Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 13:20, дипломная работа
Целью исследования является изучение развития коммуникативной сферы у детей с аутизмом и рассмотрение возможных путей ее формирования.
В соответствии с поставленной целью, определяются задачи данной работы:
1. проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. изучить сущность раннего детского аутизма;
3. рассмотреть особенности развития коммуникативной сферы у детей с РДА;
4. провести экспериментальное изучение;
Введение……………………………………………………...………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом………………………………………………………………………….6
1.1.Современное понимание раннего детского аутизма………………..…6
1.2.Особенности формирования коммуникативной деятельности при нормальном и нарушенном развитии…………………………………………..17
1.3.Музыка как средство развития коммуникативных навыков при работе с аутичными детьми…………………………………………………………….25
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом……………30
2.1. Принципы, цель, задачи и организация констатирующего эксперимента………………………………………………………………….....30
2.2. Методика обследования………………………………………………..32
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………..44
Глава III. Формирование навыков коммуникативной компетентности у детей с ранним детским аутизмом средствами музыки……………………….59
3.1.Теоретическое обоснование обучающего эксперимента…………......59
3.2. Методика экспериментального обучения……………………………..62
3.3.Анализ результатов контрольного эксперимента……………………..69
Заключение………………………………………………………………..…77
Список литературы………………
Цель: развитие музыкально – сенсорных способностей, умения различать длинные и короткие звуки. Развитие певческих навыков.
Задачи: развивать устойчивое внимание, музыкальную память, ритмический слух. Способствовать развитию творческого воображения, фантазии и желанию передать в движении, слове, игре. Разучивать и совершенствовать новое движение – прямой галоп.
Оборудование и материалы: ноты песен «Колокольчик», металлофоны, колокольчики, маракасы, платочки, игрушка лошадка.
Ход занятия:
- Здравствуй! Давай посмотрим, какие у нас веселые, звонкие колокольчики живут в волшебной корзинке. Педагог предлагает посмотреть, и выбрать цветной колокольчик.
1. Приветствие.
Ребенок вместе с мамой устраивается удобно на коврике или стульчике. Слушает песню в исполнении педагога «Колокольчик нам поет» муз. Е. Попляновой.
Перед первым прослушиванием приветственной песни, можно предупредить ребенка о том, что наш колокольчик очень внимательный и вежливый. Когда он услышит в песне слова «динь – дон», то сразу отвечает (звенит колокольчиком).
После песни, педагог поет трезвучие ре мажор (тональность песни) приветствие ребенку, называя цвет колокольчика.
- Здравствуй, красный колокольчик! (ля – фа, ля – ля – фа – фа, ре – ре)
Ребенок в ответ на приветствие звенит.
2. Движение под музыку
- Слышишь, кто - то спешит к нам в гости. Педагог цокает языком, и побуждает ребенка к ответу.
- Посмотри, кто пришел сегодня к нам в гости. Педагог показывает игрушечную лошадку.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
- Давай тоже поедем на лошадке. Лошадка высоко поднимает ножки. Педагог показывает, без музыкального сопровождения, высокий шаг, а затем прямой галоп.
Упражнение «Лошадка»
Взяли вожжи с бубенцами (выставляем ручки),
Запрягли лошадок сами (как - бы натягивая поводья).
Едут, едут, молодцы (идем, высоко поднимая ноги).
Все отважные бойцы.
Гоп, лошадка, не лениться,
Выше ножки поднимай!
В гости надо торопиться (переходим на прямой галоп),
Поскорее ты шагай.
Но-о, но-о, но-о!
Ну, шагай опять, лошадка,
Мы теперь домой идем (идут высоким шагом).
Причешу тебя я гладко,
Мы с тобой отдохнём (в конце – остановка),
Тпр-р-р-р... (руки вниз, расслабить).
- Настоящая лошадка, как высоко ножки поднимаешь. Садись теперь на коврик, поиграем с пальчиками.
3. Пальчиковая гимнастика.
Упражнение «Заходите в гости» (без сопровождения)
- Сейчас мы с тобой покажем, как в домике у белки помогали детки. Педагог сопровождает текст гимнастики, движениями.
Чисто в домике у белки (обводим взглядом воображаемую комнату),
Дети вымыли тарелки (круговыми движениями потираем руки),
Мусор вымели во двор (стряхиваем одной рукой с ладони «мусор»),
Палкой выбили ковёр (стучим ребром ладони по другой ладони).
Постучался почтальон (стучим кулачком по ладони)
Благородный старый слон (качаемся корпусом из стороны в сторону)
Вытер ноги о подстилку: (вытираем ладонь об ладонь)
Распишитесь за «Мурзилку», (пишем пальцем по ладони)
Это кто стучится в двери? (стучим кулачком по ладони)
Это мошки, (делаем вращательные движения указательным пальцем)
Птички, (взмахиваем кистями рук)
Звери! (показываем ушки зайчика)
Вытирайте ножки, (делаем «пригласительные» движения)
дорогие крошки!
4. Слушание музыки
«Игра в лошадки» П. И. Чайковский
- Сейчас мы с тобой услышим произведение русского композитора Петра Ильича Чайковского, который написал эту пьесу после того, как увидел играющих за окном мальчиков.
- Давай послушаем.
- Как ты думаешь, во что играли мальчики? Мальчики брали палочки и скакали как на лошадках. Музыка нам подсказывает короткими, быстрыми, как будто скачущими звуками. Мальчики догоняли друг друга, вот такую веселую игру наблюдал композитор и написал свое произведение, которое назвал «Игра в лошадки».
Слушание проводится еще раз.
5.Ритмическая игра
«Строим дом»
- Мы с тобой слушали сказку о том, как матрёшки До и Ля ходили гулять. Что с ними случилось на прогулке?
- Правильно, они попали под дождь и узнали, что капельки бывают длинные и короткие. Мы с тобой играли в игру «Капли и капельки». Звуки тоже бывают длинные и короткие. Длинные звуки мы показывали, шлёпая по коленкам, а короткие – хлопали в ладоши.
- Сейчас мы будем слушать песню, и узнавать какие звуки короткие, а какие – длинные.
Проводится слушание.
- Каких звуков в песне было больше всего? Конечно, коротких, а длинных звуков было мало. Давай вместе прохлопаем короткие звуки.
Строим, строим, строим дом (хлопаем, а на слово «дом» шлёпаем по коленкам).
Будет всем уютно в нем (хлопаем, а на последнее слово – шлёпаем).
Строим крышу и окно (хлопаем, а на последнее слово – шлёпаем).
Будет в домике светло. (хлопаем, а на последнее слово – шлёпаем).
- Каких же звуков у нас было больше, коротких или длинных? Коротких, а длинных всего…
Упражнение проводится еще раз, используется трек, чтобы ребенок мог подпевать педагогу длинные ноты дом, в нём, окно, светло.
6.Танец – игра
«Стирка»
- Давайте с тобой поиграем с платочками. Педагог достает из корзинки платочки и роняет их на пол.
- Ой, а платочки – то грязные. Я знаю, надо их постирать. Будем маме помогать? Тогда садись на коврик, будем стирать платочки.
Маме станем помогать
Будем мы белье стирать (трем кулачками платочки).
Раз – два – три, раз – два – три
Мы стираем, посмотри.
Чистенькой воды нальем, (расправляем платочки и покачиваем ими)
Полоскать белье начнем.
Раз – два – три, раз – два – три
Полоскаем, посмотри.
Чтоб белье сушить начать,
Надо хорошо отжать (сжимаем кулачками платочки).
Раз – два – три, раз – два – три
Отжимаем, посмотри.
Потянулись высоко (поднимаем платочки за два уголка),
Всё повесить нелегко.
Раз – два – три, раз – два – три
Как белье висит, смотри.
Мы стирали, мы стирали (кладем платочки на ножки).
Наши рученьки устали.
Сядем вместе, посидим (ладошку под щёчку, качаем головой)
Друг на друга поглядим.
- Молодец, теперь можно чистые платочки и в корзинку сложить.
7.Игра на музыкальных инструментах
«Мыши»
- Садись, мы будем слушать песню, а потом играть ее на музыкальных инструментах.
Проводится слушание.
Слышу я как ночью
Оживает дом.
Это снова мыши
Пляшут под столом.
В дудочку играют,
Бегают, пищат
Маленькие лапки
По полу стучат.
Бегают всю ночь,
А только на заре
Мыши, наигравшись,
Прячутся в норе.
- Давай возьмем маракасы, поздороваемся с ними.
- Мы с тобой будем играть длинные и короткие звуки. Сначала длинный звук, а потом два коротких. Пробуем встряхивать маракасами в заданном ритме.
Играем под музыку.
Игра на металлофоне
- А теперь возьмем металлофон. Сейчас мы поздороваемся с каждой ноткой.
Помнишь сестричек – матрёшек, у каждой есть имя. Мы сейчас, с тобой поздороваемся с нотами и назовём каждую по имени.
Упражнение «Цветные нотки».
Педагог поет гамму до - мажор, называя ноты.
Ребенок, следуя за пением педагога, играет гамму.
- Давай вспомним, как зовут красную ноту? Соль. А теперь найдем на металлофоне ноту Ре и Ми (зеленую и желтую пластину).
- Сейчас, мы послушаем и вспомним шуточную песню, в которой звучат эти ноты.
Звучит песня «Рано утром»
Рано утром, вечерком
Поздно, на рассвете
Кошка ехала верхом
В шелковой карете.
А за нею во всю прыть,
Тихими шагами
Кот старался переплыть
Миску с пирогами.
- Наша шуточная песня начинается с ноты Соль, найди на металлофоне соль. А теперь мы прыгнем на ноту Ре, а после ноты ре рядом найдем Ми. Давай послушаем песню с нотами.
Во второй раз звучит фонограмма с названием нот.
Пробуем играть, называя ноты.
- А сейчас мы с тобой попробуем сыграем и спеть песню.
- Молодец, а теперь нас ждут колокольчики. Пришла пора прощаться.
8.Прощание
Используется та же песня Е. Попляновой «Колокольчик нам поет», но вместо слов « пора начать урок» педагог поет «пора заканчивать урок».
Обращая внимание на цвет колокольчика, педагог прощается с ребенком.
Цель: адаптация к структуре занятия, педагогу; развитие коммуникативных навыков посредством музыки.
Задачи: создать благожелательную атмосферу на занятии, увлечь ребенка музыкой, пением, движениями под музыку и знакомство с детскими музыкальными инструментами, вовлечь в коллективную деятельность.
Оборудование и материалы: ноты песен «Колокольчик», «Ладушки»; кукла Маша, погремушки, маракасы, металлофоны, колокольчики, дорожка.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим, какие у нас веселые, звонкие колокольчики живут в волшебной корзинке
1.Приветствие
Дети слушают песню в исполнении педагога «Колокольчик нам поет» муз. Е. Попляновой.
На слова песни «Динь - дон» можно привлечь детей к игре колокольчиком – это «разговаривает» колокольчик.
После приветственной песни педагог обращает внимание ребят к цвету колокольчика и затем по очереди здоровается с каждым колокольчиком (называя по цветам).
- Теперь давайте положим колокольчики в нашу волшебную корзинку.
2.Знакомство с куклой Машей
Педагог достает из корзинки красивую куклу, обращает внимание детей и зовет к себе.
Я, наверно, вам знакома.
Я живу у деток дома…
С ними я хожу гулять.
С детками ложусь в кровать.
И сама без всякой сказки
Закрываю сразу глазки.
Я совсем не растеряша-
Я игрушка, кукла Маша. (И. Брусов)
- Это же кукла Маша, здравствуй Маша. Педагог предлагает детям поздороваться, взяв за ручку куклу.
- Посмотрите, как Маше нравится у нас, она даже в ладоши захлопала. А вы умеете хлопать?
3.Движения под музыку.
- Мы с вами разбудим наши ладошки и поиграем в игру «Ладушки».
Педагог играет русскую народную потешку, а дети хлопают руками в такт музыки.
Ладушки, ладушки
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.
Кашку поели,
Шууу - шууу, полетели.
На головку сели
Сели, посидели.
И улетели.
На слова «шууу-шууу» машут руками как крылышками и кладут на голову, а затем снова машут.
- Молодцы, а наша Маша умеет топать ножками, давайте вместе с ней потопаем по коврику.
Звучит музыка марша музыка М.Раухвергера, дети шагают вокруг коврика – будят ножки.
4.Пальчиковая гимнастика.
Используется музыка Е. Железновой «Мальчик-пальчик».
Массируется, гладится каждый пальчик на слова:
Мальчик-пальчик, где ты был? (поглаживается большой палец)
Я на речке братьев мыл – («моем» ручки»)
С этим братцем в лес ходил, (поглаживаем указательный палец)
С этим братцем щи варил, (поглаживаем средний)
С этим братцем кашу ел, (поглаживаем безымянный)
С этим братцем песни пел (поглаживаем мизинчик).
5.Слушание музыки.
- А теперь мы с вами
и куклой Машей отдохнем, возьмем
подушечки и полежим на
- Сейчас мы послушаем,
как солнышко просыпается
Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом