.Поддубный, А.В. Еще раз о  проблемном обучении [Текст]/Поддубный  А.В.// Биология в школе. - 1997. - №5. - с. 31-34.

 

.Подласый, И.П. Педагогика: Новый  курс[Текст]: Учеб. для студ. высших  учебных заведений: в 2 кн./ И.П.  Подласый - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. - Кн. 1: Общие основы процесса обучения. - 576 с.

 

37.Поддьяков, Н.Н. Умственное  воспитание детей дошкольного  возраста [Текст] / Поддьяков Н.Н., Николаева  С.Н., Парамонова Л.А. и др.; под  ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

 

.Программа воспитания и обучения  в детском саду [Текст] / Под ред.  М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.  Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 232 с.

 

39.Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст]/ С.Л. Рубинштейн - М., 1958. - 158 с.

 

40.Рубинштейн, С.Л. Основы общей  психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн - М., 1988. - 450 с.

 

41.Современные образовательные  программы для дошкольных учреждений [Текст]: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М., 1999.

 

42.Толковый словарь русского  языка./ Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. - Издательство «Азъ» - М., 1992.

 

.Фалюшина, Л.И. Управление качеством  образовательного процесса в  дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ [Текст]/ Фалюшина Л.И. - М., 2003.

 

.Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед.  уч-щ по спец. 2002 «Дошкольное воспитание»  и 2010 «Воспитание в дошкольных  учреждениях» [Текст] / Ядэшко В.И., Сохин Ф.А., Ильина Т.А. и др.; под ред. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А.. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с.

 

 

Приложение 1

 

 

Диагностическое задание №1

 

-Как называется часть улицы,  по которой едут машины?

 

Как называется часть улицы, отведенная для пешеходов?

 

Кого называют пешеходом?

 

Где безопасно переходить улицу?

 

Как найти место перехода улицы?

 

Как перейти через дорогу?

 

Что обозначает красный (зеленый, желтый) сигнал светофора для пешеходов, водителей?

 

Как нужно переходить улицу вблизи остановки маршрутного транспорта?

 

Почему нельзя играть на дороге?

 

Диагностическое задание №2 «Расскажи, что не так»

 

Ребенку предлагается серия картинок, на которых изображены различные  ситуации поведения людей на улице, при переходе через дорогу, нахождения рядом с проезжей частью, поведения детей на дороге, нужно рассмотреть и объяснить, что правильно или неправильно делали люди.

 

 

Приложение 2

 

 

Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности жизни.

 

Занятие «О ступеньках под землей и полосатой зебре».

 

Детям представлены иллюстрации с  изображением людей переходящих  улицу в не положенном месте, детям  нужно сказать, что люди делают не правильно, и где им нужно было переходить дорогу.

 

Игра «Три глаза - три наказа».

 

Детям нужно раскрасить светофоры. Рассказать, почему они стоят рядом, один из них светит зеленым, а другой красным? По какому светофору нужно переходить дорогу? Дети должны рассказать, что дорогу нужно переходить по тому, который смотрит на тебя. Ведь другой светофор смотрит на дорогу, специально для того, чтобы его видели водители. Пока на нашем светофоре - зеленый свет, для автомобилистов горит красный. Мы идем, машины стоят.

 

Занятие «Катание на велосипеде в  черте города».

 

Организуется обсуждение возможных  опасных ситуаций, привлекался личный опыт детей, случаи из жизни. Рассматриваются следующие ситуации:

 

опасные для самих детей (если они  катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора);

 

Дети должны отметить, что лучше  избегать подобных ситуаций и кататься во дворе и по тротуару, нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора;

 

опасные для пешеходов (например, можно  наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи);

 

Занятие «Игры во дворе».

 

Детям предлагается игра-тренинг, в  которой они должны построить из кубиков дом с аркой. Куклами они должны изображать мальчиков футболистов или девочек играющих в «классики». В игре принимает участие несколько детей, которые меняются ролями. В начале игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а затем девочки игру в «классики». При этом один ребенок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит, а дети быстро убирают кукол с дороги и переносят их подальше от арки.

 

Настольная игра «Я по улице иду».

 

Предлагается большой рисунок, выполненный цветными мелками: перекресток, оборудованный транспортными и пешеходными светофорами; пешеходный переход, несколько машин разного типа; фигурки пешеходов. На транспортном светофоре горит красный свет, а машина движется по пешеходному переходу; пешеходы идут через улицу на красный свет светофора. Дети должны найти ошибки в движении транспорта, пешеходов.

 

Игра «Ловкий пешеход».

 

Направлена на усвоение детьми знания обозначения сигналов светофора. Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти - значит, на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный - выбываешь из игры. В желтый - получаешь право бросить мяч еще раз.

 

Занятие «Хозяин перекрестка».

 

Дети знакомятся с работой инспектора ДПС. В ходе занятия дается подвижная  игра «Перекресток», ведущий (экспериментатор) встает в центре перекрестка - это регулировщик. Дети делятся на две группы - пешеходы и автомобили. После сигнала ведущего перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускается нарушение правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя, тот выбывает из игры.

 

Итоговое занятие «Викторина по ПДД».

 

Ставится задача выявить уровень  знаний детей старшего дошкольного  возраста о правилах безопасности жизни, закрепить знания по правилам дорожного движения.

 

Оборудования: Письмо от почтальона Печкина, карточки с вопросами к игре-викторине.

 

Ход:

 

Детям задавались вопросы по карточкам.

 

какие цвета светофора вы знаете?

 

на какой цвет надо переходить дорогу?

 

почему нельзя отвлекаться при переходе дороги?

 

почему опасно играть рядом с  дорогой?

 

как надо поступить, если при переходе дороги уронил какой-нибудь предмет?

 

где можно играть?

 

где и как надо переходить дорогу?

 

какой переход более безопасный «зебра» или подземный?

 

сколько сигналов у пешеходного светофора?

 

почему надо быть особенно внимательным на дороге в плохую погоду?

 

почему надо остановиться, перед  тем, как переходить проезжую часть?

 

кто такой пассажир?

 

по какой стороне дороги едут машины?

 

почему нельзя перебегать дорогу?

 

когда можно переходить дорогу?

 

какие части дороги вы знаете?

 

где можно кататься на велосипеде или самокате?

 

как выглядит знак «Пешеходный переход»?

 

как называется часть дороги, по которой  едут машины?

 

кого называют пешеходом?

 

какие виды пешеходных переходов вы знаете?

 

где должны ходить пешеходы?

 

что такое перекресток?

 

кто регулирует работу перекрестка, если нет светофора?

 

почему  опасно болтать при переходе дороги?

 

Подвижная игра по Правилам дорожного движения. «Займи свое место».

 

Каждый  из игроков чертит себе цветными мелками один из кружков (красный, желтый, зеленый) и занимает его. Ведущий находится в центре площадке и говорит: «Раз, два, три! Из светофора выходи!» Все выходят из своих кружков (мест) и разбегаются по площадке. Затем ведущий произносит: «Раз, два, три! В светофор беги!» Играющие стараются как можно быстрее занять свое место (кружок). Тот, кто не успел занять свое место, становится ведущим.


Информация о работе Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций