Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 13:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение развития коммуникативной сферы у детей с аутизмом и рассмотрение возможных путей ее формирования.
В соответствии с поставленной целью, определяются задачи данной работы:
1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. изучить сущность раннего детского аутизма;
3. рассмотреть особенности развития коммуникативной сферы у детей с РДА;
4. провести экспериментальное изучение;

Содержание

Введение……………………………………………………...………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом………………………………………………………………………….6
1.1.Современное понимание раннего детского аутизма………………..…6
1.2.Особенности формирования коммуникативной деятельности при нормальном и нарушенном развитии…………………………………………..17
1.3.Музыка как средство развития коммуникативных навыков при работе с аутичными детьми…………………………………………………………….25

Глава II. Экспериментальное изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом……………30
2.1. Принципы, цель, задачи и организация констатирующего эксперимента………………………………………………………………….....30
2.2. Методика обследования………………………………………………..32
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………..44

Глава III. Формирование навыков коммуникативной компетентности у детей с ранним детским аутизмом средствами музыки……………………….59
3.1.Теоретическое обоснование обучающего эксперимента…………......59
3.2. Методика экспериментального обучения……………………………..62
3.3.Анализ результатов контрольного эксперимента……………………..69

Заключение………………………………………………………………..…77
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Богомазовой Ю последняя версия.docx

— 369.25 Кб (Скачать файл)

 Дети выбирают музыкальные  инструменты: ложки, бубны, колокольчики.

4.Пальчиковая гимнастика

- А сейчас, давайте вспомним гимнастику для пальчиков «Овечка».

Вот кудрявая овечка (играть растопыренными пальчиками).

Шерстка белая в колечках (поочередно соединять все пальцы с большим в «колечко»).

Шерстка мягкая, густая –

Шубка у овцы такая! (выполнять плавные движения с широко раздвинутыми пальцами)

5.Слушание музыки

Педагог показывает детям картинку с изображением двух дерущихся петухов.

- Кто изображен на картинке? Послушайте стихотворение:

Как-то утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: «Не дерись, не ершись,

Не петушись, поторопись, тебе пора!

Ну, ни пуха, ни пера!»

Через час едва живой

Петушок идет домой!

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора.

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера!

Рассказать о характере муз. произведения и исполнить пьесу «Два петуха» С. Разорёнова

6.Пение

- Ребятки, а давайте покажем лошадке, как мы умеем петь. И

 вспомним  «Песенку про хомячка».

Педагог четко произносит текст песни, затем поёт, дети на проигрыш изображают хомячков. Дети поддерживают щеки руками (как будто щёки очень тяжелые), причмокивают, с окончанием проигрыша надувают щеки и произносят «Пфу-у». При повторном исполнении. Дети поют хором вместе с педагогом. Предложить детям исполнить песню по желанию.

7.Игры, пляски

Литовская народная музыка «Пляска парами».

Под музыку 1-ой части дети легко бегут на носочках парами, с началом 2-ой – останавливаются и хлопают в ладоши. За вторым разом  - на 2-ую часть топают поочередно сначала правой затем левой ногой. Окончание первой части музыки необходимо немного замедлить для того, чтобы дети почувствовали её окончание. Нужно напомнить детям, что в этой музыке две части: 1-ая часть – легкая и быстрая, 2-ая – громкая, ритмичная.

Поблагодарить детей за занятие и попрощаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конспект индивидуального музыкально – коррекционного занятия

Цель: развитие музыкально – сенсорных способностей, умения различать длинные и короткие звуки. Развитие певческих навыков.

Задачи: развивать устойчивое внимание, музыкальную память, ритмический слух. Способствовать развитию творческого воображения, фантазии и желанию передать в движении, слове, игре. Разучивать и совершенствовать новое движение – прямой галоп.

Оборудование и материалы: ноты песен «Колокольчик», металлофоны, колокольчики, маракасы, платочки, игрушка лошадка.

Ход занятия:

- Здравствуй! Давай посмотрим, какие у нас веселые, звонкие колокольчики живут в волшебной корзинке. Педагог предлагает посмотреть, и выбрать цветной колокольчик.

1. Приветствие.

Ребенок вместе с мамой устраивается удобно на коврике или стульчике. Слушает песню в исполнении педагога «Колокольчик нам поет» муз. Е. Попляновой.

Перед первым прослушиванием приветственной песни, можно предупредить ребенка о том, что наш колокольчик очень внимательный и вежливый. Когда он услышит в песне слова «динь – дон», то сразу отвечает (звенит колокольчиком).

После песни, педагог поет трезвучие ре мажор (тональность песни) приветствие ребенку, называя цвет колокольчика.

- Здравствуй, красный колокольчик! (ля – фа, ля – ля – фа  – фа, ре – ре)

Ребенок в ответ на приветствие звенит.

2. Движение под музыку

- Слышишь, кто - то спешит к нам в гости. Педагог цокает языком, и побуждает ребенка к ответу.

- Посмотри, кто пришел сегодня к нам в гости. Педагог показывает игрушечную лошадку.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

- Давай тоже поедем на лошадке. Лошадка высоко поднимает ножки. Педагог показывает, без музыкального сопровождения, высокий шаг, а затем прямой галоп.

Упражнение «Лошадка» 

Взяли вожжи с бубенцами (выставляем ручки),

Запрягли лошадок сами (как - бы натягивая поводья).

Едут, едут, молодцы (идем, высоко поднимая ноги).

Все отважные бойцы.

Гоп, лошадка, не лениться,

Выше ножки поднимай!

В гости надо торопиться (переходим на прямой галоп),

Поскорее ты шагай.

Но-о, но-о, но-о!

Ну, шагай опять, лошадка,

Мы теперь домой идем (идут высоким шагом).

Причешу тебя я гладко,

Мы с тобой отдохнём (в конце – остановка),

Тпр-р-р-р... (руки вниз, расслабить).

- Настоящая лошадка, как  высоко ножки поднимаешь. Садись теперь на коврик, поиграем с пальчиками.

3. Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Заходите в гости» (без сопровождения)

- Сейчас мы с тобой покажем, как в домике у белки помогали детки. Педагог сопровождает текст гимнастики, движениями.

Чисто в домике у белки (обводим взглядом воображаемую комнату),

Дети вымыли тарелки (круговыми движениями потираем руки),

Мусор вымели во двор (стряхиваем одной рукой с ладони «мусор»),

Палкой выбили ковёр (стучим ребром ладони по другой ладони).

Постучался почтальон (стучим кулачком по ладони)

Благородный старый слон (качаемся корпусом из стороны в сторону)

Вытер ноги о подстилку: (вытираем ладонь об ладонь)

Распишитесь за «Мурзилку», (пишем пальцем по ладони)

Это кто стучится в двери? (стучим кулачком по ладони)

Это мошки, (делаем вращательные движения указательным пальцем)

Птички, (взмахиваем кистями рук)

Звери! (показываем ушки зайчика)

Вытирайте ножки, (делаем «пригласительные» движения)

дорогие крошки!

4. Слушание музыки

«Игра в лошадки» П. И. Чайковский

- Сейчас мы с тобой услышим произведение русского композитора Петра Ильича Чайковского, который написал эту пьесу после того, как увидел играющих за окном мальчиков.

- Давай послушаем.

- Как ты думаешь, во что играли мальчики? Мальчики брали палочки и скакали как на лошадках. Музыка нам подсказывает короткими, быстрыми, как будто скачущими звуками. Мальчики догоняли друг друга, вот такую веселую игру наблюдал композитор и написал свое произведение, которое назвал «Игра в лошадки».

Слушание проводится еще раз.

5.Ритмическая игра

«Строим дом»

-  Мы с тобой слушали сказку о том, как матрёшки До и Ля ходили гулять. Что с ними случилось на прогулке?

- Правильно, они попали  под дождь и узнали, что капельки  бывают длинные и короткие. Мы с тобой играли в игру «Капли и капельки». Звуки тоже бывают длинные и короткие. Длинные звуки мы показывали, шлёпая по коленкам, а короткие – хлопали в ладоши.

- Сейчас мы будем слушать  песню, и узнавать какие звуки  короткие, а какие – длинные.

Проводится слушание.

- Каких звуков в песне  было больше всего? Конечно, коротких, а длинных звуков было мало. Давай вместе прохлопаем короткие звуки.

Строим, строим, строим дом (хлопаем, а на слово «дом» шлёпаем по коленкам).

Будет всем уютно в нем (хлопаем, а на последнее слово – шлёпаем).

Строим крышу и окно (хлопаем, а на последнее слово – шлёпаем).

Будет в домике светло. (хлопаем, а на последнее слово – шлёпаем).

- Каких же звуков у  нас было больше, коротких или  длинных? Коротких, а длинных всего…

Упражнение проводится еще раз, используется трек, чтобы ребенок мог подпевать педагогу длинные ноты дом, в нём, окно, светло.

6.Танец – игра

«Стирка»

- Давайте с тобой поиграем с платочками. Педагог достает из корзинки платочки и роняет их на пол.

- Ой, а платочки – то  грязные. Я знаю, надо их постирать. Будем маме помогать? Тогда садись на коврик, будем стирать платочки.

Маме станем помогать

Будем мы белье стирать (трем кулачками платочки).

Раз – два – три, раз – два – три

Мы стираем, посмотри.

Чистенькой воды нальем, (расправляем платочки и покачиваем ими)

Полоскать белье начнем.

Раз – два – три, раз – два – три

Полоскаем, посмотри.

Чтоб белье сушить начать,

Надо хорошо отжать (сжимаем кулачками платочки).

Раз – два – три, раз – два – три

Отжимаем, посмотри.

Потянулись высоко (поднимаем платочки за два уголка),

Всё повесить нелегко.

Раз – два – три, раз – два – три

Как белье висит, смотри.

Мы стирали, мы стирали (кладем платочки на ножки).

Наши рученьки устали.

Сядем вместе, посидим (ладошку под щёчку, качаем головой)

Друг на друга поглядим. 

- Молодец, теперь можно чистые платочки и в корзинку сложить.

7.Игра на музыкальных инструментах

«Мыши»

- Садись, мы будем слушать песню, а потом играть ее на музыкальных инструментах.

Проводится слушание.

Слышу я как ночью

Оживает дом.

Это снова мыши

Пляшут под столом.

В дудочку играют,

Бегают, пищат

Маленькие лапки

По полу стучат.

Бегают всю ночь,

А только на заре

Мыши, наигравшись,

Прячутся в норе.

- Давай возьмем маракасы, поздороваемся с ними.

- Мы с тобой будем играть длинные и короткие звуки. Сначала длинный звук, а потом два коротких. Пробуем встряхивать маракасами в заданном ритме.

Играем под музыку.

Игра на металлофоне

- А теперь возьмем металлофон. Сейчас мы поздороваемся с каждой ноткой.

Помнишь сестричек – матрёшек, у каждой есть имя. Мы сейчас, с тобой поздороваемся с нотами и назовём каждую по имени.

Упражнение «Цветные нотки».

Педагог поет гамму до - мажор, называя ноты.

Ребенок, следуя за пением педагога, играет гамму.

- Давай вспомним, как зовут красную ноту? Соль. А теперь найдем на металлофоне ноту Ре и Ми (зеленую и желтую пластину).

- Сейчас, мы послушаем  и вспомним шуточную песню, в  которой звучат эти ноты.

Звучит песня «Рано утром»

Рано утром, вечерком

Поздно, на рассвете

Кошка ехала верхом

В шелковой карете.

А за нею во всю прыть,

Тихими шагами

Кот старался переплыть

Миску с пирогами.

- Наша шуточная песня начинается с ноты Соль, найди на металлофоне соль. А теперь мы прыгнем на ноту Ре, а после ноты ре рядом найдем Ми. Давай послушаем песню с нотами.

Во второй раз звучит фонограмма с названием нот.

Пробуем играть, называя ноты.

- А сейчас мы с тобой попробуем сыграем и спеть песню. 

- Молодец, а теперь нас ждут колокольчики. Пришла пора прощаться.

8.Прощание

Используется та же песня Е. Попляновой «Колокольчик нам поет», но вместо слов « пора начать урок» педагог поет «пора заканчивать урок».

Обращая внимание на цвет колокольчика, педагог прощается с ребенком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конспект группового музыкально – коррекционного занятия

Цель: адаптация к структуре занятия, педагогу; развитие коммуникативных навыков посредством музыки.

Задачи: создать благожелательную атмосферу на занятии, увлечь ребенка музыкой, пением, движениями под музыку и знакомство с детскими музыкальными инструментами, вовлечь в коллективную деятельность.

Оборудование и материалы: ноты песен «Колокольчик», «Ладушки»; кукла Маша, погремушки, маракасы, металлофоны, колокольчики, дорожка.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Давайте  посмотрим, какие у нас веселые, звонкие колокольчики живут в  волшебной корзинке

1.Приветствие

Дети слушают песню в исполнении педагога «Колокольчик нам поет» муз. Е. Попляновой.

На слова песни «Динь - дон» можно привлечь детей к игре колокольчиком – это «разговаривает» колокольчик.

После приветственной песни педагог обращает внимание ребят к цвету колокольчика и затем по очереди здоровается с каждым колокольчиком (называя по цветам).

- Теперь давайте положим  колокольчики в нашу волшебную  корзинку.

2.Знакомство с куклой Машей

Педагог достает из корзинки красивую куклу, обращает внимание детей и зовет к себе.

Я, наверно, вам знакома.

Я живу у деток дома…

С ними я хожу гулять.

С детками ложусь в кровать.

И сама без всякой сказки

Закрываю сразу глазки.

Я совсем не растеряша-

Я игрушка, кукла Маша. (И. Брусов)

- Это же кукла Маша, здравствуй Маша. Педагог предлагает  детям поздороваться, взяв за  ручку куклу.

- Посмотрите, как Маше  нравится у нас, она даже в  ладоши захлопала. А вы умеете  хлопать?

3.Движения под музыку.

- Мы с вами разбудим  наши ладошки и поиграем в игру «Ладушки».

Педагог играет русскую народную потешку, а дети хлопают руками в такт музыки.

Ладушки, ладушки

Где были?

У бабушки.

Что ели?

Кашку.

Что пили?

Бражку.

Кашку поели,

Шууу - шууу, полетели.

На головку сели

Сели, посидели.

И улетели.

На слова «шууу-шууу» машут руками как крылышками и кладут на голову, а затем снова машут.

- Молодцы, а наша Маша  умеет топать ножками, давайте  вместе с ней потопаем по  коврику.

Звучит музыка марша музыка М.Раухвергера, дети шагают вокруг коврика – будят ножки.

4.Пальчиковая гимнастика.

Используется музыка Е. Железновой «Мальчик-пальчик».

Массируется, гладится каждый пальчик на слова:

Мальчик-пальчик, где ты был? (поглаживается большой палец)

Я на речке братьев мыл – («моем» ручки»)

С этим братцем в лес ходил,  (поглаживаем указательный палец)

С этим братцем щи варил,  (поглаживаем средний)

С этим братцем кашу ел,  (поглаживаем безымянный)

С этим братцем песни пел  (поглаживаем мизинчик).

5.Слушание музыки.

- А теперь мы с вами  и куклой Машей отдохнем, возьмем  подушечки и полежим на коврике. (Подушки используются как обязательный  атрибут для слушания, то есть  у детей постепенно вырабатывается  приятное ожидание отдыха и  расслабления, а потом и слуховое  внимание).

- Сейчас мы послушаем, как солнышко просыпается утром, будит птичек.

Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом